Напоминание

Обучение приемам: "Анализ", "Синтез"


Автор: Ермакова Светлана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 92 "Парус" г. Калуги
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская обл.
Наименование материала: Выступление на семинаре "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Тема: Обучение приемам: "Анализ", "Синтез"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 92 «Парус» г. Калуги

Выступление на семинаре

«Развитие логического мышления у

детей старшего дошкольного возраста»

на тему: ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ

«АНАЛИЗ» И «СИНТЕЗ»

Исполнитель:

Ермакова Светлана Валерьевна,

воспитатель, соотв. занимаемой должности

Калуга

Анализ и синтез представляют собой противоположные, но в то же время

тесно связанные приёмы логического мышления

Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение

признаков объекта.

Задача анализа – найти, увидеть в целом – части, в сложном – простое, в

едином – многое, в следствии – причину и т.п.

Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его

признаков, полученных в процессе анализа.

Синтез являет собой противоположный процесс – соединение частей в целое,

рассмотрение целого как сложного, состоящего из множества элементов. Это

мыслительная

операция,

обратная

анализу.

Если

анализируя,

ребёнок

«расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа,

позволит

ему

объединить

полученные

по

отдельности

признаки.

Очень

хорошо

эту

операцию

иллюстрирует

освоение

дошкольником

собирания

пазлов, игра в домино.

В

психологии

анализ

и

синтез

рассматриваются

как

процессы,

взаимодополняющие друг друга (анализ осуществляется через синтез, синтез

через анализ).

Психологически способность к синтезу формируется раньше чем к анализу, и

развивать ее активно можно с помощью конструирования. Сначала ребёнок

строит

по

образцу,

затем

по

памяти,

далее

творчески

изменяет

свою

постройку

в

соответствии

с

условиями

(например,

построить

дом

для

матрёшек – матрёшки разные по росту – дома разные по высоте).

Для конструирования используются мозаика, конструктор, кубики, разрезные

картинки, рекомендуемые для каждой возрастной группы.

Как осуществлять анализ?

Логика

выработала

ряд

правил

аналитического

исследования,

к

числу

которых относятся следующие.

1.

Перед

анализом

исследуемого

предмета

(явления)

необходимо

четко

выделить его из другой системы, в которую он входит как составной элемент.

2.

Далее

устанавливается

основание,

по

которому

будет

производиться

анализ.

Основанием

называется

тот

признак

анализируемого

предмета,

который

отличает

одни

компоненты

от

других.

Важно

определять

один

признак для анализа. (Каких предметов боится воздушный шарик? Выбрать

картинки с колючими предметами).

3. По итогам анализа делается вывод.

На основе синтеза решаются следующие важные вопросы:

1. определяются объекты, части чего-то целого.

2. Выясняется нечто общее, что позволит объединить разрозненные детали.

Например, образец пазлов, где видно место каждой детали.

3. Результатом синтетической деятельности должна быть целостная картина,

адекватно отражающая действительность.

Игры на выделение части и целого

Наиболее распространенными играми на выделение части и целого являются

разрезные

картинки

и

кубики

для

складывания

целостного

изображения.

Такие пособия можно не только приобрести в магазине, но и изготовить

самостоятельно.

Разрезные картинки для детей до 3 лет содержат только две части, которые

составляют

целостный

образ

предметов

и

могут

быть

разделены

по

горизонтали, вертикали, диагонали.

По мере развития ребенка увеличивается количество частей, из которых

следует собрать изображение: 4 части – для младших дошкольников,

6-9 частей – для детей пятого года жизни;

12-24 части – к шести годам. С возрастом усложняются как сами образы, так

и различные способы деления на части.

Возникновению интереса к складыванию картинки способствует сюжетное

содержание изображения – это сказочные персонажи детских книг, сценки из

любимых мультфильмов, пейзажи, включающие животных и их детенышей,

образцы архитектуры, живописи.

Другими, более сложными, но очень полезными играми на соотнесение части

и

целого

являются

игры-головоломки

«Магический

квадрат»,

«Танграм»,

«Колумбово

яйцо»,

«Монгольская

игра».

Каждая

из

предлагаемых

игр

содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные

изображения.

Обведи только те фигуры, которые есть на коврике – анализ.

Заплатки

(какую

деталь

нужно

вставить,

чтобы

получить

целый

коврик?) – синтез.



В раздел образования