Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка через разноуровневое обучение".

Курсовая работа

Автор: Измаиграева Екатерина Сергеевна, учитель английского языка, СОШ 65, город Иркутск



В раздел высшее образование




Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Гуманитарно-эстетический факультет

Кафедра иностранных языков и лингводидактики

Направление:
050100.62 Педагогическое образование
Профиль:
050100.62 Иностранный язык
Квалификация:
Бакалавр педагогического образования
Форма обучения:
очная
Курсовая работа

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроках

английского языка через разноуровневое обучение.
Выполнила: студентка 3 курса Измаиграева Екатерина Сергеевна Проверила: старший преподаватель Саух Елена Викторовна Иркутск 2014 3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение 3 Глава 1. Теоретический аспект проблемы реализации личностно- ориентированного подхода на уроках английского языка 5 1.1. Законодательная база для реализации личностно- ориентированной стратегии обновления школы 5 1.2. Технологии личностно-ориентированного обучения 10 Глава 2. Использование разноуровневого обучения английскому языку как одной из личностно-ориентированных технологий 21 2.1. Особенности внедрения разноуровневого обучения на уроках английского языка 21 2.2. Практическая разработка урока английского языка в 6 классе с использованием разноуровневого обучения 26 Заключение 33 Список использованной литературы 35 ПРИЛОЖЕНИЯ 38 4

Введение
Наш предмет - английский язык - имеет свою специфику и, соответственно, специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Пока в теоретической дидактике ведутся споры о границах и возможностях создания новых педагогических технологий, в системе преподавания иностранных языков уже давно созданы методики, претендующие на статус технологии, то есть обладающие высокой степенью надежности, стабильности и воспроизводимости результатов. Мы относим сюда, прежде всего, технологии личностно-ориентированного обучения при обучении иностранному языку. Принцип личностно-ориентированного обучения языку предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от преподавателя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания учащегося. В тоже время в озможность реализации этого метода непосредственно связана с изменением личностной установки преподавателя. Мы сталкиваемся с тем, что наше речевое и неречевое поведение несет определенный профессиональный отпечаток и характеризуется излишней категоричностью, авторитарностью, догматичностью суждений. Такая установка убивает саму идею диалога. Поэтому
актуальным
представляется постоянный процесс поисков новых методов, которые могли бы стать стимулом, толчком к началу диалога. Механизм мотивации при этом должен затрагивать все сферы: интеллектуальную, мотивационно-потребностную, волевую, сферу самосознания. Личностно-ориентированное обучение - это как раз тот процесс, который направлен на достижение активности личности и сохранение этого состояния.
Объектом
исследования данной курсовой работы является личностно- ориентированный подход при обучении английскому языку. 5

Предмет исследования:
разноуровневое обучение как одна из личностно-ориентированных технологий.
Цель:
разработать урок английского языка в рамках личностно- ориентированного подхода через разноуровневое обучение. Сформулированные объект, предмет и цель определяют необходимость решения следующих
задач:
1. Изучить теоретический материал по теме. 2. Выявить эффективность применения технологий личностно- ориентированного обучения. 3. Проанализировать особенности внедрения разноуровневого обучения на уроках английского языка. 4. Разработать урок с использованием личностно-ориентированного подхода. Для выполнения поставленных задач и достижения цели данной работы используются следующие методы исследования: сравнительный анализ различных источников, посвященных современным методикам преподавания иностранных языков, научной, учебно-методической литературы, статей и иных публикаций, посвященных данной проблеме. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 6

Глава 1

Теоретический аспект проблемы реализации личностно-

ориентированного подхода на уроках английского языка
1.1.
Законодательная база для реализации личностно-ориентированной

стратегии обновления школы

Личностно-ориентированный подход
-
это
методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая акцентировать внимание педагога на целостность личности человека, заботиться о развитии не только его интеллекта, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Как известно, личностно-ориентированный подход стал возможен благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последние два десятилетия. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества, признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира [Бим, 2002, с.11]. Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует полного развития личности, в том числе её коммуникативных/ коммуникационных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем. Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, 7
стремиться избегать и преодолевать конфликты. Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения [5ballov.qip]. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Способность и готовность осуществлять иноязычное общение на должном уровне возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК). В работе автора Ван Эком представлена схема компонентов ИКК.
Схема 1

