Напоминание

«Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуре и традициям посредством проектной деятельности»


Автор: Коровкина Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №536"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуре и традициям посредством проектной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработкка

Тема: «Приобщение старших дошкольников к истокам русской

народной культуре и традициям посредством проектной

деятельности»

ГБОУ «Школа №536»

Дошкольный корпус №9

Воспитатель: Коровкина Анастасия

Игоревна

Москва, 2018г.

Актуальность:

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его

ценностей

ориентации

в окружающем

мире.

Личность

старшего

дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений:

определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста,

общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны

через

20-30

лет.

Патриотическое

воспитание

дошкольников

по

ФГОС

осуществляется

в

тесном

взаимодействии

с

воспитанием

духовно-

нравственным.

Одним

из

принципов

ФГОС

ДО

является

-

приобщение

детей

к

социокультурным

нормам,

традициям

семьи,

общества

и

государства.

Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о

малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

1.

Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной

общеобразовательной программы.

2.

Ценностно-смысловое

и

социокультурное

обогащение

пространства

дошкольного

образования

в

ДОУ

на

основе

отечественной

социокультурной традиции.

В нашем детском саду одна из задач на 2017-2018г. звучит, как:

АКТИВИЗИРОВАТЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГАМИ,

В

РАБОТЕ

С

ОБУЧАЮЩИМИСЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ОБ

ИСТОКАХ

РУССКОЙ

НАРОДНОЙ

КУЛЬТУРЫ

И

ПУТЕМ

СРАВНИТЕЛЬНОГО

АНАЛИЗА

П Р И О Б Щ Е Н И Я

К

М И Р О В О Й

К УЛ ЬТ У Р Е

П О С Р Е Д С Т В О М

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В соответствии с задачей мной был разработан проект «РОССИЯ –РОДИНА

МОЯ»,

который

проходил

в

параллели

с

проектом

«ЭЛЕКТРОННЫЙ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ПО

МИРУ».

На

мой

взгляд,

проектная

деятельность,

является

наиболее

эффективным

средством

приобщения

дошкольников

к

народной культуре – обогащение знаний и представлений детей по народной

культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях.

Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности через активацию

познавательной деятельности дошкольников на основе приобщении детей к

истокам русской народной культуры, путем сравнения с мировой культурой.

Поставленная цель решалась посредством следующих задач:

Пробудить интерес к истории и культуре России.

С п о с о б с т в о ват ь

р а з в и т и ю

п о з н а ват е л ь н о й

а к т и в н о с т и ,

любознательности.

Воспитывать

у

детей

интерес

и

любовь

к

русской

национальной

культуре,

народному

творчеству,

обычаям,

традициям,

обрядам,

народному календарю, к народным играм; способствовать развитию

познавательной активности, любознательности;

Формировать чувство национального достоинства;

Составить

систему

педагогических

воздействий,

направленных

на

формирование у дошкольников национального достоинства.

Активизировать

педагогический

потенциал

семьи

в

вопросах

возрождения

и

творческого

развития

лучших

традиций русской

национальной культуры.

Формы

работы

с

детьми

по

ознакомлению

с

русской

народной

культурой:

Беседы;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание

подлинных

изделий

народного

искусства,

иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Дидактические игры;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов,

русских народных песен;

Использование народных игр, в том числе хороводов.

Тематическое планирование на 2017-2018 год по работе с детьми старшей

группы

Номер

занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Наша древняя столица

Формировать любовь к своей большой

Родине – России. Знакомство с русской

народной мелодией «Белый день»,

рассказ воспитателя Москве.

2

«Как жили наши

предки»

Знакомство с образом жизни людей в

старину. Формировать понимание слова

«предки», понимание того, что Россия –

страна с большой многовековой историей.

Чтение стихотворения Дж. Родари

«Всеобщая история»

3

«В русском тереме»

Формировать представления о предметах

быта в Русской избе. Познакомить с

пословицами и поговорками

4

«Откуда хлеб пришел»

Познакомить детей с тем как выращивали

хлеб в старину; воспитывать бережное

отношение к хлебу. Чтение загадок,

пословиц. Чтение стихотворения А.

Мусатов «Откуда хлеб пришел»

5

«История русского

костюма»

Познакомить с историей русского

национального костюма, с особенностями

его внешнего вида. Рассматривание

иллюстраций мужской и женской одежды.

