Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие волевых качеств у студентов футболистов"

статья

Автор: Головин Иван Александрович, ассистент кафедры физической культуры, студент, ОрГМУ, город Оренбург



В раздел высшее образование



ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Кафедра физической культуры
Развитие волевых качеств у студентов футболистов
Автор — Белишова Анна Петровна , 4 курс, факультет клинической психологии Научный руководитель — ассистент кафедры физической культуры Головин Иван Александрович Футбол — спорт высших достижений и имеет большую общественную значимость. Специалисты, разрабатывающие проблемы привлечения футболистов и проблемы повышения спортивного мастерства, считают, что совершенствованием средств только физической и технико-тактической подготовки нельзя обеспечить решение этих актуальных проблем. Основная задача футболистов это достижение высокого результата по своему виду спорту и привести команду к победе. Но, при определенных неудачах спортсмен может потерять веру в себя, потерять интерес, особенно для начинающих. Им необходио развитие волевых качеств. Для футбола также характерно развитие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, важны для футболиста настойчивость, решительность, смелость, нередко важную роль в игре играют самообладание и стойкость Доказано, что психологическая структура волевой активности в спорте включает в себя компоненты различных уровней: психологического (уровень развития волевых качеств в их взаимосвязи), мотивационно-личностного (потребность в достижении успеха и борьбе) и при определенных педагогических условиях может быть сформирована. Для того, чтобы способствовать развитию волевых качеств у студентов-футболистов, необходимо обратиться к таким компонентам воли как: сила воли, выдержка и самообладание, целеустремленность и настойчивость, упрямство, инициативность и самостоятельность и решительность. Обучение в ВУЗе дает возможность студенту посмотреть на свою жизнь в перспективе. Уже с первого курса он начинает понимать, что если будет хорошо изучать предмет, то может стать первоклассным специалистом. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее (в разных масштабах времени). Развиваются такие важные качества воли, как целеустремленность и настойчивость. Большое значение для развитии воли имеет увлеченность в спортивный процесс студента. При этом значение увлеченности может быть и очень позитивное, и очень негативное. Увлечение сложными, многоплановыми видами деятельности, такими как спортивная деятельность, где иногда приходится преодолевать свою лень, неприятные ощущения, может способствовать развитию силы воли, целеустремленности и иных качеств. Увлечение игровыми видами деятельности (например компьютерными играми) может ослабить волю, потому что любая игра обладает собственным вымышленным пространством, и в этом пространстве игрок деперсонализирован, частично или полностью, а развитие личности происходит именно тогда, когда человек действует от имени собственного "Я", принимает на себя полноту ответственности за свои действия. Следует понимать, что не все виды увлеченности одинаково полезны. Некоторые увлечения развивают интеллектуальные способности, но не волю, другие увлечения - наоборот. Увлечение студента чтением книг - как и компьютерными играми, например - развивает интеллект, способствует пониманию жизненных проблем, особенностей межличностных отношений. Где-то книга может подтолкнуть к решительным действиям, но где-то она же может оттолкнуть его от каких-либо действий, заронив сомнения и равнодушие. Увлеченность чем-то позволяет через свои интересы и склонности в деятельности находить много приятного. Но сила воли - это способность делать неприятное. Если студент-
спортсмен все свободное время будет делать только приятное, то вряд ли его сила воли будет развиваться. Основные идеи для формирования и развития волевых качеств у рстудента-футболиста: - разностороннее развитие (не замыкаться на одном-двух видах деятельности), - предъявление достаточно высоких требований, - требовательность к себе, - последовательность, - разумный баланс между мягкостью и суровостью, - приучение к дисциплине, к тому, что есть вещи, безоговорочно обязательные для выполнения, - развитие физического здоровья, - формирование адекватной самооценки и реалистичного мировоззрения, - развитие здоровой критичности и самокритичности, - борьба с малодушием и самообманом, - знакомство с биографиями выдающихся, успешных людей.




В раздел высшее образование