Компоненты иноязычной коммуникативной компетенции
языковая социолингвистическая компетенция речевая предметная/ тематическая компетенция социокультурная общекультурная компетенция компенсаторная страноведческая компетенция учебная \ 8 И К К
Личностно-ориентированный подход, по мнению автора И.Л. Бим, предполагает особый акцент на социокультурную составляющую иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей страны, умение её представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Все это повышает требования к уровню обученности учащихся по иностранному языку [Бим, 2002, c.13]. В настоящее время в документах по модернизации школы проектируется достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком, то есть реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка, как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества. Имеется в виду достижение так называемого порогового уровня во владении иностранным языком, принятого Советом Европы. Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и, соответственно, различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и несколько продвинутый профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в вузе [Ариян, 2007, с.8]. Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. Выступая в качестве новой модели образования, этот подход обеспечивает бо ́ льшую преемственность между тремя ступенями школы, а также между школой и вузом, позволяет выпускнику в случае достижения им порогового уровня использовать иностранный язык в практической деятельности сразу после окончания школы. 9
Применительно к содержанию обучения, И.С. Якиманской, личностно- ориентированный подход проявляется в следующих основных направлениях: 1. Компонентный состав содержания обучения (включающий в себя опыт познавательной деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений) хотя и соответствует выделенному ранее дидактами (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), но акценты в интересах развития свободной активной личности падают на деятельностную компоненту, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации. Даже в предметах - основах наук «знаниевая» составляющая при личностно-ориентированном подходе должна быть интегрирована в деятельностную составляющую содержания обучения. Это не значит, что недостаточно оцениваются знания, но это предполагает их практическую направленность, их активное применение (например, в ходе лабораторных работ, решения задач, в проектной деятельности). 2. При отборе иноязычного содержания обучения в большей мере, чем раньше, учитываются интересы и волнующие современных школьников проблемы (с учетом разных возрастных групп - в начальной, основной, старшей школе). Это проявляется прежде всего при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем обсуждения, в привлечении аудио - визуального материала, в том числе с помощью Интернета. 3.Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса, который несколько ниже уровня предъявления, так как учитываются возможности и потребности учащихся. Это позволяет осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности [psychologos]. Последнее достигается и благодаря проблемной подаче материала, а не в сообщении «готовых знаний», в побуждении учащихся к размышлению, 10
самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. При отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждают к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует формирование ценностных ориентаций. Таким образом, личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации. Рассмотрим, как влияет личностно-ориентированный подход на выбор приемов / технологий обучения. Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность, заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Все больше используется групповая работа над разными текстами. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации - обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу прочитанного и услышанного от других. Она может способствовать развитию речевой инициативы, совершенствовать учебные и коммуникативные умения. При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы, затрагивающей, по сути, все аспекты её функционирования. 11

