Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Ситуативная и личностная тревожность студентов-спортсменов"

статья

Автор: Каверина Ирина Алексеевна, студент, ассистент кафедры физической культуры, ОрГМУ, город Оренбург



В раздел высшее образование



ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Кафедра физической культуры
Ситуативная и личностная тревожность студентов-спортсменов
Автор - Каверина Ирина Алексеевна, 4 курс, факультет клинической психологии Научный руководитель — ассистент кафедры физической культуры Барсукова Маргарита Юрьевна Студенческий возраст характеризуется тем что, в этот период развития достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Так же данный период является наиболее активного развития нравственных и этических чувств, становления и стабилизации характера и овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека. В студенческом возрасте основным видом деятельности является учебно- профессиональная. Ведущая деятельность в юношеском возрасте учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском (студенческом) возрасте. В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности — стремление приобрести социально значимую профессию. Физическая культура и спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Поэтому многие процессы и явления, происходящие в физкультурном и спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и понять их можно только в единстве с интересами и потребностями общества. С другой стороны, некоторые закономерности, выявляемые в спорте, могут быть перенесены на другие стороны деятельности человека. Психические состояния – наиболее подвижный элемент психологии спортсмена. Психодиагностика психического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку. Тенденция испытывать беспокойство и опасения вообще и в частных случаях давно привлекала внимание психологов и специалистов, занимающихся личностью в норме и патологии. Некоторые психоаналитики используют термины «тревога», «тревожность» для обозначения чрезмерного мрачного предчувствия. Для спортсменов тревожность не яв ляется изначально негативной чертой личности или фактором неуда чи в соревнованиях. Определенный уровень тревожности — естест - венная и обязательная особенность подготовки личности к какой-то ответственной деятельности — экзамену, соревнованию, принципиаль ному решению в жизни, рискованному поступку и прочее. Объектом исследования выступили студенты-спортсмены. Предметом - уровни ситуативной и личностной тревожности студентов-спортсменов. Цель: Охарактеризовать взаимосвязь ситуативной и личностной тревожности студентов- спортсменов Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между уровнем ситуативной и личностной тревожности студентов-спортсменов. Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были сформулированы задачи: 1. Изучить литературу по курсовому исследованию. 2. Охарактеризовать личностную и ситуативную тревожность. 3. Исследовать взаимосвязь ситуативную и личностную тревожность у студентов-
спортсменов. 4. Проанализировать результаты исследования. Исследование основано на теоретических взглядах Ю.Л. Ханина и анализе статьи У.П.Моргана и К.А.Эликсона. В проведенном исследовании использовались методы: Теоретический анализ научной литературы, тестирование, статистическая обработка результатов курсового исследования. В качестве выборки была представлена группа студентов-спортсменов ОрГМУ. Для тестирования применялась методика шкала Спилбергера - Ханина для определения ситуативной и личностной тревожности. Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность - важно персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной. Следует сказать о различие понятий тревоги как состояния и тревожности как черты личности. Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин "тревога" используется психологами в разных значениях. Это может быть:  временное психическое состояние возникшее под действием стрессовых факторов  Фрустрация социальных потребностей  Первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовать потребности  Свойство личности , которое дается через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий.  Реакция на представленную угрозу. Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность-это стабильная склонность человека реагировать на подобны социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Тревожность проявляется не обязательно непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон её жизнедеятельности, угнетающий психику. Выделяют основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:  Личность с высоким уровнем тревожности склонна окружающий мир, как заключающие в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности .  Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний.  Отрицательно влияет на результаты деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности. Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность. Таким образом тревожность это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Термин личностная тревожность используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать
