Напоминание

«Роль деятельностного подхода при ознакомлении детей с изобрази–тельным искусством»


Автор: Прунькина Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Родничок" р.п. Линево
Населённый пункт: Новосибирская область Искитимский район
Наименование материала: статья
Тема: «Роль деятельностного подхода при ознакомлении детей с изобрази–тельным искусством»
Дата публикации: 08.11.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль деятельностного подхода при ознакомлении детей с изобразитель-

ным искусством»

Подготовила: Прунькина Н. П.

высшая квалификационная категория

воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево

В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом,

точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». Некто, уходя в

дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному дал 5 талан-

тов (талант — серебряная монета в античной эпохе, другому — 3, третьему

— 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий

раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых двух

было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные ими

таланты. У нерадивого он отобрал и последнее.

А ведь действительно, многие «закапывают» свой талант в землю, не в со-

стоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и жи-

вут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способ-

ности ещё в детстве. Нужно запомнить одно простое правило - бездарных детей

нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрос-

лые!

Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска ме-

тодов, приемов, педагогических технологий, активизирующих ребенка, развиваю-

щих его личность в процессе различных видов деятельности. Поэтому на сего-

дняшний день, так востребован деятельностный подход в организации образова-

тельного процесса в ДОУ. Основная идея данного подхода заключается в том, что

главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, кото-

рые должен приобрести или развить ребенок, а развитие у него способности и го-

товности к эффективной познавательно-исследовательской и продуктивной дея-

тельности в различных социально-значимых ситуациях.

Изобразительная деятельность - прекрасное средство развития творческих

талантов и всех прочих способностей ребёнка, в результате которой возникает

что-то новое, оригинальное. Кроме того, с помощью изодеятельности дети изуча-

ют окружающий мир. Это специфическое образное познание действительности. А

положительные эмоции? Радостные улыбки, появляющиеся на лицах детей, кото-

рым удалось нарисовать, вылепить или вырезать очередной "шедевр", дорогого

стоят!

Деятельностный подход принципиально меняет образовательный процесс,

педагог не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает

потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным

открытиям через систему вопросов и заданий. При этом процесс создания продук-

та для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение.

Строя свою работу по ознакомлению детей с изобразительным искусством

на основе деятельностного подхода понимаю, что в первую очередь необходимо

создать новые педагогические условия для успешного развития художественно-

творческих способностей воспитанников:

1.

Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и

дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, нетрадиционными

материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию дет-

ского творчества

2.

Расширение знаний, умений в области разных видов изодеятельности.

3.

Пополнение опыта детей художественными впечатлениями от образов

изобразительного искусства.

4.

Организация творческих заданий, направленных на формирование ори-

гинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию,

самовыражению, созданию новых образов.

5.

Создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое вообра-

жение. Широкое использование игровых приемов обучения.

6.

Создание доброжелательной атмосферы, партнерского взаимодействия

между детьми и педагогом: не «над», не «рядом», а «вместе».

Ведь партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка актив-

ности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не

боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели,

благоприятствует эмоциональному комфорту.

Во - вторых: необходимо соблюдать принцип построения НОД с позиции

технологии деятельностного подхода.

Структура образовательной деятельности:

Вводная часть.

1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки,

любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь

также может быть любое упражнение на организацию детей.

Основная часть.

2. Проектирование проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям да-

ются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе со-

держания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами

д о б ы в а ю т

з н а н и я ,

п у т ё м

и с с л е д о в а н и й ,

п о и с к а ,

о т к р ы т и й …

Заключительная часть.

3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.

