Напоминание

Обучение приемам: "Обобщение", "Классификация"


Автор: Галкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 92 "Парус" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская обл.
Наименование материала: Выступление на семинаре "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Тема: Обучение приемам: "Обобщение", "Классификация"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 92 «Парус» г. Калуги

Выступление на семинаре

«Развитие логического мышления у

детей старшего дошкольного возраста»

на тему: ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ

«ОБОБЩЕНИЯ» И

«КЛАССИФИКАЦИИ»

Исполнитель:

Галкина Ольга Викторовна,

воспитатель, высшая кв. категория

Калуга

Обобщение – логическая операция, заключающаяся в мысленном

объединении

отдельных

предметов

в

каком-либо

понятии

на

основании похожих существенных признаков

Классификация – это мысленное распределение предметов на

классы в соответствии с наиболее существенными признаками.

Для проведения классификации необходимо уметь анализировать

материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его

элементы,

находить

в

них

общие

признаки

или

основание

классификации,

осуществлять

на

этой

основа

обобщение,

распределять

предметы по группам на основании выделенных в

них

общих

признаков.

Таким

образом,

о суще ствление

классификации предполагает обобщения.

Ребёнок

дошкольного

возраста

не

в состоянии

в полном

объёме овладеть приёмами обобщения и классификации, так как

в этом возрасте ему ещё трудно освоить нужные для этого элементы

формальной

логики.

Используя

игры

можно

сформировать

следующие умения:

1.

Умение

относить

конкретный

объект

к заданной

взрослым

группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.

(например, тарелку – к классу «посуда»), (например, «игрушки»

это

пирамидка,

машинка,

кукла),

дети

должны

знать

обобщающие

слова,

только

при

этом

условии

возможно

осуществление обобщения и последующей классификации.

2.Умение

группировать

объекты

на

основе

самостоятельно

найденных общих признаков и обозначить образованную группу

словом.

Основная проблема при его формировании – неумение выделять

общие признаки и обозначать их обобщающим словом.

Ребёнок

уже

делает

попытки

обозначить

сгруппированные

предметы, но вместо родового слова использует название одного из

предметов группы (черешня, вишня, клубника — «черешни») или

указывает на действие, которое может производить предмет или

можно

производить

с предметом

(кровать,

стул,

кресло —

«сидеть»).

3.

Умение распределять объекты по классам.

Это

зависит

от

основания,

по

которому

проводит ся

классификация.

Это умение отличается от предыдущего тем, что здесь ребенок

уже употребляет обобщенное название.

Овладение

словесным

обобщением

способствует

развитию

умения осуществлять группировку в уме.

Классификацию

с детьми

дошкольного

возраста

можно

проводить: по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки,

кегли и мячики и т. д.); по размеру (в одну группу — большие мячи,

в другую —

маленькие,

в одну

коробку —

длинные

карандаши,

в другую — короткие и т. д.); по цвету (в эту коробку — красные

пуговицы, в эту — зеленые); по форме (в эту коробку — квадраты,

а в эту — кружки; в эту коробку — кубики, в эту — кирпичики

и т. д.);

по

другим

признакам

нематематического

характера

(что

можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто

живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет

в огороде и что в лесу и т. д.)

Логические задания на классификацию активно используются в

образовательной

деятельности

в

блоке

«Ознакомление

с

предметным и социальным окружением.

Использование логических приёмов в работе с детьми – 6 - 7 лет.

Тема

Задачи

Пример заданий

«Дружная

семья»

Обобщать и

систематизировать

представления детей о

семье

разложить фотографии

членов семьи от самого

младшего до самого

старшего,

«Как хорошо у

нас в саду»

Расширять и

обобщать

представления детей о

сотрудниках.

Игра «Что лишнее?»: на

картинке с изображением

представителей разных

профессий зачеркнуть

профессию, которой нет в

детском саду.

В практике работы с детьми используются следующие игры на

классификацию и обобщение:

- «Помоги разложить предметы мишкам».

Учить детей классифицировать предметы по цвету.

- «Назови одним словом».

На основе признаков классификации называть группы предметов

- «Найди лишний предмет».

Выделять

детей

предмет,

не

подходящий

по

классификации

к

остальным.

- «Выдели множества и назови их».

Распределять

предметы

по

группам

на

основании

какого-либо

признака.

- «Найди лишнее слово».

Выделять

детей

предмет,

не

подходящий

по

классификации

к

остальным, воспринимать информацию на слух.

Старый, дряхлый, маленький, ветхий

- Игра «4-лишний».

Выделять

детей

предмет,

не

подходящий

по

классификации

к

остальным, воспринимать информацию на слух.

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

- «Назови, одним словом».

Умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Январь, март, май, август



В раздел образования