Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: Преподаватель вокальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные активные методы и инновационные подходы в образовательном и воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное
ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»
Методическая разработка на тему: «Современные активные
методы и инновационные подходы в образовательном и
воспитательном процессе в
условиях реализации
ФГОС»
Автор: преподаватель вокальных дисциплин
Колесняк М.В.
Ульяновск, 2018
Содержание
1. Введение в активные методы в педагогической и воспитательной
деятельности. 1-3
2. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного
обучения и воспитания. 4-7
3. Игровые методы обучения и воспитания. 7-11
4. Тренинг как форма комплексного использования интерактивных
методов обучения и воспитания. 11-15
5.
Активные методы презентации результатов представления
практической работы, релаксации и активизации подведения
итогов воспитательного
мероприятия. 15-18
6. Инновации в педагогике: обучение как систематическое исследования.
19-21
7. Инновационные и активные методы обучения и воспитания и
Федеральный Государственный стандарт (ФГОС). 21-24
8. Заключение. 25-26
9. Примерный репертуарный список вокальных произведений. 27-29
10
.
Список методической литературы.
30-31
1
1. Введение в Активные методы в педагогической и воспитательной
деятельности.
Активные методы обучения ( АМО) - это методы, характеризующиеся
высоким уровнем активности обучающихся, их включённостью в учебный
процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и
творческую деятельность при решении поставленных задач. Это система
методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной
и практической деятельности студентов в процессе освоения учебного
материала.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов,
которая направлена главным образом не на изложение преподавателем
готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное
овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной
мыслительной и практической деятельности.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе,
использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме
организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств,
деятельном подходе к обучению, движении и рефлексии.
В основе активных методов лежит диалог, как между
преподавателями и студентами, так и самими студентами. В процессе
диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать
проблемы коллективно, развивается речь студентов.
Активные методы обучения направлены на привлечение студентов
к самостоятельной познавательной деятельности, развивают личностный
интерес к решению каких - либо познавательных задач, возможность
применения студентами полученных знаний. Для таких занятий является
важным, чтобы в усвоении знаний, умений и навыков участвовали
все психические процессы а также речь, память, воображение.
В своей педагогической деятельности использую методы активного
обучения на различных этапах учебного процесса:
2
Первый этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть
проблемная лекция, творческая беседа, учебная дискуссия.
Второй этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы
такие методы как мыслительная деятельность, тестирование по
вопросам учебного материала.
Третий этап - формирование профессиональных умений, навыков на
основе знаний и развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся.
Учебный процесс обучения с использованием активных методов
обучения (деятельный), опирается на совокупность дидактических
принципов обучения, каждый метод активным делает тот, кто его
применяет и включает в образовательный процесс свои специфические
принципы:
1) Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с
учётом подготовленности и индивидуальных особенностей студентов,
темой занятия.
2) Принцип моделирования. Модель - учебный план. В нём отражаются
цели и задачи, средства и методы обучения. Формируются вопросы
и задания, которые решают студенты в процессе обучения. Но
преподавателю необходимо смоделировать конечный результат. А
именно: какими знаниями и умениями студент должен обладать,
в какой деятельности должен быть подготовлен.
Активные методы обучения:
●
методы знакомства;
●
методы выяснения ожиданий и опасений;
●
методы релаксации и активизации;
●
методы представления новой информации в ходе образовательного
мероприятия;
●
методы работы над темой;
●
методы презентации результатов практической работы;
3
●
методы подведения итогов работы в ходе образовательного
процесса
Этапы урока:
- Приветствие;
-Проверка домашнего задания;
-Постановка целей и задач урока,
- Объяснение нового, закрепление изученного;
-обобщение знаний;
-Организация самостоятельной работы;
- Подведение итогов урока релаксация.
УУД ( универсальные учебные действия).
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных и учебно-
организационных умений.
В современном образовании используются различные формы, средства,
методы активной педагогики, получивших название интерактивных.
АМО позволяют решать различные образовательные и воспитательные
задачи, которые необходимы для эффективности образовательного
процесса и гарантированного достижения запланированных целей
обучения, воспитания, и развития.
АМО способствует формированию положительной учебной мотивации,
развивает творческие способности обучающихся, активно вовлекает
обучающихся в образовательный процесс, раскрывают личностно
индивидуальные особенности и возможности обучающихся, развивают
мышление, повышают познавательную активность студентов, позволяют
с большей эффективностью усваивать большой объём учебного
материала, развивают коммуникативные качества личности, развивают
универсальные учебные навыки, такие как:
- работа в команде;
4
- совместная проектная и исследовательская деятельность;
- отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению;
- принятие ответственности за себя и команду.
2. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного
обучения и воспитания.
Педагогика
и
психология
-
основа
психолого
-
педагогического
знания
.
Применение
современных
образовательных
технологий
в
обучении
одна
из
важных
и устойчивых
тенденций
развития
образовательного
процесса
.