В - третьих: При формировании у воспитанников данного компонен-

та творческой активности использовать следующие методы и приемы:

• эвристическая беседа;

• инструктаж с пропущенным действием;

• тренировочные упражнения на креативное применение умений;

• решение дивергентных задач;

• проблемно-игровые ситуации;

• вариативные задания на поиск рациональных способов действия;

• экспериментирование с художественными материалами и способами их об-

работки;

• выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка;

• игровые задания с креативной динамикой, мозговой штурм при проектиро-

вании замысла;

• вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить дан-

ную работу, с чего ты начнешь?», «Что можно предпринять, чтобы работа полу-

чилась неповторимой, оригинальной?», «Из какого материала можно изготовить

это изделие, как его лучше оформить?» и т. д.

• прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали.

Отдельно мне бы хотелось остановиться на методике рассматривания худо-

жественной картины, т.к. знаю из опыта, что многие педагоги испытывают затруд-

нения в этой области. Деятельностный подход помог мне найти наиболее эффек-

тивные методы и приемы, способствующие развитию художественного восприя-

тия картины дошкольниками. При составлении беседы я использую три группы

вопросов.

К первой группе вопросов отношу вопросы, направленные на усвоение со-

держания картины.

Вопрос «Что нарисовано на картине?» неэффективен, т.к. ответы детей при

ответе на таком образом сформулированный вопрос ограничиваются перечислени-

ем персонажей и предметов, что не ведет к толкованию и установлению логиче-

ских связей между ними. Поэтому, задаю вопросы, заставляющие думать о за-

мысле картины, позволяющие взглянуть на картину глазами художника, понять

идею, «загадку» картины.

Приведу примеры таких вопросов:

-Про что эта картина?

-Как бы ты назвал картину?

-Вопросы, начинающиеся со слов «Как ты думаешь…»

А также вопросы, направленные на определение личностного отношения

ребёнка к изображённому (Нравится ли тебе картина? Какое настроение она у тебя

вызывает? Какое настроение было у художника, когда он писал картину?).

Вторую группу вопросов направляю на выделение выразительных средств.

Так, например, ребёнку доступны для понимания особенности колорита. Дети мо-

гут различать на картине пасмурную и солнечную погоду, могут говорить о согла-

сованности контрастных цветовых пятен, о времени суток, о композиционном и

цветовом строе картины.

Третью группу вопросов направляю на уяснение того, как соотнести вос-

принятое на картине с изобразительной задачей (с задачей нарисовать). Это во-

просы типа «С помощью чего художник рисовал…?», «Какие нужно взять краски,

чтобы рассказать о…?», «Как можно получить теплые или холодные оттенки?» и

т.д.

Организуя образовательный процесс, обеспечиваю детям потребность в по-

лучении

новых

знаний,

используя

вербальные

методы

и

приемы

обучения

с

проблемно-поисковой и прогностической направленностью, например: «Сегодня у

нас на занятии нет пластилина, но зато в своем волшебном сундучке, я нашла

муку и соль. Как при помощи этих продуктов можно слепить снеговика?»

Проблемно-игровые, развивающие ситуации, разнообразные видеофильмы

познавательного содержания, слайдовые презентации, используемые в работе, по-

буждают детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать

и поделится своими знаниями с детьми.

Развивая творческие способности своих воспитанников, стараюсь не за-

бывать высказывание Франсуа Рабле о том, что ребёнок – не сосуд, который нуж-

но наполнить, а огонь, который надо зажечь! Поэтому, в совместной с ним работе

главное исходит от него, а моя роль состоит в том, чтобы подтолкнуть, направить

его на создание оригинальных, нестандартных творческих решений. Вести заня-

тия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая за-

дача, хотя бы и самая элементарная. Например: «Подумай, как выполнить данную

работу, с чего ты начнешь?», «Что можно предпринять, чтобы работа получилась

неповторимой, оригинальной?», «Из какого материала можно изготовить это изде-

лие, как его лучше оформить?» и т.д. Стараюсь, чтобы творческий процесс всегда

был положительно мотивирован, не нес в себе отрицательных эмоций и пережива-

ний.

