Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Детский туризм"

Становление детско-юношеского туризма в Алтайском крае

Автор: Кротова Ирина Сергеевна, Прудникова Наталья Геннадьевна, Цикунова Елена Владимировна, магистрант, Доцент, Ассистент, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет, город Барнаул



В раздел высшее образование



УДК 338.48-2-053.6
СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

FORMATION OF YOUTH TOURISM IN THE ALTAI REGION

Кротова И.С.,

Krotova I.S.
магистрант кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга
Прудникова Н.Г.,

Prudnikova N.G.
к.г.н., доцент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга
Цикунова Е.В.,

Tsikunova E.V.
ассистент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга Алтайский государственный университет Аннотация: В данной статье рассматривается история детско-юношеского туризма начиная с XX в. и до наших дней. Проанализирована роль и место Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения в развитии детского туризма. Ключевые слова: детско-юношеский туризм, Алтайский край, спортивно- оздоровительный туризм. Abstract: This article explores the history of youth tourism since the XX century to the present day. The role and place of the Altai regional center of youth tourism and local history in the development of children's tourism is analyzed. Keywords: youth tourism, Altay, sports and health tourism. В 2015 году на Алтае праздновали 110-летие детско-юношеского туризма. Основателем детского туризма на Алтае считается преподаватель Барнаульского реального училища Виктор Иванович Верещагин, который в мае 1905 года с учениками и двумя педагогами совершил водно-конно-пешее путешествие по маршруту Бийск – Артыбаш – Телецкое до Чулышманского монастыря [1, c.58]. Историю детско-юношеского туризма в Алтайском крае можно разделить на несколько этапов: I этап – 1905-1935; II этап – 1938-1960; III этап – 1960-1990; IV этап – с 1990 г. и до настоящего времени. I этап – 1905 г. - 1935 г. - деятельность В.И.Верещагина, походы учеников реального училища, написание первых методических рекомендаций и описаний походов с детьми; Для своих поездок Верещагин выбирал малоизученные и труднопроходимые места. В 1907 г. основные его экспедиции проходили в районе Чуйской котловины. С 1909 г. внимание исследователя привлекает центральный Алтай.
Совершены походы через Канскую и Уймонскую степи, на вершины Катунских белков [2, c. 123]. Важным толчком развития детского туризма стал Приказ Минпроса от 2 августа 1910 года за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и рекомендовались организованные в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. Детский туризм продолжал активно развиваться и после революции. Пропаганда туризма шла по всей стране. Ученические экскурсии стали разграничивать по темам (историко-археологические, литературно-исторические, географические, на фабрики и заводы, общеобразовательные и др.). В 1919 г. в школах во время каникул был организован ряд экскурсий в столицу РСФСР из Алтайского края. С 1920 г. - 1925 г. в стране и на Алтае создаются экскурсионные бюро при краеведческих музеях, и при непосредственном ведении окружного отдела народного образования. Чуть позже открыта окружная экскурсионная станция, которая занималась практической организацией экскурсий по Алтаю, откуда, собственно, и ведет отчет своей истории и путешествии центр детско- юношеского туризма. С целью массового охвата детей туризмом в 1938 году было открыто новое учреждение, которое получило название Центральная детская экскурсионная туристическая станция. Станция внесла огромный вклад в развитие детского туризма не только в краевом центре, но и на периферии [3, c. 68-69]. По желанию сельских и иных школ были организованы туристические центры (на базе школ). В 1936 г. на левом берегу Катуни была образована детская база в с. Аскат, которая просуществовала недолго, до начала Великой Отечественной войны [4, c. 284]. II этап – 1938 г. - 1960 г. С началом войны в 1941 г. Алтайская ДЭТС была закрыта. Война