1.2. Технологии личностно-ориентированного обучения
Для того, чтобы добиться эффективного и стабильного обновления школы, используя личностно-ориентированный подход, необходимо постоянное применение его педагогических технологий, к которым относятся: 1. Технология индивидуального обучения (метод проектов); 2. Игровые технологии; 3. Технология саморазвивающегося обучения; 4. Педагогические технологии адаптивной школы; 5. Гуманно-личностная педагогики Ш.А. Амонашвили; 6. Технологии развивающего обучения; 7. Проблемное обучение; 8. Коллективный способ обучения[ipk.admin.tstu]; 9. Модульное обучение [Pichuery.-edurm]; 10. Технология разноуровневой дифференциации. Как известно, в последнее время мотивация к изучению иностранных языков резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком в массовой школе не убавилось. По-прежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Вот почему для педагогов-исследователей наиболее интересным для массовой школы представляется опыт обучения в сотрудничестве. Этот опыт вполне органично вписывается в классно- урочную систему, не нарушая содержание образования. Также он позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать возможности каждого ученика [revolution.allbest]. Обучение в сотрудничестве ( cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной 12
совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут правильно сформулировать вопрос. В таких случаях, если объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных учеников все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. Существует много разнообразных вариантов педагогических технологий, таких как: I. Технология индивидуального обучения (предложенная и разработанная Инге Унтом) включает в себя индивидуальный подход, индивидуализацию обучения и метод проектов [mo:mosreguserdata]. Проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. В методе проектов, проект - это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала. Известный исследователь, доктор педагогических наук Е.С. Полат определяет метод проектов как 13
«определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» [Полат,2004, с. 23-32]. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Но независимо от типа проекта, все они в определенной степени неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий. Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. Таким образом, обучение иностранному языку может и должно преследовать не только чисто практическую цель - дать ключ к дополнительному источнику информации, но и способствовать формированию личности учащегося, прививая ему навыки творческой активности, стимулируя творческие возможности будущего специалиста, используя модели обучения, составляющие активные формы обучения, такие как, например, проектная методика. Новшества в содержании, формах и методах работы, как и в отношениях преподаватель - ученик, безусловно, ведут к улучшению и модернизации образования и воспитания, созданию личности будущего гражданина с новыми качествами и ценностями – творческой личности [revolution.allbest]. II. Игровые технологии. Среди множества путей формирования у школьников познавательного интереса одним из наиболее эффективных 14
является организация игровой деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- позновательной направленностью. Применение игровой формы занятий предполагает создание на уроках инностраного языка игровых приемов ситуаций, которые побуждают и стимулируют детей к учебной деятельности. В любой игре заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные возможности. Она развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческие способности [ipk.admin.tstu]. III. Технология саморазвивающегося обучения. Технология саморазвивающегося обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями: Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:  в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);  в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);  в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);  в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы). Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на 15
самообразование, самовоспитание, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция и самоактуализации [docs.google]: IV. Педагогические технологии адаптивной школы. Адаптивная система помогает каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Обладая такими свойствами, как гибкость, полиструктурность, открытость, адаптивная система выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития. Теория развивающего метода была разработана Н.П. Капустиным, который, в свою очередь, опирался на исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и др. С помощью адаптивных технологий обеспечивается функциональное развитие мысли каждого ученика. Теория Л.С. Выготского о развитии мышления и речи стала основой конструирования адаптивных технологий, в которых отражаются закономерности речевого мышления. К адаптивным технологиям предъявляются следующие требования: они обеспечивают непрерывное речевое мышление каждого ученика на всех учебных и воспитательных занятиях; способствуют переводу ученика из зоны актуального в зону его ближайшего развития. Адаптивные технологии строятся с учетом естественной мотивации ребенка к учебной деятельности и на постоянной рефлексии [mo:mosreguserdata/5 doc]. V. Гуманно - личностная педагогика Ш.А. Амонашвили видит не только в новых целях и задачах образовательного процесса, но и в средствах, с помощью которых они должны быть достигнуты. Основными средствами педагогического процесса в концепции Ш.А. Амонашвили выступают разносторонняя деятельность детей и общение, которые несут им повседневную радость, предоставляют свободный выбор, возможность сотрудничества, творчества. «Эта педагогика, – пишет он далее, – принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность, и ведет, готовит его служению 16
эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребенка кладет утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах» [Амонашвили, 2000, с.96-97]. VI. Технологии развивающего обучения. Рассмотрим, чем привлекает эта система педагогов. Прежде всего, тем, что в ней решаются такие задачи, которые всегда волновали учителей, но оказывались нерешенными: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным. Развивающее обучение – это способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на гармоничное развитие ребенка. Кроме того, развитие детей в данной системе понимается не как развитие отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, - а как общее развитие личности, в том числе, развитие воли, ума и чувств. Это является основной целью развивающего обучения. Не только усвоение, а переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдение, различные виды памяти, воображение, характеризуют развитие ума. В свою очередь развитие ума связано с развитием воли - желанием и умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее. И наконец, развитие чувств во всем своем многообразии – эстетических, нравственных, интеллектуальных – это то, что составляет духовное богатство человека. 17
Являясь личностно ориентированной, система развивающего обучения отличается верой в каждого ребенка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть, и учитывает, что при общем обучении развитие ребенка сугубо индивидуально. Все дети имеют разный уровень способностей имитировать иноязычные звуки и интонацию, зрительного и слухового восприятия иноязычной речи, различную скорость мыслительных процессов и так далее [rusnauka.../5 djuzbenbaeva.doc.htm]. VII. Проблемное обучение. Г.К. Селевко определяет как организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие. Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. 18
3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного [docs.googleView?id=dhjwzhtd_43g2x9khh4]. Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении, данный подход применим при формировании практических умений и навыков; 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы [ru.wikipedia/wiki/Проблемное_обучение]. VIII. Коллективный способ обучения. К популярным личностно- ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения» (КСО), работа учащихся в парах «сменного состава». Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие основные преимущества КСО: 1. В результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания. 2. В процессе речи развиваются навыки речемышления, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. 3. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. 4. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.. 5. Формируется адекватная самооценка личности, 19
своих возможностей и способностей. 6. Обсуждения одной информации с несколькими сменными партнерами, увеличивается число ассоциативных связей, а, следовательно, увеличивается более прочное усвоение. [pedsovet/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4311/Item id,5501190/]. IX. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или c помощью) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы. Перед каждым модулем нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь можно предложить учащимся такие формы работы как диктант, тест, таблицу, работу с терминами, со схемами, рисунками, составить описание растения, животного, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний домашнего задания. Затем учащиеся приступают к изучению нового материала. Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Не следует включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученик должен все успеть за урок. Учитель должен обязательно задавать хороший темп работы своим учащимся [uchebamet_rus/k_pedagogika/modul.htm]. 20
X. Технология разноуровневой дифференциации. Разноуровневое обучение, по определению М.Ю. Бухаркиной, - это технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению [dic.academicdic.nsf/raviki/204622]. Разноуровневое обучение можно назвать и дифференцированным обучением, так как, и дифференцированное, и разноуровневое обучение по мнению Л.С. Выготского это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. [nsportal]. Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом: природных задатков, способностей, условий социализации в современной школе. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных способностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Говоря о личностно-ориентированном обучении, необходимо обратить внимание на дифференциацию по частным способностям и отдельным предметам. Необходимо уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это необычайно важно [rusedu/Article730.html]. 21
Что касается иностранного языка, дифференциация, разноуровневость, безусловно, способствует повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных творческих и познавательных способностей, способствует социализации личности. Применение данной технологии предоставляет возможность каждому ученику максимально раскрыть свои способности, самореализоваться. При таком обучении учащиеся приобретают большую свободу действий. Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к иностранному языку. Поэтому далее в работе подробнее рассматривается именно эта технология личностно-ориентированного обучения. Итак, рассмотрев и проанализировав главные педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, можно сделать вывод, что систематическое применение хотя бы одной из них позволяет преодолеть многие трудности в обучении учащихся, которые сопутствуют традиционным методам и формам обучения, повысить мотивацию и работоспособность воспитанников, наполнить уроки радостными и приятными переживаниями. А самое главное, раскрыть личность каждого учащегося, помочь максимально полно задействовать его в образовательном процессе, таким образом, повысив качество его знаний, и уровень воспитанности. 22

