Автор: Тулупова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОКУ г.Холмска
Населённый пункт: г.Холмск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние духовно– нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе».
Раздел: начальное образование
Доклад на тему:
«Влияние духовно- нравственного воспитания
на формирование дружеских отношений в коллективе».
2018 г.
Влияние духовно- нравственного воспитания
на формирование дружеских отношений в коллективе.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов.
Сейчас
материальные
ценности
доминируют
над
духовными.
Устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с
помощью которых это достигается. Все это привело к тому, что у молодых
людей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Для настоящего времени
в отношениях между людьми стали
типичными равнодушие, грубость,
озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.
К сожалению, массово тиражируемая современная литература,
телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало
уделяют
внимания
духовно-нравственным
устоям
человека.
Особенно
ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на
экранах телевизоров бесконечные сцены
насилия, жестокости, убийств,
начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в
жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают,
что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который
никто не имеет права посягать. И поэтому
важным направлением школы
является
возрождение
духовных
ценностей
как
основы
консолидации
общества. Задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний
мир каждого школьника и заложить основы нравственных отношений, тем
самым, формируя нравственную воспитанность.
Духовность,
нравственность
—
базовая
характеристика
личности,
проявляющаяся
в
деятельности
и
поведении.
Духовно-нравственное
воспитание
предполагает
становление
отношений
ребенка
к
Родине,
обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И
соответственно,
развитие
качеств:
патриотизма,
толерантно сти,
товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к
людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально
необходимые
требования
общества
превратились
во
внутренние
стимулы
личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Благодаря возможностям современных учебников, составленных в
соответствии
с
ФГОС,
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся интегрируется в основные виды деятельности обучающихся:
урочную,
внеурочную,
внешкольную
и
общественно
полезную.
Урок
и
внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и
переживаний,
накопления
опыта
нравственных
взаимоотношений.
Дети
приучаются
к
самостоятельной
работе,
для
успешного
осуществления
которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться
слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями
остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут
переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения
новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие
направления:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека;
- формирование нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни;
-
формирование
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей
среде
(экологическое воспитание);
-формирование
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
представлений
об
эстетических
идеалах
и
ценностях
(эстетическое
воспитание).
В вверенном мне классе я работаю второй год. В соответствии с планом
воспитательной
работы.
Ведущей
воспитательной
задачей
для
меня
является-формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся
к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую,
здоровую
духом
и
телом.
И,
как
следствие,
-
формирование
крепкого,
дружного классного коллектива.
Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет
художественная литература. Художественное слово воздействует не только на
сознание,
но
и
на
чувства
и
поступки
ребенка.
Слово
может
окрылить
ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает
осознать
человеческие
взаимоотношения,
познакомиться
с
нормами
поведения.
Поэтому воспитание дружеских отношений в своем классе я провожу и
через учебную деятельность, анализируя произведения, поступки его героев,
ребята отличают справедливость от несправедливости, честность от лжи,
нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной
жизни,
уважение
к
старшим. Также
провожу
комплекс
внеурочных
мероприятий
по
духовно-нравственному
воспитанию:
сформирован
орган
ученического
самоуправления,
где
ребята
распределили
поручения,
связанные с самообслуживанием в классе,
у нас есть традиция
класса-
праздник
«День
именинников»,
проводилась диагностика
на
выявление
интересов и склонностей детей в определенной сфере, Классные часы: «Что
такое
экология?»,
«Забота
о
глазах»,
«Что
такое
дружба?»,
беседа
«Мы
жители
планеты
Земля»,
«Чем
спор
отличается
от
ссоры»,
создание
презентаций к проектам, участие в проектно-исследовательской деятельности
«Здоровое питание для школьников», «Если не было бы сов», социально-
образовательном проекте «Зарница», участие в акциях, участие в конкурсах.
В завершении своего выступления хочу вспомнить немецкого педагога
А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется
ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми
он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его
отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это
имеет
первостепенное
значение
для
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся.
Никакие
воспитательные
программы
не
будут
эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся
пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Спасибо за внимание!
·
Источники
1. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников
в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
2. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:
Народное образование, 2002.
3. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного
воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»:
Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября
2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ
«ОПТИМ», 2006.