Напоминание

"Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством наблюдения в природе"


Автор: Дзюба Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Хайбуллинский район, село Бурибай
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством наблюдения в природе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста

посредством наблюдения в природе»

Любовь к Родине начинается с любви к природе

Е. В. Павленко.

Целью

моей

работы

является

формирование

представлений

у

детей

дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края

во

взаимосвязи

со

средой

обитания,

экологически

грамотного

поведения

в

природе и гуманного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

-углубить и расширить экологические представления;

-развивать

познавательные,

поведенческие,

творческие

процессы,

общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;

-способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Находясь на прогулке, детям необходимо объяснять, что в природе всё

взаимосвязано и одно не может существовать без другого. Объекты природы

рассматриваются с разных сторон: крапива – хорошо, крапива – плохо, комары –

хорошо, комары – плохо; и т.д. природные факторы также рассматриваются с

двух позиций: добрые в одном случае и не очень в другом (воздух, солнце, вода).

Кроме наблюдений на прогулке, дети с удовольствием рассматривают при

помощи микроскопа, лупы различных насекомых и растений в детском саду. Для

исследовательской работы в нашей группе создана лаборатория «Юный эколог».

В

ней

есть

многое

для

удовлетворения

детской

любознательности.

Самыми

интересными предметами являются песочные часы, компасы, наборы «Юный

физик», «Юный химик».

Для проведения опытов с водой использую колбочки,

пробирки, трубочки. Например:в ходе опыта с водой, можем сделать вывод, что

вода имеет свойство испарятся. Выполняя эксперимент, может ли почва дышать?

Вследствии дети узнают, что если кусочек земли положить в стакан с водой из

неё пойдут пузырьки – это дыхание почвы. В каждом опыте мы раскрываем

причину наблюдаемого явления, подводим детей к суждениям, умозаключениям.

Уточняем

их

представления

о

свойствах

и

качествах

объектов

природы

свойствах

воды,

снега,

растений,

об

их

изменениях).

Опыты

способствуют

формированию

у

детей

познавательного

интереса

к

природе,

развивают

наблюдательность, мыслительную деятельность.

На территории нашего детского сада организована экологическая тропа, с

видовыми

точки:

земляничная

поляна,

луговая

поляна,цветочная

клумба,

кустарники, деревья, старый пень, опытный огород, новосёлы, огород и другие.

На

видовой

точке фитоогорода

произрастают лекарственные травы, которые

занесены

в

Красную

книгу

Башкортостана:

зверобой,

чабрец,

подорожник,

девясил,

мята,

мелисса,

иссоп,

календула,

тысячелистник,

шалфей,

корни:

лопуха, цикория, одуванчика, пиона Иван – да – марья. Во время путешествия по

тропе дети наблюдают, рассказывают о своих впечатлениях, понимая, что нужно

беречь и охранять лекарственные растения.

Особое

значение

для

экологического

воспитания

детей

дошкольного

возраста имеют календари-ширмы. В них мы отмечаем объекты, за которыми

наблюдаем в течении года. Например, наблюдая за черёмухой, детьми видели,

что изменялось, что оставалось неизменным и делали зарисовки. Наблюдение за

черёмухой состоит из 7-ми этапов: состояние зимой, появление почек, первых

листочков,

цветение,

появление

ягод,

первые

пожелтевшие

листья,

оголение

дерева. В этом случае ведение такого календаря позволяет наглядно увидеть и

обобщить этапы роста и развития растения.

Очень

интересны

для

восприятия

детьми

народные

приметы.

Народ

издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя

перед сменой погоды. Например:

Собака прячется в тепло – к похолоданию.

Вороны сидят на нижних ветках – к ветру, а на верхних – к морозу. Ель ветки

вниз опустила и закрыла шишки — надвигается сильный дождь и т.д. Сколько

было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями.

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры,

является работа не только с детьми, но и с их родителями. С этой целью

привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми:

«Поделки

из природного материала», «Лучший костюм», «Буклет о природе»;

совместным праздникам «Мама, папа, я спортивная семья», «Помоги снеговику»,

экологическим

акциям.

Например

в

акции

«Посади

дерево»

закладываются

основы бережного отношения к природе. С помощью акции

«Чистый двор»

прививаются трудовые навыки детей. Акции «Домик для скворца», «Птичья

столовая» способствуют вырабатыванию привычки заботиться о пернатых.

Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о

том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо

ориентироваться

на

индивидуальные

особенности

детей.

Каждый

ребёнок

способен заботиться о природе, чувствовать её биоритмы и ощущать себя частью

её. Взаимодействие с семьёй в

современном экологическом образовании –

необходимость, продиктованная временем.



В раздел образования