Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Психологическая подготовка студентов гандболистов ОрГМУ в тренировочном процессе"

статья

Автор: Мартын Иван Анатольевич, ассистент кафедры физической культуры, студент, ОрГМУ, город Оренбург



В раздел высшее образование



ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Кафедра физической культуры
Психологическая подготовка студентов гандболистов ОрГМУ в тренировочном

процессе
Автор — Кожевникова Наталья Сергеевна , 4 курс, факультет клинической психологии Научный руководитель — ассистент кафедры физической культур Мартын Иван Анатольевич Проблема психологической подготовки студентов гандболистов ОрГМУ в современной теории и практике физической культуры и спорта весьма актуальна. Мотивация к рекордным соревновательным результатам, критериальные значения которых находятся на грани возможности человеческого организма и психики, во многом обусловливает высокую нагрузку на нервную систему как материальный субстрат сознания. Изучение литературы и наблюдения убеждают, что психологические компоненты личности, такие как эмоционально-чувственная сфера, интеллектуальный компонент, внимание, и др., нередко испытывают перегрузки и воздействие комплекса стрессовых факторов. Итогом этих перегрузок может стать состояние дезадаптации спортсмена, следствием чего, в лучшем случае, являются низкие показатели выступлений на соревнованиях. Психофизический срыв возможен не только от чрезмерных нагрузок, но и от недостаточного внимания к психологическим методам подготовки спортсменов, способам релаксации и восстановления. Практический опыт и анализ литературы показывает, что рациональное использование приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу, способствуют не только сохранению оптимального биосоциального баланса личности спортсмена, но и создают благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения отличных результатов выступления на соревнованиях. Под психологической по дготовкой следует понимать совокупность пси холого- педагогических мероприятий и соответствующих условий спортив ной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную . Суть общей психологической подготовка заключается в том. что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д. Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности. Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц.
Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, опти мальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью ус тойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внут ренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. Для снижения уровня эмоционального возбуждения у студентов гандболистов ОрГМУ обычно применяются: а) словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спортсмена, снятию состояния неуверенности — разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред; б) самовоздействия (аутовоздействия) спортсмена — самоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа «успокойся», «возьми себя в руки», «все в порядке») в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спортсмена положительные эмоциональные реакции— чтение юмористической литературы, просмотр кинофильмов, телепередач; г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, прослушивание через наушники музыкальных произведений; л) успокаивающая аутогенная тренировка; е) успокаивающий массаж; ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполняемых плавно, не спеша и, т.п.); з) специальные дыхательные упражнения, направленные на снижение пси хического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания). Наряду с ваше предложенными техниками сихологическая подготовка студентов гандболистов ОрГМУ включает в себя: — формирование мотивации занятий спортом; — воспитание волевых качеств; — идеомоторная тренировка; — совершенствование быстроты реагирования; — совершенствование специализированных умении; — регулировка психической напряженности; — выработка толерантности к эмоциональному стрессу; — управление стартовыми состояниями спортсменов. Формирование у целенаправленной мотивации спортивного совершенствования, активного творческого отношения к тренировочному процессу, осознания целей достижения высоко го спортивного результата формирует чувство ответственности, облегчает перенесение высоких нагрузок и болевых ощущений, спо собствует изменению порогов чувствительности соответствующих анализаторов, эффективной мобилизации ресурсов организма. При воспитании волевых качеств у спортсменов решающим фактором является ориентация деятельности спортсмена на пре'одоление возрастающих трудностей. Направленность к высшим достижениям, постоянное повышение тренировочных требований создают предпосылки для систематического преодоления всевозрастающих трудностей как в тренировке, так и в соревнованиях, что содействует воспитанию волевых качеств (Л. П. Матвеев, 1977). Практической основой методики волевой подготовки служат следующие факторы. 1. Регулярная обязательная реализация тренировочной программы и соревновательных установок. Решающим здесь является воспитание спортивного трудолюбия и делового стиля
организации занятий. Требование обязательного выполнения тренировочной программы и соревновательных установок связано с воспитанием у спортсмена привычки к систематическим усилиям и настойчивости в " преодолении трудностей, умения доводить начатое дело до конца, твердо держать дачное слово. Успех в этом деле возможен лишь и том случае, если спортсмен четко осознает задачи в спорте, понимает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодоления больших трудностей, верит в тренера и в правильность избранной методики подготовки. Очень, важно, чтобы сложные задачи, которые ставятся перед спортсменом па различных этапах его спортивного совершенствования, были реальны при соответствующей мобилизации духовных и физических сил, 2. Системное введение дополнительных трудностей. При этом применяются различные приемы: введение дополнительного задания, проведение тренировочных занятий в усложненных условиях, увеличение степени риска, введение сбивающих сенсорно- эмоциональных факторов, усложнение соревновательных воздействий и др. 3. Использование соревнований и соревновательного метода. Повышению эффективности использования соревновательного метода способствуют методические приемы,- широко применяющиеся на практике: а) соревнования с установкой на количественную сторону выполнения задания; б) соревнования с установкой на качественную сторону выполнения задания; в) соревнования в усложненных или непривычных условиях. 4. Последовательное усиление функции самовоспитания на ос нова самопознания, осмысления спортсменом сути своей спортив ной деятельности. Сюда входят следующие компоненты: а) неот ступное соблюдение общего режима жизни; б) самоубеждение, самонобуждение и самопринужденне к выполнению тренировочной программы и соревновательного результата; в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных других методов и приемов; г) постоянный В психической подготовке должны оптимально сочетаться задачи совершенствования специализированных умений и выделения индивидуальных особенностей спортсменов с целью наиболее полного воплощения их способностей, психических и физических качеств в соревновательной деятельности. Задача психической подготовки в этом направлении заключается в выработке толерантности к эмоциональному стрессу, вызываемому соревновательной напряженностью. В психической подготовке спортсменов в тренировочных условиях могут применяться следующие воздействия стрессового ха рактера: сбивающие факторы, факторы затруднения деятельности анализаторов, лимита и дефицита пространства и времени действий, ограничения или искажения информации, выполнения дейст вий на фоне утомления.




В раздел высшее образование