прервала развитие туризма. Почти шесть лет не работали туристические учреждения. Но уже в 1943 году был издан указ Народного комиссариата просвещения РСФСР о восстановлении детских станций, и 1 мая ДЭТС была вновь открыта. Но по причине экономических, финансовых и кадровых сложностей работа началась лишь в 1947 году [4, c. 284]. В 1950 году состоялся первый в истории слет юных туристов, организованный Валентиной Александровной Кондратовой в Барнауле, но в нем приняли участие школьники лишь краевого центра. Со временем ученический туризм привлек в свои ряды около 35 тысяч учащихся. С начала 50-х годов активно разрабатываются маршруты для школьников, связанные с памятными местами военных действий или населенных пунктов, которые сыграли важную роль в великой победе. С 1951 года краевая ДЭТС проводит городские слеты совмест- но с техниками и натуралистами. Летом 1956 г. Сломин Валентин Александрович организовал работу планового лагеря на 150 мест в селе Голышого Первомайского района. В приказе № 723 от 4 октября 1964 г. по Алтайскому краевому отделу народного образования отмечалось положительная работа по развитию детского туризма в Тальменском, Рубцовском городском, Третьяковском, Барнаульском, Косихинском, Чесноковском отделах народного образования, где было создано от 10 – 40 отрядов многодневных походов.
В 1957 – 1961 годах создаются детские туристические базы «Юность» и «Медвежонок», начинают действовать детские туристические маршруты [1, c. 61]. Приют «Чулышман» появляется в это же время и обслуживает туристов, путешествующих по южной части Телецкого озера. В 1959 г. под руководством Лии Станиславовны и Владимира Ивановича Неустроевых в Горно-Алтайском государственном педагогическом институте (ныне университет) была создана в туристическая секция, что и дало начало развитию массового туризма в Республике Алтай среди студенческой молодежи. По инициативе Лии Станиславовны создается городской клуб туристов, в 1967 году на основе туристской секции организован клуб туристов «Горизонт», действующий на протяжении более чем 40 лет. С момента его создания ведется подготовка инструкторов всех категорий по всем видам туризма [5, c. 5]. В 1957 году в селе Озерки был организован краевой туристский лагерь на 217 человек. В 1958 году состоялся туристический слет, на котором число участников возросло до 110 человек, 10 команд. А это уже говорило о массовой заинтересованности в данном виде спорта и отдыха. В 1960 году на Телецком озере появились молодые энтузиасты: В. Смолин, Ю. Рычков, Г. Корчак, которые в кратчайшие сроки провели огромную работу по организации здесь детского планового туризма. Специально для детей были разработаны маршруты, по которым прошли десятки тысяч школьников. С этого времени туристская и краеведческая работа с учащимися в крае приобрела массовый характер [6, c. 46]. III этап – 1960-1990 гг. Вся массовая туристско-краеведческая работа в крае в 70-е годы проводилась в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР» [4, c. 290]. Помимо основных направлений экспедиции, которые действовали с 1972 года, в период 80-х годов появилось и активно внедрялось новое направление – «От ГТО - к туристскому мастерству». Это направление имело исключительно важное значение для развития туризма среди школьников края, т.к. позволило охватить туристскими формами деятельности практически весь контингент учащихся. Массовый характер работы давал возможность педагогам-кружководам привлечь и заинтересовать детей туризмом, сделать их активистами туристско- краеведческой деятельности. Одним из направлений работы по экспедиции «Моя Родина – СССР» была организация поездок учащихся по стране. Эту работу осуществляло Управление детских путешествий и экскурсий Министерства просвещения РСФСР. На местах путевки распределяли областные детские экскурсионно-туристские станции по заявкам учебных заведений. Дети с Алтайского края ежегодно выезжали в дальние путешествия по стране. Так, в 1972/73 учебном году делегации школ края побывали в 18 городах: Москва, Ленинград, Волгоград, Ульяновск, Казань, Киев, Кишинев, Братск, Севастополь, Феодосия, Алма-Ата, Рига, Красноярск, Свердловск, Челябинск и др. В 1974 г. алтайские туристы впервые участвуют во всесоюзном слете. В 1976 году Алтай принимал гостей со всей России, а с 1984 года проводятся