Уровень
развития
технологий
обучения
,
современные
концепции
образования
,
необходимость развития у студентов умения
непрерывного
самообразования
на
протяжении
всей
жизни
для
адекватности
современным
условиям
,
заставляет
педагогический
коллектив
и
администрацию
образовательной
организации
через
внедрения
активных форм
обучения
и
воспитания
,
пересмотреть
и
сами
технологии
применяемые
в
образовательном
процессе
,
выбирая
из них
в первую
очередь
те
,
которые:
-
повышают
эффективность
и качество
образования
;
-
обеспечивают
мотивы
к самостоятельной
и
познавательной
деятельности
;
-
способствуют
углублению
меж
предметных
связей
за
счёт
интеграции
информационной
и предметной
подготовки
.
Для
этого
необходимы
:
Системный подход, прогнозирование
,
использование
методов
совместной
деятельности
,
разрешения
возникающих
конфликтов
,
разных
способов
совершенствования
учебных
занятий
,
привлечение
и активизация
студентов к
творческой
работе
самых
разных
категорий
на получение
высоких
результатов
в
образовании
.
Активные методы обучения помогают:
-развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны студента:
5
-учить обучающихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес
к предмету;
-активизировать процесс развития у студентов коммуникативных
навыков, учебно-информационных умений.
Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения,
которая основана на прямом взаимодействии студентов с окружающей
информационной средой. Опыт обучаемого - это центральный активатор
учебного познания. Интерактивное обучение основано на прямом
взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на собственном
опыте участников. Традиционное обучение основано на положении
педагога и субъекта, а обучающегося - объекта педагогического
процесса. В концепции интерактивного обучения данное положение
заменяется представлением обучающихся как о субъекте своей учебной
деятельности.
Интерактивное обучение - один из вариантов коммуникативных
технологий, обучение с хорошо организованной обратной связью
субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией
между ними.
Решение
данной
проблемы
составило
цель
исследования
:
теоретически
выявить
и экспериментально
обосновать
педагогические
условия
технологии
интерактивного
обучения
в процессе
обучения
на
вокальных
занятиях
.
объект исследования:
-
процесс
обучения
вокальных дисциплин
в
образовательном
учреждении
.
предмет исследования: -
педагогические
условия
использования
технологии
интерактивного обучения
в
процессе обучения
на
вокальных
занятиях
.
гипотеза исследования: -
состоит
в том
,
что
использования
технологии
интерактивного
обучения
в
процессе
практической
работы
в вокальном
классе
будет
эффективным
при
соблюдении
ряда
педагогических
условий
:
1)
Создание
на занятиях
положительной
психологической
атмосферы
;
6
2)
Соблюдение
норм
совместной
работы
,
выработанным
педагогом
совместно
со
студентом
;
3)
Соответствующий
тип
коммуникации
,
реализуемый
образовательном
процессе
;
4) Развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны студентов;
5) Учить студентов самостоятельно добывать знания, развивать интерес
к предмету;
6) Оказывать помощь студентам в открытии своих индивидуальных
особенностей.
В основе моей педагогической деятельности лежит концепция
развивающего обучения.
Основой является - развитие личностных качеств студентов, воспитание
через творчество, а также их активное включение в деятельность
творческого характера и развитие в них интеллектуальных способностей
и личностных качеств.
Для повышения познавательной активности студентов и развития их
творческих способностей, составляю план проведения концертных
мероприятий, готовлю с ними концертные программы выявляю лучших.
Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание студентов
и повышает их интерес к творческой работе и, следовательно, настраивает
студентов на положительные эмоции которые будут направлены на
достижение хорошей успеваемости и творческих успехов.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи
исследования:
1) Уточнить сущность и содержание понятия "Технология интерактивного
обучения";
2) Изучить сущность и дидактические возможности технологии
интерактивного обучения;
7
3) Рассмотреть возможности реализации технологии интерактивного
обучения в процессе обучения вокальных дисциплин;
4) Изучить особенности использования технологий интерактивного
обучения в процессе практической работы на вокальных занятиях.
Определяя пути совершенствования в преподавании можно выделить
следующие направления методической деятельности:
- поиск эффективных методических приёмов для эффективной реализации
интерактивного обучения и воспитания в процессе практической работы со
студентами имеющих различный уровень мотивации;
- разработка репертуарного плана для вокального класса в соответствии
с требованиями Федерального государственного стандарта среднего
профессионального образования нового поколения;
- разработка методических рекомендаций по применению интерактивного
обучения в вокальном классе которые могут быть использованы педагогами
вокальных дисциплин в образовательном учреждении в качестве
программного и методического ориентира и для студентов как инструкция
обучаться вокальному искусству.
3. Игровые методы обучения и воспитания.
Игра - один из основных видов деятельности студентов. В любом
возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым
условием всестороннего развития обучающихся и одним из основных
средств их воспитания и обучения.
В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования,
развития и совершенствования психологических процессов обучающихся,
формирования их личности.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-
воспитательные и образовательные задачи.
●
Развитие познавательной деятельности обучающихся;
●
Развитие эмоционально-волевой сферы;
●
Обогащение представлений об окружающем мире;
8
●
Формирование коммуникативных навыков;
●
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
●
Преодоление страхов и отрицательных эмоций.