Невозможно развитие креативного, творческого воображения без использо-

вания комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей с

коммуникативной, игровой, музыкальной, театрализованной и другими видами

детской деятельности. Например: при обсуждении портрета Зимы заранее оформ-

ляю мини-галерею репродукций известных художников, затем предлагаю детям

поиграть в игру «Зимние приметы» с использованием художественного слова:

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом…

Дети: Значит, ясно будет днем.

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Дети: Жди метели.

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения…

Дети: Ждите потепления.

И т.д.

Ветер с юга…

Затем предлагаю ответить на вопрос «Какая бывает Зима?», дети состав-

ляют цепочку слов (снежная, морозная, вьюжная, ледяная, серебристая, веселая,

хрустящая, искристая, волшебная, сказочная, красивая, необыкновенная и т.д.)

Далее предлагаю послушать музыкальные произведения П.И.Чайковского

или А.Вивальди из циклов «Времена года», превратиться в снежинки и с помо-

щью пластики выразить свои чувства, ощущения и эмоции. Затем дети выбирают

материал, соответствующий сложившемуся у них образу и визуализируют свои

впечатления. Так рождается неповторимый живописный или графический образ

Зимы.

Таким образом, интеграция познавательной и художественной деятельно-

сти детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений и обоб-

щённых способов действий и деятельностного метода,

обеспечивает оптималь-

ные условия для полноценного развития художественно-творческих способностей

детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Данный подход формирует устойчивую мотивацию и делает процесс обуче-

ния внутренне позитивным для ребенка.

На своих занятиях часто использую технологию исследовательской (экспе-

риментальной) деятельности.

На занятиях по рисованию дети экспериментируют с различными вида-

ми художественных материалов, например – восковые мелки и акварель, акварель

и гуашь; парафиновые свечи и гуашь, рисуют на мятой бумаге, раздувают волшеб-

ные кляксы, рисуют манкой на зеркальной поверхности, мыльной пеной, остав-

ляют оттиски различными предметами. На занятиях лепкой создают образ, допол-

няя его пуговицами, камешками, бусинками и т.п., постоянно осваивают новые не-

традиционные техники изображения.

Дети самостоятельно «открывают» новые знания, а затем включают новые

знания в систему знаний и умений. (Например, ситуация с пропавшей краской.

Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме

зеленого. Что делать? Дети самостоятельно находят решение – надо смешать крас-

ки. Путем эксперимента выясняют, какие именно краски надо смешать. Делают

вывод – для получения зеленой краски нужно смешать синюю и желтую краски).

При этом актуализируются мыслительные процессы: дети анализируют, сравнива-

ют, обобщают. Елочки изображают каждый по-своему, так как им хочется: одни

стоящими в снегу, другие уже украшены новогодними шарами.

Чтобы раскрепостить детское мышление, дать волю воображению, ориги-

нальному решению, использую приемы ТРИЗ – технологий. Например: предлагаю

детям нарисовать рисунок по фантазийным темам: «Пейзаж – пойди туда, не знаю

куда»,

«Портрет

пришельца»,

«Несуществующие

животные»;

рисование

по

необычным словам, которые придумывают сами дети; на ассоциативные темы:

«Картины – настроение: грусть, злость, радость», «Живые цвета», «Два волшеб-

ника», «Три краски». Подобрала цикл нестандартных игр на развитие у детей

творческого воображения, фантазии.

Внедряя в практику своей работы деятельностный подход, стараюсь уйти

от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоя-

тельному, инициативному поиску информации, учу детей проявлять активность и

самостоятельность, творчество

и

фантазию

в

изодеятельности;

находить

но-

вые способы для воплощения художественного замысла; передавать в рисунках

свои чувства, отношение к окружающему миру.

Обучение через деятельность, освоение воспитанниками способов деятель-

ности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством.

Стараюсь, чтобы любая тема по искусству была не просто изучена, а прожита, т. е.

пропущена через чувства, действия детей, а это возможно лишь в деятельностной

форме, в форме личного творческого опыта.

«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать

так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их кра-

соты и величия» - В. А. Сухомлинский.



В раздел образования