Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ"

методические разработки

Автор: Иванькова Анна Андреевна, магистр, ТГУ, ТОЛЬЯТТИ



В раздел высшее образование



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Современный мир с его непрерывным движением, развитием электронных технологий и техники, социальным прогрессом и доступной информацией требует от человека постоянного самосовершенствования и самообразования, быстрой адаптации, мобильности, полной отдачи в учёбе, на работе и в семье. Это приводит к усталости и переутомлению, что непосредственно воздействует на психологическое и физическое здоровье личности. Состояние психологического и соматического здоровья оказывает влияние на поведение человека. Многие патологии становятся главной причиной возникновения поведенческих отклонений, а они, в свою очередь, затрудняют взаимосвязь человека с обществом. Агрессия, семейные конфликты, отрицательное отношение к учёбе, замкнутость, скрытность, малообщительность — вот те немногие отклонения, к которым могут привести проблемы со здоровьем. Особенно ярко это проявляется в юношеском возрасте, когда на молодых людей и девушек неожиданно валится весь груз ответственности перед своим будущим, когда они вступают в самостоятельную жизнь и выбирают свою профессию, и их социальная позиция резко меняется. Особую
актуальность
наше исследование приобретает в связи с тем, что н а сегодняшний день проблема сохранения здоровья студенческой молодёжи остро стоит перед обществом. Молодые люди позднего юношеского возраста относятся к наименее социально защищенному слою населения. Вместе с тем, особенности возраста и учебного процесса предъявляют к молодёжи повышенные требования. Поступив в вуз, молодой человек попадает в новые условия, адаптация к которым является сложным многоуровневым социально–психологическим процессом, сопровождающимся напряжением компенсаторно–приспособительных систем организма. На период студенчества приходятся самые интенсивные умственные нагрузки. Все это обуславливает необходимость глубокого исследования проблем мотивации здоровья студентов.

Цель
работы заключается в выявлении мотивационных детерминант психологического и соматического здоровья в позднем юношеском возрасте. Термин «здоровье» имеет множество толкований, однако, все учёные сходятся на мнении, что здоровье - это сложный и системный феномен, обладающий своей спецификой проявления на разных уровнях рассмотрения: физическом, психологическом, социальном и других. Изучением здоровья занимаются многие научные дисциплины, в том числе и психология. Психологическое здоровье обуславливает полноценное функционирование человека на разных уровнях его индивидуального развития, является условием адекватного выполнения индивидом социальных ролей и функций, решения актуальных задач, достижения жизненных целей, обеспечивает конструктивное развитие в течение всей жизни. К критериям психологического здоровья относятся способности к саморегуляции, возможности здорвой рефлексии, саморегулирование и самоконтроль, позитивное отношение с другими людьми, уверенность в себе и вера в возможнсть реализации собственных планов, адекватная реакция на внешний раздражитель. Физическое (соматическое) здоровье представляет собой естественное состояние организма человека при нормальном функционировании всех его тканей, органов и систем органов. К главным факторам, влияющим на состояние физического здоровья относятся степень физического развития, степень физической подготовки и подготовленности, степень функциональной подготовленности организма к физическим нагрузкам, а также степень и умение мобилизации адаптационных резервов организма индивида, которые обеспечивают его приспособление к влиянию различных факторов. Здоровье занимает первое место в иерархии потребностей человека. Для сохранения здоровья человек в первую очередь должен сам свершить необходимые действия. Для каждого действия нужен мотив. Совокупность мотивов называется мотивацией. Для сохранения здоровье необходима
мотивация здорового образа жизни. Мотивацией физического и психологического здоровья занимается наука валеология. Психология, в свою очередь, рассматривает направленность личности, которая свойственна главным образом здоровому человеку. Именно в юношеском возрасте одновременно завершается физиологическое развитие организма человека (темп роста тела замедляется, приходит к концу половое созревание, формирование органов и тканей, нарастает мышечная масса, увеличивается работоспособность) и утверждается самостоятельность личности. Эти факторы сближают юность с подростковым возрастом и отражаются в своеобразии психики, для которой свойственны внутренние противоречия, сомнения. Поэтому актуально изучение мотивации психологического и соматического здоровья именно в этом возрасте. Список литературы 1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности
[Текст] /

В. Г. Асеев. -
М.: Мысль, 1976.- 158 с. 2.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г.

Ананьев. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3.
Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1.

Концептуальные основы психологии здоровья [Текст] / В.А.

Ананьев. — СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
4.
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура

студента [Электронный ресурс] / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт.—

Москва: Альфа-М, 2003. - 417 с. -

ФизкультУРА.
5. Березина Т. Н. Надсознательное как образование высшего порядка // Мир психологии [Текст]
/ Т. Н. Березина
- 2014. № 1.
мотивация здорового образа жизни. Мотивацией физического и психологического здоровья занимается наука валеология. Психология, в свою очередь, рассматривает направленность личности, которая свойственна главным образом здоровому человеку. Именно в юношеском возрасте одновременно завершается физиологическое развитие организма человека (темп роста тела замедляется, приходит к концу половое созревание, формирование органов и тканей, нарастает мышечная масса, увеличивается работоспособность) и утверждается самостоятельность личности. Эти факторы сближают юность с подростковым возрастом и отражаются в своеобразии психики, для которой свойственны внутренние противоречия, сомнения. Поэтому актуально изучение мотивации психологического и соматического здоровья именно в этом возрасте. Список литературы 1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности
[Текст] /

В. Г. Асеев. -
М.: Мысль, 1976.- 158 с. 2.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г.

Ананьев. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3.
Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1.

Концептуальные основы психологии здоровья [Текст] / В.А.

Ананьев. — СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
4.
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура

студента [Электронный ресурс] / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт.—

Москва: Альфа-М, 2003. - 417 с. -

ФизкультУРА.
5. Березина Т. Н. Надсознательное как образование высшего порядка // Мир психологии [Текст]
/ Т. Н. Березина
- 2014. № 1.
6.
Божович Л. И. Личность и

ее формирование в детском возрасте.

Мастера психологии место издания [Текс т] / Л. И. Божович. – Спб.:

Питер, 2008.- 398 с.
7.
Бойко, О. В. Охрана психического здоровья [Текст]: учебное

пособие / О. В. Бойко. – М.: «Академия», 2004. - 268 с.
8.
Братусь Б. С.

Аномалии личности

[Текст] / Б. С. Братусь. - М.:

Мысль, 1988. — 348 с.
9.
Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию [Текст] / Л. Ф.

Бурлачук. – К.: Ника – Центр, 1997. – 128 с.
10.
Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] /

Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
11.
Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов [Текст] / Э. Н. Вайнер.

- М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.

Васильева, О. С. Психология здоровья. Феномен здоровья в

культуре, психологической науке и обыденном сознании [Текст] / О. С.




В раздел высшее образование