Автор: Прунькина Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Родничок" р.п. Линево
Населённый пункт: Новосибирская область Искитимский район
Наименование материала: статья
Тема: «Роль деятельностного подхода при ознакомлении детей с изобрази–тельным искусством»
Раздел: дошкольное образование
«Роль деятельностного подхода при ознакомлении детей с изобразитель-
ным искусством»
Подготовила: Прунькина Н. П.
высшая квалификационная категория
воспитатель МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево
В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом,
точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». Некто, уходя в
дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному дал 5 талан-
тов (талант — серебряная монета в античной эпохе, другому — 3, третьему
— 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий
раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю. Трудолюбие первых двух
было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные ими
таланты. У нерадивого он отобрал и последнее.
А ведь действительно, многие «закапывают» свой талант в землю, не в со-
стоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и жи-
вут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способ-
ности ещё в детстве. Нужно запомнить одно простое правило - бездарных детей
нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрос-
лые!
Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска ме-
тодов, приемов, педагогических технологий, активизирующих ребенка, развиваю-
щих его личность в процессе различных видов деятельности. Поэтому на сего-
дняшний день, так востребован деятельностный подход в организации образова-
тельного процесса в ДОУ. Основная идея данного подхода заключается в том, что
главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, кото-
рые должен приобрести или развить ребенок, а развитие у него способности и го-
товности к эффективной познавательно-исследовательской и продуктивной дея-
тельности в различных социально-значимых ситуациях.
Изобразительная деятельность - прекрасное средство развития творческих
талантов и всех прочих способностей ребёнка, в результате которой возникает
что-то новое, оригинальное. Кроме того, с помощью изодеятельности дети изуча-
ют окружающий мир. Это специфическое образное познание действительности. А
положительные эмоции? Радостные улыбки, появляющиеся на лицах детей, кото-
рым удалось нарисовать, вылепить или вырезать очередной "шедевр", дорогого
стоят!
Деятельностный подход принципиально меняет образовательный процесс,
педагог не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает
потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным
открытиям через систему вопросов и заданий. При этом процесс создания продук-
та для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение.
Строя свою работу по ознакомлению детей с изобразительным искусством
на основе деятельностного подхода понимаю, что в первую очередь необходимо
создать новые педагогические условия для успешного развития художественно-
творческих способностей воспитанников:
1.
Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и
дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, нетрадиционными
материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию дет-
ского творчества
2.
Расширение знаний, умений в области разных видов изодеятельности.
3.
Пополнение опыта детей художественными впечатлениями от образов
изобразительного искусства.
4.
Организация творческих заданий, направленных на формирование ори-
гинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию,
самовыражению, созданию новых образов.
5.
Создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое вообра-
жение. Широкое использование игровых приемов обучения.
6.
Создание доброжелательной атмосферы, партнерского взаимодействия
между детьми и педагогом: не «над», не «рядом», а «вместе».
Ведь партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка актив-
ности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не
боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели,
благоприятствует эмоциональному комфорту.
Во - вторых: необходимо соблюдать принцип построения НОД с позиции
технологии деятельностного подхода.
Структура образовательной деятельности:
Вводная часть.
1. Создание игровой ситуации (проблемной ситуации, целевой установки,
любой мотивации), стимулирующей активность детей к поиску ее решения. Здесь
также может быть любое упражнение на организацию детей.
Основная часть.
2. Проектирование проблемной ситуации. Выполнение действий. Детям да-
ются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе со-
держания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами
д о б ы в а ю т
з н а н и я ,
п у т ё м
и с с л е д о в а н и й ,
п о и с к а ,
о т к р ы т и й …
Заключительная часть.
3. Анализ результатов деятельности, рефлексия. Подведение итогов.
