Автор: Стогний Венера Ахвальевна
Должность: социальный работник
Учебное заведение: ГБУ ЯНАО "Центр социального обслуживания населения города Лабытнанги"
Населённый пункт: город Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: статья
Тема: "Социальная защита населения муниципального образования"
Раздел: дополнительное образование
Социальная защита населения муниципального
образования.
Социальная политика муниципального образования включает в себя
структурообразующие
элементы:
социальное
обеспечение,
социальную
помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание и социальную
работу.
Безусловно,
центральное
место
в
современных
условиях
занимает
политика социальной защиты населения муниципального образования.
Это
обусловлено
затяжным
социально-экономическим
кризисом,
вызвавшим
рост
численности
малообеспеченных
и
бедных
индивидов,
социально-демографическими
изменениями,
вызвавшими
постарение
общества,
увеличение
количества
инвалидов
в
нем
и
т.д.
Кроме
того,
изменение
мент а литет а
нас еления,
по степенно е
у к р е п л е н и е
гуманистических, демократических установок, вызывает усиление интереса к
каждой
личности,
выдвигает
высокие
требования
к
ее
социальному
благополучию [31, с.163].
Современные
социологические
теории
рассматривают
бедность
как
абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется
минимальным
уровнем
доходов,
необходимых
для
поддержания
жизни;
относительная - при сравнении различных групп населения. Следовательно,
даже
если
индивид
имеет
доход,
превышающий
необходимый
для
поддержания
жизни,
но
более
низкий,
чем
доходы
остальных
членов
общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае при росте
богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности.
Социальная защита муниципального образования, как и социальная
политика, распространяется на все категории населения, в том числе и на ее
трудоспособную часть.
Более широким понятием социальная защита является по той причине,
что она носит (точнее, должны носить) преимущественно превентивный,
профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных
ситуаций, не допуская их возникновения.
При этом по отношению к трудоспособным под социальной защитой
муниципального
образования
понимается
система
законодательных,
экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им
равные
условия
для
повышения
своего
благополучия
за
счет
личного
трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам,
как дети, молодежь и женщины, государство обязано выработать и закрепить
законодательную
систему
гарантий,
обеспечивающих
социальную
справедливость
к
данной
категории
населения
с
учетом
их
социального
положения и социально-психологических свойств [20, с.116-117].
Социальная
защита
муниципального
образования,
как
социальный
институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных
решать
определенные
социальные
и
экономические
проблемы
на
муниципальном уровне, в международном контексте обычно имеет дело с
установленными законодательством категориями граждан, которые в силу
утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не
имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных
потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках
систем социальной защиты населения муниципального образования таким
гражданам
при
наступлении
установленных
законодательством
неблагоприятных
событий
предоставляется
помощь
компенсационного
характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода
услуг.
Кроме того, системы социальной защиты населения муниципального
образования
осуществляют
меры
профилактического
характера,
направленные
на
предотвращение
неблагоприятных
событий.
Социальная
защита населения муниципального образования осуществляется в различных
организационно-правовых
формах,
включая
такие
ее
формы,
как
индивидуальная
ответственность
работодателей,
страхование,
социальное
страхование,
адресная
социальная
помощь,
государственное
социальное
обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых
форм
социальной
защиты
может
иметь
различные
социальные
и
экономические
последствия,
которые
необходимо
учитывать
при
осуществлении управления данной отраслью [31, с.165-167].
Вместе
с
тем
социальная
защита
населения
муниципального
образования,
являясь
по
своему
функциональному
характеру
достаточно
целостной системой, имеет свои специфические особенности, связанные с
технологиями оказываемых ею услуг.
Технология
предоставления
пенсий
существенно
отличается
от
технологии
оказания
медицинской
помощи,
социально-реабилитационных
технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в
России
и
выработки
национальной
политики
в
отношении
путей
его
дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде
всего
отметить,
что
хотя
такой
институт
в
России
имеется
и
играет
исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в
определенной
степени
осуществляется
стихийно,
без
должного
представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и
какова должна быть его организационная структура, как с точки зрения
организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной
структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на
практике правовые нормы данного института.
В
настоящее
время
институт
социальной
защиты
каждого
муниципального образования характеризуется совокупностью охватываемых
им
видов
социальной
защиты
и
используемых
организационно-правовых
форм [26, с.301-302].
Виды
социальной
защиты
населения
муниципального
образования
представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Виды социальной защиты населения муниципального
образований
Основные
организационно-правовые
формы
социальной
защиты
населения муниципального образования представлены на рисунке 2.
Социальная
защита
населения
муниципального
образования
также
предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не
обеспечивающими
общественно-необходимого
прожиточного
минимума,
результатом которых обычно является отсутствие средств существования или
средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг.
Рис. 2 Основные организационно-правовые формы социальной защиты
населения муниципального образования
Объектом социальной защиты населения муниципального образования
выступают:
Во-первых,
все
население
муниципального
образования.
В
данном
случае
социальная
защита
населения
муниципального
образования
предполагает
обеспечение
безопасности
жизни
людей
муниципального
образования; создание условий для реализации интересов и потребности,
самореализации,
духовного
развития,
укрепление
физического
и
нравственного здоровья населения.
Во-вторых,
отдельные
группы
и
слои
населения
муниципального
образования,
например,
социальная
защита
муниципальных
служащих,
военнослужащих, работников образования и т.д.
В-третьих,
социально
уязвимые
группы
населения
муниципального
образования:
дети,
многодетные
и
асоциальные
семьи,
инвалиды,
пенсионеры, безработные и т.д.
Исходя из этого, определяется и цель социальной защиты населения на
муниципальном уровне - избавление от абсолютной нищеты (когда средний
совокупный
доход
семьи
ниже
прожиточного
минимума),
оказание
материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в
адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной
экономики [29, с.153-154].
Рассмотрим принципы, на основе которых строится и функционирует
на разных уровнях система социальной защиты населения: