Автор: Галеева Галия Габидулловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Канск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ И СХЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Раздел: полное образование
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ И СХЕМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Автор Г.Г.Галеева
МБОУ СОШ № 6, г. Канск Красноярский край
Одна
из
серьезнейших
проблем
сегодняшней
школы
резкое
падение
интереса
учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно,
логично выразить свою мысль. Может ли учитель
что-нибудь изменить в создавшейся в
современной школе ситуации? Может и должен!
Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, лучший опыт
педагогов России, построив свою
работу, я могу
утверждать: использование на уроках
русского
языка
схемно-блочной
подачи
материала
позволяет
систематизировать
работу
учащихся на уроках, активизировать их деятельность, раскрывать и развивать способности
учащихся, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.
Я стремлюсь строить учебный процесс дифференцированно, учитывая
возраст и
подготовку учащихся, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному
уроку. Близки мне методики, разработанные педагогами-новаторами Виктором Федоровичем
Шаталовым
и
Юрием
Степановичем
Меженко и
блочно-модульная
система
обучения,
подробно описанная в работе В.В. Гузеева «Модульно-блочные и цельноблочные системы
обучения».
Предложенная ими технология обучения, основана на схемных и знаковых
моделях учебного материала и содержит в себе следующие методы: метод опорных схем с
опорными сигналами и метод крупноблочного введения теоретических знаний.
Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта,
представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий,
идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Опорные материалы
обеспечивают логически последовательное раскрытие темы,
позволяют
мне
увеличить
объём
изучаемого
на
уроке
материала,
приучают
детей
к
художественной образности и графическому моделированию.
Работу
по
составлению
опорных
конспектов
я
начинаю
с
учащимися
5
класса.
Постепенный ввод новых элементов, усложнение поставленных задач, регулярная работа с
конспектами на уроках помогает учащимся достаточно быстро освоить этот вид учебной
деятельности и к 8-9 классу решать поставленные задачи самостоятельно.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме
передаются
основные
сведения
текста
исходного.
При
этом
могут
использоваться
сокращения,
различные
знаки,
символы,
графические
выделения.
А
также
в
качестве
опорных
сигналов
используются
аббревиатуры,
сокращения
слов.
Например,
СПП
(сложноподчиненное
предложение);
ССЧ
(словосочетание);
ПГС
(простое
глагольное
сказуемое).
Подача материала может быть организована разными способами:
1.
Опорный
конспект
составляется учителем
для
учеников,
чтобы
дети
усвоили
представленную в нем информацию.
2.
Опора
составляется
учащимися. (В
этом
случае
учитель
может
оценить,
насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст).
3. Опорный материал может создаваться совместными усилиями учителя и детей в
диалоге. (Это дает возможность создать атмосферу поиска, маленького открытия).
Опорный конспект должен в краткой форме четко передавать содержание исходного
текста. Так, чтобы даже через несколько дней, недель, а может быть, и месяцев была
возможность по этому конспекту восстановить содержание текста.
Задача опорного конспекта облегчить понимание новой информации и закрепить ее в
долговременной памяти. Ведь при такой системе обучения работают в разной степени все
три
механизма
памяти:
слуховая,
зрительная,
двигательная.
Многократное
вариативное
повторение опорного конспекта (за мной, хором, в группе, в паре, индивидуально) помогает
учащимся развивать речь. Они лучше выражают мысль, пересказывают текст, легко учат
наизусть,
повышается
результативность
знаний
и
умений,
и
вместе
с
тем
повышается
грамотность.
Я использую в своей работе разного рода опоры: в виде таблицы, схемы, алгоритма.
Выбор формы зависит от содержания изучаемого материала, целей и типов урока.
Психологи
отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную
форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей
выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах.
Опорные конспекты помогают в наилучшей степени реализовать в обучении принцип
крупноблочного введения теоретических знаний. Данный метод основывается на принципе
укрупнения дидактического материала, объединенного в блоки родственных знаний.
Изложение материала большими блоками (тема, раздел), позволяет моим учащимся
лучше
его
осмыслить,
осознать
логические
взаимосвязи
там,
где
раньше
были
лишь
отдельные правила, параграфы.
