Напоминание

Некоторые основные моменты при обучении игре на фортепиано в начальных классах


Автор: Бологова Екатерина Павловна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. И.К. Архиповой"
Населённый пункт: г. Осташков, Тверская обл.
Наименование материала: Некоторые основные моменты при обучении игре на фортепиано в начальных классах
Тема: Некоторые основные моменты при обучении игре на фортепиано в начальных классах
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

«

Некоторые основные моменты при обучении игре

на фортепиано в начальных классах»

Составила: Бологова Екатерина Павловна

Преподаватель фортепиано, концертмейстер

МБУ ДО «ДШИ им. И.К. Архиповой»

г. Осташков

2018 г.

Порядок изучения штрихов в начальных классах на уроке фортепиано.

Основным

приемом

игры

при

разучивании

первых

пьес

,

является- non

legato.Поскольку правильный прием игры non legato является основой для

овладения всеми другими штрихами ,необходимо уделить ему как можно

более пристальное внимание .Необходимо следить за плавным опусканием

руки сверху с опорой на кончик пальца .Важно найти ощущение легкой

,активной упругости всей руки /в запястье ,локте и плече /.Следует избегать

как

вялого

,пассивного

извлечения

звука

,так

и

резкого

,грубого

,фиксированного в запястье прикосновения к клавише .Правильность приема

проверяется педагогом .Запястье должно хорошо пружинить при сцеплении

кончика

пальца

с

клавишей

.Начиная

с

легкого

,невесомого

запястья

,снимается вся рука .Так как последующая игра по нотам представляет новые

трудности ,игра одним пальцем позволяет сконцентрировать внимание на

правильном извлечении звука .Необходимо разучить как можно больше пьес

однотипного содержания без детальной их проработки ,чтобы использовать

прием до автоматизма .В дальнейшем можно включать использование при

игре на инструменте 2-го и 4-го пальцев ,всеми пальцами ,двойных нот .

Следующим приемом предлагается начинать освоение штриха legato

Наиболее удобным и привычным способом «из руки в руку» .Это позволяет

развить

слуховое

представление

о

связной

игре

,не

отвлекаясь

на

дополнительные трудности .Первые варианты :с опорой на первый звук ,а за

тем

на

второй

.Правильное

использование

веса

руки

,умение

его

распределять

/опора

освобождение

/

является

,по

сути

,основой

фортепианной техники .Опорный звук берется сверху ,всем весом руки ,с

ощущением «пружинки в запястье /кисть плавно опускается вниз/ .При этом

пальцы как бы переступают с одной

клавиши на другую активно ,но без

толчка . Можно начать с отработки движения кисти вверх и низ /как при non

legato / ,не заостряя внимание на активности пальца ,чтобы избежать зажима

в запястье .Однако сразу же необходимо активизировать работу пальца на

втором звуке при легкой кисти

Целесообразно

начать

освоение

штриха staccato

при

исполнении

мотива из двух звуков под лигой с опорой на первый из них .Это обусловлено

тем ,что кистевое staccato берется тем же приемом ,что и вторая нота при

связной игре данного мотива .Однако исполняется вторая нота в том случае

более отрывисто .Подобный подход позволяет добиться естественности в

выполнении штриха :

а) взятие ноты от клавиши (кисть внизу) б) легкое ,активное движение пальца

в) моментальное освобождение кисти при движении руки вверх .

Развитие основных дидактических принципов в процессе чтения с листа

Необходимая ,важная часть работы при обучении игре на фортепиано –это

развитие навыков чтения с листа .Способность ученика к беглому прочтению

нового текста является одним из важных факторов развития музыкальных

способностей

маленького

пианиста

.Чтение

с

листа

–это

первый

этап

ознакомления ученика с новым произведением ,с новым нотным текстом .

В процессе чтения нот с листа со всей полнотой выявляют себя следующие

основные дидактические принципы :

а) увеличение объема используемого в обучении музыкального материала.

б) ускорение темпа его прохождения .

Чтение

нот

с

листа

имеет

все

основания

стать

одним

из

главных

,специальных средств практического достижения этих задач .

