Автор: Казырицкая Ирина Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБПОУ ОК "Юго–Запад"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование проектной деятельности при обучении геометрии учеников 5–6 классов."
Раздел: среднее образование
Использование проектной деятельности при
обучении геометрии учеников 5-6 классов.
Урок
геометрии
-
это
прежде
всего
урок,
развития
личности
ученика,
активного
умственного
роста,
формирования
нравственных
основ.
Все
большую
популярность
приобретает
в
последнее
время
«метод
проектов».
Многие
ученые
обращаются
в
своих
исследованиях
к
этой
теме
:
Касьяненко
М.Д, Обухов
А.В.,
Насонкина
Л.В.,
Баталина
И.К,
Игнатьев
М.В.,
Гусев
В.А.
и
многие
другие.
В
современных
условиях
возникла
необходимость
в
создании
такой
модели
образовательного
процесса,
которая
будет
способствовать
повышению
мотивации,
компетенции
учащихся,
поможет
становлению
их
самостоятельности
и
социальной
адаптации.
Метод
проектов
–
мощное
дидактическое
средство
для
обучения
проектированию
–
умению
находить
решения
различных
проблем,
которые
возникают
в
жизни
человека,
занимающего
активную
жизненную
позицию.
Он
позволяет
воспитывать
самостоятельную
и
ответственную
личность,
развивает
творческие
начала
и
умственные
способности
–
необходимые
качества
развитого
интеллекта.
Метод
проектов
универсален,
поэтому
я
стала
применять
его
и
на
уроках
математики
и
во
внеурочной
деятельности
по
предмету
.
Учащиеся
отмечают,
что
работа
над
проектом
способствует
проявлению
самостоятельности,
независимости,
творчества.
Их
привлекает
активная,
равноправная
позиция
в
учебном
процессе.
Проектная
деятельность
включает
не только
работу
исследовательского
характера,
но и поиск,
обработку
данных
по теоретической
или
практической
проблеме,
связанной
с существующей
реальностью.
Такие
проекты
называются
информационными
и их
способны
выполнять
все
учащиеся.
Основные этапы метода проектов:
1. Подготовительный этап: осознание проблемы и возможности её
решения.
2. Исследовательский этап: разбиение проекта на части; анализ
составляющих частей.
3. Реализация частей, составляющих проект.
4. Защита проекта.
Учебные проекты бывают: индивидуальные, групповые, монопредметные
(по одному предмету), межпредметные ; краткосрочные, среднесрочные,
долгосрочные; информационные, исследовательские, творческие,
практико-ориентированные, ролевые . В практике чаще всего получаются
смешанные типы проектов.
Включение учащихся в создание учебных проектов дает им
возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.
Возникают некоторые трудности при использовании метода проектов.
Первая трудность - определение темы проекта, при выборе которой
главным требованием является ее актуальность для учащихся и
предполагаемая значимость результатов исследования учащихся. Метод
проектов, в качестве дополнения к урокам, дает возможность расширить
математический кругозор учащихся, подарить радость творчества детям.
На 1-м этапе - учитель, совместно с учащимися, определяет цель и
задачи проекта.
На 2-м этапе - происходит планирование работы по решению задач
проекта.
3-й этап – осуществление деятельности. Учащиеся самостоятельно
проводят поиск информации по теме, знакомятся с разнообразной
литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отбирают,
анализируют, систематизируют, обобщают материал.
4-й этап - презентация проекта – как вариант анализа проделанного,
самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов, а также
возможности для школьников научиться четко и кратко изложить свои
мысли, наглядно представить результаты своей работы. Выполненное
исследование должно воспитывать и расширять знания.
Учебный проект «Геометрическая сказка»
Тема: Площадь круга.
Класс: 6.
Образовательная цель: формирование умения решать задачи на
вычисление площадей фигур, составленных из частей круга и
квадрата.
Результат: создание дидактического материал по теме
«Площадь круга».
Этапы проекта
Подготовительный этап.
Изучение формулы площади круга. Формирование умения решения задач
на вычисление площади круга и площадей фигур, составленных из кругов
и частей квадрата и прямоугольника.
Исследовательский.
Составление и решение задач на вычисление площадей фигур,
составленных из круга, квадрата и их частей.
Творческий.
Создание математической сказки на основе составленных задач.
Презентационный.
Оформление сказочной истории в виде презентации . Защита проекта.
Проект « Геометрия вокруг нас»
Знакомство с геометрией, ознакомление с геометрическими фигурами, их
свойствами наблюдением объектов окружающего мира.
Вокруг нас множество предметов, которые по форме, конструкции
напоминают или более того представляют собой знакомые геометрические
фигуры, наблюдая окружающий мир мы знакомимся с геометрией.
Проблема. Геометрические фигуры в окружающей действительности.
Вокруг нас множество геометрических фигур.
Цель. Знакомство с миром пространственной геометрии наблюдением
окружающего мира, архитектурных сооружений своего района .
Объект. Геометрические фигуры в окружающем мире: прямоугольники,
окружности, параллельные прямые, круги, сферы, многогранники.
Предмет. Математика, 5 класс. Знакомство с предметом геометрия,
посредством наблюдения и анализа окружающей действительности.
Задача. Увидеть геометрические фигуры и познакомиться с некоторыми их
свойствами. Потребность в знании геометрии появилась в глубокой
древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, измеряя
расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и
взаимном расположении предметов полученные из наблюдений и опытов.
Рабочая гипотеза. « Все вокруг - геометрия» М. Корбюзье.
Предполагаемая новизна.
Мы исследовали и проанализировали присутствие геометрических фигур
в некоторых архитектурных сооружениях своего района. Из проволоки,
счетных палочек, деревянных реек изготовили различные многогранники:
призмы (прямые и наклонные), пирамиды ( треугольные и
четырехугольные, шестиугольные. В процессе работы заметили
интересную закономерность для всех изготовленных многогранников:
сумма
граней и вершин за вычетом ребер равна двум. В литературе мы
нашли, что этот факт давно известен , как теорема Эйлера. И число два, в
этом случае, называют эйлеровой характеристикой многогранника.
Этапы
работы.
Фотографирование архитектурных сооружений района , изготовление
моделей многогранников, работа с литературой, знакомство с
геометрическими терминами, теоремой Эйлера для многогранников
историей возникновения и развития геометрии, решение задач на
нахождение площади поверхности многогранников, знакомство с теоремой
Пифагора при решении практических задач. Сообщение одноклассникам и
преподавателям о результатах своей работы.