Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие исторической реконструкции в Омске"

Исследование

Автор: Дик Александр Игоревич, учитель истории и обществознания, БОУ г. Омска "Школа-интернат среднего общего образования № 9 им. Маршала Советского Союза Д.Т. Язова", Омск



В раздел высшее образование



Историческая реконструкция – это изучение, воссоздание и практическое применение предметов быта и повседневности, используемых в определённом времени и месте, а так же образа человека существовавшего, когда либо. Реконструктор – это человек, воссоздающий историю путём изучения материальных источников. Движение исторической реконструкции достаточно молодое, но успевшее заявить о себе. 1990-ые года были временем всесторонних реформ и переворотов. Стала доступна иностранная литература изучающая Средневековье, а вернее его материальную сторону. Начали появляется работы отечественных исследователей, но уже не только о Западном Средневековье, но и о средних веках “Постсоветского” пространства. Улучшилось материальное положение населения. Культура потребления начала входила в нашу жизнь. 1990-ые годы мы можем определить как время ролевого движения. Люди, интересующиеся романтикой средневековья, битвой на мечах и плетением кольчуги собирались вместе и устраивали игры, где каждому давалась своя роль. Ролевое движение предполагало, что люди будут похожи на средневековых рыцарей, но не более того. Ролевик наденет трико, кофту и кросовки, а лишь поверх этого сведенную кольчугу, шлем, возьмет меч (деревянный, текстолитовый или пластиковый) и будет играть. В 2000-ые года, когда в России стабилизировалась, и люди уже действительно могли стать полноценными потребителям. Распространяется интернет. Любой заинтересованный человек теперь мог видеть как действительно выглядели доспехи, мечи, шатры, ложки и т.д. Будущие реконструкторы столкнулись с тем, что позволит им воссоздать тот или иной век. Это исторический источник (в основном в виде картинки в интернете). Источник позволил понять, как действительно выглядели воины в средние века. В идеале, реконструктор должен просмотреть как можно больше источников и лишь после этого решить какой период, какого персонажа он выберет. То есть реконструктор выступает как полноценный исследователь.
Исходя из собственных наблюдений, можно отметить, что многие реконструкторы сначала выбирают, кого будут реконструировать (дружинника на пример), а затем смотрят источники, углубляя свои знания. Исходя из опроса, проведённого администратором паблика “Типичный реконструктор” в социальной с сети, “В контакте” самым популярным направленнием является именно средневековье, при чём количество людей реконструирующих Раннее средневековье, Высокое средневековье и Позднее средневековье практически одинаково. Античность-16(2.4%). Ранятина (раннее средневековье)-197 (29.1%). Тринаха (высокое средневековье)-151(22.3%). Позднятина (позднее средневековье)-188 (27.8%). Шестнаха+Семнаха(16-17 века)-32 (4.7%). Восемнаха+Наполеоника (18-19 века)- 8(1.2%). Первая Мировая Война-4 (0.6%). Вторая Мировая Война-18 (2.7%). 1 676 человек принимали участие в опросе. Всего подписчиков на паблике 14034. Исходя из этого числа мы видим, что колличество реконструкторов в России достаточно велико. Всех подписчиков паблика относить к реконструкторам было бы большой ошибкой, но изучая содержания паблика сразу становиться понятным, что человеку не интересующемуся и не занимающемуся реконструкцией будет не сильно интересно. На паблике содержаться различные мемы, статьи, новости касающиеся исключительно реконструкции. Можно смело предположить, отбросив случайных подписчиков, что количество реконструкторов на паблике около 9000. Это лишь приблизительная цифра, она не учитывает многих факторов, однако даёт представление о том, что движение развивается и имеет популярность среди населения России. Исследуя далее такой феномен как историческая реконструкция, достаточно сложно установить более точную цифру количества реконструкторов в России. Клуб является той ячейкой в которой существует реконструктор. Клуб может 1 Опрос. [Электронный ресурс] // Социальная сеть "Вконтакте". – URL:
обозначаться как ВИК (военно-исторический клуб), КИФ (клуб исторического фехтования), КИР (клуб исторической реконструкции) и т.д. Именно группа людей объединяется для занятия исторической реконструкцией, ведь в создании доспеха и тренировки навыков фехтования требуются наставники и товарищи. Есть однако реконструкторы которые не входят ни в один клуб. Таких людей как раз и сложнее всего найти. Но можно с уверенностью, исходя из опроса нескольких руководителей клубов, сказать, что среднее количество человек в реконструкторских клубах – 20-25 человек. 2 ДИР бывает 2 видов. Living History (живая история) и ИСБ (исторические средневековые бои). Живая история – это воссоздание предметов быта и повседневности, а самое главное применение их на практике. Данный вид ДИР направлен именно на воссоздание духа эпохи. Главный способ реализации этого направления является исторический фестиваль. Особенность фестиваля живой истории заключается в том, что на нем представлена не только реконструкция военной истории, но и реконструкция гражданской истории. Фестиваль воссоздаёт, в той мере в какой это возможно, общую картину жизни средневековья. Каждый участник фестиваля играет свою определённую роль. Рыцари сражаются, священники молятся, крестьяне пашут, кузнецы куют, женщины занимаются ткачеством, животные реконструируют самих себя. Фактически фестиваль Living History это музей,
чаще всего под открытым небом. Но если в музее мы смотрим на предмет который просто лежит и не используется, то на фестивали живой истории мы подходим к отдельным живым экспозициям. Музейный предмет оживает. Мы в буквальном смысле погружаемся в прошлое. Требования к реконструкторам на данных фестивалях очень строги. Участник должен предъявить “паспорт комплекта”, то есть обосновать все, что имеет его персонаж (например, рыцарь). Обоснование происходит путем предъявления исторических источников на каждый элемент комплекта: швы на одежде, форма посуды, материал доспехов и т.д. Реконструкторы опираются в создании своего персонажа не только на сугубо исторические источники, но и на историческую литературу, при чем на различных языках, если речь идет о реконструкции Западного средневековья. Вторым направлением является целый комплекс официальных соревнований. Это средневековые исторические бои. Название направлений говорит само за себя. Это сугубо спортивное направление ДИР. Условно можно разделить на две категории: индивидуальные состязания (триатлон, профбои и т.д.) и групповые (“Битва наций” и отборочные на неё). Представителей средневековых исторических боёв достаточно много. Это уровень уже международный, поскольку “Битва наций” это чемпионат мира по средневековым боям. Бойцы данного направления мало обращают внимание на гражданский комплект и повседневность, ведь для них главное это бой и зрелище. Данное направление реконструкции является самым опасным, а это приводит к тому, что использовать тот металл, который использовали в Средние века хоть и можно, но лучше брать современные металлы (все представители данного направления используют или хотят использовать титан), для лучшей безопасности (ведь ИСБ и профбои это уже профессиональный спорт). Соответственно бойцы думают в первую очередь о безопасности и легкости доспешного комплекса. Живая легенда отечественного исторического фехтования, 8-ми кратный чемпион России, 5-
ти кратный чемпион мира, руководитель клуба “Байард” 3 Сергей Уколов представитель данного направления реконструкции. Он учитель многих бойцов, даже если они с ним и не пересекались, то его семинары и бои смотрят все реконструкторы. Когда я вступал в клуб “Братина” 4 Дмитрий Степурин и Алексей Копылов посоветовали посмотреть семинары Уколова. Данный вид реконструкции делает акцент на технике фехтования, а не на воссоздание истории как таковое. Данные направления не всегда существуют порознь друг от друга. Существуют клубы, которые объединяют спорт и Living History. Фестивали, которые организовывают такие клубы мало чем отличаются от живой истории, но отличие можно заметить лишь на ристалище. Бойцы, комплексы которых соответствуют заявленной эпохе, сражаются по спортивным правилам. Выделять данное исключение как отдельное направление мы не можем, однако стоит сказать, что данный случай достаточно распространён. Теперь перейдём к конкретике. В городе Омске (ДИР сугубо урбанизированное явление) существует 3 реконструкторских клуба, которые занимаются средневековьем: “Братина”, “Орден Святого Георгия”, “Тевтонский орден”, “Кованная рать” “Орден Святого Георгия” <<Реконструирует западную Европу начала 14 века>>. 