Цель

навыка

чтения

нот

с

листа

ознакомление

с

музыкальным

произведением .При подборе материала для чтения нот с листа надо вести

ученика от простого к сложному ,от простых тональностей переходить к

более сложным ,усложнять ритмический рисунок текста ,усложнять фактуру

нотного

текста

.Уровень

репертуара

для

чтения

нот

с

листа

,дается

как

правило ,на один ,два класса ниже ,чем тот ,в котором обучается ученик

.Чтобы

успешно

развить

навык

чтения

нот

,педагог

должен

включать

в

репертуар не менее трех ,пяти ,пьес в неделю Для закрепления ,например

графического восприятия текста необходимо усложнять задачи в следующем

порядке :играть огромное количество песенок попевок самостоятельно, с

установкой

поиграть

1-2

раза

с

анализом

движения

мелодии

,можно

из

сборника по сольфеджио ,с пропеванием счета ,нот ,слов ;параллельно с

самостоятельной

работой

можно

задавать

более

сложные

номера

с

объяснением

на

уроке

.Также

для

увеличения

объема

материала

можно

включить в работу песни с буквенными обозначениями аккордов .Ученик уже

будет следить за двумя руками На первом этапе аккомпонемент –только

трезвучия

дальнейшем

ученик

сам

может

придумать

элементарный

аккомпонемент .Произведения ,записанные на двух строчках ,проигрываются

на

уроке

1

раз

.Далее

можно

приступить

к

работе

над

пьесами

переложенными для игры в одной позиции ,и использовать их в работе

освоения других элементов техники чтения с листа и игры в транспорте

.Постепенное наращивание количества пьес происходит на каждом уроке /по

1-2/ .

Ускорить темп прохождения материала поможет развитие зрительной памяти

умение читать на 1 такт вперед .Номера играются,закрывая по полтакта

,затем по такту .В дальнейшем постепенно переключаем внимание ребенка с

нот ,ритма на более выразительное исполнение .Теперь надо успевать читать

штрихи

,нюансировку

.Повторюсь

,что

материал

необходимо

подбирать

немного

проще

.Чтобы

научить

маленького

пианиста

свободно

читать

музыкальное

произведение

,надо

развить

целый

комплекс

умений

и

навыков .Быстро прочитывать нотные знаки не только по горизонтали ,но и

по

вертикали

,что

для

многих

представляет

огромную

трудность

.Надо

научить

понимать

смысловые

связи

,понимать

направление

движения

и

развития мелодической линии ,узнавать кадансовые обороты .Ученик должен

привыкнуть ,не глядя на клавиатуру ,быстро находить все то ,что он увидел в

нотном тексте .Если ученик владеет пониманием фортепианной фактуры

,научен

аппликатурным

и

техническим

приемам

–все

это

значительно

упростит выполнение этой задачи .

Виды педализации

Существуют виды педали ,применяемые в соответствии с необходимостью

извлечения

нужной

в

данный

момент

звучности

.Так

,различают

педаль

связующую

,назначение

которой

соединять

звуки

,расстояния

между

которыми

недоступны

пальцам

;мелодическую

,помогающую

окрасить

и

подчеркнуть

некоторые

звуки

мелодии

;гармоническую

,служащую

для

окраски и подчеркивания отдельных гармоний или целого ряда аккордов

;вуалирующая ,педаль делает звучание быстрых узоров более слитным и

текучим

.Это

как

правило

,короткая

педаль

,берущаяся

с

меньшей

или

большей частотой ,связана она с импровизационной нюансировкой звуковой

линии ,и поэтому не всегда поддается письменной фиксации .Задача педали

фоновой –создавать звучащий фон из звуков ,не удерживаемых пальцами

.Она чаще всего действует в пределах одной гармонии .Разумеется ,нельзя

обойти вниманием такое понятие как полупедаль .Здесь подразумевается два

различных

приема

:

полунажатие

вразличных

видах

короткой

педали

Педальная лапка не нажимается глубоко за отсутствием времени .Второй

полупедальный прием –это быстрая подмена педали полусмена /,при которой

демпферы

успевают

заглушить

или

ослабить

звучание

струн

среднего

регистра ,но при этом взятый ранее бас продолжает звучать .Левая педаль –

это отдельная статья и разговор о ней отдельный .Левую педаль следует

применять для изменения тембра ,а не для маскировки неумения играть

красивым piano и pianissimo .

В

течение

первого

года

обучения

применение

педали

нецелесообразно

/необходим

индивидуальный

подход

/Во

втором

классе

можно

начинать

знакомить ученика с устройством и действием педали .Неплохо заглянуть

внутрь инструмента .Пояснить смысл правой и левой педалей .Самое первое

упражнение –это простое бесшумное нажатие педали Далее извлекаем какой

–нибудь

аккорд

и

послушаем

его

до

момента

затухания.

затем

вновь

воспроизвести его ,предварительно нажав педаль .Путем сравнения прийти к

выводу

,что

во

втором

случае

звучание

стало

насыщенным

.Затем

дать

учащемуся

понятие

педали

прямой

и

запаздывающей

.Познакомить

с

упражнениями на прямую педаль .Только после этого можно переходить к

более сложному упражнению в связывании при помощи педали отельных

звуков

Связывание

звуков

при

помощи

запаздывающей

педали

требует

непрерывного слухового контроля –особенно в момент их слияния :важно не

дать

новому

звуку

наслоиться

на

предыдущий

.Приобретенные

навыки

следует

тотчас

применять

в

исполняемых

произведениях

.Вначале

целесообразно

выбирать

пьесы

с

несложной

педализацией

.Алексеев

советует начинать с «Прелюдии « Тетцеля ,в которой простая запаздывающая

педаль меняется на каждую гармонию .Не рекомендуется в младших классах

использовать частые смены педали .Полезно руководствоваться следующим

принципом :педаль берется после долгих звуков и снимается на коротких

.Важно

приучать

ученика

к

самостоятельному

мышлению

:какие

звуки

можно связывать педалью ,а какие нет .