Цель - создание условий для успешной работы студентов, развития их
интеллектуальных и творческих способностей.
Для решения поставленных целей и задач на занятиях в вокальном
классе и во внеурочное время использую следующие игры:
1) дидактические;
2) сюжетные;
3) ролевые;
4) театрализованные;
5) подвижные;
1. Дидактические игры - одно из средств познавательной деятельности
студентов. Дидактические игры развивают наблюдательность, память,
мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх обучающиеся при помощи взятых на себя
ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношение их
деятельность.
В ходе игры студент познаёт мир и усваивает общественный опыт.
Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться,
а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные - это разновидность сюжетно- ролевых игр, однако
они развиваются по заранее подготовленному сценарию, музыкального
мероприятия, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссуры, а от
студента художественного исполнения музыкального текста.
4. Подвижные игры служат средством раскрепощения и коррекции
моторных нарушений.
9
Для студентов с нарушением интеллекта конструктивные игры служат
средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных
предметов.
В ходе конструктивных игр у студентов развивается пространственная
ориентация, а также мелкая моторика.
В своей педагогической деятельности использую наиболее важные
функции игры:
1. Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания
и обучения, которые направлены на усвоение программного материала.
Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания
студентов.
2. Развивающая функция заключается в развитии обучающегося, коррекции
того, что в ней заложено и проявлено.
3. Воспитательная функция позволяет выявить индивидуальные особенности
обучающихся. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере
своих воспитанников.
4. Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться
со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться, выступать
на сцене, высказывать свою точку зрения, представлять обоснованно,
аргументировано результаты своей работы.
5.Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей
студентов, в соблюдении принципа последовательности в изложении
учебного материала и решения трудности вокальных задач, ориентации
деятельности обучающихся на успех, оказания помощи студентам в
открытии своих индивидуальных особенностей.
6. Релаксационная функция заключается в сбережении физических и
духовных сил обучающегося, (снять умственное напряжение, дать студенту
небольшой отдых).
Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,
разум и творчество. Продукт игры - наслаждение процессом, конечный
результат - развитие реализуемых в ней способностей.
10
Игры обучающихся - свободная, естественная форма проявления их
деятельности в которой осознаётся и изучается окружающий мир.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у студентов
вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно,
развивает внимание , стремление к знаниям. Разнообразные игровые
действия, при помощи которых решаются та или иная умственная
задача, поддерживает и усиливает интерес обучающихся к учебной
дисциплине.
Игра - один из основных видов деятельности обучающихся.
Таким образом, основные цели обучения при раскрытии творческого
потенциала личности через игровые формы обучения следующие:
●
Обучающая - обеспечить достижение заданного уровня;
●
Обобщить и закрепить учебный материал;
●
Воспитывающая - сформировать эмоционально-ценностное
отношение к миру в процессе игры - как основной формы
обучения;
●
Развивающая - развитие интеллектуальных и творческих
способностей личности каждого студента.
Цель технологии обучения творческой деятельности состоит в
содействии проявлению природных качеств каждого студента, развития
его творческого потенциала. Посредством игры можно выявить, развить
и усилить творческий потенциал обучающихся, т.к. игра способствует
развитию, обогащает жизненным опытом. Поэтому урок - игру надо
чередовать с традиционными уроками.
В своей педагогической деятельности применяю интеллектуальные игры.
Разработка интеллектуальных игр - это вид деятельности творческой
лаборатории педагог - студент. Вокальное искусство является одним из
популярных видов творческой деятельности обучаемых. Использование
интеллектуальных игр способствует развитию у студентов творчества,
самостоятельного мышления, умения логично мыслить, решать
проблемы, получать и использовать информацию, приобретать навыки,
способствующие получению новых знаний.
11
Интеллект - сумма знаний и умений, а также способность эти знания
усваивать и решать с их помощью любые и нестандартные ситуации.
Не мало важным для педагога является вовлечение в урок активных
методов идентификации целей, ожиданий, опасений, которые позволяют
эффективно провести выяснений и опасений и постановку целей
обучения.
Для меня необходимо, чтобы студент чётко определился со
своими образовательными целями, озвучил свои ожидания и опасения
в образовательном процессе.
Выяснение целей любого занятия позволяет студенту понять, каких
результатов он должен достигнуть к моменту завершения занятия,
сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к
запланированным результатам и эффективно работать и изучать
учебный материал.
Ясное представление результатов, которых от него ожидают
помогут студенту почувствовать себя уверенно, определить главные
факторы творческого процесса и активно включиться в работу.
Обсуждение этих вопросов педагогом совместно со студентом
поможет обучающему точнее формулировать цели обучения, выяснить,
требование знаний в процессе обучения, и каких результатов надо
достичь по его завершению.
Усваивать знания помогают познавательные способности - восприятие,
внимание, память, своевременное и достаточное развитие которое
является необходимым условием формирования личности студента.
Одним из самых важных аспектов интеллектуального роста студента
является творчество. Интеллектуальное развитие студента во многом
зависит от его творческих способностей, а если эти способности
с ранних лет направлены в нужное русло, и студент правильно
воспитан, можно с уверенностью сказать что дальнейшее обучение
будет успешным и вызовет у студента положительные эмоции.
