Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проявления девиантного поведения студентов в процессе профессионального обучения"

научная статья

Автор: Рафикова Регина Юзиковна, магистрант, Тобольский педагогический институт им.Д.И.Менделеева (филиал) ТюмГУ, город Тобольск, Тюменская область



В раздел высшее образование



Рафикова Регина Юзиковна Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета
ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В последние десятилетия в России происходят изменения социально- экономической и социально-культурной ситуации, которые влекут за собой изменения ценностей в обществе. В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческой молодежи. Анализ теоретико-методологических подходов к девиантного студенческой позволил следующие выводы: 1. Девиантное - поступок, человека, не соответствующие официально или сложившимся в обществе нормам, будь то психического здоровья, права, или морали. Основными формами поведения являются: пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство. Девиантное поведение иметь как индивидуальный, так и характер. Причем индивидуальная в ряде трансформируется в коллективную. Категории населения, других совершать девиантные поступки, группами риска. К группам, в частности, относят определенные слои молодежи. девиация есть с социальных отношений в обществе [5]. 1
2. Девиантное молодежи связано с ее социализации. Крайними отклоняющейся выступают девиации, которые нормы права и соответствующие санкции. Наряду с (делинквентными) девиантного поведения, множество других в молодежи. Речь идет о поведении, молодой человек не правонарушений, не моральных запретов, выполняет различные предписания, но его не социальным ожиданиям. К ним ложь, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, конфликтность, и другое. возрастных особенностей, характерных для в целом, студенчества определяется спецификой социальной группы. Девиантное современной студенческой молодежи определяется следующих факторов: возрастом; транзитивностью; средой существования; спецификой коллектива. А. С зрения статуса, возраст (18-25 лет) - это интенсивных призвания, трудовой деятельности, вступления в брак. С точки зрения, (как и в целом) максимализм суждений, к других, стремление к действиям, эмоциональность восприятия. Во многом жизни, молодых людей, в студенчества, определяются своей субкультуры, формирует нормы, ценности, образцы поведения. К характеристикам можно и продолжающийся социализации, в России ряд особенностей: эффективности деятельности основных институтов (государства, семьи, образования) и влияния СМИ, можно как негативное. Б. студенчества в его положении между объектом государства и участником социального действия. «Промежуточность» студенческой создает предпосылки для в ее в с тем, что, в объекта опеки государства, вместе с тем уже некую и пытаются ее в поступках, не при этом ответственности за них. независимости и порождает отклоняющееся поведение. В. среда студенчества во многом определяется взаимодействия с группами в системе образования. На студенчества (в том и девиантное) могут влиять его структуры. С зрения студенчество можно разделить на и техническое, и контрактное. Предполагается, что для всех этих будут разные установки, жизненные приоритеты, поведение. Соответственно, 2
распространенности социокультурных девиаций, а их виды различными для этих групп. Важным фактором, поведение студентов, выступает их проживания. В контексте городской будет существенно от молодых людей, из сельской местности. Г. коллектив по сути социально организованной группой, чертами можно тесное взаимодействие субъектов, динамику развития, на общих нормах, ценностях, поведение в члена группы. Э. утверждал, что одной и той же группы происходит нивелировка сознания, в силу чего все и одинаково. это актуально для коллектива, которого в силу возраста склонны к подражанию. Следовательно, вероятность того, что в студенческой индивидов, и которых противоречат общепринятым и правилам, к распространению девиантных форм среди членов группы [1, c. 194]. Специфика как социально-демографической группы актуализирует изучения в его на двух уровнях: общества в целом, и института, в ВУЗа. Первый включает в себя девиации: злоупотребление алкоголем, наркоманию, делинквентность, проституцию, суицид и т.д. для в целом, они опасны, речь идет о молодежи. Это связано, во-первых, с социальным статусом студенчества, является основой и во многом его будущее. Во-вторых, взаимодействие друг с способствует распространению отклонений среди данной группы. общих в среде исследователи влиянием факторов: кризисом во всех общественной жизни, психолого-возрастными студентов, социальным окружением, воздействием СМИ, учебной нагрузкой в и т.п. Второй девиантности студенчества включает в себя от норм, в вузе: нарушение дисциплины, подготовка материала, способ сдачи сессий, занятий без причины, шпаргалок на экзаменах, и т.д. Эти связаны с процессом и характерны только для студенчества, в с чем их охарактеризовать как
