"Методы анализа внутренней среды в прогнозировании факторов риска"
Статья
Автор: Ярцева Наталья Алесандровна, преподаватель экономический дисциплин, ОГЭКИ, город Оренбург
В раздел высшее образование
Н.А. Ярцева
г.Оренбург, Оренбургский государственный
экономический колледж-интернат
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ
ФАКТОРОВ РИСКА
В рыночной экономике процесс принятия решений на всех уровнях управления происходит в условиях, когда неизвестен конечный результат деятельности. В связи с этим, возникает неясность и неуверенность и соответственно возрастает риск, т.е. вероятность неудач и непредвиденных потерь. Следовательно, формирование доступной для большинства специалистов предприятий методики оценки рисков, разработка практических рекомендаций по снижению рисков, а также стратегий управления риском является на сегодняшний день одной из основных проблем отечественных хозяйствующих субъектов. Прогнозирование факторов риска предприятия осуществляют с использованием трех групп методов: стратегического анализа, анализа внешней и внутренней среды деятельности компании, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя ряд других подгрупп. Остановимся подробнее на методах анализа внутренней среды предприятия. Эта группа методов включает: анализ развития компании и анализ финансового состояния компании.
1. Анализ развития компании
включает четыре основных направления:
- Анализ векторов роста
обобщает различные товарные альтернативы, дос - тупные компании, с учетом возможных вариантов на рынке. Суть этого метода заключается в сопоставлении товарных альтернатив компании (текущие това ры, усовершенствованные товары, новые товары) с возможными вариантами развития рынка (существующий рынок, расширенный рынок, новый рынок). В результате такого сопоставления компания может выявить возможности для рыночного роста и связанные с этим ростом риски.
- Анализ жизненного цикла товара (продукции)
используется в качестве основы для помощи руководству в понимании динамики рынка и роли нормативной основы управления продукцией. Каждый товар имеет собственный жизненный цикл - период
существования на рынке, в котором можно выделить четыре основных этапа: 1) выведение товара на рынок; 2) рост и развитие продаж; 3) зрелость; 4) спад. Жизненный цикл продукции представляет перспективу развития как товарной, так и маркетинговой стра тегий, так как каждая стадия жизненного цикла имеет отличительные призна ки, воздействующие на работу компании. Поскольку потребительские отно шения и потребности меняются, изменяются и эволюционируют рыночные силы в ходе жизненного цикла продукции, то часто требуются различные стратегии. Анализ жизненного цикла осуществляется на основе математических моделей и отчетных данных предприятия, статистики отрасли о производстве и реализации с учетом сезонных колебаний спроса и темпов инфляции. Анализ жизненного цикла продукции предоставляет руководству компа нии неоценимую услугу по прогнозированию возможных рисков смены товар ного ассортимента продукции в соответствии с изменениями на рынке.
- Анализ жизненного цикла технологии
дает возможность срав нивать имеющиеся технологии компании с потенциальными технологиями кон курентов с целью принятия решения о том, на каких технологиях следует осно вывать будущую стратегию, а также о том, когда следует развернуть новые технологии. Жизненный цикл любой технологии состоит из трех этапов: 1) начало распространения; 2) начало доминирования; 3) время отмирания. Смена технологий связана с такими процессами, как индустриализации и автоматизации. Таким образом, изучение жизненного цикла технологии позволяет спрогнозировать риски технологических угроз конкурентов.
- Патентный анализ
является очень важным инструментом для прогнозирования возможных технологических тенденций с целью планирования иннова ционной составляющей деятельности компании. Основная его з адача - первичный анализ имеющихся в обозрении патентных документов. Ценность патентного анализа заключается в его способности с помощью различных методов прогнозировать возможное появление инновационных то варов и услуг, а также технологий по их производству. И в этом качестве патен тный анализ поможет компании избежать возможных рисков, связанных с по явлением на рынке новых товаров и технологий. Результаты патентного анализа впоследствии могут быть интегрированы в информацию для проведения анализа S-кривой (анализа технологии) при выведении
будущей стратегии технологий. Знания о приближающихся разрывах могут предоставить предприятию дополнительное время для подготовки к конкуренции по новым и инновационным технологиям или по усовершенствованиям в существующих технологиях.
2. Анализ финансового состояния
также включает четыре направления:
- Анализ финансовых показателей
представляет собой широко используемый инструмент для оценки финансового состояния компании. С помощью данного метода можно оценить экономическую надежность, кредитоспособность, конкурентоспособность предприятия и спрогнозировать риски потери ликвидности и платежеспособности, риски потери финансовой устойчивости и независимости.
- Модели комплексной балльной оценки финансового состояния
используются в случаях, когда результаты деятельности компаний характеризуются множествен ностью показателей финансового состояния и различиями в текущих и норма тивных значениях для оценки этого состояния. В связи с этим возникает необ ходимость в комплексной балльной оценке финансового состояния предприя тия. Сущность методики - классификация предприятия по уровню финансового риска в зависимости от фактических значений факторов-признаков и «набран ного» количества баллов этими факторами-признаками. Данный подход позволяет спрогнозировать риски финансовой несостоя тельности компании.
