Автор: Ларюшкина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 92 "Парус" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская обл.
Наименование материала: Выступление на семинаре "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Тема: Обучение приёмам "Сравнения"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 92 «Парус» г. Калуги
Выступление на семинаре
«Развитие логического мышления у
детей старшего дошкольного возраста»
на тему: ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ
«СРАВНЕНИЯ»
Исполнитель:
Ларюшкина Людмила Анатольевна,
воспитатель, высшая кв. категория
Калуга
2017
Работа
по
формированию
логического
мышления
начинается
с
приема
сравнения. Сравнение - это логический прием умственных действий, требующий
умения
выявлять
сходства
признаков
объекта
и
различия
между
ними,
выделять одни признаки или группы объектов и отличать их от других.
«Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления».
(К. Д. Ушинский)
Процесс
развития
приема
сравнения
включает
формирование
следующих умений дошкольников:
- умение определять объекты сравнения.
Заранее
подбирая
предметы
для
сравнения
можно
постепенно
научить
ребенка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты.
Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться не только
выделять свойства предмета, но и называть их.
- сравнивать размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте
(высокий,
низкий);
по
ширине
(широкий,
узкий);
по
толщине
(толстый,
тонкий); по объему (большой, маленький).
- сравнивать геометрические фигуры и тела: круг квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник, шар, куб, цилиндр.
- умение выделять признаки объектов сравнения.
Когда
ребенок
научился
выделять
свойства,
сравнивая
один
предмет
с
другим,
следует
начать
формирование
умения
определять
общие
и
отличительные признаки предметов.
При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства
у двух
предметов, а потом – у нескольких.
-
умение
разделять
выделенные
признаки
на
существенные
и
несущественные в данной ситуации.
Существенным признаком будет действие - девочка поливает цветы,
а
несущественными: как она стоит, в какой руке держит лейку, какого цвета
лейка…
- умение определять причины различия и сходства объектов сравнения.
в
данном
направлении
нам
помогают:
стихотворные
тексты,
игры
и
упражнения на установление причинно-следственных связей в природе и
социальных явлениях, загадки, задачки – шутки
игры – головоломки,
«неправильные» сказки.
- умение формулировать результаты сравнения.
Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку, не предлагая ему
готовый
ответ
на
заданный
вопрос,
а
дать
возможность
найти
решение
самому. В этом поможет дидактическая игра.
Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Любая
умственная
задача,
заключается
в
игру,
решается
в
ходе
доступной
и
привлекательной для детей деятельности. Игры на сравнение вы видите на
выставке.
Каким же должен быть алгоритм сравнения:
1.
Покажи и назови, что с чем будешь сравнивать.
2.
Посмотри и скажи, чем они похожи.
3.
Посмотри и скажи, чем они отличаются.
4.
Внимательно рассмотри предметы и все, что знаешь о них, расскажи
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»
Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним
признакам, например, по
форме, цвету, величине, можно переходить к
обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению
предметов по смыслу.
Соотнести предметы по смыслу – значит найти
какие-то связи между
ними, лучше, если эти связи
основываются на существенных признаках,
свойствах предметов и явлений.
Например, это могут быть связи:
- основанные на отношениях типа «часть-целое» (колесо – машина, дом –
крыша);
- на противоположности свойств предметов или явлений (например, соль –
сахар, ночь – день и т.д.);
-
на
сходстве
или
противоположности
функций
предметов
(ручка
-
карандаш, карандаш - резинка);
-
на принадлежности к одному роду или виду (ложка - вилка, яблоко -
груша) и других типах отношений.
Найди отличия
Чем отличаются клоуны.
Загадки художника