Глава 2. Использование разноуровневого обучения английскому

языку как одной из личностно-ориентированных технологий

2.1. Особенности внедрения разно уровневого обучения на

уроках английского языка
Из всех педагогических технологий, рассмотренных выше, в рамках данной курсовой работы решено остановиться на более подробном рассмотрении разноуровневого, или дифференцированного, обучения, так как именно эта организация учебного процесса, помогает преодолеть усредненность образовательного стандарта и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению [ru.wikipedia/]. Ориентация на личность учащегося связывается в педагогической литературе с внутренней дифференциацией и внешней, по частным способностям. Это связано с тем, что любой школьный класс является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к овладению языками, способность к общению на английском языке в группе, интеллектуальные способности, мотивация к изучению языка [Ариян, 2007, с. 3-9]. Школьники также могут различаться стилем учения, особенностями характера, интересами, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине, а также культурными особенностями родного языка. Решение проблем, связанных с отличием обучаемых друг от друга, лежит не только в плоскости планирования, но и реализации плана в процессе обучения. Для этого существует целый ряд возможностей. Часть из них 23
описана в трудах современных зарубежных и отечественных авторов (П. Ур, Н.Ф. Коряковцева, Е. С. Полат, Е.Н. Соловова и других), другие существуют в практике преподавания, используются передовыми учителями, и следовательно, также включены в современный «методический стандарт» (Р.П. Мильруд) [Ариян, 2007, с. 3-11]. Как известно, программа по иностранным языкам четко определяет набор разговорных тем для изучения на каждой ступени. Однако в классе с неоднородным составом обучаемых, учителю не следует стремиться оставаться в рамках того спектра подтем, сюжетов, проблем, текстов, методов и приемов обучения, которые предлагает учебник. Для возбуждения и поддержания интереса учащихся целесообразно предлагать им такие тексты и задания, так формулировать проблемы для обсуждения, чтобы они были личностно-значимы для школьников и помогали им находить ответы на интересующие их вопросы «Там же, с.13» Учитывая пожелания школьников, а также вопросы, которые могут появиться в ходе «мозгового штурма», учителю, возможно, придется несколько изменить содержание темы. Какие-то аспекты темы могут оказаться невостребованными, другие наоборот, потребуют всестороннего изучения. В результате процесс обучения станет процессом поиска ответов на интересующие учащихся вопросы, и это создаст условия для реализации личностного творческого потенциала школьников и повышения их мотивации к изучению ИЯ. Стратегия «обязательное плюс факультативное», описанная Пенни Ур и широко используемая в последних поколениях учебников и состоит в следующем. Класс получает некоторое количество учебных заданий и / или заданий, часть из которых является обязательной и должна быть выполнена всеми учащимися. Другая часть является факультативной и выполняется учащимися в том объёме и на том уровне трудности, которые они сами для себя определят. Основная часть заданий должна быть доступна всем школьникам, включая самых слабо подготовленных. Таким образом, каждый 24
из обучаемых выполнит свою работу успешно, однако объем работы и уровень трудности, которого достигают школьники, могут варьироваться от ученика к ученику. В ориентирующем замечании учитель предлагает обучаемых сделать столько, сколько они смогут или сочтут необходимым. Выполняются все обязательные и некоторое количество факультативных заданий по выбору учащихся [languagess.ucoz]. Особое значение придается качеству целевой установки (замечания, инструкции). Это первый важный шаг в совместной деятельности учителя и учащихся. Она создает ориентировочную основу деятельности для школьников и содержит указания на возможную степень их самостоятельности в выполнении задания. Эффективность целевой установки определяется двумя её важнейшими характеристиками: краткость и ясность. Необходимо отметить, что установка должна обеспечить возможность выполнения как обязательных, так и дополнительных заданий. Последние предназначены для тех, кто хочет в них разобраться, сможет их выполнить, найдет для них время, проявит желание идти вперед. Оптимальное использование различных типов взаимодействия учащихся на уроке многократно увеличивает число школьников, активно вовлеченных в работу в каждый данный момент урока. Это является ярким контрастом той модели обучения, при которой в центре учебного процесса находится сам учитель, работающий преимущественно во фронтальном режиме. Одной из важнейших возможностей включения в речемыслительную деятельность учащихся разного уровня обученности современные исследователи называют использование заданий открытого типа. Это задания, которые не имеют единственно правильного решения или ответа и позволяют учащимся справляться с ними при любом уровне владения языком. Приведем примеры таких заданий [engblog]: 1. Listen and read. Number the pictures. 25
2. Write the words in the chart. 3. Copy the rhyme. 4. Complete the sentences with… 5. Underline…in these words / sentences. 6. Repeat the dialogues. 7. Roleplay the dialogues. 8. Explain the highlighted word. 9. Look at the photos. In pairs, ask and answer questions. 10.Match the words to the pictures. 11.Circle the correct answer. 12.Answer the questions. 13.Put … in the correct order. 14.Correct the following words / sentences. Find mistakes in these words /sentences. 15.Fill in the gaps in these sentences (with suitable…) 16.Find a word in the diagram above that fits each definition. 17.Describe… 18.Work with a dictionary. Как видно из приведенных примеров, задания открытого типа позволяют каждому дать ответ того объема и уровня сложности, который ему посилен. Даже наименее подготовленный учащийся, выполняя такие упражнения, может высказать свое личное мнение или просто пошутить. Высказывания школьников будут существенно отличаться объемом и качеством. Однако посильность задания в сочетании с увлекательными речевыми стимулами повышают мотивацию каждого к участию в иноязычной речевой деятельности. Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем- то привлекать учащихся: интересный материал, интересная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения упражнения, привлекательные 26
опоры и т. п. А весь предлагаемый комплекс упражнений должен включать широкий набор заданий, что позволит каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, позволяет реализовать собственный речевой и жизненный опыт, высказать собственное мнение. 27

2.1. Практическая разработка урока английского языка в 6 классе с

использованием разноуровневого обучения

Урок по теме "Travelling"

