Автор: Давыдовская Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Глазуновская начальная школа–детский сад"
Населённый пункт: п.Глазуновка, Уйский район, Челябинская область
Наименование материала: урок русского языка во 2 классе
Тема: "Разделительные Ъ и Ь знаки"
Раздел: начальное образование
Русский язык. 2 класс. Система Эльконина-Давыдова.
Тема:
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Цели:
1.Сконструировать правило выбора разделительных Ъ и Ь знаков.
2.Развивать навык грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
3.Воспитывать самоконтроль, взаимопомощь, формировать активную жизненную позицию.
4.Формировать УУД:
Личностные
: самоопределение, положительное отношение к изучению русского языка.
Метапредметные
:
познавательные: обучать работать с информацией, осознанно и правильно строить речевые высказывания;
регулятивные: работать над умением принимать и сохранять учебную задачу, проявлять самостоятельность в
решении учебной задачи, оценивать результат своей работы;
коммуникативные: развивать умение планировать свою учебную деятельность, работать в малых группах.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Мотивация к учебной
деятельности.
-Сегодня урок «открытия» нового знания.
-Какие 2 этапа проходим на этом уроке?
-Что будет результатом этого урока?
1.Выяснить, что я не знаю.
2.Самому найти способ.
-Новое знание: эталон, правило, алгоритм.
2.Актуализация и
пробное действие.
2.1.-С какого шага начинаем?
-В какой части слова вы умеете проверять
орфограммы?
-С повторения.
-В корне слова.
-Как проверить орфограмму в корне слова?
2.2.Спишите, проверьте орфограммы,
запишите проверочные слова:
Во дв…ре –
К…тались-
Голо…ка-
-Выделите корни слов.
-Что повторили?
-Какой шаг следующий?
-Как выполняется пробное действие?
-Почему важно выполнить самому?
2.3.Задание для пробного действия:
Списать, вставить пропущенные
орфограммы:
От…езд, с…ел, олад…и, весел…е.
-Нужно изменить слово или подобрать
родственное слово, чтобы проверяемый звук
стоял в сильной позиции.
Во дворе- двор
Катались-катит
Головка- голова
Корни: -двор-, -кат-, -голов-.
-Повторили способ проверки орфограмм в корне
слова?
-Пробное действие.
-Ученик выполняет его сам.
-Чтобы узнать, что я не знаю.
3.Выявление места и
причины затруднения.
Проверка после выполнения всеми работы
по образцу.
-У кого были ошибки?
-В чём ваше затруднение?
-Ваша цель?
-Я не знаю, когда нужно писать Ъ, а когда Ь
разделительные знаки, потому что не знаю
правило.
-Открыть правило правописания Ъ и Ь
-У кого не было ошибок?
-Докажите, что вы правильно выбрали
букву.
-В чём ваша трудность?
разделительных знаков.
-Я не знаю правила правописания Ъ и Ь
разделительных знаков, потому не могу доказать
правильность своих действий.
4.Составление плана
проекта.
-Поставьте цель нашего урока.
-Что помогает в открытии нового?
-Расположите правильно части плана.
План.
Сделаю вывод.
Построю схему.
Проанализирую слова.
-Узнать ( открыть) правило правописания Ъ и Ь
разделительных знаков.
-План работы.
1.Проанализирую слова.
2.Построю схему.
3.Сделаю вывод.
5.Реализация плана.
5.1. -Работать будете в парах. У каждой
пары карточки со словами.
-Какой шаг вы сделаете первым?
-Что значит проанализировать?
Карточки:
Ъ Ь
отъезд
здоровье
объявление деревья
объём бьём
вьюга
воробьи
-Мы должны проанализировать записанные
слова.
-Найти общее в каждой группе слов. Затем найти
различное в этих группах.
5.2.-Что общего в каждой группе слов?
-Пользуясь знанием состава слова,
определите, где стоит Ъ.
-Какие части слова разделяет Ъ?
-Встретились ли приставки с гласной на
конце?
-А корень начинался с каких букв?
-Сформулируйте правило правописания Ъ
разделительного знака.
5.3.Постройте схему правописания Ъ.
5.4.-Что общего в словах второго столбика?
-Где пишется Ь разделительный знак?
-Перед какими буквами пишется Ь
разделительный знак?
-Постройте схему правописания Ь
разделительного знака.
5.5.Сделайте вывод ( сформулируйте
правило), опираясь на схемы.
-Что важно уметь выделять в слове, чтобы
не ошибиться в правописании Ъ и Ь знаков?
-В первой группе слова с Ъ, а во второй с Ь
разделительными знаками.
-Ъ стоит после приставок перед корнем.
-Он разделяет приставку и корень.
-Все приставки оканчиваются на согласный.
-С букв е, ё, я.
-Ъ разделительный знак пишется после
приставок на согласный перед буквами е, ё, я.
-Они записаны с Ь разделительным знаком.
-Он пишется после корня или внутри его.
-Перед буквами е,ё,ю,и,я.
-Ъ разделительный знак пишется после
приставок на согласный перед буквами е,ё,я. Ь
разделительный знак пишется после корня или
внутри корня перед буквами е,ё,ю,я,и.
-Корень слва.
6.Первичное
закрепление.
Упр.332, работаем вслух, по цепочке,
выделяем корень в словах.
7.Самостоятельная
работа.
-Выберите из двух карточек одну и
выполните задание самостоятельно.
Карточка №1.
Спиши, вставляя Ъ или Ь.
Тат…яна, гост…я, с…езд, весел…е, раз…
езд.
Карточка №2.
Раздели слова на 2 группы, вставив
пропущенные буквы.
Мал…чик, плат….е, с….ёжился, сынов….я,
пал….то, под….езд.
Татьяна, гостья, съезд, веселье, разъезд.
Мальчик, платье, сыновья.
Съёжился, подъезд.
Самооценка по образцу.
8.Рефлексия.
-Какую цель ставили на урок?
-Достигли ли цели?
-Над чем будем работать на следующих
уроках?
-Открыть правило правописания Ъ и Ь
разделительных знаков.
-Цели достигли, правило открыли.
-Будем тренироваться в применении правила.