Напоминание

" Согласные звуки р и р. Буквы Р , р. Сказки Александра Сергеевича Пушкина"


Автор: Матросова Лидия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1619 имени М.И.Цветаевой
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект урока по обучению грамоте
Тема: " Согласные звуки р и р. Буквы Р , р. Сказки Александра Сергеевича Пушкина"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 1619 имени М.И. Цветаевой"

Урок чтения

в начальной школе

1 класс

Тема. Согласные звуки [ р ] и [ р']. Буквы Р , р.

Сказки А. С. Пушкина.

Учитель: Матросова Лидия Викторовна

Москва, 2018 г.

Тема. Согласные звуки [ р ], [ р' ]. Буквы Р , р.

Сказки А. С. Пушкина.

Цели урока. Формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного

чтения; познакомить учащихся с новыми звуками, новыми буквами; учить узнавать графический

образ букв; способствовать развитию литературной, грамотной и связной речи, внимания, мыш-

ления, памяти, фонематического слуха; прививать интерес и любовь к чтению ; знакомить со

сказками А. С. Пушкина.

Оборудование. Учебник «Русская азбука» ( автор В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин); таблица

слогов; иллюстрации рака, раков, реки, весёлого карандаша-человечка; касса букв и слогов

демонстрационная; звуковая касса демонстрационная; лента букв демонстрационная; алфавит в

картинках; доска, звукозапись сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (ТСО), портрет

А.С.Пушкина.

Ход урока

1.

Организационный момент

Учитель. Сегодня м ы продолжим путешествие по стране Букволандия (таблица с алфавитом).

Вместе с нами будет путешествовать Весёлый Карандашик. Он приготовил вам много рисунков,

которые понадобятся нам в путешествии. А пока расскажите Карандашику, чему мы научились на

прошлых уроках.

11.Повторение пройденного материала

У. Из чего состоит наша речь?

Дети. Наша речь состоит из предложений.

У. Из чего состоят предложения?

Д. Предложения состоят из слов.

У. На какие части делятся слова?

Д. Слова делятся на слоги.

У. Что мы слышим и произносим?

Д. Мы слышим и произносим звуки.

У. На какие 2 группы можно разделить все звуки?

Д. Звуки бывают согласные и гласные.

У. О каком звуке идёт речь?

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается …(гласный)

У. А как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием?

Д.Согласные.

У. Посмотрите на ленту букв. Прочитайте гласные буквы, которые мы уже изучили.

Назовите изученные согласные буквы. А теперь посмотрите на доску и догадайтесь,

какая буква лишняя и почему?

1) К Л О Н Т 2) А У О Н И Ы

Д. 1) Лишняя буква О, т.к. она гласная, а все остальные – согласные.

2) Лишняя буква Н, т.к. все буквы гласные, а буква Н – согласная.

У. Покажите Карандашику, как вы научились читать слоги с изученными буквами.

Д. (Читают по строчкам хором):

НА НО НУ НИ НЫ

СА СО СУ СИ СЫ

КА КО КУ КИ КЫ

ТА ТО ТУ ТИ ТЫ

ЛА ЛО ЛУ ЛИ ЛЫ

У. Ребята, Карандашик тоже научился читать слоги. Но не может из слогов составить слова.

Помогите Карандашику.

ЛУ КУК

НА СИ ЛА СО

ЛА КИ

Дети составляют слова: луна, сила, кукла, соки.

111. Постановка темы и цели урока

Фонетическая зарядка

- Как вороны кричат?( каррр)

- Как собаки рычат? ( ррр )

-Как моторы тарахтят? ( ррр )

У. Догадайтесь, с каким звуками будем работать? ( [р ],[ р' ])

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, с новыми буквами, будем читать более длинные

тексты.

1V .Работа с новым материалом.

У. Посмотрите, какую картинку нарисовал Карандашик? Кто это? (Вывешивается картинка рака)

Д. Рак.

У. Выделите первый звук в слове рак.

Д. Р-р-р.

У. Какой это звук?

Д. Согласный, т. к. воздух проходит через преграду. Твёрдый.

У. Ребята, а где водятся раки?

Д. В реке.

У. Правильно. Посмотрите как красиво нарисовал реку Карандашик (вывешивается картинка).

Произнесите первый звук в слове река. Какой это звук?

Д. Это мягкий согласный звук.

У. Эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласная буква ЭР.

(На доску вывешиваются 2 карточки с буквами Р, р.)

Буква Р- на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

( В. Степанов)

Ручка круглая у трости.

Трость для деда сделал Костя.

(Г. Виеру)

У. Поучимся читать слоги с буквой ЭР.

Д. РО РА РИ РУ РЫ - РЫ РУ РИ РА РО

V1. Работа с разрезной кассой букв, слогов и звуковыми схемами.

Звуко – буквенный анализ слов.

У. Составим звуковую схему слова РАК и соберём слово из букв.

( Один ученик составляет на доске, остальные дети – в своих кассах букв и слогов)

У. Сколько звуков в слове рак? А сколько букв? Сколько гласных? Сколько согласных?

Сколько слогов? Как докажите?

Д. Сколько гласных в слове, столько и слогов.

У. А кто из вас пробовал раков? (Вывешивается картинка с изображением раков)

Составьте звуковую схему и слово РАКИ из слогов разрезной азбуки…

Проверьте. Сколько слогов в слове раки? ( 2 )

У. Какой слог ударный? (первый)

У. Из чего состоит первый слог?

Д. Из слияния твёрдого согласного с гласным .

У. Второй слог?

Д. Из слияния мягкого согласного с гласным.

У. Сколько всего звуков? ( 4 ) Сколько всего букв? ( 4 ) Сколько гласных? ( 2 ) Сколько

согласных? (2)

V11. Работа с « Азбукой» ( с 68 - 69)

-Чтение слогов ро, ра, ры, ру, ри.

-Чтение слов в столбиках: рана, ранка, тронул, уколол

-Чтение текста « Кактус». Выборочное чтение по предложениям.

-Беседа по уходу за кактусами.

V111. Работа по развитию речи.

Составление рассказа по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (

с.68-69)

У. Что изображено на рисунке?

Д. Море, берег, волны, радуга, дерево, избушка, корыто, ведро.

У. Кого вы видите на рисунке?

Д. Деда, старуху, золотую рыбку.

У. Какое явление природы изображено на рисунке?

Д. Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море.

У. Какие ещё явления природы вы знаете?

У. Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (Вывешивается портрет А.С.Пушкина)

У. Прочитайте отрывок в учебнике и найдите слова с новой буквой.

Д. Рыбу, старик, старуха, моря ,ровно, пряла, пряжу.

У. А теперь послушайте конец сказки ( включается звукозапись)

У. Почему старуха осталась у разбитого корыта? Как поняли смысл « Остаться у разбитого

корыта?

Д. Старуха жадная, злая, ей всего мало. Жадность – плохое чувство.

У.Назовите слово с противоположным значением.

Д. Жадность – щедрость.

1Х. Подведение итогов урока.

У. Что нового узнали на уроке?

Д. Познакомились с новыми звуками, с новой буквой. Научились читать слоги, слова с буквой Р.

Х. Домашнее задание.

Читать слоги, слова, предложения с буквой « Р» на с. 68-69.



В раздел образования