Напоминание

"Формы и методы организации самостоятельной работы студентов при изучении Основ философии"


Автор: Сидорова Светлана Васильевна
Должность: преподаватель общественных наук
Учебное заведение: НГКП и ИТ
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы организации самостоятельной работы студентов при изучении Основ философии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Основные формы и методика организации самостоятельной

работы обучающихся в ходе преподавания основ философии и истории

преподавателем Сидоровой Светланой Васильевной.

В

рамках

ФГОС

программы

дисциплины

Основы

философии

и

Истории

предполагают

72

часа

из

них

48

часов

аудиторных

и

24

часа

самостоятельной

работы.

К

организации

самостоятельных

работ

ФГОС

предъявляет новые требования, предполагается, что обучающиеся должны

дополнить задания, полученные на аудиторных занятиях самостоятельной

работой дома. Новизна заключается в том, что виды и суть самостоятельных

работ прописывается в программе, подробно разрабатывается в КОСах и

систематически

контролируется

выполнение

самостоятельных

работ

преподавателем.

Виды самостоятельных работ разнообразны. По Основам философии

используются конспекты первоисточников по заданным вопросам (Платон

«Апология Сократа», Диоген Лоэртский «О жизни, учениях и изречениях

знаменитых философов»).

Предварительно дается консультация о том, как составить конспект. В

библиотеке есть папка с первоисточниками. Студенты смогут пользоваться

интернет ресурсами как дома, так и в библиотеке. Одной из форм является

задание

составить

опорный

конспект

о

философских

школах

Древней

Греции. Широко используется форма работы – эссе как по философии, так и

по истории. В кабинете социальных экономических дисциплин студенты

знакомятся с рекомендациями как правильно написать эссе и критерии его

оценки.

Дается

всегда

несколько

тем

на

выбор.

На

вудиторных

уроках

лучшие эссе зачитываются и совместно обсуждаются.

Все предполагающиеся самостоятельные работы имеют разработанные

критерии оценки. На уроках в момент выдачи заданий они озвучиваются и

также

предлагаются

в

письменном

виде.

Лучшие

работы

становятся

эталонами.

Создается

банк

эталонов,

гуманитарность

дисциплины

дает

возможность

раздвинуть

рамки

требований

к

работе,

но

определенный

стандарт существует. Одной из форм самостоятельной работы является также

составление сравнительного конспекта: Э. Фромм «Душа человека», В.С.

Соловьев «Русская душа». Обучение сравнению продолжается на истории:

сравнительная

таблица:

«Демократические

преобразования

в

странах

Восточной Европы и неконсервативная политика в США и странах Западной

Европы».

Достаточно

обычным

является

задание

составить

сообщение:

«Современная философская система мира», или к теме: «Китай: глобальная

держава современного мира», чтобы избежать бездумного скачивания из

интернета, задаю критерии требующего самостоятельного отбора материала,

расстановки акцентов, ограничение объема работы.

Есть задание по истории – составить обзор СМИ по теме: «Глобальная

безопасность в современном мире». Применяется такая форма работы, как

составление

глоссария

по

определенной

теме.

По

истории

даю

задание

выполнить

работу

по

учебнику,

например

-

составить

хронологическую

таблицу, сделать вывод по вопросу: «Почему современный порядок в мире

называют мировым беспорядком?».

Отдельно нужно сказать о дозировании времени.

Вырабатывая задание, предполагается определенный объем времени,

также

рассчитываю

и

сроки

выполнения.

Неполных

заданий

нет.

За

прошедший

год

не

выявлено

ни

одного

студента,

который

не

смог

бы

выполнить работу. Наоборот могу сказать об успехах отдельных студентов,

не отличников. Например: студентка Тимофеева из 227 группы, Минаева 225,

Блохин 232 и др. Для мотивирования студентов лучшие работы берутся в

эталоны, а автор получается двойную оценку.

Все СР считаются обязательными для выполнения. Проверяются на

аудиторных

занятиях

и

переменах.

В

журнале

фиксируется

под

соответствующей пометкой ПР2.1..., карандашом. Студенты в журнале видят

свои долги, могут выполнить во время консультации в кабинете, или в

библиотеке, или дома.

Вывод:

Время

показало,

что

ВСР

очень

важна

для

освоения

дисциплины;

- Уже разработанные формы и виды заданий помогают научить разным

видам учебной деятельности;

- Позволяют сделать вывод о том, над чем нужно работать еще;

-

Учитывая,

что

история

по

плану

идет

во

II

семестре,

можно

проследить

динамику

формирования

навыков

сравнения,

обобщения,

выделения главного. Студенты привыкают к требованиям, и качество работы

растет;

- Проведенная за год работа позволяет внести корректировку в КОСы,

это позволило подготовить ПР и ВСР в редакции для студентов, это будет

доступно и удобно для тех, кто пропустил занятия;

- На следующий год сделаю задания для самостоятельной работы по 3

уровням сложности по Основам философии;

- Продумаю условия рейтинговой оценки;

- Предлагаю внести изменения в локальный акт о правилах заполнения

журнала – позволить записать чернилами виды работ: практических работ,

самостоятельных работ, контрольных работ .



В раздел образования