- Модели рейтингового финансового состояния
характеризуют такие основные результаты деятельности компаний, как ликвидность (платежеспособность), финансовая устойчивость и независимость, деловая активность и рентабельность организации. Данные показатели используются для конструирования обобщен ных моделей оценки финансового состояния. Основой данных моделей является сравнение фактического финансового состояния с эталонным. Эталонное финансовое состояние характеризуется тем, что входящие в рейтинговую модель финансовые показатели имеют норматив ные (рекомендуемые) значения. С помощью рейтинговых моделей финансового состояния компании клас - сифицируются по степени риска финансовой несостоятельности.
- Дискриминантные факторные модели
строятся на основе корреляционно- регрессионного анализа данных бухгалтерской отчетности. В результате прово димого
анализа выявляются значимые факторы-показатели, существенно влия ющие на финансовое состояние компании, которые затем объединяются в рег рессионную модель. Дискриминантные факторные модели наиболее часто используются для прогнозирования риска банкротства. Для оценки риска банкротства наиболее широко применимы факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу, разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа. Но использование таких моделей для оценки риска банкротства отечественных субъектов хозяйствования должно производиться с осторожностью, это связано с разной методикой отражения инфляционных факторов, разной структурой капитала, а также из-за различий в законодательной и информационной базе. В условиях нестабильной среды, когда повторение экономической ситуации для предпринимательства в одних и тех же условиях практически не осуществимо и отсутствует информация о возможности появления рисковых событий, можно использовать субъективные методы экспертных оценок. При формировании обобщенной совокупности факторов риска целесооб разно использовать помощь экспертов, отбираемых из специалистов компании. В состав экспертных групп могут включаться специалисты страховых, налоговых, финансовых органов, инвестиционных менеджеров, а также специалисты по управлению рисками компании, специалисты финансового, маркетингового, бухгалтерского отделов. Отбор экспертов предполагает, что они информированы, независимы, объективны и компетентны. Отобранная экспертная группа может использовать как методы коллективной работы, так и индивидуальные методы. Методы коллективной работы (метод «мозговой атаки», сценариев, деловых игр) предполагают формирование общего мнения в ходе совместного обсуждения различных вариантов деятельности компании. При коллективной работе полезен метод сценариев, в котором исследуются возможные варианты развития компании, а следовательно, и возможные факторы риска в зависимости от изменений во внешней и внутренней среде. Методы получения индивидуального мнения (методы анкетного опроса, интервью) основаны на предварительном сборе информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой данных. Индивидуальные оценки полезны в случая, когда необходимо снизить коррелированность возможных оценок друг друга.
Экспертная оценка уровня риска - это не решение, а лишь полезная информация, помогающая выбрать обоснованное решение.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ
ФАКТОРОВ РИСКА
В рыночной экономике процесс принятия решений на всех уровнях управления происходит в условиях, когда неизвестен конечный результат деятельности. В связи с этим, возникает неясность и неуверенность и соответственно возрастает риск, т.е. вероятность неудач и непредвиденных потерь. Следовательно, формирование доступной для большинства специалистов предприятий методики оценки рисков, разработка практических рекомендаций по снижению рисков, а также стратегий управления риском является на сегодняшний день одной из основных проблем отечественных хозяйствующих субъектов. Прогнозирование факторов риска предприятия осуществляют с использованием трех групп методов: стратегического анализа, анализа внешней и внутренней среды деятельности компании, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя ряд других подгрупп. Остановимся подробнее на методах анализа внутренней среды предприятия. Эта группа методов включает: анализ развития компании и анализ финансового состояния компании.
1. Анализ развития компании
включает четыре основных направления:
- Анализ векторов роста
обобщает различные товарные альтернативы, дос - тупные компании, с учетом возможных вариантов на рынке. Суть этого метода заключается в сопоставлении товарных альтернатив компании (текущие това ры, усовершенствованные товары, новые товары) с возможными вариантами развития рынка (существующий рынок, расширенный рынок, новый рынок). В результате такого сопоставления компания может выявить возможности для рыночного роста и связанные с этим ростом риски.
- Анализ жизненного цикла товара (продукции)
используется в качестве основы для помощи руководству в понимании динамики рынка и роли нормативной основы управления продукцией. Каждый товар имеет собственный жизненный цикл - период
существования на рынке, в котором можно выделить четыре основных этапа: 1) выведение товара на рынок; 2) рост и развитие продаж; 3) зрелость; 4) спад. Жизненный цикл продукции представляет перспективу развития как товарной, так и маркетинговой стра тегий, так как каждая стадия жизненного цикла имеет отличительные призна ки, воздействующие на работу компании. Поскольку потребительские отно шения и потребности меняются, изменяются и эволюционируют рыночные силы в ходе жизненного цикла продукции, то часто требуются различные стратегии. Анализ жизненного цикла осуществляется на основе математических моделей и отчетных данных предприятия, статистики отрасли о производстве и реализации с учетом сезонных колебаний спроса и темпов инфляции. Анализ жизненного цикла продукции предоставляет руководству компа нии неоценимую услугу по прогнозированию возможных рисков смены товар ного ассортимента продукции в соответствии с изменениями на рынке.
