Напоминание

"Основы религиозных культур и светской этики"


Автор: Гадиляева Нурзиля Шаймардановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: город Кумертау Республики Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Основы религиозных культур и светской этики"
Раздел: начальное образование





Назад




ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Рабочая программа разработана в соответствии с Концепцией Образовательной системы

«Школа

России»,

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта начального общего образования и Положением о рабочей программе МБОУ

«СОШ №6» ГО г. Кумертау РБ

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ направлена на достижение младшими

школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание

доброжелательности

и

эмоционально

нравственной

отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

в

различных

социальных

ситуациях,

умений

не

создавать

конфликтов

и

находить

выходы

из

спорных ситуаций;

наличие

мотивации

к

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению

к

материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в

их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины

успеха или неуспеха учебной деятельности;

адекватное

использование

речевых

средств

и

средств

информационно-

коммуникационных

технологий

для

решения

различных

коммуникативных

и

познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение

логическими

действиями

анализа,

синтеза,

срав нения,

обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность

слушать

собеседника,

вести

диалог,

признавать

возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение

общей

цели

и

путей

её

достижения,

умение

договориться

о

распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,

милосердие,

миролюбие,

как

основы

культурных

традиций

многонационального

народа России;

знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании

конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в

истории и современности России.

Планируемые результаты

В

процессе

изучения

курса,

обучающиеся

выполняют

проектную

работу,

предусмотренную

в

конце

разделов,

в

основу

которых

положен

системно

деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью,

научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность

позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности

при

выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

Достижение планируемых результатов выявляются в процессе:

текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;

выставки работ учащихся.

При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля,

применяемые в системе без отметочного обучения:

стартовый

контроль,

позволяющий

определить

исходный

уровень

развития

учащихся;

прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия

в уме до начала его реального выполнения;

пооперационный

контроль,

т.е.,

контроль

за

правильностью,

полнотой

и

последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;

контроль

по

результату,

который

проводится

после

осуществления

учебного

действия методом сравнения фактических результатов;

рефлексивный

контроль—контроль,

обращенный

на

ориентировочную

основу,

«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности

знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

4-й класс

Личностные УУД:

Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.

Осознание важности познания нового.

Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения

общечеловеческих норм

Регулятивные УУД:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,

жизненных ситуациях под руководством учителя.

Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы

(циркуль).

Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли

сложности при выполнении.

Познавательные УУД

Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

Составлять план текста;

Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы

на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,

находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД

Умение слушать и слышать;

выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,

выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

выполнять работу по цепочке;

видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями

и мотивированно присоединяться к одной из них;

находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;

подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Предметные результаты

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование

первоначальных

представлений

о

светской

этике,

о

традиционных

религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

первоначальные

представления

об

исторической

роли

традиционных

религий

в

становлении российской государственности;

становление

внутренней

установки

личности

поступать

согласно

своей

совести;

воспитание

нравственности,

основанной

на

свободе

совести

и

вероисповедания,

духовных традициях народов России;

осознание ценности человеческой жизни.

2. Содержание учебного предмета, курса

Программа

учебного

предмета

ОРКСЭ

на

уровне

начального

общего

образования

предполагает изучение следующих разделов:

1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

Этика – наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на свете веселей. Правила

общения для всех. От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен.

2. ЭТИКЕТ

Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.

Чистый ручеек нашей речи.

3. ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В развитии добрых чувств-творение души. Природа-волшебные двери к добру и доверию.

Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс-мои друзья.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

5. ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ

Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие-закон жизни. Жить во благо

себе и другим.

6. ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

Следовать

нравственной

установке.

Достойно

жить

среди

людей.

Уметь

понять

и

простить.

Простая этика поступков.

7. ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР

Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.

Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со»

8. СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ

С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века.

Слово, обращенное к себе.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоения каждой темы

Раздел (ч)

Классы

4

Раздел 1. Этика общения

5

Раздел 2. Этикет

4

Раздел 3. Этика человеческих отношений

4

Раздел 4. Этика отношений в коллективе

4

Раздел 5. Простые нравственные истины

4

Раздел 6. Душа обязана трудиться

4

Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер

4

Раздел 8. Судьба и родина едины

5



В раздел образования