Напоминание

Обучение приёмам "Сравнения"


Автор: Ларюшкина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 92 "Парус" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская обл.
Наименование материала: Выступление на семинаре "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Тема: Обучение приёмам "Сравнения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 92 «Парус» г. Калуги

Выступление на семинаре

«Развитие логического мышления у

детей старшего дошкольного возраста»

на тему: ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ

«СРАВНЕНИЯ»

Исполнитель:

Ларюшкина Людмила Анатольевна,

воспитатель, высшая кв. категория

Калуга

2017

Работа

по

формированию

логического

мышления

начинается

с

приема

сравнения. Сравнение - это логический прием умственных действий, требующий

умения

выявлять

сходства

признаков

объекта

и

различия

между

ними,

выделять одни признаки или группы объектов и отличать их от других.

«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления».

(К. Д. Ушинский)

Процесс

развития

приема

сравнения

включает

формирование

следующих умений дошкольников:

- умение определять объекты сравнения.

Заранее

подбирая

предметы

для

сравнения

можно

постепенно

научить

ребенка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты.

Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться не только

выделять свойства предмета, но и называть их.

- сравнивать размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте

(высокий,

низкий);

по

ширине

(широкий,

узкий);

по

толщине

(толстый,

тонкий); по объему (большой, маленький).

- сравнивать геометрические фигуры и тела: круг квадрат, треугольник, овал,

прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

- умение выделять признаки объектов сравнения.

Когда

ребенок

научился

выделять

свойства,

сравнивая

один

предмет

с

другим,

следует

начать

формирование

умения

определять

общие

и

отличительные признаки предметов.

При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства

у двух

предметов, а потом – у нескольких.

-

умение

разделять

выделенные

признаки

на

существенные

и

несущественные в данной ситуации.

Существенным признаком будет действие - девочка поливает цветы,

а

несущественными: как она стоит, в какой руке держит лейку, какого цвета

лейка…

- умение определять причины различия и сходства объектов сравнения.

в

данном

направлении

нам

помогают:

стихотворные

тексты,

игры

и

упражнения на установление причинно-следственных связей в природе и

социальных явлениях, загадки, задачки – шутки

игры – головоломки,

«неправильные» сказки.

- умение формулировать результаты сравнения.

Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку, не предлагая ему

готовый

ответ

на

заданный

вопрос,

а

дать

возможность

найти

решение

самому. В этом поможет дидактическая игра.

Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Любая

умственная

задача,

заключается

в

игру,

решается

в

ходе

доступной

и

привлекательной для детей деятельности. Игры на сравнение вы видите на

выставке.

Каким же должен быть алгоритм сравнения:

1.

Покажи и назови, что с чем будешь сравнивать.

2.

Посмотри и скажи, чем они похожи.

3.

Посмотри и скажи, чем они отличаются.

4.

Внимательно рассмотри предметы и все, что знаешь о них, расскажи

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним

признакам, например, по

форме, цвету, величине, можно переходить к

обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению

предметов по смыслу.

Соотнести предметы по смыслу – значит найти

какие-то связи между

ними, лучше, если эти связи

основываются на существенных признаках,

свойствах предметов и явлений.

Например, это могут быть связи:

- основанные на отношениях типа «часть-целое» (колесо – машина, дом –

крыша);

- на противоположности свойств предметов или явлений (например, соль –

сахар, ночь – день и т.д.);

-

на

сходстве

или

противоположности

функций

предметов

(ручка

-

карандаш, карандаш - резинка);

-

на принадлежности к одному роду или виду (ложка - вилка, яблоко -

груша) и других типах отношений.

Найди отличия

Чем отличаются клоуны.

Загадки художника



В раздел образования