специфические девиации
. В причин их лидирует о роли мотивации высшего образования. 3. Коррекция поведения социально-педагогическим и психологическим взаимосвязанных, операций и процедур, на мотиваций, ориентаций, установок 3
и личности, а неё - на различных побуждений, регулирующих и личностные качества, отношение к социальным и поступкам. Даже отклонения от норм, принятых в вузе, предшествовать поведению, а заслуживают такого же внимания, как и от норм. Такая связь и девиаций об источнике происхождения, в с чем изучать их в единстве. Таким образом, образовательно-коррекционная в ходе учебно- воспитательного представляет единый процесс эмоционального, и свойства, что даёт возможность корректировать не внешнюю учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в учебных заданий, но и внутреннюю, в отношении к предмету и к ВУЗу в частности. Коррекционная внеурочной работы в том, что запущенным и студентам предоставляется возможность свои интересы, свои потребности, проявить свои способности, самого себя и быть другими в ходе участия во внеурочной работе, наконец, найти вариант взаимоотношений со и и приемлемую поведения. В рамках эмпирического исследования мы проанализировали нам данные по делам, рассмотренным в городском суде, девушками и в возрасте 17-23 лет в с 2013 по 22 2015 года. Количественные показатели молодежи о увеличении количества девиантного поведения. При этом отметить, что моложедь правовая безграмотность, и избежать наказания. Следует отметить, что фигурируют одни и те же среди молодежи. Демонстрируют для такие формы девиации, как побои, кражи, грабежи, незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, наркотических средств, веществ. Исследование к отклоняющемуся поведению очной и форм свидетельствует об относительном в этой сфере. с тем, позволили выявить зоны риска: - склонность к норм и правил; 4
- неприятие социальной роли, отвержение традиционно ценностей и к реализации мужских стереотипов, мужской ценностей и относительно степени собственной и агрессии [7, c.31]. Выявленные значимые у студентов и отделений много общего: 1. Высокая студентов себя в благоприятном свете с зрения желательности готовность реализовать аддиктивное поведение. Это момент: в любого девиантного поведения аддикция, образ жизни. в ВУЗе определенный социальный образ, жизни, аддикции. 2. Предрасположенность к каких-либо норм и правил, склонность к общепринятых норм и ценностей, поведения способствует готовности (предрасположенности) к реализации делинквентного поведения, т.е. «делинквентного потенциала», который лишь при обстоятельствах реализоваться в жизни. Это огромный фактор риска. 3. Склонность к поведению, т.е. реализовать аддиктивное поведение, предрасположенность к от посредством своего состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному решения проблем, ориентация на сторону жизни, «сенсорной жажды», гедонистически норм и влекут за формирование склонности к поведению и реализации «делинквентного потенциала» [6, c. 14]. образом, жизненная ситуация, эмоциональная студентов привести к правовых норм, перестают быть для личностью. Результаты кластерного анализа (метод Варда) показали, что 65,6% характеризуются - «отклонением» в и нормативной системе, может привести к в в виде конформизма, инновации, ритуализма, ретритизма, бунта, в части исследования.
Список используемых источников
1. Арефьев А. Девиантные яаления в среде учащейся молодёжи [Текст] / А. Арефьев // Народное образование. - 2003. - № 7. - С. 193-199. 5
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. – М.: Редакц.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с. 3. Белов В.Г. Психологические особенности подростков с девиантной виктимностью [Текст] / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.М. Кирьянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 28-73. 4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 144 с. 5. Бороноев П.Г. Особенности проявления девиантного поведения студенческой молодежи в Республике Бурятия [Текст] / П.Г. Бороноев // Философия, социология и современность. - Улан-Удэ, 2002. – С. 215-221. 6. Медведева Н.А. Экспертная деятельность психолога. - Тобольск, 2016. - 186 с. 7. Нестер Н.А. Реализация свободы в саморегуляции социально- дезадаптированного поведения подростков . Автореферат диссертации. - Тобольск, 2005. - 22 с. 6




В раздел высшее образование