4. Тренинг как форма комплексного использования интерактивных
методов обучения и воспитания.
12
Тренинг метод активного обучения, направленный на развитие
знаний, умений, навыков и социальных установок.
Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является
развитие компетентности межличностного и профессионального
поведения в общении.
Достоинством тренинга заключается в том, что он обеспечивает
активное вовлечение всех участников в процесс обучения.
Обсуждение этих вопросов педагогом совместно со студентом поможет
обучающему точнее формулировать цели обучения, выяснить, требования
знаний в процессе обучения и каких результатов надо достичь по его
завершению.
Понятие тренинг в науке и практике трактуется многозначно, в частности:
как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью
является тренировка, тренаж, закрепление определённой реакции,
действия, способа, умения посредством повторения, различных
упражнений;
- как способ профессионального и личностного развития;
- как процесс создания новых функциональных образований,
управляющих поведением;
- как комплекс интенсивных методов преобразующего воздействия на
личность.
- как практика психолого-педагогического воздействия на личность и
группы;
Тренинг -это один из специфических способов получения личностного
опыта.
Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную
субъективную реакцию обучающегося (интеллектуальную, эмоциональную,
действенно-практическую, на то или иное воздействие на личность.
Использование на практических занятиях в вокальном классе формы
работы как тренинг позволяет мне разрешить проблемные ситуации,
13
возникающие во взаимодействии с обучающимися, сделать более
открытой и доверительной атмосферу занятия, увидеть некоторые
обыденные ситуации глазами самого студента.
В ходе тренинга эффективнее решаются вопросы развития творческой
личности, успешно формируются профессиональные компетенции.
Каждый тренинг провожу в 3 этапа:
подготовительный, основной, рефлексивный.
Подготовительный этап, беседа с обучающимся, знакомство с общей
обстановкой вокальных занятий, задачи первого периода занятий.
И так, начиная занятие с оглашения темы, цели, провожу
знакомство с помощью специальных вокальных упражнений (игры
на знакомство).
Подготовительный этап тренинга необходим , чтобы создать атмосферу
доверия, взаимоуважения, а также мотивацию студентов на творческую
работу.
На основном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к студенту
(возрастает интерактивность).
На заключительном этапе ( этап рефлексии) совместно с обучающимся
анализирую и оцениваю результаты работы.
При тренинге эффективны методы работы которые я часто применяю
в практической работе с обучающимися на вокальных занятиях.
Например:
-методы художественной педагогики;
-методы стимулирования и мотивации обучения;
-методы музыкальной драматургии;
-методы познавательного интереса
-методы креативного поля;
-методы создания ситуаций успеха.
14
При проведении тренинга особое внимание уделяю различным
упражнениям ( для разогревания голосового аппарата, дыхательной
гимнастике, опоры звука, дыхания) а также упражнениям для развития
вокально-технических навыков студентов.
Тренинг - это один из специфических способов получения личностного
опыта.
Целевые ориентации:
●
Личностный рост - это помощь развитию личности путём
снятия ограничений, комплексов, преодоление стереотипов.
●
Общая цель тренингов - развитие личности, развитие способности
адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
●
Учение - это освоение определённой области знаний, умений и
навыков с включением их в систему своего жизненного опыта,
воспитание определённых качеств личности.
●
Формирование коммуникативной компетенции: освоение культуры
общения, помощь в общении с окружающими людьми в
различных социальных сферах.
●
Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие
барьеров, мешающим реальным действиям.
●
Развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ), освоение
методов управления собой и своей деятельностью.
●
Обучение - это повышение социально-психологической компетенции
участников и развитие их способности эффективно
взаимодействовать с окружающим социумом.
●
Помощь в личном и профессиональном самоопределении.
●
Формирование мотивации достижения, активной социальной
позиции участников и развитие их способности производить
значимые умения в своей жизни и жизни окружающих людей
Наибольшая эффективность тренинга в практических занятиях
достигается когда кабинет вокального класса оборудован
специальными техническими средствами.
Например:
15
1) Фонограммы, применяются для воспроизведения музыкального
сопровождения тренинга.
2) Видеомагнитофон, для записи и прослушивания музыкального
исполнения.
3) Видеосъёмка, значительно повышает результативность работы.
Данный метод базируется на воображаемых ситуациях, и предметно-
технические средства должны способствовать работе воображения,
психологической свободы, образному представлению как опоре
абстрактного мышления.
4) Видеозапись эффективный инструмент для тренировки умений
общения.
На заключительном этапе рефлексии, педагог и обучающиеся
анализируют и оценивают результаты работы.
Интерактивные процессы самоанализа, рефлексии, самовыражения
личности осуществляются в тренинге таким образом:
1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком.
2. Восприятие себя через восприятие с другими людьми.
4.Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.
5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности.
5. Активные методы презентации результатов практической работы,
релаксации и активизации подведения итогов воспитательного
мероприятия.
Активные методы обучения - система методов, обеспечивающих активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности студентов в
процессе усвоения учебного материала.
Творческая активность предполагает устремлённость обучаемого к
теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения
проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
16
В своей педагогической деятельности использую формы работы,
повышающие уровень активности обучения.