состояние тревоги. Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства. Которое проявляется на всех уровнях активности человека. Ситуативная тревожность — это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно. Ситуативная тревожность - один из видов болезненной тревожности. Ситуативная тревожность, в отличие от личностной тревожность, проявляется в определенных ситуациях, при которых возникает проблема. В большинстве случаев, проявление ситуативной тревожности это явление, считающейся нормой в поведении человека. Влияние тревожности на результативность деятельности человека признается практически всеми психологами. Она влияет на решение задач возрастающей сложности; на научение и познавательную деятельность; на оценку ситуации и на успешность деятельности в конкретных областях. Во многих работах отечественных и зарубежных психологов подчеркивается зависимость деятельности человека от его индивидуальных показателей тревоги. Несмотря на различные предметы исследования, психологи сходятся в том, что тревожность способствует успешности деятельности только в простых для субъекта ситуациях и препятствует успешности в сложных ситуациях. Влияние тревожности на деятельность субъекта через мотивы происходит за счет того, что тревожность сама обладает побудительной силой и может подменять мотивы деятельности, выступая как мотив, имеющий достаточно привычные формы его реализации. Это является специфической особенностью тревожности. Высокий уровень тревожности повышает исходный уровень возбуждения вначале выполнения задания и в дальнейшем влияет на его увеличение в процессе выполнения задания. В результате довольно быстро достигается и превышается оптимум мотивации, что приводит к заметному нарушению действий (моторной скованности) и снижению результатов деятельности в условиях, способствующих усилению возбуждения. В спорте недостаточно исследований, в которых сопоставлялись бы отношение спортсменов к возможности получить физическую травму и социальное осуждение группы из-за неудачи. Однако можно с достаточным основанием предположить, что в напряженных видах спорта с наличием физического контакта тревожность участника чаще связана с последующим социальным неодобрением или похвалой, чем с опасением получить травму. Поэтому уровень тревожности, который может мешать деятельности, по-видимому, связан с отношением человека к успеху и неудачи и с его общей потребностью в достижении. Это было проверен в исследовании, проведенном несколько лет назад. Сначала экспериментатор разделил своих испытуемых на четыре группы (по высокому или низкому уровню тревожности с последующим разделением каждой подгруппы на тех, у кого высокий или низкий уровень потребности в достижении). Члены каждой группы освоили выполнение сложной двигательной задачи. Затем в ситуацию был неожиданно введен элемент соревнования. Средние показатели в деятельности четырех групп изменились, что отражено на рис. № 1
Уровни деятельности до и после соревновательного стресса. Рис. № 1 Изменение спортивной деятельности на соревновании у лиц, с высоким и низким уровнем потребности в достижении успеха и степени тревожности Условные обозначения: 1 - высокая степень тревожности - низкая потребность в достижении успеха; 2 - низкая степень тревожности - высокая потребность в достижении успеха; 3 - высокая степень тревожности - высокая потребность в достижении успеха; 4 - низкая степень тревожности - низкая потребность в достижении успеха Как видно из схемы, у высокотревожных испытуемых, которые стремились к достижению высокого результата (высокая потребность в достижении), деятельность обычно нарушалась, и они показывали худшие результаты из-за дополнительного соревновательного стресса. По-видимому, они уже действовали на своем оптимальном уровне. На испытуемых с низким уровнем тревожности и низкой потребностью в достижении соревнование не влияло. Они не особенно беспокоились по поводу возможного выигрыша или проигрыша. Аналогично никаких изменений не было обнаружено в деятельности высокотревожных испытуемых с низкой потребностью в достижении. Их тревожность, очевидно, не была связана с их успехом или неудачами в соревновании. С другой стороны, улучшение результатов деятельности наблюдалось у испытуемых, которые находились в относительно спокойном состоянии, имели низкий уровень личностной тревожности при высокой потребности в достижениях. Действие этой потребности включалось при введении в экспериментальную ситуацию элемента соревнования. В условиях, предшествовавших соревнованию, состояние тревожности не стимулировало их к достижению максимального результата. Из этого следует сделать ряд важных выводов, дополнительно к фактам, которые были обнаружены при анализе экспериментального материала. Речь идет о том, что только знания уровня тревожности спортсмена недостаточно, следует уточнить взаимосвязь между ситуативной и личностной тревожностью. Таким образом, тревожность это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Термин личностная тревожность используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Уровень личностной тревожности определяется, исходя из того как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследований личностной тревожности предполагает рассмотрение её как системного свойства. Которое проявляется на всех уровнях активности человека.
