Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СПИННОГО МОЗГА"

статья

Автор: Антипова Анжелика Владимировна, Мартын Иван Анатольевич, Готюрев Александр Васильевич, студент, ассистенты кафедры физической культуры, ОрГМУ, город Оренбург, Оренбургская область



В раздел высшее образование




ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ

ТРАВМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СПИННОГО МОЗГА

Готюрев Александр Владимирович
Ассистент кафедры физической культуры Оренбургского государственного медицинского университета Россия, Оренбургская область, г. Оренбург
Мартын Иван Анатольевич
Ассистент кафедры физической культуры Оренбургского государственного медицинского университета Россия, Оренбургская область, г. Оренбург E-mail: ivan.martyn.86@mail
Антипова Анжелика Владимировна
Студентка Оренбургского государственного медицинского университета Россия, Оренбургская область, г. Оренбург E-mail: angela.333@mail В статье рассматриваются особенности травматической болезни спинного мозга и лечебной физической культуры как один из основных факторов реабилитации пациентов с данной патологией. Автор осуществляет анализ показаний и противопоказаний к назначению лечебной физической культуры, факторы, влияющие на подбор физических упражнений. Особое внимание уделяется технике осуществления лечебных процедур и правилам должного проведения лечебной гимнастики.
Ключевые слова:
травматическая болезнь спинного мозга, лечебная физическая культура, реабилитация.
BASES OF THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING DURING