Урок по теме "Travelling is the best what can happen to you"
. Данный урок является подготовкой к итоговому уроку.
Цель:
повторение и закрепление лексико-грамматического материала, пройденного по теме “Travelling”.
Задачи:
Образовательная - активизировать навыки чтения, говорения и письма по теме "Travelling". Воспитательная - сформировать правильное понятие о путешествиях. Развивающая - развитие речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся. Коммуникативная - формирование иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи.
Ход урока:

Teacher:
Good morning, boys and girls. I’m glad to see you today. I hope that you are fine today. How are you?
Pupils:
We are fine today.
Teachers:
Look at the blackboard! There are two pictures: one is of good, happy mood, the other one is of bad, sad mood. Please, think of how you are feeling now, go to the blackboard and put a tick near the picture of your mood.
Teacher:
If you are ready for the lesson, let’s start. Today we are going to speak about «Travelling». I hope you all like travelling.
1)

Warming up: Teacher:
Today we’re going to read, speak and write about places. We’ll travel a lot today and make some stops. They are: translation, 28
reading, listening, speaking and writing. You will see if your work is good using the evaluation sheets (листки оценивания ). Your aim is to reach the top of the mountain by the end of the lesson.
Evaluation Sheet
Your answer Mountain of success Translation Reading Listening Speaking Writing
Teacher:
To begin with, let’s remember proverbs about travelling. Match two parts and translate them, work in pairs. (Учитель раздает каждой паре учеников два вида заданий: составить пословицу из разрозненных частей одному, второму ученику прочесть ее вслух и найти соответствующий русский перевод). There is no place has its customs Every country like home Dry bread at home is better home is best East or West than roast meat abroad There is no place like home. Каждая страна имеет свои обычаи. Every country has its customs. В гостях хорошо, а дома лучше. Dry bread at home is better than roast meat abroad. Восток или Запад для дома лучше. East or West home is best. Сухой хлеб в домашних условиях лучше, чем жареное мясо за рубежом. Keys: 1. There is no place like home. 2. Every country has its customs. 29
3. Dry bread at home is better than roast meat abroad. 4. East or West home is best. (Проводится выборочный контроль опросом трех-четырех пар учеников)
2)

Relaxation.

Teacher:
Close your eyes. Sit comfortably. Image that you are in London. There are beautiful houses, buildings, clean streets, double-decker buses and London’s taxis. There are beautiful and colorful flowers in the street, kind people. London is home of the Queen. There is Big Ben. It is one of the biggest clocks in the world. There is Trafalgar square, Buckingham Palace, Westminster Abbey and London Eye. And now open your eyes and look at the board. Пока дети с закрытыми глазами слушают, учитель в этот момент развешивает картинки на доске с достопримечательностями Лондона.
Затем учитель спрашивает учеников, получилось ли им

представить свое путешествие. Задает вопросы по тексту:
What city did you visit? What did you see there? После этого учитель раздает карточки с названиями достопримечательностей Лондона на каждую парту и просит их перевести. Дети договариваются между собой, кто будет прикреплять эти названия под картинкой у доски, а кто будет зачитывать их. (Например: This is Big Ben) Затем дети оценивают себя в таблице
“ Evaluation Sheet”
в разделе
“Translation” and “Listening”.

3)
Затем учитель говорит, что чтобы заполнить всю таблицу успеха, ученикам предлагается поговорить о тех местах, где они когда-либо путешествовали или куда хотели бы поехать. (Цель: отработать навыки устной речи). Дети начинают рассказывать, используя слова и словосочетания из предыдущего текста. По ходу обсуждения учитель предлагает детям вспомнить прилагательные, описывающие красоту природы, красоту разных стран, прилагательные, описывающие чувства людей, вспоминают слова, называющие средства передвижения (например: beautiful, great, happy, unhappy, by bus, by train, on foot и другие) используя мяч. Учитель бросает мяч ученику и говорит ”летать на самолете” и ученик 30
должен перевести. Также дети учатся составлять фрагменты монологических высказываний, слушать и понимать друг друга. Слушая друг друга, дети пытаются запомнить слова и словосочетания, в этот момент происходит разноуровневое обучение, так как они обмениваются информацией и пытаются запомнить новые слова, выражения, дети примерно выходят на один уровень. Ребята с более низким уровнем английского языка стараются дотянуться до ребят с более высоким уровнем языка. Пример монологического высказывания: I like travelling. I would like to visit London, because I want to see Big Ben. I know that it is a huge and beautiful building. I like to travel by plane. После проделанной работы дети оценивают себя в таблице
“Evaluation Sheet”
в разделе
“Speaking”
.
4)