Разучивание хоровода «Пошла млада за

водой»

6

«Осинины»

Воспитывать интерес и любовь к

фольклору; формировать знания об

осенних явлениях природы. Русская

народная подвижная игра «Тяни холсты»

7

«Идет волшебница -

зима»

Расширять представление детей о зимних

явлениях и приметах. Разучивание

поговорок о зиме. Слушание русской

народной песни «Здравствуй, гостья -

зима»

8

«Пришла Коляда –

отворяй ворота»

Рассказ воспитателя об обычае

колядования. Загадывание загадок.

Русские народные подвижные игры

«Прялица», «Башмачник»

9

«Пришло Рождество,

начинаем торжество»

Формировать знания об обрядах,

традициях, песнопении. Чтение А. Мень

«Свет миру. Рождество»

10

«Фестиваль народной

Познакомить детей с народной песней;

песни»

Заучивание народных песен;

11

«Весенний праздник

птиц»

Закрепить знания о природе; воспитывать

интерес и заботливое отношение к

птицам. Развивать эмоциональное

отношение к фольклору, поэтическому

слову. Русские народные попевки

«Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи»

12

«Широкая масленица»

Продолжать знакомить с русскими

народными обычаями и традициями.

Рассказ воспитателя о Масленице.

Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская

народная игра «Горелки»

13

«Обрядовая кукла»

Знакомство с обрядовой куклой.

Изготовление обрядовой куклы

14

«Цветы и травы –

земной красоты начало»

Уточнить знания о цветах и травах, об их

целебных свойствах; воспитывать любовь

и уважение к родной природе

посредством народной культуры. Чтение

сказки М. А. Кузнецовой, А. С.

Родинковой «Сказание о лекарственных

растениях»

15

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании

Пасхи. Русская народная игра «Верба -

вербочка», «Солнышко - ведрышко».

Заучивание примет

16

«Праздник русской

березки»

Приобщать детей к духовным ценностям

народной культуры; воспитывать

уважение к русской природе, любовь к

березке – символу России. Русская

народная песня «Ой березка моя

беленькая». Русская народная игра «Гори,

гори ясно»

17

«Русские народные

промыслы»

Расширять и закреплять представления

детей о русских народных промыслах.

Побуждать восхищаться народными

умельцами, и предметами их народного

творчества. Рассматривание игрушек:

Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово

18

«Ярмарка»

Обобщить и систематизировать

представления о народных промыслах;

продолжать знакомить с русскими

народными обычаями и традициями

19

Итоговое занятие:

«Человек без Родины,

что соловей без песни».

Заключительная беседа о своей Родине.

Просмотр презентации «Наша Родина-

Россия»»

Также, путем сравнительного анализа русской культуры с мировой культурой,

в моей группе дети сравнивали Россию со Швейцарией, мы сравнили и

закрепили знания о:

«Резиденциях современных президентов и правителей», где сравнивали

«Кремль»

в

Москве

с

«Федеральным

дворцом-БУНДЕСХАУС»

в

Швейцарии.

«Знаменитых

площадях

мира»:

«Красная

площадь»

в

Москве,

«Федеральная площадь» в Берне, «Площадь Наций» в Женеве.

В фестивале «Мы все такие разные», познакомились с народами России

и Швейцарии.

На

неделе

«Игры

и

игрушки»

в

игровом

квесте

«Собиратели

игр

народов мира», дети познакомились с русскими народными играми,

провели

народную

швейцарскую

игру

«Доброе

утро,

охотник».

В

«Фестивале

настольных

игр»

изготовили

настольную

швейцарскую

игру «Кварто» и сравнили ее со знакомой им игрой «Крестики нолики»,

а

также

сконструировали

из

конструктора

«Красную

площадь»

и

«Красную ратушу» в Швейцарии.

«Музеях разных стран», «Известных театрах мира» и тд.

Таким

образом,

данная

система

работы

позволяет

формировать

у

детей

дошкольного

возраста

знания

о

культурном

наследии

русского

народа,

формировать

эмоционально

окрашенное

чувство

причастности

детей

к

наследию прошлого, а также путем сравнительного анализа закрепить знания

о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и

праздниках.

Список литературы:

1.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

2.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии

календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,

О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по

государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты

занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и

др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4.

Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским

народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский

коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.:

Педагогическое общество России, 2005.



В раздел образования