Ситуативная тревожность, в отличие от личностной тревожность, проявляется в определенных ситуациях, при которых возникает проблема. В большинстве случаев, проявление ситуативной тревожности это явление, считающейся нормой в поведении человека. Исследования проводились на базе Оренбургского Государственного Медицинского Университета в 2016 году. В эксперименте участвовала группа из 15 человек, студентов- спортсменов из разных секций в возрасте от 18 до 23 лет. Для студентов-спортсменов ОрГМУ ведущем видом деятельности является учеба, а спорт является второстепенным видом деятельности, поэтому мы выбрали студентов занимающихся спортом в ОрГМУ и выступающих на соревнованиях. При исследовании в тестировании применялась методика "шкала Спилбергера - Ханина для определения ситуативной и личностной тревожности". Тест Спилбергера- Ханина - это методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, связанное с текущей ситуацией. Она позволяет сделать первые существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильностью этой самооценки ситуативной или личностной. Испытуемым предлагались 20 утверждений, которые характеризуют состояние самочувствия на данный момент и 20 утверждений, характеризующие как они себя чувствую обычно. Наиболее подходящее состояние необходимо было оценить баллами: "1"- нет, это не так; "2" - почти так; "3" - верно; "4" - совершенно верно. После чего проводится подсчет баллов по шкалам. При анализе результатов учитывалось , что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовались следующие ориентировочные оценки тревожности:  до 30 баллов — низкая;  31-44 балла — умеренная;  45 и более - высокая. Очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями. Низкая тревожность (<12) , наоборот, характеризуется состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в "лучшем свете". Анализируя полученные результаты по шкале ситуативной тревожности, можно сказать что 53,6% испытуемых имеют средние показатели, 20% испытуемых имеют низкую показатели тревожности и 26,4% испытуемых имеют высокие показатели ситуативной тревожности. Анализируя полученные результаты исследования по шкале личностной тревожности, можно сделать вывод о том что 47,2% испытуемые имеют умеренную ситуативную тревожность, 26,4 % испытуемых имеют низкие показатели, 26,4% испытуемых имеют высокие показатели по личностной тревожности. Проанализировав результаты было выявлено, что ситуативная тревожность имеет показатели выше на 6.4% от уровня личностной тревожности. На втором этапе статистической обработки данных исследования проведен собой сравнительный анализ. Целью нашей работы было сравнить два вида тревожности , так как подсчеты выполнены в ранговой шкале, то был использован критерий корреляции Спирмена. Н 0 отвергается, отсюда следует, что корреляция между А и В статистически значима.
Следовательно, гипотеза о возможной взаимосвязи ситуативной и личностной тревожности подтвердилась. Значимость полученного коэффициента определена по таблице "Критические значения коэффициента корреляции рангов" Проанализировав полученные результаты исследования от группы 15 человек спортсменов-студентов ОрГМУ , можно сделать вывод о том, что уровень ситуативной тревожности перед соревнованиями и стрессовыми ситуациями выше на 6,4% по сравнению с личностной тревожностью. Так же стоить отметить что, умеренную ситуативную тревожность имеют 53,6 % испытуемых, а личностную 47,2% . Это связанно с тем что в стрессовой ситуации человек стремиться к более серьезному и качественному выполнению поставленной проблемы. В ходе изучения и анализа литературы уточнены понятия ситуативная и личностная тревожность. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать любое событие и ситуацию как опасное и неблагоприятное, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Тревожность в той или иной мере свойственная всем людям, уча ствующим в спорте и ориентированным на успех или избегание не удачи в соперничестве в соревнованиях. Основной задачей было исследовать взаимосвязь между ситуативной и личностной тревожностью у спортсменов студентов. Для этого использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Найдены критические значения (для n =15 (объем нашей выборки): 0,05=0,52; 0,01=0,66 , отраженные на "Оси значимости". Полученное p=0,55 лежит на границе зоны значимости в 0,05. Таким образом уровень ситуативной тревожности перед соревнованиями и стрессовыми ситуациями выше на 6,4 % по сравнению с личностной тревожностью. Это связанно с тем, что в стрессовой ситуации человек стремиться к более серьезному и качественному выполнению поставленной проблемы.




В раздел высшее образование