Teacher:
Чтобы подняться выше в гору и поставить галочку в разделе “Reading” вы должны прочитать текст, который называется
Places to

visit
, как вы думаете о чем этот текст? (предтекстовое задание). Прочитайте текст вслух и в таблице после текста отметьте галочкой, где утверждения верны, а где нет. (Дети читают текст по одному предложению и в парах выполняют задание после текста). Places to visit London is the capital of England. It is political and business center. City is the oldest part of London. There are many banks and offices there. You can visit some interesting places in the city. One of them is them is the Tower of London. The Tower of London was a fortress, a palace, a prison. Now it is the museum. One of the greatest English churches, St. Paul’s Cathedral, is not far from the Tower of London. The famous English architect, Sir Christopher Wren, built it in the 17 t century. It is a beautiful building with many columns and towers. The center of London is Trafalgar Square. It is the most beautiful place in London. In the middle of the square stands a tal column. It is a monument to Admiral Nelson. There are two beautiful fountains in the square. Every day many tourists visit Trafalgar Square. 31



Statements

True/False
1 London is the capital of England. 2 Many people live in the City. 3 St. Paul’s Cathedral is very far from the tower. 4 Tower isn’t a museum. 5 Tower of London was a fortress and a prison. 6 The famous English architect Sir Christopher Wren built the Cathedral in the 17 th century. 7 Trafalgar Square is not in the center of London. 8 In the middle of the square stands a tall column of Admiral Nelson. После выполнения задания дети оценивают себя в таблице
“Evaluation

Sheet”
в разделе
“Reading”.

5)
Чтобы подняться еще выше и поставить галочку в разделе
“Writing”
, вам надо придумать и записать
“Синквейн”.

Синквейн
(от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Многие методисты считают синквейн хорошим инструментом для синтезирования сложной информации, оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Правила написания пятистишия: 1. Первая строка – существительное, тема синквейна. 2. Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна. 3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, характерные для данного предмета или явления. 4. Четвёртая строка – законченное высказывание, выражающее отношение автора синквейна к теме. Это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная самим автором синквейна. 5. Пятая строка – резюме, вывод, выражающий личное отношение автора синквейна к теме. 32
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. В конце урока синквейн можно использовать для рефлексии, после изучения темы – для контроля. Таким образом, синквейн – метод, который может иметь универсальное применение [vio.uchim]. Правила написания: первая строка – одно существительно, вторая строка – два прилагательных, третья строка – три глагола, четвертая строка – фраза, несущая определенный смысл и пятая строка заключение в форме эмоции. Работать можно в парах. Пример
“Синквейна”
:
Travelling

Interesting and fascinating

Fly, go and run

It makes our mood fantastic

How wonderful!
Учитель говорит: “Вот мы и добрались до вершины горы, здесь мы с вами сделаем привал и будем любоваться завораживающим видом. Я предлагаю вам отдохнуть после долгой дороги и сделать фонетическую зарядку”. Отработка межзубных, глухих и звонких звуков.
Monday for health

Tuesday for wealth

Wednesday the best day for all

Thursday for crosses

Friday for losses

Saturday not luck at all

6) Заключительная часть, подведение итогов.
33

Teacher: Now, I see that you like travelling very much because you have

done all tasks. Our lesson is almost over. Thank you for being active at the

lesson. Your marks for the lesson are the following.

Вывод:
Данная разработка урока состоит из следующих этапов: translation, reading, listening, speaking and writing. При составлении урока было применено разноуровневое, или дифференцированное , обучение. Были представлены упражнения, через которые можно этот подход проследить. Для примера возьмем одно из упражнений: To begin with, let’s remember proverbs about travelling. Match two parts and translate them, work in pairs. Учитель раздает каждой паре учеников два вида заданий: составить пословицу из разрозненных частей одному, второму ученику прочесть ее вслух и найти соответствующий русский перевод. Также применение разноуровневого, или дифференцированного, обучения повышает мотивацию к изучению иностранного языка у ребят. После проведения данного урока должна быть достигнута цель и все поставленные задачи. 34

