Автор: Илюшина Елена Васильевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад"Ромашка"
Населённый пункт: п. Ковернино Нижегородской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Составление творческих рассказов по пословицам»
Раздел: дошкольное образование
План-конспект НОД в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Составление творческих рассказов по пословицам»
Цели занятия:
Коррекционно- образовательные:
Учить
детей
составлять
короткие
совместные
творчески
рассказы
по
пословицам.
Формировать умение отгадывать ребусы, составлять слова из букв.
Формировать
умение
взаимодействовать
со
сверстниками
в
процессе
обучения на занятии, оценивать сверстника не только как друга, но и как
партнёра по совместной деятельности.
Коррекционно -развивающие:
Развивать
умение
договариваться
о
содержании
и
последовательности
рассказа, понимать прямой и переносный смысл пословиц.
Развивать память, воображение, абстрактное мышление, мелкую моторику,
фонематический слух.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать
интерес
к
произведениям
устного
народного
творчества,
чуткость к смысловым оттенкам слов, воспитывать желание сотрудничать
друг с другом.
Оборудование: рисунки прямого значения пословиц, выставка книг, конверт
с пословицами, ребус, предметные картинки, ширма
Ход занятия
Ответы детей
1.Организационный момент.
Логопед: Ребята, давайте встанем в круг, закроем глаза и
настроимся на занятие. Повторяем вполголоса слова:
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
2.Дыхательная гимнастика
Логопед:
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Мы подуем высоко, (дети поднимают руки вверх, встают на
носки и дуют)
Мы
подуем
низко,
(вытягивают
руки
перед
собой,
приседают и дуют)
Мы подуем далеко, (держат руки перед собой)
Мы подуем близко. (кладут руки на грудь, дуют на них)
3.Рассматривание выставки
Логопед: Ребята, сегодня у нас в группе выставка. (Дети
подходят к выставке)
-На
нашей
выставке
собраны
произведения
устного
народного творчества. Назовите их.
Логопед: Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У
народа для всякого случая есть пословица-короткая мудрая
мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо. Чему
учат нас пословицы?
4.Игра «Построй мостик»
Логопед: Ребята, мы должны построить мост из кирпичей.
По
нему
мы
пройдём
за
свои
столы
и
продолжим
наш
разговор.
-Нужно кирпичики выложить так, чтобы последний звук в
названии
картинок,
нарисованных
на
кирпичах,
оказался
первым
на
следующем
кирпичике-картинке.
(Дети,
проговаривая
слова,
выкладывают
мостик
и
проходят
по
нему, садятся за столы)
-потешки,
песенки,чистоговорки,
дразнилки,скороговорки,
пословицы,
поговорки,
загадки, считалки
- они учат нас смелости,
в е р н о с т и ,
д р у ж б е ,
трудолюбию
5.Беседа о пословицах
Логопед:
Ребята,
вы
знаете
много
разных
пословиц.
Назовите их.
-Что значит эта пословица?
-Какую пословицу ещё знаете?
-Кто ещё знает пословицы?
6.Сказка «Лиса и журавль»
Логопед: Молодцы!
Я приглашаю вас посмотреть сказку.
-За
двумя
з а й ц а м и
погонишься, ни одного
не поймаешь.
-Это значит не нужно в
одно
и
то
же
время
делать две работы.
-Если много дел будешь
делать сразу, ничего не
получится
-Яблоко
от
я бл о н и
недалеко падает.
-Дети всегда похожи на
своих родителей.
-Так происходит по тому,
что они всегда много дел
делают вместе)
-Двое
пашут,
семеро
руками машут.
-Бывает так, что один
трудиться, а другие не
помогают, ленятся,
только мешают.
-Любишь
кат ат ь с я ,
люби и саночки возить
-Поиграл, надо за собой
всё убрать
Подготовленные
дети
п о к а з ы в а ю т
с к а з к у
« Лис а
и
ж у р а вл ь »
(тросточковый театр)
-Ребята, как называется эта сказка?
-А может названием стать пословица?
7.Разгадывание ребуса
Логопед: Лиса и журавль просят вас придумать истории по
пословицам. Они положили пословицы в конверт. Но его
сможем открыть, только отгадав ребус на конверте.
-Ребус отгадали и конверт открылся.
В нём всего три пословицы, истории мы будем придумывать
парами.
8.Игра «Живые буквы»
Логопед: А где могут произойти эти истории, мы узнаем,
поиграв в игру «Живые буквы»
(Желающим
раздают
по
одной
букве,
они
все
вместе
составляют из них слова: дом, река, лес)
-Где могут произойти истории?
9.Подготовительная беседа
Логопед: Каким должен быть рассказ?
-А как нужно рассказывать?
Логопед: Первым начнёт тот, кто отгадает загадку:
Доброе, хорошее,
На людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит.
-Названием
этой
сказки
может
быть
пословица:
Как
аукнется,
так
и
откликнется
-Как
лиса
поступила
с
журавлём, так и журавль
с ней.
Дети отгадывают ребус
-в лесу, в поле, дома, на
реке, в саду
-интересными
подробным
-выразительно,
чётко,
громко,
без
больших
пауз
-Солнце
10. Совместное составление рассказов по пословицам
Логопед с помощью загадок выбирает следующие две пары:
В шубе летом, а зимой раздетый.(Лес)
У кого днём один глаз, а ночью много.(Небо)
11.Рефлексия.
Логопед:
- Ребята, что нового вы узнали сегодня?
-Хорошие получились у вас рассказы.
-Егор, чей рассказ тебе понравился и чем?
-Кто выразительнее других рассказывал свою историю?
Логопед:
Давайте
скажем
друг
другу
приятные,
добрые
слова, которые будут начинаться со слов: ты самый, самый…
Дети передают по кругу мяч и говорят друг другу приятные
слова.
Ребёнок выбирает.
Дети
договариваются,
к т о
п е р в ы м
б у д е т
начинать рассказ, о чём
будут рассказывать.
Д е т и
п р и д у м ы в а ю т
историю
по
одной
из
пословиц.
-Мне
понравилось, как
и н т е р е с н о
М и ш а
п р и д у м а л
н а ч а л о
рассказа
-Дима
вы р а зите льно
р а с с к а з ы в а л
с в о ю
историю
-Саша, ты самый, самый
догадливый и т.д.