В - третьих: При формировании у воспитанников данного компонен-
та творческой активности использовать следующие методы и приемы:
• эвристическая беседа;
• инструктаж с пропущенным действием;
• тренировочные упражнения на креативное применение умений;
• решение дивергентных задач;
• проблемно-игровые ситуации;
• вариативные задания на поиск рациональных способов действия;
• экспериментирование с художественными материалами и способами их об-
работки;
• выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка;
• игровые задания с креативной динамикой, мозговой штурм при проектиро-
вании замысла;
• вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить дан-
ную работу, с чего ты начнешь?», «Что можно предпринять, чтобы работа полу-
чилась неповторимой, оригинальной?», «Из какого материала можно изготовить
это изделие, как его лучше оформить?» и т. д.
• прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали.
Отдельно мне бы хотелось остановиться на методике рассматривания худо-
жественной картины, т.к. знаю из опыта, что многие педагоги испытывают затруд-
нения в этой области. Деятельностный подход помог мне найти наиболее эффек-
тивные методы и приемы, способствующие развитию художественного восприя-
тия картины дошкольниками. При составлении беседы я использую три группы
вопросов.
К первой группе вопросов отношу вопросы, направленные на усвоение со-
держания картины.
Вопрос «Что нарисовано на картине?» неэффективен, т.к. ответы детей при
ответе на таком образом сформулированный вопрос ограничиваются перечислени-
ем персонажей и предметов, что не ведет к толкованию и установлению логиче-
ских связей между ними. Поэтому, задаю вопросы, заставляющие думать о за-
мысле картины, позволяющие взглянуть на картину глазами художника, понять
идею, «загадку» картины.
Приведу примеры таких вопросов:
-Про что эта картина?
-Как бы ты назвал картину?
-Вопросы, начинающиеся со слов «Как ты думаешь…»
А также вопросы, направленные на определение личностного отношения
ребёнка к изображённому (Нравится ли тебе картина? Какое настроение она у тебя
вызывает? Какое настроение было у художника, когда он писал картину?).
Вторую группу вопросов направляю на выделение выразительных средств.
Так, например, ребёнку доступны для понимания особенности колорита. Дети мо-
гут различать на картине пасмурную и солнечную погоду, могут говорить о согла-
сованности контрастных цветовых пятен, о времени суток, о композиционном и
цветовом строе картины.
Третью группу вопросов направляю на уяснение того, как соотнести вос-
принятое на картине с изобразительной задачей (с задачей нарисовать). Это во-
просы типа «С помощью чего художник рисовал…?», «Какие нужно взять краски,
чтобы рассказать о…?», «Как можно получить теплые или холодные оттенки?» и
т.д.
Организуя образовательный процесс, обеспечиваю детям потребность в по-
лучении
новых
знаний,
используя
вербальные
методы
и
приемы
обучения
с
проблемно-поисковой и прогностической направленностью, например: «Сегодня у
нас на занятии нет пластилина, но зато в своем волшебном сундучке, я нашла
муку и соль. Как при помощи этих продуктов можно слепить снеговика?»
Проблемно-игровые, развивающие ситуации, разнообразные видеофильмы
познавательного содержания, слайдовые презентации, используемые в работе, по-
буждают детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать
и поделится своими знаниями с детьми.
Развивая творческие способности своих воспитанников, стараюсь не за-
бывать высказывание Франсуа Рабле о том, что ребёнок – не сосуд, который нуж-
но наполнить, а огонь, который надо зажечь! Поэтому, в совместной с ним работе
главное исходит от него, а моя роль состоит в том, чтобы подтолкнуть, направить
его на создание оригинальных, нестандартных творческих решений. Вести заня-
тия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая за-
дача, хотя бы и самая элементарная. Например: «Подумай, как выполнить данную
работу, с чего ты начнешь?», «Что можно предпринять, чтобы работа получилась
неповторимой, оригинальной?», «Из какого материала можно изготовить это изде-
лие, как его лучше оформить?» и т.д. Стараюсь, чтобы творческий процесс всегда
был положительно мотивирован, не нес в себе отрицательных эмоций и пережива-
ний.
