Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Музыкальное оформление урока классического танца в театральном институте"

статья

Автор: Сорокина Анна Владимировна, концертмейстер, СГК им. Л. В. Собинова, Саратов



В раздел высшее образование




Музыкальное оформление урока классического танца в

театральном институте.

Автор: концертмейстер Театрального института СГК им. Л. В.

Собинова Сорокина Анна Владимировна
Усилиями выдающихся педагогов в России создана уникальная система театрального образования, признанная во всём мире. Однако современный театр ставит всё новые и новые задачи. Развитие традиционных выразительных средств в спектаклях заставляет вносить коррективы и в учебный процесс театральных вузов. Так в последнее время всё большее значение в драматическом спектакле приобретает пластическая выразительность. Поэтому современный актёр должен хорошо владеть своим телом, чувствовать пространство сцены и уметь грамотно его использовать. В связи с этим в театральных ВУЗах всё больше внимания уделяется пластическому воспитанию будущих актёров. Почти в каждом Театральном ВУЗе преподаются следующие пластические дисциплины: сценическое движение; сценический бой/фехтование; классический танец; историко-бытовой танец; народно- сценический танец; современный танец. Базовые навыки студент получает на уроках классического танца. Однако следует понимать, что это адаптированный урок. Дело в том, что, не смотря на наличие пластического этапа в перечне вступительных испытаний, физические и музыкально-ритмические данные не являются основными критериями при отборе в театральный ВУЗ. В итоге набирается очень неоднородный по способностям курс и возникает необходимость создания адаптированной программы с учётом индивидуальных особенностей студентов. Как правило, педагог выстраивает занятие по образцу классического урока в хореографическом училище, но даёт самые основные движения в упрощённом варианте. Большое значение имеет музыкальное оформление урока классического танца. Здесь на первый план выходит мастерство концертмейстера. Работа на уроках классического танца в театральном институте имеет ряд особенностей. Как уже было сказано выше, студенты не всегда обладают музыкальностью и чувством ритма, поэтому концертмейстер должен подбирать музыкальный материал исходя из индивидуальных особенностей студентов и курса в целом.
Итак, первый этап – подбор. В первую очередь выбранный музыкальный материал должен соответствовать характеру движения: медленная спокойная музыка для плавных движений (plie; battement fondu) и чёткая для активных движений (battement tendu; battement tendu jete). Для упрощения восприятия следует использовать произведения с выразительной и запоминающейся мелодией, понятные в метроритмическом отношении. Следует избегать чрезмерно сложных современных гармоний. Обычно на уроках классического танца для музыкального сопровождения используется балетная, симфоническая, танцевальная, оперная и фортепианная музыка. Концертмейстер подбирает ее самостоятельно или с помощью педагога. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что студенты театрального института обладают более возбудимой психикой и это можно использовать в работе, поэтому музыкальный материал должен носить ярко выраженную эмоциональную окраску. Студенты лучше воспринимают и с большим удовольствием работают под знакомую им музыку, например, вариация Вишенки из балета А. Хачатуряна «Чиполлино», хорошо известная по одноименному мультфильму; «Песня с шампанским» из оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта; «Музыкальный момент» соч. 94 № 3 Ф. Шуберта. Также можно использовать музыку непосредственно связанную с драматическими постановками, например, Г. Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»; А. Хачатурян вальс к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Соединение музыки и слова в данном случае помогает глубже проникнуть в замысел автора и понять содержание произведения. Когда музыкальный материал выбран, начинается следующий этап – адаптация. Зачастую выбранные произведения в их оригинальном звучании сложны для восприятия. Чаще всего это касается фактуры, так например фрагмент адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и сцена вальпургиевой ночи из оперы «Фауст» Ш. Гуно в клавире изложены в аккордовой фактуре, но так как используются они для плавных движений, необходимо аккорды в аккомпанементе заменить на арпеджио, то есть сделать фактуру более насыщенной и певучей. Для активных же движений типа battement tendu и battement tendu jete фактуру напротив нужно делать максимально простой и понятной.
Музыкальное сопровождение играет важную роль в процессе обучения классическому танцу. Правильно подобранная содержательная музыка развивает музыкальный слух, чувство ритма, способствует воспитанию художественного вкуса, облегчает выполнение движений, дисциплинирует и повышает работоспособность студентов.




В раздел высшее образование