Автор: Дзюба Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Хайбуллинский район, село Бурибай
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством наблюдения в природе"
Раздел: дошкольное образование
«Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста
посредством наблюдения в природе»
Любовь к Родине начинается с любви к природе
Е. В. Павленко.
Целью
моей
работы
является
формирование
представлений
у
детей
дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края
во
взаимосвязи
со
средой
обитания,
экологически
грамотного
поведения
в
природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
-углубить и расширить экологические представления;
-развивать
познавательные,
поведенческие,
творческие
процессы,
общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
-способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Находясь на прогулке, детям необходимо объяснять, что в природе всё
взаимосвязано и одно не может существовать без другого. Объекты природы
рассматриваются с разных сторон: крапива – хорошо, крапива – плохо, комары –
хорошо, комары – плохо; и т.д. природные факторы также рассматриваются с
двух позиций: добрые в одном случае и не очень в другом (воздух, солнце, вода).
Кроме наблюдений на прогулке, дети с удовольствием рассматривают при
помощи микроскопа, лупы различных насекомых и растений в детском саду. Для
исследовательской работы в нашей группе создана лаборатория «Юный эколог».
В
ней
есть
многое
для
удовлетворения
детской
любознательности.
Самыми
интересными предметами являются песочные часы, компасы, наборы «Юный
физик», «Юный химик».
Для проведения опытов с водой использую колбочки,
пробирки, трубочки. Например:в ходе опыта с водой, можем сделать вывод, что
вода имеет свойство испарятся. Выполняя эксперимент, может ли почва дышать?
Вследствии дети узнают, что если кусочек земли положить в стакан с водой из
неё пойдут пузырьки – это дыхание почвы. В каждом опыте мы раскрываем
причину наблюдаемого явления, подводим детей к суждениям, умозаключениям.
Уточняем
их
представления
о
свойствах
и
качествах
объектов
природы
(о
свойствах
воды,
снега,
растений,
об
их
изменениях).
Опыты
способствуют
формированию
у
детей
познавательного
интереса
к
природе,
развивают
наблюдательность, мыслительную деятельность.
На территории нашего детского сада организована экологическая тропа, с
видовыми
точки:
земляничная
поляна,
луговая
поляна,цветочная
клумба,
кустарники, деревья, старый пень, опытный огород, новосёлы, огород и другие.
На
видовой
точке фитоогорода
произрастают лекарственные травы, которые
занесены
в
Красную
книгу
Башкортостана:
зверобой,
чабрец,
подорожник,
девясил,
мята,
мелисса,
иссоп,
календула,
тысячелистник,
шалфей,
корни:
лопуха, цикория, одуванчика, пиона Иван – да – марья. Во время путешествия по
тропе дети наблюдают, рассказывают о своих впечатлениях, понимая, что нужно
беречь и охранять лекарственные растения.
Особое
значение
для
экологического
воспитания
детей
дошкольного
возраста имеют календари-ширмы. В них мы отмечаем объекты, за которыми
наблюдаем в течении года. Например, наблюдая за черёмухой, детьми видели,
что изменялось, что оставалось неизменным и делали зарисовки. Наблюдение за
черёмухой состоит из 7-ми этапов: состояние зимой, появление почек, первых
листочков,
цветение,
появление
ягод,
первые
пожелтевшие
листья,
оголение
дерева. В этом случае ведение такого календаря позволяет наглядно увидеть и
обобщить этапы роста и развития растения.
Очень
интересны
для
восприятия
детьми
народные
приметы.
Народ
издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя
перед сменой погоды. Например:
Собака прячется в тепло – к похолоданию.
Вороны сидят на нижних ветках – к ветру, а на верхних – к морозу. Ель ветки
вниз опустила и закрыла шишки — надвигается сильный дождь и т.д. Сколько
было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями.
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры,
является работа не только с детьми, но и с их родителями. С этой целью
привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми:
«Поделки
из природного материала», «Лучший костюм», «Буклет о природе»;
совместным праздникам «Мама, папа, я спортивная семья», «Помоги снеговику»,
экологическим
акциям.
Например
в
акции
«Посади
дерево»
закладываются
основы бережного отношения к природе. С помощью акции
«Чистый двор»
прививаются трудовые навыки детей. Акции «Домик для скворца», «Птичья
столовая» способствуют вырабатыванию привычки заботиться о пернатых.
Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о
том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо
ориентироваться
на
индивидуальные
особенности
детей.
Каждый
ребёнок
способен заботиться о природе, чувствовать её биоритмы и ощущать себя частью
её. Взаимодействие с семьёй в
современном экологическом образовании –
необходимость, продиктованная временем.