Напоминание

"Подготовка учащихся к ЕГЭ"


Автор: Антоненко Марина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ БСШ № 1 им. Е.К. Зырянова
Населённый пункт: Красноярский край п.Березовка
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка учащихся к ЕГЭ"
Раздел: полное образование





Назад




Подготовка к ЕГЭ. Композиция сочинения. С чего начать и чем закончить?

Антоненко Марина Викторовна

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средней

школы №1 им. Е. К. Зырянова» п. Березовка, Красноярский край

Научить учащихся писать сочинения – сложнейшая задача учителя русского языка.

Задание части С вызывает объяснимую тревогу учителей. Этот вид работы трудный и

для учителей, и для учащихся. Экзамен показал, что часть С – самая сложная. Далеко не всем

удается проанализировать текст с точки зрения проблем, которые поднимает автор, выразить

свою позицию и аргументировать ее; привести примеры выразительных средств языка,

показать их роль в тексте. Немногие способны изложить свои размышления оригинально,

правильным, богатым и образным языком.

Материалы, которые будут для вас представлены, полезны учителю, который стремится

организовать наиболее эффективную подготовку учащихся к выполнению творческой части

ЕГЭ (Часть С) по русскому языку.

Цели:

― эффективная поступенчатая подготовка учащихся к ЕГЭ по части С;

― обогащать лексический запас у учащихся и овладевать необходимой языковой

эрудицией;

― совершенствовать умения учащихся передавать в письменной форме индивидуальное

восприятие текста;

― владеть нормами литературного языка и грамотного письма .

Задачи:

достичь того, чтобы учащиеся не допускали типичных ошибок при формулировании

проблемы:

а) неумение сформулировать проблему;

б) неоправданное расширение или сужение проблемы;

в) подмена проблемы авторской позицией;

г) подмена формулировки проблемы пересказом.

Актуальность заключается в следующем - научить учащихся развитию письменной

связной речи.

Что такое композиция сочинения?

Композиция - это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и

отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Для наименования этого

понятия используются также близкие по смыслу слова: построение, структура.

Традиционно выделяются три части сочинения:

1)

вступление, в котором обычно формулируется проблема текста;

2)

основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию пишущего и

аргументы;

3)

заключение, в котором подводится итог.

В психологии известен так называемый закон края, суть которого заключается в

следующем: лучше всего усваивается то, что дается в начале и в конце сообщения.

Следовательно, вступление и заключение – это очень важные элементы композиции

сочинения. Подробно рассмотрим каждый из них.

С чего начать?

Начало сочинения вызывает немало трудностей у старшеклассников. «С чего начать?» -

типичный вопрос, который возникает у каждого. Надо сказать, опыт проверки сочинений

показывает, что вступительная часть большинства работ безлика и примитивна. Чаще всего

встречается шаблонный зачин: В этом тексте… В данном тексте… В приведенном

тексте… В тексте В.Тендрякова… и т.п.

Как это ни банально звучит, начало сочинения – это ваша визитная карточка. Уже по

первым фразам работы можно сделать определенные выводы о богатстве словарного запаса

пишущего, о его умении мыслить и строить связный текст. За безликим началом, как

правило, следует такое же примитивное продолжение.

Каким же может быть зачин сочинения?

Во-первых, он не должен быть очень большим, поскольку небольшой объем работы не

предполагает обширного вступления.

Во-вторых, зачин должен быть органично связан с основным текстом сочинения не

только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств

выразительности.

В-третьих, следует учитывать, что основная цель вступления – подвести к

формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

1.

Приведите общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым

осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются

вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в

будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст

В.Пескова также посвящен проблеме экологии…

2.

Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой

проблеме.

Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним

складывается всего за несколько минут, причем зависит оно в основном от внешнего вида,

манеры одеваться, мимики и т.п. Однако всегда ли можно доверять своему первому

впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.

3.

Обратитесь к читателю, напоминая ему определенные жизненные ситуации,

связанные с проблемой текста.

Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и

обращенных к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой

Отечественной войны? Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над

искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления

могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст

Ф.Вигдоровой.

4.

Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряженного ожидания.

Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю

Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?.. Более того, каждый

из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место! Для этого

достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет

дверь в удивительный мир, полный тайн, приключений и потрясающих открытий. Как же

сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет Л.Лазарев, обращаясь к

проблеме выбора книг для чтения.

