Автор: Коровкина Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №536"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуре и традициям посредством проектной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработкка
Тема: «Приобщение старших дошкольников к истокам русской
народной культуре и традициям посредством проектной
деятельности»
ГБОУ «Школа №536»
Дошкольный корпус №9
Воспитатель: Коровкина Анастасия
Игоревна
Москва, 2018г.
Актуальность:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его
ценностей
ориентации
в окружающем
мире.
Личность
старшего
дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений:
определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста,
общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны
через
20-30
лет.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
по
ФГОС
осуществляется
в
тесном
взаимодействии
с
воспитанием
духовно-
нравственным.
Одним
из
принципов
ФГОС
ДО
является
-
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства.
Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о
малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках.
Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:
1.
Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной
общеобразовательной программы.
2.
Ценностно-смысловое
и
социокультурное
обогащение
пространства
дошкольного
образования
в
ДОУ
на
основе
отечественной
социокультурной традиции.
В нашем детском саду одна из задач на 2017-2018г. звучит, как:
АКТИВИЗИРОВАТЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПЕДАГОГАМИ,
В
РАБОТЕ
С
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ
ИСТОКАХ
РУССКОЙ
НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЫ
И
ПУТЕМ
СРАВНИТЕЛЬНОГО
АНАЛИЗА
П Р И О Б Щ Е Н И Я
К
М И Р О В О Й
К УЛ ЬТ У Р Е
П О С Р Е Д С Т В О М
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В соответствии с задачей мной был разработан проект «РОССИЯ –РОДИНА
МОЯ»,
который
проходил
в
параллели
с
проектом
«ЭЛЕКТРОННЫЙ
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО
МИРУ».
На
мой
взгляд,
проектная
деятельность,
является
наиболее
эффективным
средством
приобщения
дошкольников
к
народной культуре – обогащение знаний и представлений детей по народной
культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях.
Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности через активацию
познавательной деятельности дошкольников на основе приобщении детей к
истокам русской народной культуры, путем сравнения с мировой культурой.
Поставленная цель решалась посредством следующих задач:
Пробудить интерес к истории и культуре России.
С п о с о б с т в о ват ь
р а з в и т и ю
п о з н а ват е л ь н о й
а к т и в н о с т и ,
любознательности.
Воспитывать
у
детей
интерес
и
любовь
к
русской
национальной
культуре,
народному
творчеству,
обычаям,
традициям,
обрядам,
народному календарю, к народным играм; способствовать развитию
познавательной активности, любознательности;
Формировать чувство национального достоинства;
Составить
систему
педагогических
воздействий,
направленных
на
формирование у дошкольников национального достоинства.
Активизировать
педагогический
потенциал
семьи
в
вопросах
возрождения
и
творческого
развития
лучших
традиций русской
национальной культуры.
Формы
работы
с
детьми
по
ознакомлению
с
русской
народной
культурой:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание
подлинных
изделий
народного
искусства,
иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Дидактические игры;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов,
русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.
Тематическое планирование на 2017-2018 год по работе с детьми старшей
группы
Номер
занятия
Тема занятия
Содержание
1
«Наша древняя столица
Формировать любовь к своей большой
Родине – России. Знакомство с русской
народной мелодией «Белый день»,
рассказ воспитателя Москве.
2
«Как жили наши
предки»
Знакомство с образом жизни людей в
старину. Формировать понимание слова
«предки», понимание того, что Россия –
страна с большой многовековой историей.
Чтение стихотворения Дж. Родари
«Всеобщая история»
3
«В русском тереме»
Формировать представления о предметах
быта в Русской избе. Познакомить с
пословицами и поговорками
4
«Откуда хлеб пришел»
Познакомить детей с тем как выращивали
хлеб в старину; воспитывать бережное
отношение к хлебу. Чтение загадок,
пословиц. Чтение стихотворения А.
Мусатов «Откуда хлеб пришел»
5
«История русского
костюма»
Познакомить с историей русского
национального костюма, с особенностями
его внешнего вида. Рассматривание
иллюстраций мужской и женской одежды.