1)нетрадиционные формы учебных уроков (проектные занятия, творческие
мастерские; интегрированные занятия, объединённые единой темой,
проблемой);
2) игровые формы; диалогическое взаимодействие; проблемно- задачный
подход (проблемные вопросы, ситуации).
Активные методы презентации учебного материала:
Цель: представление нового материала чем ярче, интересней и образней
будет презентация педагогом нового материала, тем быстрее и прочнее
будет усвоена студентами новая тема.
Стимулирую студентов личным показом, интересным для них
разнообразным репертуаром, развиваю у студентов личностный интерес
к музыке, искусству (творческие отчёты, музыкальные мероприятия,
концерты класса, мастер-классы, участие студентов в творческих конкурсах
и фестивалях различного уровня).
Цель музыкальных мероприятий - активизировать интерес студентов к
творческой работе, формирование у обучающихся исполнительских
навыков вокальной культуры, развития кругозора и интеллектуальных
способностей.
Воспитание самостоятельности, воли, позиций, нравственных эстетических
и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности.
Развитие внимания, памяти, речи, культуры мышления, воображения,
фантазии, творческих способностей и артистизма.
Рефлексия результатов практической работы с обучающимися в
сочетании с личным опытом является основой совершенствования
профессиональных качеств студентов.
17
Авторские методические средства и приёмы позволяют мотивировать
студентов самых разных категорий на получение высоких результатов в
вокальном пении.
Систематическое применение вариативных средств обучения
способствует организации творческого сотрудничества с обучающимися,
развитию их комплекса вокальных данных.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе педагогики-
сотрудничества позволяют грамотно строить взаимоотношения со
студентами и развивать их коммуникативные навыки, что является
неотъемлемой частью профессиональной компетенции будущего педагога
искусства.
Использование на своих занятиях таких интерактивных методов, как метод
"круглого стола", "метод проекта", "мозговая атака", предполагает наличие
той или иной практической работы.
Презентация этих результатов, на мой взгляд, является самым главным,
интересным и ответственным этапом для студентов. Эти методы
способствуют для реализации следующих целей:
- рассмотрение творческой работы студентов;
- представление результатов обсуждения;
- обмен впечатлениями в активизирующих и личных формах;
- ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений;
- умение обсуждать и анализировать заданную тему обучающимися.
К непосредственно к активным методам , относятся методы, использующие
внутри образовательного мероприятия, в процессе проведения. Для
каждого этапа профессиональной деятельности используются свои
активные методы:
●
Активные методы начала образовательного мероприятия;
●
Активные методы выявления целей, ожиданий и опасений;
●
Активные методы презентации учебного материала;
18
●
Активные методы релаксации;
●
Активные методы подведения итогов образовательного
мероприятия.
●
Активные методы релаксации и активизации.
Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать студенту не
большой отдых, что ведёт к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры,
дыхательная гимнастика, пение, танцы, заинтересованность чем-либо не
обычным, новым.
Технология формирования у студентов универсального учебного действия:
- первичный опыт выполнения и мотивация к самостоятельности;
- освоение общего способа (алгоритма);
- практическое умения, самоконтроль, коррекция;
-контроль, системное практическое использование;
В практической работе с обучающимися я часто использую
активные методы презентации результатов практической работы,
релаксации и активизации, подведения итогов учебно-воспитательного
процесса.
Особенно успешно применяются активные методы презентации
результатов практической работы, релаксации и активизации подведения
итогов различных концертных мероприятий и конкурсов. Это даёт
мне возможность получать богатый материал, который не только
помогает проанализировать работу, но и даёт побуждение к
следующей актуальной темы.
К непосредственно к активным методам, относятся методы,
использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его
проведения. Для каждого этапа занятия используются свои активные
методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.
Например: Методы активизации творческого мышления. Образное и
логическое мышление.
19
Новые подходы к вопросу развития творческих способностей - это
критическое мышление. Виды психологической инерции и методы
снятия психологических барьеров.
Приёмы развития творческого воображения через исполнение
вокальных произведений, что способствует развитию у студентов
интеллектуальных способностей, художественного вкуса, и артистизма.
6. Инновации в педагогике: поисковые модели обучения.
Понятие "Инновация" относится не просто к созданию и
распространению новых форм обучения, но к таким изменениям,
которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями
в образе деятельности, стиле мышления.
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии
современного образования.
Дидактические поиски в русле поискового подхода:
- Акцентируют развивающий потенциал ;
- Исходят из самостоятельной ценности обучения поисковой
деятельности;
- Ставят дидактические цели высокого познавательного уровня;
- Ставят педагога в позицию партнёра по учебному исследованию;
- Предлагают личностную включённость всех участников обучения,
высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому
тактичному воздействию с обучающимися в котором происходит
расширение границ как непосредственного опыта, так и его
осмысления обучающимися.
Дидактические поиски в русле технического подхода:
- Исходят из эффективной репродуктивной деятельности как
самостоятельной ценности, преимущественно направлены на
дидактические цели невысокого познавательного уровня;
20
-Являются личностно-нейтральными, делают акцент на стандартизованных
учебных процедурах и предполагают положительный эмоциональный
фон, но, вместе с тем, нейтральный характер включения обучаемого
и педагога в учебный процесс.
