Напоминание

"Формирование нравственного отношения к изучению и сохранению культурного наследия родного края у дошкольников."


Автор: Бородай Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №25"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственного отношения к изучению и сохранению культурного наследия родного края у дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование нравственного отношения к изучению и сохранению

культурного наследия родного края у дошкольников.

Г.В. Бородай, воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25», г. Орёл.

На современном этапе развития нашего общества большое значение

имеет

ознакомление

подрастающего

поколения

с

родным

краем.

Многие

стали

забывать

о

своих

русских

ценностях.

Поэтому

соприкосновение

с

народным

искусством

и

традициями

поддерживает

интерес

к

истории

и

культуре

родного

края

не

только

у

взрослых,

но

и

у

подрастающего

поколения, в том числе и у дошкольников. Изучение культуры родного края с

ранних

лет

вносит

определённый

вклад

в

развитие

самостоятельного

мышления,

памяти,

воображения

ребёнка.

А

знания

о

культуре,

быте,

искусстве являются могучим источником умственного развития, а так же

гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка. Это помогает

социализации ребёнка в обществе, помогает осознавать, что он – часть своего

народа.

В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование

у

детей

дошкольного

возраста

взаимодействия

с

социумом,

привычек

и

навыков практической и общественной деятельности, выступающих одним из

регуляторов

общественных

отношений.

Поэтому

важным

моментом

в

воспитании

детей

становится

целенаправленное

возрождение

народных

ремёсел и промыслов русского народа и родного края.

Большая

часть

народной

культуры

тесно

связана

с

народными

промыслами. Народное искусство – это глубокий источник художественных

образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной

природы,

особенности

быта

русского

народа

предстают

живо

и

непосредственно в произведениях народных мастеров. Глядя на них, глаза

детей

загораются

живым

любопытством

и

восторгом.

Задача

педагога

заключается в том, чтобы пробудить душу ребёнка, развить заложенные в нём

природой

творческие

способности.

Для

решения

этой

задачи

подходит

знакомство детей с промыслами родного края.

Народные промыслы Орловской области невозможно представить без

народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни нашего

края,

демонстрирует

художественные

вкусы,

эстетическую

красоту

и

является

частью

его

истории.

В

процессе

ознакомления

с

народными

промыслами интерес и увлечённость детей может возникнуть в лепке из

глины, в росписи на тканях и бересте, при вышивании , при разукрашивании

готовых

изделий,

при

выполнении

изделий

для

оформления

помещений

детского сада, в качестве подарка, для игры и т.д.

Удивительный мир народного промысла раскрывается по-особому, если

воспитатель расскажет о нём эмоционально и увлекательно. Для того, чтобы

ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные

изделия художники плешковцы, как возникают под звонким коклюшками

морозные узоры мценских кружев, как расцветают вышивки «орловского

списа» и как

через чудное сплетение лозы появляются предметы быта,

педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство.

Исследователи народного искусства В.И. Василенко, В.С. Воронов, М.А.

Некрасова, Н.П. Сакулина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные

характерные

черты:

традиционность,

коммуникативность,

коллективный

характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с

окружающей жизнью.

Коллективность творчества – важное качество, так как труд носит

коллективный характер.

Традиционность – народное искусство имеет глубокие корни. Традиции

касаются и основных выразительных средств, технологии и т. п. Народное

искусство создаётся для человека.

Гуманность и человечность – существенная черта народного искусства.

Оно

очень

содержательно

и

направлено

на

то,

чтобы

обогатить

жизнь

человека, сделать её содержательней.

Язык народного искусства лаконичен, в нём заключается совершенство

композиции. [1]

В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и

зарубежных

педагогов,

посвящённых

исследованию

влияния

промыслов

родного края на развитие способностей ребёнка.

Строя работу с детьми на основе ознакомления с народными промыслами,

нужно

понимать,

что

оно

должно

быть

широко

включено

в

быт

и

деятельность детей. На основе знакомства с народными промыслами дети

учатся

понимать

прекрасное,

усваивают

эталоны

красоты

(словесные,

музыкальные,

изобразительные),

проникаются

уважением

к

народным

мастерам.

У

детей

появляется

желание

самим

научиться

создавать

прекрасные

произведения

декоративно-прикладного

искусства.

Народное

искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной работе с

детьми используется в интегрированной форме, как на занятиях, так и в

процессе самостоятельной деятельности в разных моментах жизни детей

(игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно

практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал:

можно

составить

описательные

рассказы

по

игрушкам

(чернышенской,

дымковской, плешковской, матрёшки…), придумать сказку.

Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное

и

бережное

отношение

к

окружающей

среде,

так

как

декоративно

прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия мастеров

помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это

является основой гармоничного развития ребёнка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных

промыслов,

соблюдается

определённый

ритм,

симметрия,

соразмерность

отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это даёт материал

для развития элементарных математических представлений.

Народные промыслы тесно связаны с фольклором, обычаями и обрядами,

народными

праздниками

и

народной

музыкой.

Значит,

ознакомление

с

народными

промыслами

можно

дополнить

музыкальным

восприятием

дошкольника.[2]

Народное

искусство,

в

котором

в

музыкальной,

художественно-речевой,

декоративно-прикладной форме запечатлены образы окружающих предметов

и явлений, в доступном для детского познания виде, способствует развитию

наглядно-образного

мышления

ребёнка.

Предоставив

детям

возможность

заниматься

разнообразными

художественными

видами

деятельности,

на

основе

народного

искусства,

мы

будем

способствовать

удовлетворению

потребности

ребёнка

в

деятельности,

что

вызовет

эмоционально-

положительное

отношение

к

этим

видам

деятельности.

Осуществление

различных

видов

деятельности

на

материале

народного

искусства

будет

способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная,

познавательная, потребность в общении, в самоутверждении и потребность в

новых знаниях о мире. Говоря о ценности в изучении народных ремёсел,

можно отметить его терапевтический эффект. Народное искусство близко к

детям,

доступно

их

пониманию,

воспроизведению

в

самостоятельной

деятельности. Это способствует появлению чувства удовлетворения, радости,

что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей.

Правильно организованное дошкольное образование даёт возможность

детям

самостоятельно

выявить

социокультурные

ориентиры,

которыми

в

дальнейшей

жизни

они

смогут

пользоваться.

Вот

почему

важно

в

повседневной жизни, дома, в детском саду социализировать дошкольников,

через приобщение к народной культуре и привлекать родителей, т.к. именно

семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную

социализацию ребёнка в обществе.[3]

Список литературы:

1.

Комарова Т.С.

Народное искусство в воспитании дошкольников. –

Москва,1996.

2.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с

русским

народным

декоративно-прикладным

искусством

Москва,2005.

3.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры – СПб,2004.



В раздел образования