Заключение
Целью данной курсовой работы было выявить необходимость применения личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка, для развития языковых умений и навыков учащихся. Для достижения поставленной цели были изучены теоретические основы личностно- ориентированного подхода обучения. В ходе работы мы пришли к следующим выводам: Личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления, школы, затрагивающей практически все аспекты её функционирования. Применяя на уроках современные личностно-ориентированные технологии, такие как: обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, технологии саморазвивающегося обучения, педагогические технологии адаптивной школы, гуманно–личностную технологию Ш.А. Амонашвили, технологии развивающего обучения; проблемное обучение, коллективный способ обучения, модульное обучение, технологию разноуровневой дифференциации учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. Реализация личностно-ориентированного подхода в классах с неоднородным составом обучаемых означает, что каждый школьник в любой момент урока может максимально реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал, выбрав из веера увлекательных заданий подходящее лично ему. Такой подход требует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат. Однако результатом таких усилий 35
будут условия, комфортные для всех учащихся, позволяющие школьникам эффективно овладевать английским языком. Таким образом, доказана целесообразность применения на уроках английского языка личностно- ориентированных технологий, в частности разноуровневого (дифференцированного) обучения, для развития языковых умений и навыков. 36

Список использованной литературы
1. Амонашвили, Ш.А. Школа Жизни [Текст]: Учебное пособие / Ш.А. Амонашвили, 2000, 121 с. 2. Ариян, М.А. Личностно - ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых [Текст] / М.А. Ариян // Иностр. яз. в шк. – 2007. - № 1. – С. 3-11. 3. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы [Текст] / И. Л. Бим // Иностр. яз. в шк. – 2002. - № 2. – С. 11-15. 4. Бухаркина, М.Ю. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс]. 5. Вопросы Интернет Образования. Выпуск 109. [Электронный ресурс] / 6. Головинцева, В.В. Реализация принципов развивающего обучения на уроках английского языка в средней школе [Электронный ресурс]/ 7. Головко, Е.В. Модульное [Электронный ресурс]/Е. В. Головко.- 8. Дюзденбаева, К.К. Реализация личностно- ориентированного обучения на уроках иностранного языка [ Электронный ресурс] / К.К. Дюзденбаева. - 9. Калашник, Т.Л. Использование коллективных способов обучения на уроках английского [Электронный ресурс]/ Т.Л. Калашник.- 10. Концепция развития [Электронный ресурс]/mo:mosreguserdata/5 doc. 11. Копылова, О.Е. Личностно-ориентированные технологии обучения [Электронный ресурс] / О.Е. Копылова. 37
12. Костина, Т.А. Дифференциация как аспект личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]/.- rusedu/Article730.html. 13. Краевский, В.В. Содержание образования: Вперед к прошлому [Текст]: учеб. пособие/ Краевский В.В. – М.: Владос, 2001, 278с. 14. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]/ Pichuery.-edurmD:wMedia/lichnost-.doc. 15. Материал из Википедии — свободной энциклопедии , [Электронный ресурс] / ru.wikipedia/. 16. Основные понятие технологии дифференцированного обучения, [Электронный ресурс] / nsportal. ru. 17. Пенни Ур. Каталог статей [Электронный ресурс] / languagess.ucoz . 18. Полат Е.С. Разноуровневое обучение [Текст] / Е.С. Полат / Иностр.яз. в шк. – 2000. - №6. – С. 6-11. 19. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие/ Е.С. Полат.- М., 2004, соавтор. – С. 22-23. 20. Приемы и средства личностно- ориентированного обучения иностранному языку в средней школе [Электронный ресурс] revolution.allbest…00029257 0.html. 21. Проблемное обучение [Электронный ресурс] / ru.wikipedia/wiki/Проблемное_обучение. 22. Проектная технология обучения [Электронный ресурс] / revolution. allbestpedagogics/00037183 0.html. 23. Сафонова, В.В. Социокультурный подход в обучении иностранным языкам [Текст]:учеб. пособие/ В.В. Сафонова. – М.: Высшая школа, Амскоро Интернешнл,1991, 250с. 24. Селевко, Г.К. Технология саморазвивающегося обучения [Электронный ресурс]/Г. К. Селевко.- docs.googleView?id=dhjwzhtd_43g2x9khh4 38
25. Упражнения по английскому языку, [Электронный ресурс] / 26. Шачков, В.В. Метод проектов как средство реализации личностно- ориентированного подхода при изучении иностранных языков [Электронный ресурс] / В.В.Шачков. 27. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение [Электронный ресурс] / И.С.Якиманская 39




В раздел высшее образование