Автор: Сидорова Светлана Васильевна
Должность: преподаватель общественных наук
Учебное заведение: НГКП и ИТ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы организации самостоятельной работы студентов при изучении Основ философии"
Раздел: среднее профессиональное
Основные формы и методика организации самостоятельной
работы обучающихся в ходе преподавания основ философии и истории
преподавателем Сидоровой Светланой Васильевной.
В
рамках
ФГОС
программы
дисциплины
Основы
философии
и
Истории
предполагают
72
часа
из
них
48
часов
аудиторных
и
24
часа
самостоятельной
работы.
К
организации
самостоятельных
работ
ФГОС
предъявляет новые требования, предполагается, что обучающиеся должны
дополнить задания, полученные на аудиторных занятиях самостоятельной
работой дома. Новизна заключается в том, что виды и суть самостоятельных
работ прописывается в программе, подробно разрабатывается в КОСах и
систематически
контролируется
выполнение
самостоятельных
работ
преподавателем.
Виды самостоятельных работ разнообразны. По Основам философии
используются конспекты первоисточников по заданным вопросам (Платон
«Апология Сократа», Диоген Лоэртский «О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов»).
Предварительно дается консультация о том, как составить конспект. В
библиотеке есть папка с первоисточниками. Студенты смогут пользоваться
интернет ресурсами как дома, так и в библиотеке. Одной из форм является
задание
составить
опорный
конспект
о
философских
школах
Древней
Греции. Широко используется форма работы – эссе как по философии, так и
по истории. В кабинете социальных экономических дисциплин студенты
знакомятся с рекомендациями как правильно написать эссе и критерии его
оценки.
Дается
всегда
несколько
тем
на
выбор.
На
вудиторных
уроках
лучшие эссе зачитываются и совместно обсуждаются.
Все предполагающиеся самостоятельные работы имеют разработанные
критерии оценки. На уроках в момент выдачи заданий они озвучиваются и
также
предлагаются
в
письменном
виде.
Лучшие
работы
становятся
эталонами.
Создается
банк
эталонов,
гуманитарность
дисциплины
дает
возможность
раздвинуть
рамки
требований
к
работе,
но
определенный
стандарт существует. Одной из форм самостоятельной работы является также
составление сравнительного конспекта: Э. Фромм «Душа человека», В.С.
Соловьев «Русская душа». Обучение сравнению продолжается на истории:
сравнительная
таблица:
«Демократические
преобразования
в
странах
Восточной Европы и неконсервативная политика в США и странах Западной
Европы».
Достаточно
обычным
является
задание
составить
сообщение:
«Современная философская система мира», или к теме: «Китай: глобальная
держава современного мира», чтобы избежать бездумного скачивания из
интернета, задаю критерии требующего самостоятельного отбора материала,
расстановки акцентов, ограничение объема работы.
Есть задание по истории – составить обзор СМИ по теме: «Глобальная
безопасность в современном мире». Применяется такая форма работы, как
составление
глоссария
по
определенной
теме.
По
истории
даю
задание
выполнить
работу
по
учебнику,
например
-
составить
хронологическую
таблицу, сделать вывод по вопросу: «Почему современный порядок в мире
называют мировым беспорядком?».
Отдельно нужно сказать о дозировании времени.
Вырабатывая задание, предполагается определенный объем времени,
также
рассчитываю
и
сроки
выполнения.
Неполных
заданий
нет.
За
прошедший
год
не
выявлено
ни
одного
студента,
который
не
смог
бы
выполнить работу. Наоборот могу сказать об успехах отдельных студентов,
не отличников. Например: студентка Тимофеева из 227 группы, Минаева 225,
Блохин 232 и др. Для мотивирования студентов лучшие работы берутся в
эталоны, а автор получается двойную оценку.
Все СР считаются обязательными для выполнения. Проверяются на
аудиторных
занятиях
и
переменах.
В
журнале
фиксируется
под
соответствующей пометкой ПР2.1..., карандашом. Студенты в журнале видят
свои долги, могут выполнить во время консультации в кабинете, или в
библиотеке, или дома.
Вывод:
Время
показало,
что
ВСР
очень
важна
для
освоения
дисциплины;
- Уже разработанные формы и виды заданий помогают научить разным
видам учебной деятельности;
- Позволяют сделать вывод о том, над чем нужно работать еще;
-
Учитывая,
что
история
по
плану
идет
во
II
семестре,
можно
проследить
динамику
формирования
навыков
сравнения,
обобщения,
выделения главного. Студенты привыкают к требованиям, и качество работы
растет;
- Проведенная за год работа позволяет внести корректировку в КОСы,
это позволило подготовить ПР и ВСР в редакции для студентов, это будет
доступно и удобно для тех, кто пропустил занятия;
- На следующий год сделаю задания для самостоятельной работы по 3
уровням сложности по Основам философии;
- Продумаю условия рейтинговой оценки;
- Предлагаю внести изменения в локальный акт о правилах заполнения
журнала – позволить записать чернилами виды работ: практических работ,
самостоятельных работ, контрольных работ .