Напоминание

«Влияние духовно– нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе».


Автор: Тулупова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОКУ г.Холмска
Населённый пункт: г.Холмск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние духовно– нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе».
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему:

«Влияние духовно- нравственного воспитания

на формирование дружеских отношений в коллективе».

2018 г.

Влияние духовно- нравственного воспитания

на формирование дружеских отношений в коллективе.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов.

Сейчас

материальные

ценности

доминируют

над

духовными.

Устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с

помощью которых это достигается. Все это привело к тому, что у молодых

людей

искажены

представления

ο

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости, гражданственности и патриотизме. Для настоящего времени

в отношениях между людьми стали

типичными равнодушие, грубость,

озлобленность, лицемерие, насилие, лживость.

К сожалению, массово тиражируемая современная литература,

телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало

уделяют

внимания

духовно-нравственным

устоям

человека.

Особенно

ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на

экранах телевизоров бесконечные сцены

насилия, жестокости, убийств,

начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в

жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают,

что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который

никто не имеет права посягать. И поэтому

важным направлением школы

является

возрождение

духовных

ценностей

как

основы

консолидации

общества. Задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний

мир каждого школьника и заложить основы нравственных отношений, тем

самым, формируя нравственную воспитанность.

Духовность,

нравственность

базовая

характеристика

личности,

проявляющаяся

в

деятельности

и

поведении.

Духовно-нравственное

воспитание

предполагает

становление

отношений

ребенка

к

Родине,

обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И

соответственно,

развитие

качеств:

патриотизма,

толерантно сти,

товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к

людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально

необходимые

требования

общества

превратились

во

внутренние

стимулы

личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Благодаря возможностям современных учебников, составленных в

соответствии

с

ФГОС,

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

обучающихся интегрируется в основные виды деятельности обучающихся:

урочную,

внеурочную,

внешкольную

и

общественно

полезную.

Урок

и

внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и

переживаний,

накопления

опыта

нравственных

взаимоотношений.

Дети

приучаются

к

самостоятельной

работе,

для

успешного

осуществления

которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться

слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями

остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут

переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения

новых знаний, побед; огорчения от неудач, ошибок.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие

направления:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам

и обязанностям человека;

- формирование нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу

жизни;

-

формирование

ценностного

отношения

к

природе,

окружающей

среде

(экологическое воспитание);

-формирование

ценностного

отношения

к

прекрасному,

формирование

представлений

об

эстетических

идеалах

и

ценностях

(эстетическое

воспитание).

В вверенном мне классе я работаю второй год. В соответствии с планом

воспитательной

работы.

Ведущей

воспитательной

задачей

для

меня

является-формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся

к самопознанию и саморазвитию, высоко нравственную, патриотическую,

здоровую

духом

и

телом.

И,

как

следствие,

-

формирование

крепкого,

дружного классного коллектива.

Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет

художественная литература. Художественное слово воздействует не только на

сознание,

но

и

на

чувства

и

поступки

ребенка.

Слово

может

окрылить

ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает

осознать

человеческие

взаимоотношения,

познакомиться

с

нормами

поведения.

Поэтому воспитание дружеских отношений в своем классе я провожу и

через учебную деятельность, анализируя произведения, поступки его героев,

ребята отличают справедливость от несправедливости, честность от лжи,

нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной

жизни,

уважение

к

старшим. Также

провожу

комплекс

внеурочных

мероприятий

по

духовно-нравственному

воспитанию:

сформирован

орган

ученического

самоуправления,

где

ребята

распределили

поручения,

связанные с самообслуживанием в классе,

у нас есть традиция

класса-

праздник

«День

именинников»,

проводилась диагностика

на

выявление

интересов и склонностей детей в определенной сфере, Классные часы: «Что

такое

экология?»,

«Забота

о

глазах»,

«Что

такое

дружба?»,

беседа

«Мы

жители

планеты

Земля»,

«Чем

спор

отличается

от

ссоры»,

создание

презентаций к проектам, участие в проектно-исследовательской деятельности

«Здоровое питание для школьников», «Если не было бы сов», социально-

образовательном проекте «Зарница», участие в акциях, участие в конкурсах.

В завершении своего выступления хочу вспомнить немецкого педагога

А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется

ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми

он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его

отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это

имеет

первостепенное

значение

для

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся.

Никакие

воспитательные

программы

не

будут

эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся

пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Спасибо за внимание!

·

Источники

1. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников

в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.

2. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:

Народное образование, 2002.

3. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного

воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»:

Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября

2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ

«ОПТИМ», 2006.



В раздел образования