TRAUMATIC DISEASE OF SPINAL CORD

A. V. Goturev
Assistant Professor of Physical Education Orenburg State Medical University Russia, Orenburg region, Orenburg
I. A. Martin
Assistant Professor of Physical Education Orenburg State Medical University
Russia, Orenburg region, Orenburg E-mail: ivan.martyn.86@mail
A. V. Antipovа
Student of Orenburg State Medical University Russia, Orenburg region, Orenburg E-mail: angela.333@mail The article discusses the features of traumatic spinal cord disease and therapeutic physical culture as one of the main factors of rehabilitation of patients with such pathology. The author analyzes the indications and contraindications to the appointment of medical physical culture, the factors influencing the selection of exercises. Particular attention is paid to the technique of the medical procedures and the rules of proper conduct of therapeutic exercises.
Keywords:
traumatic spinal cord disease, therapeutic physical training, rehabilitation. Травматическая болезнь спинного мозга — совокупность обратимых или необратимых патологических изменений, которые наступают после острого повреждения вещества спинного мозга и (или) кровоснабжающих его сосудов, оболочек и корешков. Подобные изменения сопровождаются реологическими и ликвородинамическими нарушениями, приводящими к частичному или полному нарушению проводимости по спинному мозгу и его корешкам, которое обусловлено уровнем и характером травмы. Последствиями повреждения спинного мозга при травмах позвоночника являются двигательные, чувствительные, трофические и прочие расстройства. Поэтому социально- трудовая и физическая реабилитация таких больных является сложной и актуальной задачей. [3, c. 40] Физические упражнения – один из наиболее физиологичных и адекватных способов восстановления поврежденных двигательных функций. Уже многие годы лечебная физическая культура представляет собой основной фактор в комплексе реабилитационных мероприятий для пациентов со спинномозговой
травмой. Разнообразие клинических проявлений травматической болезни спинного мозга определяемых уровнем, тяжести и давности травмы, индивидуальных особенностей реактивности больного, его компенсаторных возможностей вызывают сложности в организации единого комплекса применения лечебной физкультуры. [1, c. 240] Ее использование может быть эффективно только при организации индивидуального подхода на основании детального предварительного разностороннего обследования пациента. Интенсивность лечебной физкультуры пациентов с ТБСМ зависит от степени травматизации спинного мозга, уровня стабильности повреждения позвоночника, характера развившихся дистрофических и компенсаторных реакций в тканях и органах пациента. В случае отсутствия серьезных повреждений функции спинного мозга и стабильном характере перелома позвоночника лечебную физкультуру рекомендуется начать непосредственное после поступления пациента в стационар, при нестабильном характере повреждения позвоночника это нужно сделать после выполнения стабилизирующих мероприятий. Лечебная физкультура назначается в виде индивидуальных занятий на специализированных поверхностях (стол Бобата, маты, наклонные щиты, пол). В процессе выполнения упражнений необходимо совершать постепенный переход от пассивного движения к пассивно-активному и собственно активному. Каждое занятие нужно проводить под контролем ЧСС и АД согласно правилам проведения занятий с использованием двигательной активности и требований по врачебно-педагогическим наблюдениям. [2, c. 150] При определении интенсивности проводимых упражнений нельзя допускать переутомления пациента. Длительность занятия зависит от функционального состояния пациента, но не превышает в одном цикле 30 минут. Реакция на выполненняемые упражнения должна быть только нормотонической или физиологической гипертонической. Исходное положение зависит как от степени двигательного дефицита и объема активности, так и от типа реакции на малонагрузочные функциональные тесты. Разновидности постуральной коррекции:
— пассивная коррекция (лечение положением) — располложение туловища и конечностей с использованием специальных подушек с наполнителем. Данное мероприятие выполняется вне занятий по активной коррекции и решает задачу профилактики нарушения тонусно-силовых взаимоотношений; — активная коррекция по удержанию различных поз в процессе вертикализации и уменьшения площади опоры. Стабильного активного положения при занятиях лечебной физкультурой можно достичь при помощи следующих исходных положений: — лежа на спине; — лежа на боку (правом и левом); — лежа на животе; — колено-плечевое положение; — колено-локтевое положение; — колено-кистевое положение; — в «косом сидении» ассиметричный сед на пятках; — стоя на коленях (с дополнительной вертикальной опорой и без опоры) — стоя на ногах (с дополнительной вертикальной опорой и без опоры). Для улучшения координации функции мышц и суставов в каждом исходном положении необходимо сначала достигнуть статическое, а после – динамическое равновесие. Лишь при условии достижения активности в предыдущем исходном положении пациент переводится в последующее исходное положение. В случае превышения индивидуальных возможностей пациента и появлении патологических типов реакции интенсивность занятий снижают путем: уменьшения кратности, включения элементов гравитационного облегчения (переход от активных движений к активно-пассивным, от активно- пассивных к пассивным) или прекращения выполнения упражнений до нормализации реакции. [5, c. 301] Показания к назначению лечебной физкультуры: — стабилизация общего клинического состояния;
— уровень ясного сознания достаточный для понимания и выполнения инструкций по лечебной физкультуре; — поддержание АД, ритма и частоты сердечных сокращений в покое в пределах нормы; — отсутствие признаков острого воспалительного процесса. Противопоказаниями к назначению лечебной физкультуры: — общие противопоказания для занятий лечебной гимнастикой; — тяжелая соматическая патология в стадии декомпенсации; — сердечная недостаточность (III класс и выше); — острый воспалительный процесс; — острый тромбофлебит и тромбоз; — жировая или тромбэмболия; — некомпенсированный сахарный диабет; — когнитивные и психо-эмоциональные расстройства. Факторы риска при использовании лечебной физкультуры: — возникновение гипертонической или гипотонической реакции на выполнения упражнений, способное вызвать снижение эффективности мозгового или миокардиального кровообращения; — появление или усиление одышки; — нарастание психомоторного возбуждения; — подавление активности; — усугубление болевых ощущений в области позвоночника и суставов при выполнении движений. Для каждого этапа лечения пациентов, перенесших спинальную травму, разрабатывается индивидуальный комплекс ЛФК. Его основой должны являться особенности развития и течения травматической болезни, общее состояние, функциональная характеристика уровня двигательных реакций и возможности больного. [4, c. 358] Введение физических упражнений в комплексное восстановительное лечение пациентов дает возможность:
— стимулировать проведение двигательных и чувствительных импульсов; — устранить или ослабить некоторые рефлекторно-тормозные механизмы вегетативной или психогенной природы; — укрепить паретичные мышцы и растянуть мышцы, находящиеся в сокращенном состоянии (при контрактурах); — укрепить мышечный корсет позвоночника; — возобновить нарушенные акты координации, в частности улучшить процесс ходьбы; — предупредить развитие контрактур мышц и суставов конечностей; — восстановить функцию позвоночника как органа опоры и движения; — развить викарные (компенсаторные) двигательные навыки; — повысить общий тонус организма; — компенсировать функции вовлеченных в процесс внутренних органов, в первую очередь органов дыхания и кровообращения. Подбирая физические упражнения нужно принимать во внимание следующие факторы: — легкость выполнения (выбор исходного положения, элиминирование гравитации); — локализация (для дистальных или проксимальных отделов конечностей, различных отделов позвоночника); — простота или сложность движений; — степень активности (пассивные, активные, с помощью, на расслабление, с усилием); — применение дополнительных средств или аппаратов; — общефизиологическое влияние; — совершенствование жизненно необходимых навыков. Наиболее типичные лимитирующие факторы, исключающие физическую нагрузку: — пролежни при наличии общей воспалительной реакции, обширных некрозах. Почти полностью исключают ЛФК седалищные бурситы-пролежни, а
также обширные пролежни крестца, в меньшей степени — вертельных областей; — эпицистостомические свищи (при активизации возможно развитие гематурии либо обострение хронического воспаления); — неустраненная компрессия спинного мозга (двигательная реабилитация в полном объеме не проводится); — недостаточная консолидация перелома позвоночника (активизация может увеличить деформацию позвоночника, ЛФК назначается в строго ограниченном объеме); — ортопедическая патология нижних конечностей: посттравматические деформации, остеопороз; — тревожно-депрессивные расстройства; Правила проведения упражнений и движений: — четкое осозанние пациентом цели, характера и техники выполняемого упражнения; — возобновление вегетативно-трофического обеспечения мышцы, затем функции двигательных единиц; — центробежный характер последовательности активизации двигательных единиц; — от растяжения к напряжению, к напряжению с сопротивлением и удержанию сегмента, от удержания сегмента к его перемещению в заданную позицию; — контроль пульса и артериального давления. Таким образом, независимо от основного способа лечения ТБСМ, тактика реабилитации основывается на общих принципах длительного, непрерывного и систематического воздействия комплексом восстановительных средств, ведущее место среди которых отводится физическим упражнениям и воспитанию необходимых потребностей в систематических занятиях физкультурой. Однако только при соблюдении всех перечисленных основ
лечебной физической культуры может быть обеспечен успех реабилитации больных травматической болезнью спинного мозга.
Список литературы:

1.
Амелина О.А. Травма спинного мозга // Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы: Под ред. А.Ю. Макарова. СПб.: ООО «Золотой век», 1998. С. 232-248.
2.
Коган О.Г., Найдин B.JI. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М.: Медицина, 1988. 304 с.
3.
Косичкин М.М., Гришина Л.П., Шапиро Д.М. Инвалидность вследствие травматического поражения спинного мозга, медико-социальная экспертиза и реабилитация // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999. № 1. С. 38—46.
4.
Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / Под общ. ред. Г.Е. Ивановой, В.В. Крылова, М.Б. Цыкунова, Б.А. Поляева. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2010. - 640 с.
5.
Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособи./ Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил.




В раздел высшее образование