Типы инновационных подходов в обучении.
Инновационные подходы к обучению делятся на 2 основных типа,
которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации
образовательного процесса.
1. Инновации модернизации, моделирующие учебный процесс,
направленные на достижение гарантированных результатов в рамках
его традиционной репродуктивной ориентации.
2. Инновации -трансформации, преобразующие традиционный учебный
процесс, направленные на обеспечение его исследовательского
характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности.
Дидактические поиски и типы научно - педагогического сознания.
Дидактические поиски в сфере построения обучения в современной
педагогике отражают и одновременно служат пространством
развёртыванием двух типов научно педагогического сознания.
Первый, технократический, проецирует социальную идеологию в сфере
дидактики,
Второй, гуманистический, реализует в сфере дидактики идеалы развития
творческого потенциала личности, в ходе обучения, ориентирует
обучающихся на развитие своих познавательных и личностных
возможностей.
Ведущими категориями технократического ориентированного научно-
педагогического сознания являются:
●
Эффективность обучения;
●
Конкретизация учебных целей;
●
Критерии усвоения (обучающие процедуры);
●
Корректирующая обратная связь;
21
●
Итоговая оценка полученных результатов ;
●
Представление информации и результатов усвоения, тестирование,
учебный контроль.
●
Полное усвоение знаний и умений
Определяющими для гуманистически - ориентированного научно-
педагогического сознания являются такие дидактические
категории как:
●
Процессуальная ориентация;
●
Решение проблем;
●
Учебное исследование;
●
Выдвижение и проверка гипотез;
●
Сбор данных; рефлексивное, критическое, творческое мышление,
аргументация;
●
Принятие решений;
●
Моделирование;
●
Соотнесение модели и реальности;
●
Развитие восприимчивости;
●
Поиск личностных смыслов.
Технологический подход, модернизирует традиционное обучение на
основе преобладающей репродуктивной деятельности обучающихся,
определяет разработку моделей обучения как организации достижения
обучающимися чётко фиксированных эталонов усвоения.
Поисковый подход, преобразует традиционное обучение на основе
продуктивной деятельности обучающихся, определяет разработку
моделей обучения как творческого ориентира для обучающихся в
усвоении нового опыта.
7. Инновационные и активные метолы обучения и воспитания и
Федеральный государственный стандарт ( ФГОС ).
Инновационные и активные методы обучения и воспитания - это
основа реализации предполагаемого стандартом системно-деятельного
подхода. который обеспечивает:
22
●
Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию ;
●
Проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования;
●
Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
●
Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных,
возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
При реализации инновационных и активных методов обучения в своей
профессиональной области я соблюдаю следующие принципы:
1) Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого
студента в соответствии его возрастными и индивидуальными
особенностями.
2) Содействие и сотрудничества студентов и педагогов в процессе
развития обучаемых и их взаимодействия с людьми, культурой и
окружающим миром.
3) Приобщение студентов к культурным и этическим нормам,
традициям, семьи, общества и государства.
4) Формирование познавательных интересов.
Ведущие принципы ФГОС - принципы преемственности и развития.
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный
ориентир- портрет выпускника соответствующей ступени.
Преемственность и развития реализуются в требованиях к результатам
освоения образовательных программ.
СДП - методологическая основа стандартов. Реализация технологии метода
в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических
принципов.
1. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ заключается в том, что студент, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её
23
норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
успешному формированию его общекультурных и творческих способностей.
2. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик
с учётом возрастных психологических особенностей развития студентов.
3. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ предполагает формирование обучающимися
обобщённого системного представления о мире ( природе, обществе, самом
себе, и мире деятельности, о роли и месте каждой науке и системе наук).
4. ПРИНЦИП МИНИМАКСА заключается в том, что образовательное
учреждение должно предложить студенту возможность освоения
содержания образования на максимальном для него уровне (определяемым
зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его
усвоение на уровне социально-безопасного минимума (с государственного
стандарта знаний).
5.ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ предполагает снятие
всех стрессовых факторов учебного процесса, создание в образовательном
учреждении и на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной
на реализацию идей педагогики-сотрудничества, развитие диалоговых форм
обучения.
6. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ предполагает формирование обучающимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
7.ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА означает максимальную ориентацию на
творческое начало в образовательном процессе, приобретение студентами
собственного опыта творческой деятельности.
Реализуемые активные методы направлены на удовлетворение следующих
требований стандарта:
1) к структуре программы;
2) к условиям реализации программы, включающим требования к
психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно
пространственной среде;
24
3) к результатам освоения программы, представленных в виде целевых
ориентиров среднего профессионального образования.
