Автор: Гадиляева Нурзиля Шаймардановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: город Кумертау Республики Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Основы религиозных культур и светской этики"
Раздел: начальное образование
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Рабочая программа разработана в соответствии с Концепцией Образовательной системы
«Школа
России»,
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования и Положением о рабочей программе МБОУ
«СОШ №6» ГО г. Кумертау РБ
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по учебному предмету ОРКСЭ направлена на достижение младшими
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
•
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
•
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
•
воспитание
доброжелательности
и
эмоционально
нравственной
отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
•
развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
различных
социальных
ситуациях,
умений
не
создавать
конфликтов
и
находить
выходы
из
спорных ситуаций;
•
наличие
мотивации
к
труду,
работе
на
результат,
бережному
отношению
к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
•
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
а также находить средства её осуществления;
•
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха или неуспеха учебной деятельности;
•
адекватное
использование
речевых
средств
и
средств
информационно-
коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных
и
познавательных задач;
•
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
•
овладение
логическими
действиями
анализа,
синтеза,
срав нения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•
готовность
слушать
собеседника,
вести
диалог,
признавать
возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•
определение
общей
цели
и
путей
её
достижения,
умение
договориться
о
распределении ролей в совместной деятельности;
•
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
•
знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие,
миролюбие,
как
основы
культурных
традиций
многонационального
народа России;
•
знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
•
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в
истории и современности России.
Планируемые результаты
В
процессе
изучения
курса,
обучающиеся
выполняют
проектную
работу,
предусмотренную
в
конце
разделов,
в
основу
которых
положен
системно
–
деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой исследовательской деятельностью,
научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность
позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности
при
выполнении практических работ, но и к предмету в целом.
Достижение планируемых результатов выявляются в процессе:
•
текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
•
составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
•
защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
•
выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля,
применяемые в системе без отметочного обучения:
•
стартовый
контроль,
позволяющий
определить
исходный
уровень
развития
учащихся;
•
прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия
в уме до начала его реального выполнения;
•
пооперационный
контроль,
т.е.,
контроль
за
правильностью,
полнотой
и
последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
•
контроль
по
результату,
который
проводится
после
осуществления
учебного
действия методом сравнения фактических результатов;
•
рефлексивный
контроль—контроль,
обращенный
на
ориентировочную
основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
•
итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности
знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.
4-й класс
Личностные УУД:
Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.
Осознание важности познания нового.
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы
(циркуль).
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
Составлять план текста;
Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать;
выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
•
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
•
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
•
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
•
формирование
первоначальных
представлений
о
светской
этике,
о
традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
•
первоначальные
представления
об
исторической
роли
традиционных
религий
в
становлении российской государственности;
•
становление
внутренней
установки
личности
поступать
согласно
своей
совести;
воспитание
нравственности,
основанной
на
свободе
совести
и
вероисповедания,
духовных традициях народов России;
•
осознание ценности человеческой жизни.
2. Содержание учебного предмета, курса
Программа
учебного
предмета
ОРКСЭ
на
уровне
начального
общего
образования
предполагает изучение следующих разделов:
1. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
Этика – наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на свете веселей. Правила
общения для всех. От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен.
2. ЭТИКЕТ
Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеек нашей речи.
3. ЭТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В развитии добрых чувств-творение души. Природа-волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
4. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс-мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
5. ПРОСТЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИСТИНЫ
Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие-закон жизни. Жить во благо
себе и другим.
6. ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ
Следовать
нравственной
установке.
Достойно
жить
среди
людей.
Уметь
понять
и
простить.
Простая этика поступков.
7. ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со»
8. СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ
С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века.
Слово, обращенное к себе.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоения каждой темы
Раздел (ч)
Классы
4
Раздел 1. Этика общения
5
Раздел 2. Этикет
4
Раздел 3. Этика человеческих отношений
4
Раздел 4. Этика отношений в коллективе
4
Раздел 5. Простые нравственные истины
4
Раздел 6. Душа обязана трудиться
4
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер
4
Раздел 8. Судьба и родина едины
5