Я
использую
опорные конспекты по
русскому
языку
по
основным
разделам
«Морфологии», изучаемые в 5-7 классах, для лучшего восприятия учебного материала учащимися
с низкой познавательной активностью. По завершении
блока уроков по той или иной теме
провожу
тематический
контроль
знаний,
выявляю
уровень
усвоения
программного
материала, используя специально разработанные тематические тесты, результаты которых
отражаются
в
индивидуальном
листе
тематического
контроля.
Анализирую
работы
учащихся, выстраиваю пути коррекции пробелов.
Использование
данной
технологии
способствует
выработке
самостоятельности,
заинтересованности
в
конечном
результате
со
стороны
учащихся,
у
меня
больше
возможностей для организации индивидуальной работы с ними.
Считаю весьма эффективным применение опорных схем при изучении орфографии и
пунктуации.
Опорные схемы помогают отработать алгоритм действий при выборе буквы или
знака препинания, позволяют ученикам увидеть правило в полном объёме (а не часть, как это
обычно бывает), дают возможность систематизировать и упорядочить знания. Так, в 5-м
классе тема «Буквы О-Е после шипящих» делится на две подтемы: «Буквы О-Е после
шипящих в корне» и примерно через 25 уроков «Правописание О-Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных». Правописание О-Е после шипящих в суффиксах и в словах,
образованных
от
глаголов
(причастиях,
отглагольных
существительных,
отглагольных
прилагательных) вообще в 5 классе не изучается. Следовательно, одно правило дробится на
несколько
частей
и
изучается
в
течение
нескольких
лет
(5–6
кл.).
Я
считаю,
что
целесообразнее дать учащимся это правило в полном объёме в виде опорного конспекта и в
течение нескольких уроков практически его закреплять, используя для этого различные
формы и методы.
Хочу подчеркнуть, что результат зависит не от количества схем, употреблённых
в
учебное время, а от того, как организована работа с ними. Работая со схемами, я сделала
для себя следующие выводы:
- необходимо учитывать способность учащихся самостоятельно составлять и записывать
информацию, оформленную в виде схемы.
- важно научить школьников работать
со
схемой,
понимать
смысл
графического
распределения материала.
- самостоятельно пользоваться схемой в процессе языкового анализа.
- надо помнить – схема не иллюстрация, а ключ к решению практических задач.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в опорных
схемах, приходит
к учащимся
не
сразу.
Мой опыт показывает, что эффективность и
результативность повышается, если эту работу начать с 5 класса, когда одно за другим
идут
чередой
орфографические
правила, грамматические
понятия.
Обязательным
условием
является
ведение
на
протяжении
пяти
лет
обучения
специальной
тетради-
справочника, содержащей теоретические сведения.
Схема уместна на разных этапах обучения. Но особенно важна роль схемы на
этапе
систематизации
и
обобщения
изученного.
Благодаря
данной
технологии
представилась реальная возможность спланировать работу, направленную на речевую и
познавательную деятельность, развивать творческие способности.
Применение
схемно-блочной
технологии
обучения
позволяет
решить
ряд
существенных задач:
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных
информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной
целью.
Во-вторых,
ученик
работает
максимум
времени
самостоятельно,
учится
целеполаганию,
самоорганизации,
самоконтролю,
самооценке.
Это
дает
возможность
осознать себя в деятельности, самому определять уровень освоения знаний, видеть пробелы
в своих знаниях и умениях.
В-третьих, применение данной технологии ведет к сокращению времени на изучение
отдельных тем, способствует опережению в изучении теоретического материала, позволяет
дифференцировать
учебные
задачи,
что
способствует
развитию
потенциала
личности
ученика.
Литература
1.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. «Народное
образование», 1998
2.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для
специалиста образовательного учреждения. – Издательство «Каро», С-П.2006.
3.
Кульневич С.И., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Издательство «Учитель».
2009.
4.
Ладыженская Т.А. Учимся составлять опорный конспект // РЯШ, - 2001. - №5
5.
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2001
6.
Гранник Г.Г. Секреты орфографии. – М., 2001
7.
Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии. – М. «Просвещение», 20011
8.
С.И. Львова. Русский язык: справочные материалы. М., 2012
9.
В.В. Гузеев. Поколения образовательных технологий//Химия в школе, 2003. - № 10