Важное место в структуре требований стандарта занимают требования к
условиям реализации программы в организации, обеспечивающие
социальную ситуацию студента.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения Основной
профессиональной образовательной программы: (ОПОП)
-ЛИЧНОСТНЫМ, включающим готовность и способность студентов к
саморазвитию, формированию их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности , системы значимых
социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способствовать к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
-МЕТАПРЕДМЕТНЫМ, включающим освоенные студентами меж-
дисциплинарные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность
и планирование в осуществлении учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к
построению индивидуальной образовательной траектории, владение
навыками учебно-исследовательской проектной и социальной деятельности;
-ПРЕДМЕТНЫМ, включающим освоенные студентами в ходе изучения
учебного предмета умения, для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-
проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, ключевыми
понятиями, владение научной терминологией , методами и приёмами.
Основные достоинства активных методов, характеризуется высоким
уровнем активности обучающихся, их включённостью в учебный процесс,
активизируют и стимулируют их познавательную и творческую
25
деятельность при разрешении поставленных задач требования стандарта
к результатам освоения (ОПОП), Основной образовательной программы.
Инновационные и активные методы обучения и воспитания - это
действенный инструмент реализации становления личностных
характеристик выпускников.
8. Заключение.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших
направлений совершенствования подготовки студентов в современном
образовании.
Основные методические инновации связаны в настоящее время с
применением интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации
познавательной деятельности обучающихся. Одна из таких целей
состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что
делает продуктивным сам процесс обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривает
моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр,
совместное решение проблем.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных
форм обучения, организуется в включённости в процесс познания
всех студентов разных групповых категорий.
Совместная деятельность означает, что каждый студент вносит свой
особый вклад, в ходе работы идёт обмен знаниями, идеями,
способами деятельности.
Организуется индивидуальная, парная и групповая работа,
используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется
работа с документами и различными источниками информации.
26
Интерактивные методы обучения основаны на принципах
взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт,
обязательной обратной связи.
Создаётся среда образовательного общения, которая характеризуется
открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов,
накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и
контроля.
Преимущество интерактивных методик обучения:
●
Пробуждают у обучающихся интерес к работе;
●
Поощряют активное участие каждого студента в учебном процессе;
●
Обращаются к чувствам каждого обучаемого;
●
Способствуют эффективному усвоению учебного материала;
●
Формируют у обучаемых мнения и отношения;
●
Осуществляют обратную связь (ответная, реакцию аудитории);
●
Формируют жизненные навыки;
●
Способствуют изменению поведения.
Следовательно, важным условием для этого является желание
преподавателя работать творчески, личный опыт его, участие в
игре, "мозговом штурме", дискуссии.
Обязательными условиями интерактивного обучения являются:
Позитивные отношения между педагогом и студентом;
Демократический стиль общения;
Сотрудничество в процессе общения педагога и обучающихся между
собой;
Опора на личный (педагогический) опыт обучающихся, включение в
учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.
Многообразие форм и методов обучения, представление информации,
форм деятельности обучающихся, их мобильность.
27
Примерный репертуарный список вокальных произведений
Сборники вокализов Г. Панофка, И. Вилинская, Фю Абт, Г. Зейдлер
( первая, вторая тетради ), Ж. Конконе.
Дж. Перголези "Если любишь", "Ах, зачем я не лужайка".
В. Яковлев "Зимний вечер", Элегия".
А. Алябьев "Выйду ль я на крылечко". "Я вижу образ твой".
П. Булахов "Не пробуждай воспоминаний", "И нет в мире очей".
А. Гурилёв "Сарафанчик", "Деревенский сторож", "И скучно и
грустно", "Улетела пташечка", "Зачем меня терзаешь ты".
А. Варламов "Мне жаль тебя", "Не отходи от меня", "Вздохнёшь ли
ты", "Красный сарафан", На заре ты её не буди".
М. Глинка "Не пой красавица при мне", "Зацветёт черёмуха,
" Не искушай, "Только узнал я тебя, "Как сладко с тобою мне быть,
"Воет ветер в чистом поле", "Ты соловушка умолкни".
А.Дюбюк "Не брани меня родная", "Птичка", "Не обмани".
Л. Бетховен " Сурок", "Волшебный цветок", "Край родной".
А. Даргомыжский "Я вас любил", " Шестнадцать лет, " Не скажу
никому", "Мне грустно", Песня Ольги из оперы " Русалка",
"Юноша и дева".
М. Балакирев "Слышу ли голос твой", "Обойми, поцелуй".
Ж. Векерлен "Младая Флора", "Пробуждение", "Времена года".
28
П. Чайковский "Весна", "Осень", "Мой садик", "Кукушка", "Мой
Лизочек", "Нет, только тот, кто знал", "Я тебе ничего не скажу",
"Тоска по весне", "Ночь", "Страшная минута", "Забыть так скоро".
С. Рахманинов "Островок", "Сирень", "Здесь хорошо", "Полюбила я на
печаль свою", "Здесь хорошо", "У моего окна". "Соловейко".
И. Брамс "Песня девушки", "В зелёных ивах".
Дж. Каччини "Фиалки", "Амарилис" " Аве Мария".
Ф. Шуберт "Форель", "Серенада" , "Блаженство", "Розочка".
И .Дунаевский "Не забывай", "Заздравная", "Молчание".
Ю. Мейтус Ария Любы Шевцовой из оперы "Молодая гвардия"
Римский -Корсаков "На холмах Грузии", "Не ветер вея с высоты",
"Редеет облаков летучая гряда", "Пленившись розой соловей".