отборочные соревнования – слеты туристского актива. Юные туристы принимают участие в турслетах России в Ульяновске, Волгограде, Иваново. В 80-х годах было принято значительное число нормативных документов, регламентирующих этот вид деятельности. Одним из таких были «Единые требования к проведению экскурсионно-туристской работы в школах Алтайского края». Массовое распространение приобретают краеведческие экскурсии идеологической направленности, создаются школьные краеведческие музеи, получают распространение геологические и археологические походы, организованные совместно со специалистами края. В 1987 году заведующий оргмассовым отделом Михаил Юрьевич Колчевников провел первые пробные соревнования с командами тех районов, где уже были наработки по этому направлению. Соревнования были частью инструкторского похода в районе Салаирского кряжа. Не сохранились документы по проведению первых краевых соревнований по ТЛТ, но установлено, что в 1989 году был проведен II Краевой слет турактива школьников по технике лыжного туризма, в которых приняли участие следующие районы: Алтайский, Волчихинский, Бийский, Поспелихинский, Троицкий, Угловский, Шипуновский, Тальменский, города Алейск, Заринск, Рубцовск. Ежегодным смотром краеведческой работы являлись краеведческие конференции школьников. Конференция представителей экспедиционных отрядов традиционно проводилась в июле. Организаторы конференции - Краевая станция юных туристов. Краевой комитет комсомола, а также представители туристских организаций, например бюро международного молодежного туризма «Спутник». Представительство районов было внуши- тельным - от 25 до 43 территорий, количество участников - до 450. Тематика докладов определялась направлениями экспедиции «Моя Родина – СССР» [7, c. 28,39 - 40]. IV этап – с 1990 г. и до настоящего времени. Краевая станция юных туристов вошла в 90-е годы с огромным багажом опыта организации туристско- краеведческой работы с детьми. Однако глобальные перемены во всех сферах жизни страны заставили менять стиль внешкольной деятельности с учащимися, изыскивать и внедрять новые формы организации туристско-краеведческой работы [8, c.10]. В 1992 году Центр детско-юношеского туризма России предложил для обсуждения концептуальный проект новой федеральной программы «Отечество». Проект предлагал несколько направлений деятельности: геология, археология, этнография, летопись родного края, Великая Отечественная война, экология (природное наследие), литературное краеведение, памятники России. Новая программа была далека от какой-либо идеологии, в ней содержались практические советы и предложения по организации системы туристско- краеведческой работы от уровня школы, или внешкольного учреждения до уровня всероссийских массовых мероприятий (слетов, соревнований и конференций) как для детей, так и для педагогических работников. До 1998 года программа находилась в состоянии обсуждения и апробации, она
видоизменялась, появлялись новые направления, новые формы работы. Все эти изменения происходили в результате анализа многочисленных предложений от педагогов и методистов, чей практический опыт стал основой окончательного варианта программы Всероссийского туристско- краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество», включившей в себя 19 направлений – подпрограмм [9]. В середины 90-х Краевая станция юных туристов несколько раз меняла название, пока в 2003 г. не появился Алтайский краевой центр детско- юношеского туризма и краеведения который существует до настоящего времени. Численность обучающихся в кружковых объединениях Центра не претерпела существенных изменений по сравнению с 80-ми годами и выражалась в среднем цифрой 800 человек. Однако существенно изменилось содержание образовательных услуг. На базе Центра были сформированы туристские клубы: «Горизонт» (мототуризм), «Азимут» (парапланерный спорт), «Патагония» (пешеходный, водный туризм), «Аборигены» (пешеходный и лыжный туризм), «Театр туристской песни», «Одиссей». Клуб мототуристов при АКЦДЮТиК существует с 17 апреля 1995 года, численный состав секции растет год от года и на сегодняшний день составляет 47 человек. Мототуризм - технически сложный вид спорта. Здесь в равной степени важны физические и моральные качества участников в сочетании с хорошим техническим состоянием и надежностью мотоцикла, ведь иногда преодолевается не одна тысяча километров. За годы существования клуба была проделана большая методическая работа по популяризации мототуризма среди учащихся в разных районах Алтайского края. Особенно плодотворными в этом смысле являются ежегодные мотопробеги, посвященные празднованию Дня Победы. Маршрут пробега меняется каждый год, программа пребывания участников пробега обязательно включает митинг, показательные выступления, встречи участников пробега и учащихся, совещание с представителями администрации и органов управления образованием. Эффект такого непосредственного общения выражается в постоянном и устойчивом росте секций мототуризма на местах. В настоящее время можно говорить о том, что мототуризм развивается в Барнауле, Бийске, Петропавловском, Шелаболихинском, Табунском и Топчихинском районах [10, c. 58-61]. На базе АКЦДЮТиК с 1995 года работает парапланерный клуб «Азимут». Клуб «Азимут» - самый многочисленный парапланерный клуб в Западной Сибири. За время его существования более 500 ребят получили навыки полетов. Ежегодно в клубе занимаются до 70 детей в возрасте от 8 до 21 года, из них количество девочек достигает 40 %. АКЦДЮТиК ежегодно проводит 4-5 учебно-тренировочных сборов и 6-9 соревнований различного ранга, где ребята могут закрепить полученные знания и навыки и повысить свое мастерство. Воспитанники клуба неоднократно становились победителями и призерами различных соревнований: Чемпионата Сибири и Дальнего Востока, России, кубка Сибири. Иван Абабков в 1998 году
стал участником Чемпионата мира в Австралии в составе сборной команды СНГ. Старшие воспитанники клуба постоянно принимают участие в судействе региональных соревнований. С 1997 года существует кемпинг парапланеристов «Бобровая заимка» в с. Солоновка Алтайского района. Именно здесь, у подножья горы «Толстуха» было найдено идеальное место и для учебно-тренировочных полетов, и для организации соревнований [9] . Еще один, довольно экзотический для Сибири вид туризма, представленный в программах Центра с 1992 года - спортивный парусный туризм. Клубом «Одиссей» руководит педагог дополнительного образования, Отличник просвещения РСФСР Владимир Анатольевну Шадрин. В течение зимы на занятиях клуба кружковцы строят большие и малые парусники, а летом ходят на них в походы и участвуют в соревнованиях. Центр проводит ежегодно учебно-тренировочные сборы, походы и соревнования на Правдинском водохранилище, Обском море и других водоемах. В программу соревнований по спортивному парусному туризму включаются следующие виды: короткие гонки по треугольной дистанции, аварийно-спасательные упражнения, гонка капитанов (управление судами в одиночку), маршрутная гонка до базового острова (30-40 км.), радиальные гонки-ралли (40-80 км.), кольцевые гонки вокруг островов. В 1994 году был проведен первый Краевой туристский фестиваль, объединивший туристские соревнования и краеведческую программу. Конкурсная программа включала прокладывание «Экологической тропы» и конкурс песен «Туристский Орфей» [9]. Ежегодно проводился Краевой слет актива школьных музеев, который был хорошей школой и для учащихся, и для руководителей. Однако следует отметить, что именно в 90-е годы шел активный спад музейного движения, т.