Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация и методика экспериментального исследования. Констатирующий эксперимент".

Выпускная квалификационная работа

Автор: Лаврентьева Виктория Александровна, учитель-дефектолог, ГБУ ЦССВ "Солнечный круг", Москва, ул. Парковая 16-я, 4



В раздел высшее образование




Исследование развития коммуникативных навыков глухих детей

младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Организация и методика экспериментального исследования.

Констатирующий эксперимент.
Общими показателями владения разными видами речевой деятельности в школе для детей с нарушением слуха являются наличие активной лексики и грамматических средств, без которых невозможно качественное оформление речи. Дальше мы на основе полученных нами данных, в соответствии с выбранными параметрами, мы делали анализ владения учащимися лексическими и грамматическими средствами в процессе выполнения заданий по проверке монологической и диалогической речи. Исследование проводилось в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида № 65 г. Москвы 1-4 классы. Развитие коммуникативных навыков является основной задачей образовательной деятельности педагогов на уроках и во внеурочное время. В целях совершенствования организации образовательного процесса хотим представить вам методику изучения коммуникативной деятельности младших школьников с нарушением слуха во внеурочное время. Обследование включает в себя анализ образовательного процесса, анамнеза детей, опроса, наблюдения, определение уровня сформированности коммуникативной деятельности детей с нарушением слуха. Для констатирующего эксперимента мы использовали м етодику определения уровней сформированности коммуникативной деятельности, разработаную М.В. Ромаевой, старшим преподавателем кафедры методик дошкольного и начального образования, на основе тестовой методики речевой подготовки глухих учащихся начальной школы А.Г. Зикеева. Процедура обследования неслышащих детей младшего школьного возраста
включала в себя анализ организации коррекционно-образовательного процесса, переработка анамнестическмх сведений, наблюдений, определение уровня развития коммуникативных навыков глухих дете младшего школьного возраста. 1. Для проверки и определения уровня владения устной монологической речью мы использовали: а) составление развернутого рассказа по серии картинок; б) написание писем Деду Морозу (Приложение 1,2) В качестве контроля мы использовали самостоятельные высказывания учеников, которые оценивались и анализировались по следующим критериям исходя из уровня детей: В первом классе детям необходимо уметь выстраивать последовательность из картинок; самостоятельно уметь описывать происходящее на них, придумать заглавие рассказа; составить самостоятельный рассказ (4-7 предложений); 2 класс: дети также определяют последовательность картинок; могут подробно рассказать о чем рассказ, при этом возможно ставить пометки (7-10 предложений); детям самостоятельно составлять план рассказа; дать название рассказу; уметь взаимодействовать в группе, выбирать наиболее подходящий вариант плана и названия рассказа; 3 класс: детям необходимо уметь коллективно и самостоятельно составлять краткий план рассказа; подробно рассказывать, выделяя главную часть (8-10 предложений); уметь использовать при необходимости книгу; группой составлять сложный план; написать сочинение по серии картинок, используя самостоятельно составленный план. Для определения уровня владения письменной речью неслышащих школьников младшего школьного возраста в качестве единицы контроля берется письменное изречение ученика (письмо), которое рассматривается по таким по параметрам:
В первом классе: дети должны уметь коллективно определять содержание письма; выделять главную часть. Дети должны суметь написать письмо родителям (брату, сестре) (2-3 предложения); Во втором классе: ребята коллективно отбирают информацию для письма на определенную тему, предложенную учителем; самостоятельно определяют содержание письма; могут написать письма товарищам и родителям с использованием дневниковых записей (5-7 предложений); В третьем классе: неслышащие дети младшего школьного возраста должны уметь коллективно составлять подробный план письма родителям; реализовывать план при самостоятельном написании письма (товарищу или другому лицу) (8-10 предложений). Проверка уровня владения диалогической речью у учащихся с нарушением слуха мы осуществляли с помощью комплекса зданий, который разработали на основе необходимых коммуникативных умений, указанных в программе по развитию разговорной речи глухих учащихся начальных классов. Коммуникативные умения отнесены к трем основным группам: «Побуждение», «Сообщение», «Вопрос». Единицей контроля в данной ситуации являлось применение самостоятельных коммуникативных навыков (неслышащие школьники младшего школьного возраста высказывали просьбы; составляли сообщение о своей деятельности внешкольное время; обращались с вопросами), а также реакция (речевая или неречевая) на действия окружающих: выполнение поручения, просьбы и понимание запрещения; понимание сообщения и поведение в соответствии с ним, ответ на вопрос. Общими показателями владения разными видами речевой деятельности в школе для детей с нарушением слуха являются наличие активной лексики и грамматических средств, без которых невозможно качественное оформление речи. Дальше мы на основе полученных нами данных, в соответствии с выбранными параметрами, мы делали анализ владения учащимися
лексическими и грамматическими средствами в процессе выполнения заданий по проверке монологической и диалогической речи. Анализ владения учащимися лексическими и грамматическими средствами осуществляется в процессе выполнения заданий по проверке монологической и диалогической речи в соответствии с выделенными параметрами: 1 класс: с помощью вопросов, заданных учителем дети должны уметь исправить имеющиеся ошибки в окончаниях слов, дополнять и распространять предложение словами, предложенными учителем; правильно объединять в группы однокоренные слова и правильно употреблять их в предложении; уметь подобрать слова слова, близкие и противоположные по значению и употреблять их в предложении; употреблять предложения усложненных структур с прямой и косвенной речью типа: Учительница сказала: «Мы идем в зоопарк»; с союзами потому, что, чтобы; с однородными сказуемыми; 2 класс: владеть синтаксическим конструкциям простого предложения; уметь построить предложения из знакомых, часто употребляемых слов и словосочетаний, как самостоятельно, так и по образцу; также по образцу уметь исправлять ошибки в окончаниях слов; употребить словосочетания следующих типов: рисовал карандашом, писал ручкой и т.д., распространять предложение с помощью вопросов; уметь объединять в группу однокоренные слова; находить и объединять в группы слова синонимы и антонимы, а также грамотно употреблять их в предложении; уметь употреблять в речи предложения с прямой и косвенной речью типа: Папа сказал, чтобы Дима делал уроки; с потому, что, что, когда; с однородными дополнениями; 3 класс: владение синтаксическим конструкциям простого предложения; уметь построить предложения по образцу, употребляя знакомые слова и словосочетания; исправлять ошибки в окончаниях с помощью самостоятельно поставленного вопроса; употреблять словосочетания следующих типов: рисовал с Олей Саше, помог Кате и т. д.;
соблюдать правильный порядок слов в предложении; обстоятельство времени употреблять в начале предложения: Сегодня мы пойдем в кино; уметь распространять предложения в соответствии с задачей высказывания; самостоятельно дополнять предложения недостающими по смыслу словами; уметь исключить из состава предложения неподходящие по смыслу слова; объединять в группы однокоренные слова; подбирать слова синонимы и антонимы по значению; правильно употреблять их в предложении; употреблять в речи предложения усложненных структур: с прямой и косвенной речью типа: Варя спросила у сестры, умеет ли она готовить суп; с союзами