Невозможно развитие креативного, творческого воображения без использо-
вания комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей с
коммуникативной, игровой, музыкальной, театрализованной и другими видами
детской деятельности. Например: при обсуждении портрета Зимы заранее оформ-
ляю мини-галерею репродукций известных художников, затем предлагаю детям
поиграть в игру «Зимние приметы» с использованием художественного слова:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…
Дети: Значит, ясно будет днем.
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Дети: Жди метели.
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения…
Дети: Ждите потепления.
И т.д.
Ветер с юга…
Затем предлагаю ответить на вопрос «Какая бывает Зима?», дети состав-
ляют цепочку слов (снежная, морозная, вьюжная, ледяная, серебристая, веселая,
хрустящая, искристая, волшебная, сказочная, красивая, необыкновенная и т.д.)
Далее предлагаю послушать музыкальные произведения П.И.Чайковского
или А.Вивальди из циклов «Времена года», превратиться в снежинки и с помо-
щью пластики выразить свои чувства, ощущения и эмоции. Затем дети выбирают
материал, соответствующий сложившемуся у них образу и визуализируют свои
впечатления. Так рождается неповторимый живописный или графический образ
Зимы.
Таким образом, интеграция познавательной и художественной деятельно-
сти детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений и обоб-
щённых способов действий и деятельностного метода,
обеспечивает оптималь-
ные условия для полноценного развития художественно-творческих способностей
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Данный подход формирует устойчивую мотивацию и делает процесс обуче-
ния внутренне позитивным для ребенка.
На своих занятиях часто использую технологию исследовательской (экспе-
риментальной) деятельности.
На занятиях по рисованию дети экспериментируют с различными вида-
ми художественных материалов, например – восковые мелки и акварель, акварель
и гуашь; парафиновые свечи и гуашь, рисуют на мятой бумаге, раздувают волшеб-
ные кляксы, рисуют манкой на зеркальной поверхности, мыльной пеной, остав-
ляют оттиски различными предметами. На занятиях лепкой создают образ, допол-
няя его пуговицами, камешками, бусинками и т.п., постоянно осваивают новые не-
традиционные техники изображения.
Дети самостоятельно «открывают» новые знания, а затем включают новые
знания в систему знаний и умений. (Например, ситуация с пропавшей краской.
Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме
зеленого. Что делать? Дети самостоятельно находят решение – надо смешать крас-
ки. Путем эксперимента выясняют, какие именно краски надо смешать. Делают
вывод – для получения зеленой краски нужно смешать синюю и желтую краски).
При этом актуализируются мыслительные процессы: дети анализируют, сравнива-
ют, обобщают. Елочки изображают каждый по-своему, так как им хочется: одни
стоящими в снегу, другие уже украшены новогодними шарами.
Чтобы раскрепостить детское мышление, дать волю воображению, ориги-
нальному решению, использую приемы ТРИЗ – технологий. Например: предлагаю
детям нарисовать рисунок по фантазийным темам: «Пейзаж – пойди туда, не знаю
куда»,
«Портрет
пришельца»,
«Несуществующие
животные»;
рисование
по
необычным словам, которые придумывают сами дети; на ассоциативные темы:
«Картины – настроение: грусть, злость, радость», «Живые цвета», «Два волшеб-
ника», «Три краски». Подобрала цикл нестандартных игр на развитие у детей
творческого воображения, фантазии.
Внедряя в практику своей работы деятельностный подход, стараюсь уйти
от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоя-
тельному, инициативному поиску информации, учу детей проявлять активность и
самостоятельность, творчество
и
фантазию
в
изодеятельности;
находить
но-
вые способы для воплощения художественного замысла; передавать в рисунках
свои чувства, отношение к окружающему миру.
Обучение через деятельность, освоение воспитанниками способов деятель-
ности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством.
Стараюсь, чтобы любая тема по искусству была не просто изучена, а прожита, т. е.
пропущена через чувства, действия детей, а это возможно лишь в деятельностной
форме, в форме личного творческого опыта.
«Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать
так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их кра-
соты и величия» - В. А. Сухомлинский.