Автор: Телегина Наталья Александровна
Должность: учитель русского язхыка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ №28 города Белово Кемеровской области
Населённый пункт: Город Белово Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по литературе в 7 классе "Н.В.Гоголь. "Ревизор".Мастерство построения композиции и речевых характеристик комедии
Раздел: среднее образование
Конспект урока по литературе в 7 классе
Тема урока
Н.В.Гоголь «Ревизор». Мастерство построения
композиции и речевых характеристик комедии
Тип урока
Изучение нового материала
Цели
-формирование умения работать с драматическим
произведением
-определять роль и место каждого героя
- определять роль ремарок, речевых характеристик и
их роль в создании единого целого
Обучающая задача
Привить интерес к русской классической литературе
Развивающая
Развивать навыки анализа текста, характеров героев,
расширять знания о драматургии
Воспитывающая
Формировать положительные нравственные
ориентации , воспитывать интерес к произведениям
Н.В.Гоголя
Учебник
Литература.7кл. Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова
1.Организациооный момент. Начало урока,приветствие, подготовка к уроку.
2.Проверка домашнего задания .
1) –Расскажите о том, как отражена Россия в вначале 19 века в комедии
«Ревизор»?
2) – Задание «Кто есть кто» вы выполняли самостоятельно дома . Проверим.
3.Создание учебной мотивации. Определение темы и целей урока.
Итак, перед нами драматическое произведение Н.В,Гоголя . А чем
драматическое произведение отличается от других видов литературы?
Почему в «Ревизоре» мы героев можем узнать только по словам ?
-О чём будем сегодня говорить на уроке ?
- Ещё мы поговорим о композиции произведения.
Запишем тему и число в тетрадь.
4. Актуализация опорных знаний учащихся.
Что такое композиция?
Из каких частей состоит пьеса ?
А из каких частей состоит пьеса «Ревизор» ?
Составляем схемку со мной . Я на доске , вы в тетради.
5.Работа с текстом. Работа в паре.
Какие эпизоды из произведения вы отнесёте к каждому элементу композции?
Проверка . Опросить 1-2 пары.
Чтение по ролям.
- Итак, нам знакома экспозиция произведения. Это костюмы героев, как
должны выглядеть герои .Но мы не знаем их характеры, мы не знаем их
поведение в разных ситуациях. Понаблюдаем , за речью героев и составим им
характеристику.
Итак, начинаем с завязки. Это действие 1,явл.1. Читаем по ролям и ведем
мысленно наблюдение.
- что значит ИНКОГНИТО?
Ревизор приедет тайно. Вот это слово нацелит всех чиновников подозревать в
каждом проезжающем ревизора.
- Развитие действие полностью зачитывать не будем. Зачитаем 8 явление 2
действие.Опережающее задание : В ЧЁМ КОМИЗМ СЦЕНЫ 2Д.8Я?
-каким представлен здесь Городничий?
Как Гоголю удалось раскрыть характер Городничего?
- Охарактеризуем портрет Хлестакова.
_Найдите 3д.5я. В нем есть слова , характеризующие смысл жизни .
-А теперь подходим к кульминации . Вы определили , что это 3д.6я.
Чтение по ролям.
- Что можем добавить еще к характеристике Хлестакова? Почему выдумки
его связаны с желанием играть значительное , высокопоставленное лицо ?
Работа с фразеологизмом ПУСКАТЬ ПЫЛЬ В ГЛАЗА.
- Как это явление характеризует Хлестакова?
-Поговорим о развязке. Пересказ 5д.8я.
- Настоящий ревизор приезжает и требует Городничего к себе . Как вы
думаете, он только что приехал или жил некоторое время в городе ?
-Зачитаем немую сцену .Как вы думаете , какова роль немой сцены ?
6.Итог урока.
В чем же заключается роль ремарок , речевых характеристик в пьесе?
7.Рефлексия.
8.Дача домашнего задания .
1)Составить чиновникам города речевые характеристики.
2)вопрос №2 или №3.