В заключении хотелось бы сказать ,что ни в коем случае нельзя забывать о

том

,что

каждая

ступень

развития

пианиста

имеет

свои

,ограниченные

задачи

.Нелепо

требовать

от

ученика

младшего

/

даже

среднего

/класса

полупедали ,педальной «дымки « и т . п . приемов из арсенала опытного

пианиста

.Необходимо

учитывать

индивидуальные

способности

и

особенности ученика .

Показ педагога на уроке .

Большое место занимает показ педагога на фортепиано .Мы знаем ,какое

могущественное

воздействие

на

ученика

оказывает

яркое

,мастерское

исполнение

педагогом

произведения

подтверждении

этого

впомним

высказывания учеников Н .Г . Рубинштейна о благотворительном влиянии его

игры «Как будила музыкальную мысль всякая сделанная им поправка «

-пишет Р .Геника ,»как возбуждала фантазию всякая сыгранная им фраза .В

теплой обстановке класса ,среди небольшой кучки товарищей ,замирая от

восторга

,когда

Николай

Григорьевич

проигрывал

нам

наши

пьесы

,стоя

около

него

так

близко

–близко

,как

бы

осязая

физически

это

дивное

артистическое творчество ,я впитывал идеалы высочайшего совершенства

фортепианной игры .Проигрывать сочинение важно потому ,что содержание

любого ,даже самого простого приведения ,нельзя во всей полноте передать

словами

ли

каким

–либо

другим

способом

.Помимо

ярких

образных

замечаний

,бесед

о

произведении

,точных

словесных

указаний

,педагогу

всегда надо уметь показать ученику «в живом звучании ,все то ,о чем он ему

рассказывает

.Необходимо

,однако

,сразу

же

отметить

,что

исполнение

педагогом

в

классе

,изучаемых

сочинений

,отнюдь

не

всегда

полезно

,Слишком частое исполнение или обязательное проигрывание каждой новой

пьесы может затормозить развитие инициативы ученика .Надо учитывать ,как

именно

и

в

какой

период

работы

над

сочинением

полезно

играть

его

ученику .

Разновидностью показа ,ориентированного на конкретного ученика ,является

показ

,именуемый

в

методической

литературе

направляющим

.Педагог

специально высвечивает ,особо выпукло преподносит те моменты ,к которым

он

хочет

привлечь

внимание

.Например

,преувеличивает

недостаточно

выявленные учеником динамические оттенки ,подчеркивает непрозвучавшие

басы ,допускает темповую свободу там ,где игра ученика чересчур метрична

и т . п .Эффективность такого показа чрезвычайно велика .Возможен и такой

прием ,когда педагог играет нарочито неверно и тут же спрашивает :»Почему

это звучит плохо ? « Это весьма сильное средство , и пользоваться им надо с

осторожностью .

Наконец ,весьма эффективен показ ,целью которого

является сравнением

разных

вариантов

трактовки

.Педагог

на

глазах

ученика

,пробует

,отбрасывает ,снова ищет , и ученик убеждается ,что этот мелодический

оборот может быть проинтонирован на разные лады ,что даже небольшая

подвижка

темпа

изменяет

характер

музыки

,что

любое

средство

выразительности работает в пределах определенной зоны и т . д .Кроме ярких

образных замечаний ,педагог обязан уметь показать ученику «вживую «то ,о

чем

он

только

что

рассказывал

.Используя

на

уроке

собственное

исполнение ,педагог придает своим объяснениям большую убедительность

.Своим

показом

педагог

выявляет

художественные

намерения

,делает

конечную игру более яркой ,более осознанной .

Целью показа является отчетливое представление о направлении дальнейшей

работы .Исполнение педагога в целом оказывает положительное воздействие

на музыкальное воображение и развитие ученика .Свое исполнение педагогу

необходимо

связывать

с

конкретным

объяснением

того

или

иного

пианистического

приема

,технических

задач

,нюансировки

детализации

,понимания форм сочинения ,определения исполнительских задач .

Используемая литература:

Нейгуз Г .Г .Об искусстве фортепианной игры .Изд .5.М .Музыка ,1988 .

Геталова О . Визная И .»В музыку с радостью «

Милич Б. Воспитание пианиста .Киев :Музична Украина ,1964 .



В раздел образования