к. кардинально пересматривалась и менялась вся воспитательная работа. Появилась новая форма туристских соревнований - краевая матчевая встреча учащихся по пешеходному и водному туризму «Кубок Победы», которая проводилась на территории Тальменского района. В программу Кубка входят соревнования по технике пешеходного и водного туризма, традиционное время проведения – последняя неделя апреля. Новыми направлениями в работе Центра стали в 1992 году скалолазание, горный туризм и альпинизм. Массовый характер приобрел в 90-е годы водный туризм. В 1995-1997 годах была открыта «Школа гидов» под руководством Александра Проваторова. В период 90-х годов появились новые формы организации летнего отдыха детей, которые стали вполне приемлемыми для краевых учреждений дополнительного образования - профильные (тематические) оздоровительные лагеря с дневным и круглосуточным пребыванием детей. Первой профильной сменой в 1995 году стала смена социальной реабилитации для детей с нарушением зрения «Путешествуя, познаем мир и себя» (руководитель Людмила Владимировна Штанько). В 2000 году программа смены социальной реабилитации для детей – инвалидов стала Лауреатом всероссийского конкурса
авторских программ. К числу нехарактерных видов деятельности Центра в этот период можно от- нести интересный проект заведующего организационно-массовым отделом Павла Ивановича Навротского «Дети без границ». Этот проект предполагал сотрудничество с научными сотрудниками кафедры социальной педагогики Кельнского университета и обмен группами детей с обширной экскурсионной программой в Германии (весной) и Горном Алтае (летом). Проект был успешно реализован в течение трех лет [11, c. 305-306]. Сегодня краевой центр детско-юношеского туризма насчитывает свыше 150 туристских объединений разных направлений: краеведы, мототуристы, пешеходники, ориеитировщики, парапланеристы, водники, лыжники, скалолазы, горные туристы, спелеологи, туристы-парусники и даже археологи. В 2005 г. АКЦДЮТиК провел чемпионат России по рафтингу среди юниоров на р. Кумир в Чарышском районе. А в ноябре 2005 г. в Барнауле состоялся VII краеведческий слет Алтая, который был посвящен 100-летию детского туризма в крае. Кроме АКЦДЮТиК, на Алтае работают еще три детских туристских центра: в Бийске, Рубцовске и Заринске. Занимаются в них дети от 6 до 18 лет, которые ходят в походы II-IV категории сложности (высшая - VI). По приблизительным оценкам, всего в крае около 20 тысяч детей занимаются различными видами туризма. Центры детско-юношеского туризма в Алтайском крае продолжают работу по привлечению все большего количества юных путешественников в свои ряды. Литература 1. Педагогические чтения имени В. И. Верещагина, посвященные 100-летию детского туризма на Алтае. - Барнаул, 2005. – С. 58 – 73. 2. Несвежева, Н. В. И вечно юная дорога...: к 70-летию Алт. краев центра детско- юношеского туризма и краеведения/ Н. В. Несвежева. - Барнаул: 2008. С. – 123 – 210. 3. Навротский, П.И. Детский туризм как объект краеведческих исследований/ П. И. Навротский //Педагогические чтения им. В. И. Верещагина, - 2007. - Вып. 3. - С. 68-75. 4. Штанько, Л. В. Развитие детско-юношеского туризма в Алтайском крае / Л. В. Штанько // Проблемы развития туризма в Алтайском крае. - Барнаул, 2007. -С. 284-288. 5. "Горизонт" - большая дружная семья/ подгс г. Н. Варфоломеева //Новая жизнь. - Павловск, 2011. 4 сент- С.5 6. Санникова, Т. В. История детско-юношескогo туризма в Алтайском крае/ Т. В. Санникова //VI Педагогические чтения им. В. И. Верещагина. - Барнаул, 2010. - Вып. 6. - С. 44-58 7. Пашкова, Е. Ю. Исторический опыт организации туристско-экскурсионной работы в Алтайском крае в 1960-е - середине 90-х г / Пашкова Елена Юрьевна. - Барнаул: 2007. –С. 24 – 48 8. Гром, О. Все краски мира: приглашает "Станция детского и юношеского туризма и экскурсий"/ О. Гром //Вечерний Рубцовск. - Рубцовск, 2009. - № 27. - С. 10 9. Историческая справка – О центре – Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения [Электронный ресурс] Режим доступа: akcdutikcenter/istoria_zentra 10. Мир создан для юных // Алтай: знакомое и неизвестное. - 2009. - № 1. - С. 58 - 61.
11. Марьясова, Ю. Л. Проблемы развития детского туризма на Алтае и пути их решения/ Ю. Л. Марьясова //Молодежь - Барнаулу: материалы X городской научно- практической конференции молодых ученых. - Барнаул, 2009. - Т. 2. - С. 305-306




В раздел высшее образование