потому что, чтобы, когда, как; с однородными членами предложения (дополнениями и обстоятельствами). Оценочные критерии уровней сформированности коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха являются четыре уровня владения речью: высший, средний, низкий и нулевой. Для высшего уровня характерна полная сформированность речевых навыков и умений, обеспечивающих свободное общение, развернутость и логичность высказываний, правильную синтаксическую и интонационную оформленность диалогической речи. При анализе самостоятельных письменных работ учащихся, для этого уровня характерной является достаточная полнота и глубина раскрытия темы, использование разнообразных лексических и синтаксических средств, незначительное количество нарушений грамматического строя (аграмматизмы). На среднем уровне владения при замедленном темпе речи (с неуместными паузами) отмечаются ошибки в лексическом и грамматическом оформлении, пассивность в диалогической речи. Для письменной речи учащихся с нарушением слуха на этом уровне характерно поверхностное раскрытие темы, незначительные нарушения логики и связи между микротемами и составляющими их предложениями, отсутствие выразительных средств языка, значительные нарушения в грамматическом
оформлении текста, ограниченность в использовании синтаксических конструкций. При низком уровне речевая коммуникация возможна, но осуществляется с большим трудом, темп речи медленный, с большим количеством пауз, устное монологическое высказывание характеризуется отсутствием необходимых микротем, их незаконченностью, диалоги не соответствуют теме, часто распадаются. Письменная речь характеризуется фрагментарностью в раскрытии темы, отсутствием смысловой законченности, грубыми нарушениями логики и связи между микротемами, отсутствием (или слабой выраженностью) взаимосвязи между предложениями, в результате чего теряется связанность (текст «распадается»), характерно однообразие в использовании лексических и грамматических средств, грубые нарушения грамматического строя (аграмматизмы). При нулевом уровне коммуникация отсутствует, речевые навыки и умения не сформированы. Для письменных работ учащихся с нарушением слуха этого уровня характерно частичное или полное несоответствие теме, искажение содержания, бессмысленная передача отдельных имен, фактов, событий; грубые нарушения логики изложения, отсутствие связи между частями текста и внутри предложений; однообразное и ограниченное использование лексики, примитивность в грамматическом оформлении предложений, грубый аграмматизм. [ 20] Таким образом, на современном этапе в условиях школы для детей с нарушением слуха обучение коммуникации является приоритетной целью образования в урочные и внеурочные часы. Использование методики исследования коммуникативной деятельности поможет понять педагогу насколько сформирована коммуникативная деятельность младших школьников с нарушением слуха. Учитывая результаты обследования коммуникативных умений можно определиться с выбором форм и методов работы с учащимися по формированию коммуникативной деятельности во
внеурочное время, а так же со способами осуществления планирования, мониторинга, определиться с требованиями к речи детей и условиями организации речевой и слуховой среды. Исследование проводилось в 1-4 классах начальной школы. Одним детям материал подавался в устной форме, другие получали материал с применением билингвистического подхода, т.е. задание сообщалось устно, сопровождалось жестами. Составление устного рассказа по серии картинок (Приложение 1)
В ходе исследования нами получены результаты:
Из 20 исследуемых детей 50% учеников 3-4 класса и 60% глухих учащихся 1-2 классов имеют низкий уровень сформированности коммуникативной деятельности; 13% учащихся из 1-2 класса и 6,25% учащихся 3-4 класса не смогли справиться с заданием. 30 % детей показывают средние показатели сформированности коммуникативной деятельности, о чем указывает диаграммы. Задание в большинстве своем подавалось детям в письменной и устной форме.

Object 3

Object 5
Отметим, что дети плохо понимают даже друг друга во внеурочной деятельности, даже при учете использования жестового языка. Это свидетельствует о нехватке общения со сверстниками, с родителями, учителями. Нет практики общения, т.к. слышащие учителя и родители зачастую требуют разговорной устной речи, часто которую глухой ребенок просто не понимает. Это и является одной из причин коммуникативной ограниченности. Мы провели серию занятий, игр, направленных на развитие коммуникативных способностей младших школьников с нарушенным слухом.
Обучающий эксперимент.

Для активизации коммуникативных навыков мы провели обучающий эксперимент, состоящий из серий занятий, направленных на активизацию коммуникативных умений ребят. Материал преподносили, как в устной, так и в жестовой форме. Для неслышащих детей младшего школьного возраста мы выбрали несколько видов игр. Детям давалась инструкция: давайте сегодня немного поиграем и составим сказку. (Приложение 2) Дети с удовольствием включались в работу. С большим интересом участвовали в сказках. По мимо для детей проводились специальные игры-упражнения для развития коммуникативных способностей. Детям необходимо было работать в парах, для успешности выполнения заданий.
Упражнение 1.
Цели: активизация словарного запаса по теме «Фрукты», развитие внимания. Инструкция: Ребята, наверняка, вы очень любите фрукты и едите их с удовольствием. В нашем необычном саду спрятано 9 названий фруктов. Найдите их. (таблица 3) Ребят мы разделили на группы, чтобы присутствовали соревновательный момент. Это поспособствовало огромному интересу и ажиотажу детей. Первоначально задание напугало их, многие высказывались, что задание сложное, но как только ребята поняли смысл игры, с интересом приступили к поиску слов. Стоит отметить, что у ребят низкий словарный запас, поэтому постоянно прибегали помощи педагогов. М Д Ш Ж У Э Б Ц Ж Х З Г Ю В Ф О Н Б А К Л А Ж А Н Э Щ Л У К П Е Г Е А Р Х К О Ч Ы Б А У Ф Е Б П Р П У Я Б Л О К О Н О Н Т О Е К Е Ъ Л Г Р Ц С Ц А Д К
У А Р Н Л Р Е У У К Б А Н С У Х Н С П К К А Р Ю Б Т З А Т В Ф Ж И Е С П К А Р Т О Ф С Л Ь Н Б К Р И Д К Т Р Ю М А У Д Ы Х О Г С Н Е Ц Т З Г Р У Ш А Д Щ Ы Л И К И В И Е В Р У О Ж Н Л И М О Н Р П О М И Д О Р Л Р А П В С В Е К Л А И К М Ю Ч Р Ш Г З Э Я Ц А В Ы Х Щ Ж Т О Л Д У Н П С К А П У С Т А Я Ш А
Упражнение 2.
Цели: активизация словарного запаса по теме «Школьные принадлежности», развитие внимания, памяти, групповая работа. Инструкция: Помоги мальчику Коле расколдовать слова, у него упал рюкзак - все буквы в них перепутались. Расставь все буквы по своим местам и у тебя получатся названия учебные принадлежности, которые лежали в рюкзаке у Коли. (таблица 4) Т Ь Р А Е Т Д Р Ю К З К А Л И Н К А Е Й А С Т И К Л Д А Ш А К Р А Н Ч Е Б У Н И К Т О Ч Л К А И К А Р У Ч С К И К Р А Задание у ребят вызывало существенные трудности, трудно было понять слова. Ребята с легкостью справлялись со словами тетрадь, линейка , рюкзак – слова, где первые буквы соответствовали буквам начала слова, однако, слова, где буквы сильно перемешаны, вызывали у ребят значительные
трудности. Слово точилка ребята вспомнили с огромным трудом. Даже с помощью педагогов, ребятам было трудно понять ключевые слова. Обучающий эксперимент проводился две недели, включал в себя вышеперечисленные задания.
Контрольный эксперимент.
Для проведения контрольного экперимента мы вновь использовали методику определения уровней сформированности коммуникативной деятельности, разработаную М.В. Ромаевой, старшим преподавателем кафедры методик дошкольного и начального образования, на основе тестовой методики речевой подготовки глухих учащихся начальной школы А.Г. Зикеева. Процедура обследования неслышащих детей младшего школьного возраста включала в себя анализ организации коррекционнообразовательного процесса, переработка анамнестическмх сведений, наблюдений, определение уровня развития коммуникативных навыков глухих дете младшего школьного возраста. 1. Для проверки и определения уровня владения устной монологической речью мы использовали: а) составление развернутого рассказа по серии картинок; б) написание писем родителям и президенту. В качестве контроля мы использовали самостоятельные высказывания учеников, которые оценивались и анализировались по следующим критериям исходя из уровня детей: 1 класс: детям необходимо уметь выстраивать последовательность картинок; самостоятельно описать происходящее на картинках, придумать заглавие рассказа; составить самостоятельный рассказ (4-7 предложений); 2 класс: дети определяли последовательность картинок; должны делать краткие подписи в дальнейшем с подробным рассказом (7-10 предложений); также необходимо уметь составлять план рассказа; дать название рассказу;
уметь взаимодействовать в коллективе, выбирая наиболее подходящий вариант; 3 класс: детям необходимо уметь коллективно и самостоятельно составлять краткий план рассказа; подробно рассказывать, выделяя главную часть (8-10 предложений); уметь использовать при необходимости книгу; группой составлять сложный план; написать сочинение по серии картинок, используя самостоятельно составленный план. Для определения уровня владения письменной речью неслышащих школьников младшего школьного возраста в качестве единицы контроля берется письменное изречение ученика (письмо), которое рассматривается по таким по параметрам: В первом классе: дети должны уметь коллективно определять содержание письма; выделять главную часть. Дети должны суметь написать письмо родителям (брату, сестре) (2-3 предложения); Во втором классе: ребята коллективно отбирают информацию для письма на определенную тему, предложенную учителем; самостоятельно определяют содержание письма; могут написать письма товарищам и родителям с использованием дневниковых записей (5-7 предложений); (Приложение 2) В третьем классе: неслышащие дети младшего школьного возраста должны уметь коллективно составлять подробный план письма родителям; реализовывать план при самостоятельном написании письма (товарищу или другому лицу) (8-10 предложений). (Приложение 2) Проверка уровня владения диалогической речью у учащихся с нарушением слуха мы осуществляли с помощью комплекса зданий, который разработали на основе необходимых коммуникативных умений, указанных в программе по развитию разговорной речи глухих учащихся начальных классов. Коммуникативные умения отнесены к трем основным группам: «Побуждение», «Сообщение», «Вопрос».
Единицей контроля в данной ситуации являлось применение самостоятельных коммуникативных навыков (неслышащие школьники младшего школьного возраста высказывали просьбы; составляли сообщение о своей деятельности внешкольное время; обращались с вопросами), а также реакция (речевая или неречевая) на действия окружающих: выполнение поручения, просьбы и понимание запрещения; понимание сообщения и поведение в соответствии с ним, ответ на вопрос. Общими показателями владения разными видами речевой деятельности в школе для детей с нарушением слуха являются наличие активной лексики и грамматических средств, без которых невозможно качественное оформление речи. Дальше мы на основе полученных нами данных, в соответствии с выбранными параметрами, мы делали анализ владения учащимися лексическими и грамматическими средствами в процессе выполнения заданий по проверке монологической и диалогической речи. Результаты исследования показали существенные улучшения, ребята лучше воспринимали материал, который мы уже обработали. Легко воспроизводили как в устной, так и в жестовой форме. Вот некоторые результаты. Отметим, что в обоих подгруппах сформированность коммуникативных функций значительно выросла, при этом уровень детей, которые не смогли выполнить задания близился к нулю.

Object 7

Object 9
(Рис.1,2 Уровень сформированности коммуникативной деятельности 1- 4 классы контрольный эксперимент ) Так же с учащимися 3х классов было проведено контрольное занятие, результаты одного из них мы хотели представить.
Занятие по ППО «23 февраля - День Защитника Отечества».
(Таблица 5)
Цель:
Закрепление названий материалов для аппликационных работ. Закрепление операций. Выполнение устных и письменных поручений учителя.
Задачи:

Образовательные:
- Учить сообщать учителю о ходе работы - Расширение словарного запаса - Обучать порядку изготовления аппликаций - Выработать ручных умений и навыков.
Коррекционно-развивающие;
- Развитие мышление, память, внимание; - Развитие разговорной речи; - Развитие навыков дактильной речи.

Воспитательные:
- Формирование интереса к предмету - Формирование чувства взаимопомощи - Формирование усидчивости
Оборудование:
Цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы.
План работы:

I.

Мотивационно - ориентировочный:
1.Сообщение темы урока; 2.Составление заявки; 3.Составление плана
II.

Исполнительный:
1.Изготовление объемной – аппликации «Галстук»
III.

Контрольно-оценочный:
1.Отчет о работе. 2. Итог урока
1. Что понадобится для работы? Зачеркни лишнее. (Приложение 6)

1.Орг.момент. *Ты готов(а) к уроку? *Какой сейчас урок? *Какая тема урока? *Какой праздник отмечают 23 февраля? *Кого поздравить? *Что мы будем делать сейчас? Посмотрим на план. План работы. 1.Обведите шаблон галстука. 2.Вырежьте шаблон галстука. 3.Сложите картон по линии сгиба. 4.Приклейте галстук на открытку. 5.Нарисуйте число и месяц (23 февраля). 6.Напишите поздравление в открытке по образу. *Что мы делали на прошлом с уроке? *Что нужно делать шаблоном? *А потом? Что делаете? *Что нужно делать картон ? * Галстук куда приклейте? Очень красивая открытка. Кому ты её подаришь? Молодец. 4.Работа в тетради. *Что мы будем делать сейчас? Откройте тетради. Напишите число. Напишите поздравление («Как я делал(а) открытку») Закройте тетрадь. 5.Итог урока. *Что мы делали на уроке? Все работали хорошо. Молодцы. Запишите в дневники домашнее задание. Урок закончен. - Я готов(а) к уроку. - Сейчас урок предметно-практической деятельности. - Сейчас тема урока открытка к 23 февраля. - День защитника Отечества. - Папу, дедушку, дядю, брата. - Мы будем делать открытку. - Мы делаем открытку. - Объявите шаблон галстука. - Вырежьте шаблон галстука. - Сложите картон. - Приклейте галстук на открытку - Я подарю открытку папе, дедушке. - Сейчас мы будем писать поздравление. - Я открыл(а) тетрадь. - Я написал(а) число. - Я написал(а) поздравление. - Я закрыл(а) тетрадь. - Мы говорили, отвечали на вопросы, сделали открытку, написали поздравление.

2. Назови предметы, которые нужны для того чтобы сделать

аппликацию?

Материалы

Инструменты
1. Цветная бумага 2. Клей. 3. Шаблоны 1.Ножницы
Выполните работу по плану.

1.
Обведите шаблон галстука
2.
Вырежьте шаблон галстука
3.
Сложите картон
4.
Приклейте галстук на открытку
5.
Напишите число и месяц (23 февраля)
6.
Напишите поздравление в открытке по образцу
Ход урока «23 февраля - День Защитника Отечества».

Анализ занятия «23 февраля».
Занятие проводилось с учащимися двух третьих классов. В обоих классах по 8 человек. Все ребята имеют диагноз глухота и тугоухость III-IV степени. В одном из классов информация подавалась в устной форме с использованием дактиля, во втором классе при подаче задания мы использовали билингвистический подход. Ребята, которым информация давалась с помощью жестового языка, живо включались в работу, с интересом, яркими эмоциями…им было не сложно понять задание, все слова были доступны для понимания. Поэтому класс достаточно быстро справился с поставленной задачей. В классе, в котором материал мы давали в словесной форме с использованием карточек и дактиля, занятие прошло медленно. Ребятам было очень трудно понять задание, многие слова не понимали, хотя и старались считывать с губ и «с руки». Занятие проходило в несколько напряженной для
детей форме, многие нервничали, теряли интерес из-за непонимания сказанной речи.


3.2. Практические рекомендации по совершенствованию процесса

формированию коммуникативных навыков глухих учащихся младшего

школьного возраста.
Для формирования коммуникативных навыков глухих учащихся младшего школьного возраста, мы выявили некоторые рекомендации для учителей, способствующие максимальному развитию и раскрытию детей. Так же мы применили их на практике.
Рекомендации педагогам:
 При обучении неслышащими детьми младшего школьного возраста для лучшего понимания материала крайне рекомендуется применять билингвистический подход.  Для активного развития умственных способностей неслышащих детей младшего школьного возраста, необходимо в различных видах деятельности применять наглядное моделирование, замещение действий.  Необходимо научить неслышащих детей младшего школьного возраста выделять группы отдельных предметов.  При обучении неслышащими детьми младшего школьного возраста для лучшего понимания материала нужно научить их выделять предметы по значению и характерным признакам; научить классифицировать предметы и обобщать их по этим признакам или по назначению; научить детей сравнивать предложенные предметы, находить их сходства и различия.




В раздел высшее образование