Автор: Бородай Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №25"
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование нравственного отношения к изучению и сохранению культурного наследия родного края у дошкольников."
Раздел: дошкольное образование
Формирование нравственного отношения к изучению и сохранению
культурного наследия родного края у дошкольников.
Г.В. Бородай, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25», г. Орёл.
На современном этапе развития нашего общества большое значение
имеет
ознакомление
подрастающего
поколения
с
родным
краем.
Многие
стали
забывать
о
своих
русских
ценностях.
Поэтому
соприкосновение
с
народным
искусством
и
традициями
поддерживает
интерес
к
истории
и
культуре
родного
края
не
только
у
взрослых,
но
и
у
подрастающего
поколения, в том числе и у дошкольников. Изучение культуры родного края с
ранних
лет
вносит
определённый
вклад
в
развитие
самостоятельного
мышления,
памяти,
воображения
ребёнка.
А
знания
о
культуре,
быте,
искусстве являются могучим источником умственного развития, а так же
гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка. Это помогает
социализации ребёнка в обществе, помогает осознавать, что он – часть своего
народа.
В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование
у
детей
дошкольного
возраста
взаимодействия
с
социумом,
привычек
и
навыков практической и общественной деятельности, выступающих одним из
регуляторов
общественных
отношений.
Поэтому
важным
моментом
в
воспитании
детей
становится
целенаправленное
возрождение
народных
ремёсел и промыслов русского народа и родного края.
Большая
часть
народной
культуры
тесно
связана
с
народными
промыслами. Народное искусство – это глубокий источник художественных
образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной
природы,
особенности
быта
русского
народа
предстают
живо
и
непосредственно в произведениях народных мастеров. Глядя на них, глаза
детей
загораются
живым
любопытством
и
восторгом.
Задача
педагога
заключается в том, чтобы пробудить душу ребёнка, развить заложенные в нём
природой
творческие
способности.
Для
решения
этой
задачи
подходит
знакомство детей с промыслами родного края.
Народные промыслы Орловской области невозможно представить без
народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни нашего
края,
демонстрирует
художественные
вкусы,
эстетическую
красоту
и
является
частью
его
истории.
В
процессе
ознакомления
с
народными
промыслами интерес и увлечённость детей может возникнуть в лепке из
глины, в росписи на тканях и бересте, при вышивании , при разукрашивании
готовых
изделий,
при
выполнении
изделий
для
оформления
помещений
детского сада, в качестве подарка, для игры и т.д.
Удивительный мир народного промысла раскрывается по-особому, если
воспитатель расскажет о нём эмоционально и увлекательно. Для того, чтобы
ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные
изделия художники плешковцы, как возникают под звонким коклюшками
морозные узоры мценских кружев, как расцветают вышивки «орловского
списа» и как
через чудное сплетение лозы появляются предметы быта,
педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство.
Исследователи народного искусства В.И. Василенко, В.С. Воронов, М.А.
Некрасова, Н.П. Сакулина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные
характерные
черты:
традиционность,
коммуникативность,
коллективный
характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с
окружающей жизнью.
Коллективность творчества – важное качество, так как труд носит
коллективный характер.
Традиционность – народное искусство имеет глубокие корни. Традиции
касаются и основных выразительных средств, технологии и т. п. Народное
искусство создаётся для человека.
Гуманность и человечность – существенная черта народного искусства.
Оно
очень
содержательно
и
направлено
на
то,
чтобы
обогатить
жизнь
человека, сделать её содержательней.
Язык народного искусства лаконичен, в нём заключается совершенство
композиции. [1]
В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и
зарубежных
педагогов,
посвящённых
исследованию
влияния
промыслов
родного края на развитие способностей ребёнка.
Строя работу с детьми на основе ознакомления с народными промыслами,
нужно
понимать,
что
оно
должно
быть
широко
включено
в
быт
и
деятельность детей. На основе знакомства с народными промыслами дети
учатся
понимать
прекрасное,
усваивают
эталоны
красоты
(словесные,
музыкальные,
изобразительные),
проникаются
уважением
к
народным
мастерам.
У
детей
появляется
желание
самим
научиться
создавать
прекрасные
произведения
декоративно-прикладного
искусства.
Народное
искусство в разных его видах в воспитательно-образовательной работе с
детьми используется в интегрированной форме, как на занятиях, так и в
процессе самостоятельной деятельности в разных моментах жизни детей
(игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством можно
практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал:
можно
составить
описательные
рассказы
по
игрушкам
(чернышенской,
дымковской, плешковской, матрёшки…), придумать сказку.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное
и
бережное
отношение
к
окружающей
среде,
так
как
декоративно
–
прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия мастеров
помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это
является основой гармоничного развития ребёнка.
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных
промыслов,
соблюдается
определённый
ритм,
симметрия,
соразмерность
отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это даёт материал
для развития элементарных математических представлений.
Народные промыслы тесно связаны с фольклором, обычаями и обрядами,
народными
праздниками
и
народной
музыкой.
Значит,
ознакомление
с
народными
промыслами
можно
дополнить
музыкальным
восприятием
дошкольника.[2]
Народное
искусство,
в
котором
в
музыкальной,
художественно-речевой,
декоративно-прикладной форме запечатлены образы окружающих предметов
и явлений, в доступном для детского познания виде, способствует развитию
наглядно-образного
мышления
ребёнка.
Предоставив
детям
возможность
заниматься
разнообразными
художественными
видами
деятельности,
на
основе
народного
искусства,
мы
будем
способствовать
удовлетворению
потребности
ребёнка
в
деятельности,
что
вызовет
эмоционально-
положительное
отношение
к
этим
видам
деятельности.
Осуществление
различных
видов
деятельности
на
материале
народного
искусства
будет
способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная,
познавательная, потребность в общении, в самоутверждении и потребность в
новых знаниях о мире. Говоря о ценности в изучении народных ремёсел,
можно отметить его терапевтический эффект. Народное искусство близко к
детям,
доступно
их
пониманию,
воспроизведению
в
самостоятельной
деятельности. Это способствует появлению чувства удовлетворения, радости,
что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей.
Правильно организованное дошкольное образование даёт возможность
детям
самостоятельно
выявить
социокультурные
ориентиры,
которыми
в
дальнейшей
жизни
они
смогут
пользоваться.
Вот
почему
важно
в
повседневной жизни, дома, в детском саду социализировать дошкольников,
через приобщение к народной культуре и привлекать родителей, т.к. именно
семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную
социализацию ребёнка в обществе.[3]
Список литературы:
1.
Комарова Т.С.
Народное искусство в воспитании дошкольников. –
Москва,1996.
2.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с
русским
народным
декоративно-прикладным
искусством
–
Москва,2005.
3.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры – СПб,2004.