Напоминание

"Социальная защита населения муниципального образования"


Автор: Стогний Венера Ахвальевна
Должность: социальный работник
Учебное заведение: ГБУ ЯНАО "Центр социального обслуживания населения города Лабытнанги"
Населённый пункт: город Лабытнанги, Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование материала: статья
Тема: "Социальная защита населения муниципального образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Социальная защита населения муниципального

образования.

Социальная политика муниципального образования включает в себя

структурообразующие

элементы:

социальное

обеспечение,

социальную

помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание и социальную

работу.

Безусловно,

центральное

место

в

современных

условиях

занимает

политика социальной защиты населения муниципального образования.

Это

обусловлено

затяжным

социально-экономическим

кризисом,

вызвавшим

рост

численности

малообеспеченных

и

бедных

индивидов,

социально-демографическими

изменениями,

вызвавшими

постарение

общества,

увеличение

количества

инвалидов

в

нем

и

т.д.

Кроме

того,

изменение

мент а литет а

нас еления,

по степенно е

у к р е п л е н и е

гуманистических, демократических установок, вызывает усиление интереса к

каждой

личности,

выдвигает

высокие

требования

к

ее

социальному

благополучию [31, с.163].

Современные

социологические

теории

рассматривают

бедность

как

абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется

минимальным

уровнем

доходов,

необходимых

для

поддержания

жизни;

относительная - при сравнении различных групп населения. Следовательно,

даже

если

индивид

имеет

доход,

превышающий

необходимый

для

поддержания

жизни,

но

более

низкий,

чем

доходы

остальных

членов

общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае при росте

богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности.

Социальная защита муниципального образования, как и социальная

политика, распространяется на все категории населения, в том числе и на ее

трудоспособную часть.

Более широким понятием социальная защита является по той причине,

что она носит (точнее, должны носить) преимущественно превентивный,

профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных

ситуаций, не допуская их возникновения.

При этом по отношению к трудоспособным под социальной защитой

муниципального

образования

понимается

система

законодательных,

экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им

равные

условия

для

повышения

своего

благополучия

за

счет

личного

трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам,

как дети, молодежь и женщины, государство обязано выработать и закрепить

законодательную

систему

гарантий,

обеспечивающих

социальную

справедливость

к

данной

категории

населения

с

учетом

их

социального

положения и социально-психологических свойств [20, с.116-117].

Социальная

защита

муниципального

образования,

как

социальный

институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных

решать

определенные

социальные

и

экономические

проблемы

на

муниципальном уровне, в международном контексте обычно имеет дело с

установленными законодательством категориями граждан, которые в силу

утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не

имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных

потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках

систем социальной защиты населения муниципального образования таким

гражданам

при

наступлении

установленных

законодательством

неблагоприятных

событий

предоставляется

помощь

компенсационного

характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода

услуг.

Кроме того, системы социальной защиты населения муниципального

образования

осуществляют

меры

профилактического

характера,

направленные

на

предотвращение

неблагоприятных

событий.

Социальная

защита населения муниципального образования осуществляется в различных

организационно-правовых

формах,

включая

такие

ее

формы,

как

индивидуальная

ответственность

работодателей,

страхование,

социальное

страхование,

адресная

социальная

помощь,

государственное

социальное

обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых

форм

социальной

защиты

может

иметь

различные

социальные

и

экономические

последствия,

которые

необходимо

учитывать

при

осуществлении управления данной отраслью [31, с.165-167].

Вместе

с

тем

социальная

защита

населения

муниципального

образования,

являясь

по

своему

функциональному

характеру

достаточно

целостной системой, имеет свои специфические особенности, связанные с

технологиями оказываемых ею услуг.

Технология

предоставления

пенсий

существенно

отличается

от

технологии

оказания

медицинской

помощи,

социально-реабилитационных

технологий или технологий обеспечения безработных граждан.

Для осмысления состояния развития института социальной защиты в

России

и

выработки

национальной

политики

в

отношении

путей

его

дальнейшего развития в нашей стране представляется необходимым прежде

всего

отметить,

что

хотя

такой

институт

в

России

имеется

и

играет

исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в

определенной

степени

осуществляется

стихийно,

без

должного

представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и

какова должна быть его организационная структура, как с точки зрения

организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной

структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на

практике правовые нормы данного института.

В

настоящее

время

институт

социальной

защиты

каждого

муниципального образования характеризуется совокупностью охватываемых

им

видов

социальной

защиты

и

используемых

организационно-правовых

форм [26, с.301-302].

Виды

социальной

защиты

населения

муниципального

образования

представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Виды социальной защиты населения муниципального

образований

Основные

организационно-правовые

формы

социальной

защиты

населения муниципального образования представлены на рисунке 2.

Социальная

защита

населения

муниципального

образования

также

предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не

обеспечивающими

общественно-необходимого

прожиточного

минимума,

результатом которых обычно является отсутствие средств существования или

средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг.

Рис. 2 Основные организационно-правовые формы социальной защиты

населения муниципального образования

Объектом социальной защиты населения муниципального образования

выступают:

Во-первых,

все

население

муниципального

образования.

В

данном

случае

социальная

защита

населения

муниципального

образования

предполагает

обеспечение

безопасности

жизни

людей

муниципального

образования; создание условий для реализации интересов и потребности,

самореализации,

духовного

развития,

укрепление

физического

и

нравственного здоровья населения.

Во-вторых,

отдельные

группы

и

слои

населения

муниципального

образования,

например,

социальная

защита

муниципальных

служащих,

военнослужащих, работников образования и т.д.

В-третьих,

социально

уязвимые

группы

населения

муниципального

образования:

дети,

многодетные

и

асоциальные

семьи,

инвалиды,

пенсионеры, безработные и т.д.

Исходя из этого, определяется и цель социальной защиты населения на

муниципальном уровне - избавление от абсолютной нищеты (когда средний

совокупный

доход

семьи

ниже

прожиточного

минимума),

оказание

материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в

адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной

экономики [29, с.153-154].

Рассмотрим принципы, на основе которых строится и функционирует

на разных уровнях система социальной защиты населения:



В раздел образования