5.

Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определенное чувство.

Думаю, у каждого человека есть книги, с которыми связано много теплых

воспоминаний, книги, которые стали верными друзьями и мудрыми помощниками, книги,

без которых трудно представить свою жизнь. Какова же роль книги в становлении личности

человека? Над этой проблемой размышляет автор…

6.

Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения

текста.

Прочитал текст и задумался… Два камня… Две судьбы… Две разные жизненные

дороги. Один, оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя героем, другой,

познавший шторма и бури, остался все тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни как

камни», - скажет кто-то. Но сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих

камней! Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о

некоторых важных вопросах. И пожалуй, главный из них: что же лучше – отсиживаться в

тихом и уютном месте, рассказывая всем о своем героическом прошлом, или устремиться

навстречу неизвестному, подвергаясь опасности, но чувствуя вкус настоящей жизни?

Конечно, эмоциональное вступление предполагает и не менее яркое сочинение.

7.

Приведите цитату из исходного текста (или другого источника), связанную с

рассматриваемой проблемой.

«Родину, как и родителей, не выбирают…» - пишет Валентин Распутин. Действительно,

для кого-то «малой» родиной станет район большого города, кто-то до конца своих дней с

теплотой будет вспоминать окрестности родного села. Какими бы ни были места, в которых

прошло наше детство, человек неразрывно связан с ними всю жизнь. Итак, в чем значимость

«малой» родины в жизни человека? Этой проблеме посвящен текст В.Распутина.

8.

Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (если они

вам известны и имеют прямое отношение к проблеме).

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в

своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и

материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается

проблема, выдвинутая именно Д.С.Лихачевым, - проблема экологии культуры.

9.

Начните сочинение с проблемного вопроса.

Как должен жить человек: быть самим собой или

казаться более значимым, чем есть на самом

деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Для написания вступления можно использовать прием подступа: выделив проблему

текста, приведите типичные факты, события, высказывания, имеющие отношение к предмету

размышления, плавно подведите учащихся к формулировке проблемы, в которой обобщите

сказанное. Например:

Проблема роли детства в жизни человека

В памяти каждого человека навсегда остаются впечатления детства: район большого

города или окрестности родного села, первые радости печали, первые друзья… Где бы ни

прошли наши детские годы, с ними у нас связано все самое светлое и прекрасное. Какова же

роль детства в жизни человека? Над этой проблемой заставляет задуматься прочитанный

текст.

Проблема понимания искусства

Прочитав книгу, рассмотрев картину, прослушав музыку, человек часто остается в

недоумении. «Ничего не понятно!» - разочарованно восклицает читатель, зритель или

слушатель. Впрочем, пытался ли он постичь замысел автора или ожидал, что в произведении

искусства все должно быть четко и ясно? Здесь мы сталкиваемся с проблемой понимания

искусства, которой и посвящен текст…

Следует также обратить внимание на языковые средства, которые могут быть

использованы во вступительной части сочинения.

1.

Вопросно-ответное единство. Специалисты по риторике советуют вносить

элементы диалога в публичное выступление. Диалогичность не помешает и в сочинении,

позволит сделать вступление более энергичным. Например:

Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории

культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы,

поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее

роль в жизни человека, заставляет задуматься текст В.Сухомлинского.

2.

Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений

в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного

текста, выделить главное в нем.

Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие

вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

3.

Назывное предложение.

Назывное предложение в зачине также должно содержать ключевое понятие или имя

человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне

кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным.

Литературовед Евгений Борисович Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину

Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого

удивительного поэта.

4.

Риторический вопрос. Далеко не любое вопросительное предложение представляет

собой риторический вопрос. Риторический вопрос – это вопросительное по форме и

утвердительное по смыслу предложение.

Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка

сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой

мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, которые рассматривает в своем

тексте Л.Павлова.

5.

Риторическое восклицание выражает эмоции пишущего: радость, удивление,

восхищение и т.д., привлекает внимание к предмету речи.

Как прекрасен русский язык! Как много в нем слов, способных выразить самую

глубокую мысль или любой оттенок чувства! Почему же порой, когда человек берет лист

бумаги или садится к компьютеру, в его голове возникают только скучные, шаблонные

фразы? В чем причина появления штампов в нашей речи? Эта проблема волнует каждого, кто

по-настоящему требовательно относится к самому себе, к своей речевой культуре.