Дж Пуччини Ария Лауретты из оперы "Джанни Скикки".
Обр. В. Волкова: "Пойду ль я, выйду ль я", "Липа вековая", "Уж
ты, веснушка, весна", "Что ты жадно глядишь на дорогу".
"Очаровательные глазки".
Обр. С. Погребова: "Тонкая рябина", "Чернобровый, черноокий".
Обр. А. Гурилёва : "Ты поди моя коровушка домой", "У Ворот девка
стоит" "Скучно матушка", "Очи, мои очи", "Во саду ли в
огороде", "Ах, по мосту, мосту", "Возле речки", "Ах, что ты,
голубчик", "Уж как пал туман", "Не одна ли во поле дороженька"
Обр. М.Коваля: "Гуляла я в садочке", "Цвели, цвели цветики", "На
улице дождь, дождь", "Зачем сидишь до полуночи".
29
Обр. А. Михайлова: "Калинушка с малинушкой", "По небу, по синему",
Обр. М. Матвеева: "Я калинушку ломала", "Помнишь ли меня, мой
свет", "Можно ли, возможно ли", "Ах ты, матушка, голова
болит", "Не бушуйте, ветры буйные", "Уж как пал туман".
Обр. Римского-Корсакова: "Я на камушке сижу", "Ходила младёшенька
по борочку", "Ай, во поле липонька".
Обр. А Лядова: "В сыром бору тропина", "Выходили красны девицы",
"Как за речкой, братцы", "Сеяли девушки яровой хмель".
Обр. А. Гречанинова: "Со вьюном я хожу", "Пойду лук я полоть".
Обр. А. Егорова " Не летай соловей".
Обр. С. Прокофьева: "Зелёная рощица", "На горе-то калина".
Обр. Ю.Слонова: "Позарастали стежки-дорожки", "Вниз по Волге-реке".
Обр. Н.Ракова: "Вокализ", "Цвели, цвели цветики".
Обр. Г. Лондонова "Травушка-муравушка".
Обр. А.Дроздова: "Расцвела кудрявая рябина".
Обр. Сулейман-Владимирова: "Я в садочке была", "Как пойду я на
быструю речку", "Меж крутых бережков".
Обр. С. Полонского: "Как в лесу, лесу - лесочке".
Обр. М. Красева: "Как у наших у ворот", " Перевоз Дуня держала", "Ах,
ты душечка, красна девица".
30
Список методической литературы
1.Далецкий О. "Вокальные упражнения в воспитании певца" в книге
"Молодёжная эстрада". М. - 1974 г.;
2.Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М.,
Искусство, 1977 г.;
3.Выгодский Д.С. Педагогическая психология. М.: Изд-во Московского
университета, 1980 г. - 44 с.;
4. Неменский Б.М. "Мудрость красоты" - М., 1981г.;
5.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М.
Издательство "Педагогика" , 1981 г. - 186 с.;
6. Апраскина О. "Методика музыкального воспитания", М., 1984 г.;
7. Ашкян М.С. О подготовке студента -вокалиста к педагогической
деятельности. "Вопросы педагогики" М.: Музыка, 1984 г. с- 38- 42.;
8. Кушвеава М. А. "Основы эстетического воспитания" М., 1986 г.;
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : Учеб.
пособие для вузов - Р Н/Д; Феникс, 1996 г. - 512 с.;
10 .Емельянов В. Развитие голоса, " Координация и тренаж", С-П, 1997г.;
11. Адлер.А. Индивидуальная психология как путь к познанию и
самопознанию человека М: Наука жить- 1997 г.;
12. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие - Екатеринбург, Изд-во
Урал. ГППУ, 1997г. - 244 с.;
31
13. Сухомлинский В. "Потребность человека в человеке" - Педагогика,
1998 г.;
14. Активные методы и инновации в учебном процессе -М.,1998 г.;
15. Коротаева Е.В. "Учитель - ученик: пути взаимодействия".
Москва., Выпуск №5, 2000 г.;
16. Маркова А.К. Психология профессионализма. Самара: АСВТ,
2014 г. - 361 с.;
17. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики - М., Музыка, 2004 г.;
18. Купнис М. Тренинг креативности /текст/ М. Купнис - М.:
Ось - 89, 2005 г.;
19.Крамар П.Н. Творчество сущное самоопределение человека/текст/ П.Н.
Крамар - Киев., 2006 г.;
20.Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения : учеб. - метод.
пособие М.: Тетрасистемс, 2005 г. - 35 с.;
21. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.
Ростов - на Дону; Феникс, 2008 г. - с.128.;
22.Королёва Н. М., Головин А.А., Принципы активизации учебно-
познавательной деятельности студентов. Курск., Курский
государственный технический университет 2010 г. - с.111 -114.;
23. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости, СПб:
Изд. "Питер", 2012 г.;
24. Мастерство актёра в терминах Станиславского-М.: АСТ 2010 г.-512 с.
25. Буш Г.Я. Рождение изобретательных идей . /текст/ Г.Я. Буш - Рига, 2016
г.;