5 Клуб был основан в 2003 году 23 сентября на день рождения его основателя Евгения Пусева, или как его называют в обществе реконструкторов сер Джон железный кулак из Йорка. Клуб имеет свою
иерархию, которая очень схожа с иерархией рыцарских военно-монашеских орденов. <<Магистр-глава ордена. Маршал он и есть маршал, братья рыцари, потом оруженосцы...ну и кнехты.>> 6 . Орден состоит из 10 человек. Магистр проводит посвящения неофитов. Это достаточно важное событие, но самым главным событием является посвящение в рыцари. Происходит это редко, ведь для этого нужно проявить себя на турнире. “Орден Святого Георгия” является клубом, который основной упор делает на живую историю, но учувствует и в спортивных состязаниях. Сер Джон к примеру выиграл проф.бой против казахстанского реконструктора. <<Традиций как таковых немного, например посвящение в рыцари не часто но бывает, участие в каких то мероприятиях типа “щит Сибири” тоже традиция, ну и опять же весело провести время после битвы, тоже традиция с обязательным чтением средневековых поэтов, типа Бертрана де Берна, опять же традиция принесение клятвы верности вновь поступивших членов, в присутствии знамени.>> 7 . Основным направлением реконструкции ВИК “Братина” является Русь XIII-XV века, однако если реконструктор хочет заниматься Европой или Востоком, то это не возбраняется, а наоборот приветствуется. Всего в клубе около 20 человек, 3 из них реконструируют Монголию (Золотую или Белую орду), а 6 человек отдают предпочтение Западной Европе. В клубе есть 4 девушки, из них 2 учувствуют в турнирах. 8 “Братина” основана в 2003 году. Основали ее Антон Панькин, Дмитрий Степурин, Иван Яковлев, Дмитрий Петров и Александра Попова. Клуб арендует спортзал, для проведения тренировок по историческому фехтованию. Это единственный клуб в Омске,
который проводит тренировки. Иерархия есть, но она весьма условна. Есть хорунжий (глава клуба) Дмитрий Степурин, зам хорунжия Алексей Копылов, казначей Александра Попова. Все остальные представляют из себя дружину. Изначально была старшая и младшая дружины, но формат изменился. У клуба есть своя кузница, в которой работают несколько кузнецов, которые с радостью сделают нужное изделие. Благодаря этой кузнице пропала нужда заказывать материалы, доспехи одежду, литьё и т.д. в других городах. Каждый член клуба может приходить в мастерскую и чинить доспехи или познавать азы кузнечного ремесла. Оба клуба участвуют в различных фестивалях, которые проводятся в Омске, на пример “Щит Сибири” “Огни Самайна”; а так же приводящееся в других городах Сибири. Клубы совмещают живую историю и спорт, ведя подготовку по обоим направлениям. В клубах достаточно разнородный состав: инженеры, директор бара, программисты, предприниматели, люди рабочих профессий, начальник цеха, кузницы (зарабатывающие на жизнь изготовлением изделий), юристы, сотрудники МВД. Как мы видим состав клубов достаточно различен, реконструируемые века и территории, рост, вес, пол, национальности, возраст, социальное положение… Отсюда мы можем сделать выводы о том, что ДИР в Омске может заняться любой желающий. Каждый может почувствовать на себе историю. Это в свою очередь поднимает проблему. Каким образом иторическая реконструкция и историческая наука могут взаимодействовать? Как должно развиваться сотрудничество и нужно ли оно вообще? Какую пользу это принесет науке и реконструкторам? К сожалению пока ответов на данные вопросы нет.




В раздел высшее образование