Разучивание хоровода «Пошла млада за
водой»
6
«Осинины»
Воспитывать интерес и любовь к
фольклору; формировать знания об
осенних явлениях природы. Русская
народная подвижная игра «Тяни холсты»
7
«Идет волшебница -
зима»
Расширять представление детей о зимних
явлениях и приметах. Разучивание
поговорок о зиме. Слушание русской
народной песни «Здравствуй, гостья -
зима»
8
«Пришла Коляда –
отворяй ворота»
Рассказ воспитателя об обычае
колядования. Загадывание загадок.
Русские народные подвижные игры
«Прялица», «Башмачник»
9
«Пришло Рождество,
начинаем торжество»
Формировать знания об обрядах,
традициях, песнопении. Чтение А. Мень
«Свет миру. Рождество»
10
«Фестиваль народной
Познакомить детей с народной песней;
песни»
Заучивание народных песен;
11
«Весенний праздник
птиц»
Закрепить знания о природе; воспитывать
интерес и заботливое отношение к
птицам. Развивать эмоциональное
отношение к фольклору, поэтическому
слову. Русские народные попевки
«Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи»
12
«Широкая масленица»
Продолжать знакомить с русскими
народными обычаями и традициями.
Рассказ воспитателя о Масленице.
Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская
народная игра «Горелки»
13
«Обрядовая кукла»
Знакомство с обрядовой куклой.
Изготовление обрядовой куклы
14
«Цветы и травы –
земной красоты начало»
Уточнить знания о цветах и травах, об их
целебных свойствах; воспитывать любовь
и уважение к родной природе
посредством народной культуры. Чтение
сказки М. А. Кузнецовой, А. С.
Родинковой «Сказание о лекарственных
растениях»
15
«Пасха»
Рассказ воспитателя о праздновании
Пасхи. Русская народная игра «Верба -
вербочка», «Солнышко - ведрышко».
Заучивание примет
16
«Праздник русской
березки»
Приобщать детей к духовным ценностям
народной культуры; воспитывать
уважение к русской природе, любовь к
березке – символу России. Русская
народная песня «Ой березка моя
беленькая». Русская народная игра «Гори,
гори ясно»
17
«Русские народные
промыслы»
Расширять и закреплять представления
детей о русских народных промыслах.
Побуждать восхищаться народными
умельцами, и предметами их народного
творчества. Рассматривание игрушек:
Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово
18
«Ярмарка»
Обобщить и систематизировать
представления о народных промыслах;
продолжать знакомить с русскими
народными обычаями и традициями
19
Итоговое занятие:
«Человек без Родины,
что соловей без песни».
Заключительная беседа о своей Родине.
Просмотр презентации «Наша Родина-
Россия»»
Также, путем сравнительного анализа русской культуры с мировой культурой,
в моей группе дети сравнивали Россию со Швейцарией, мы сравнили и
закрепили знания о:
«Резиденциях современных президентов и правителей», где сравнивали
«Кремль»
в
Москве
с
«Федеральным
дворцом-БУНДЕСХАУС»
в
Швейцарии.
«Знаменитых
площадях
мира»:
«Красная
площадь»
в
Москве,
«Федеральная площадь» в Берне, «Площадь Наций» в Женеве.
В фестивале «Мы все такие разные», познакомились с народами России
и Швейцарии.
На
неделе
«Игры
и
игрушки»
в
игровом
квесте
«Собиратели
игр
народов мира», дети познакомились с русскими народными играми,
провели
народную
швейцарскую
игру
«Доброе
утро,
охотник».
В
«Фестивале
настольных
игр»
изготовили
настольную
швейцарскую
игру «Кварто» и сравнили ее со знакомой им игрой «Крестики нолики»,
а
также
сконструировали
из
конструктора
«Красную
площадь»
и
«Красную ратушу» в Швейцарии.
«Музеях разных стран», «Известных театрах мира» и тд.
Таким
образом,
данная
система
работы
позволяет
формировать
у
детей
дошкольного
возраста
знания
о
культурном
наследии
русского
народа,
формировать
эмоционально
окрашенное
чувство
причастности
детей
к
наследию прошлого, а также путем сравнительного анализа закрепить знания
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках.
Список литературы:
1.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
2.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии
календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,
О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по
государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты
занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и
др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским
народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский
коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2005.