- Анализ жизненного цикла технологии
дает возможность срав нивать имеющиеся технологии компании с потенциальными технологиями кон курентов с целью принятия решения о том, на каких технологиях следует осно вывать будущую стратегию, а также о том, когда следует развернуть новые технологии. Жизненный цикл любой технологии состоит из трех этапов: 1) начало распространения; 2) начало доминирования; 3) время отмирания. Смена технологий связана с такими процессами, как индустриализации и автоматизации. Таким образом, изучение жизненного цикла технологии позволяет спрогнозировать риски технологических угроз конкурентов.
- Патентный анализ
является очень важным инструментом для прогнозирования возможных технологических тенденций с целью планирования иннова ционной составляющей деятельности компании. Основная его з адача - первичный анализ имеющихся в обозрении патентных документов. Ценность патентного анализа заключается в его способности с помощью различных методов прогнозировать возможное появление инновационных то варов и услуг, а также технологий по их производству. И в этом качестве патен тный анализ поможет компании избежать возможных рисков, связанных с по явлением на рынке новых товаров и технологий. Результаты патентного анализа впоследствии могут быть интегрированы в информацию для проведения анализа S-кривой (анализа технологии) при выведении
будущей стратегии технологий. Знания о приближающихся разрывах могут предоставить предприятию дополнительное время для подготовки к конкуренции по новым и инновационным технологиям или по усовершенствованиям в существующих технологиях.
2. Анализ финансового состояния
также включает четыре направления:
- Анализ финансовых показателей
представляет собой широко используемый инструмент для оценки финансового состояния компании. С помощью данного метода можно оценить экономическую надежность, кредитоспособность, конкурентоспособность предприятия и спрогнозировать риски потери ликвидности и платежеспособности, риски потери финансовой устойчивости и независимости.
- Модели комплексной балльной оценки финансового состояния
используются в случаях, когда результаты деятельности компаний характеризуются множествен ностью показателей финансового состояния и различиями в текущих и норма тивных значениях для оценки этого состояния. В связи с этим возникает необ ходимость в комплексной балльной оценке финансового состояния предприя тия. Сущность методики - классификация предприятия по уровню финансового риска в зависимости от фактических значений факторов-признаков и «набран ного» количества баллов этими факторами-признаками. Данный подход позволяет спрогнозировать риски финансовой несостоя тельности компании.
- Модели рейтингового финансового состояния
характеризуют такие основные результаты деятельности компаний, как ликвидность (платежеспособность), финансовая устойчивость и независимость, деловая активность и рентабельность организации. Данные показатели используются для конструирования обобщен ных моделей оценки финансового состояния. Основой данных моделей является сравнение фактического финансового состояния с эталонным. Эталонное финансовое состояние характеризуется тем, что входящие в рейтинговую модель финансовые показатели имеют норматив ные (рекомендуемые) значения. С помощью рейтинговых моделей финансового состояния компании клас - сифицируются по степени риска финансовой несостоятельности.
- Дискриминантные факторные модели
строятся на основе корреляционно- регрессионного анализа данных бухгалтерской отчетности. В результате прово димого
анализа выявляются значимые факторы-показатели, существенно влия ющие на финансовое состояние компании, которые затем объединяются в рег рессионную модель. Дискриминантные факторные модели наиболее часто используются для прогнозирования риска банкротства. Для оценки риска банкротства наиболее широко применимы факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу, разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа. Но использование таких моделей для оценки риска банкротства отечественных субъектов хозяйствования должно производиться с осторожностью, это связано с разной методикой отражения инфляционных факторов, разной структурой капитала, а также из-за различий в законодательной и информационной базе. В условиях нестабильной среды, когда повторение экономической ситуации для предпринимательства в одних и тех же условиях практически не осуществимо и отсутствует информация о возможности появления рисковых событий, можно использовать субъективные методы экспертных оценок. При формировании обобщенной совокупности факторов риска целесооб разно использовать помощь экспертов, отбираемых из специалистов компании. В состав экспертных групп могут включаться специалисты страховых, налоговых, финансовых органов, инвестиционных менеджеров, а также специалисты по управлению рисками компании, специалисты финансового, маркетингового, бухгалтерского отделов. Отбор экспертов предполагает, что они информированы, независимы, объективны и компетентны. Отобранная экспертная группа может использовать как методы коллективной работы, так и индивидуальные методы. Методы коллективной работы (метод «мозговой атаки», сценариев, деловых игр) предполагают формирование общего мнения в ходе совместного обсуждения различных вариантов деятельности компании. При коллективной работе полезен метод сценариев, в котором исследуются возможные варианты развития компании, а следовательно, и возможные факторы риска в зависимости от изменений во внешней и внутренней среде. Методы получения индивидуального мнения (методы анкетного опроса, интервью) основаны на предварительном сборе информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой данных. Индивидуальные оценки полезны в случая, когда необходимо снизить коррелированность возможных оценок друг друга.
Экспертная оценка уровня риска - это не решение, а лишь полезная информация, помогающая выбрать обоснованное решение.
В раздел высшее образование