Интересная классификация зачинов приведена в книге В.Мещерякова «Жанры

школьных сочинений». Автор выделяет:

1) тематические зачины, в которых осмысливается, уточняется тема текста;

устанавливается предмет обсуждения, аспект обсуждения темы; характеризуются проблемы,

обсуждаемые в тексте;

2) фактуальные зачины, в которых вводится социально-исторический фон или

реально-бытовой, соотносящийся далее с проблемами текста, или литературно-критический

фон;

3) концептуальные зачины, в которых формулируется главная мысль текста:

проблема, идея автора текста или основные положения текста; используются цитаты,

вводящие идею , а также оценки результатов чьей-либо деятельности (ученого, писателя,

чиновника, неопределенного лица); может быть представлена гипотеза автора текста.

Чем закончить?

Как правило, заключение пишется в тот момент, когда времени до конца экзамена

осталось немного. Часто пишущий начинает нервничать, опасаясь, что не успеет переписать

текст начисто, и обрывает сочинение на полуслове. Конечно, такая работа ущербна с точки

зрения композиционной целостности, а значит, не получит максимального балла по этому

критерию.

Основное требование к заключительной части сочинения может быть сформулировано

так: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и

говорит больше не о чем.

Разумеется, есть и другие требования:

― заключение должно быть коротким и емким;

― оно должно быть логически связано с основным текстом;

― как и вступление, заключение должно быть выдержано в той же эмоциональной

тональности, что и основная часть (неожиданный всплеск эмоций после

«сухого» изложения фактов вряд ли будет уместен).

Итак, какой может быть заключительная часть сочинения?

1.

Резюмирование, повторение в обобщенной форме основной идеи текста, позиции

автора.

Это самый распространенный вид заключения: вернитесь к основной мысли автора,

выразив ее своими словами, чтобы не было впечатления простого повторения одного и того

же.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает

сохранить детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное

восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди

часто забывают об этом.

2.

Риторический вопрос в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме

текста, подчеркивая ее актуальность.

Цивилизация дала множество благ, но она медленно губит нас. Испокон веков мы не

приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бесконечно изменяли и уродовали

прекрасный лик планеты. Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение

природы, а значит и самого себя?

3.

Призыв, обращение к читателю.

Подводя итоги, можно обратиться к читателю с призывом, побуждающим к активной

деятельности. Как правило, такая концовка должна быть яркой и эмоциональной.

Итак, продираясь через запутанные сплетения слов, спотыкаясь о камни

грамматических ошибок и мусор речевых недочетов, трудно понять, что же хотел сказать

наш собеседник. «Дурную траву с поля вон», - гласит пословица. Давайте же вместе

постараемся очистить поле русской речи от мусора и сорной травы!

4.

Использование цитаты.

Обычно педагоги не советуют ученикам заканчивать сочинения цитатой. Сложность

заключается в том, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Лучше

использовать небольшой фрагмент, словосочетание, которое содержит ключевые слова

текста.

Подводя итоги, хочу сказать, что искусство откроет свои тайны человеку, который

способен не только думать, но и чувствовать, сопереживать. Именно такой читатель, зритель

или слушатель сможет познать «радость узнавания», о которой пишет автор.

5.

Открытый финал.

Используя фигуру умолчания, мы рассчитываем на то, что сказанного достаточно,

чтобы читающий самостоятельно домыслил остальное. Имейте в виду, что предыдущая часть

действительно должна давать исчерпывающую информацию по рассматриваемой проблеме,

иначе такой финал оставит впечатление незавершенности.

Наверное, каждый человек расстраивается, видя вокруг себя чинопочитание,

лицемерие, преклонение перед начальством. И все же эти явления – неотъемлемая часть

нашей жизни. Они были, есть и будут. А может быть, так происходит, потому что мы просто

не хотим ничего менять в себе?..

Сказанное ранее о вступлении касается и заключительной части: шаблонная

концовка, которая (только на первый взгляд!) подходит для любого текста, может испортить

впечатление от хорошего сочинения.

Литература

1.

Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной

подготовки. – Ростов-на-Дону, 2010.

2.

Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. – М.: Просвещение, 2014.

3.

Русский язык. 9-11 классы. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов

(рекомендации, уроки, дидактический материал, образцы сочинений)/авт. – сост. Н.Я.

Нелюбова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.

4.

Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. – М., 2001.



В раздел образования