Напоминание

Особенности художественного текста. К.Паустовский "Барсучий нос".


Автор: Зыкова Елена Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СО №45
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности художественного текста. К.Паустовский "Барсучий нос".
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕМА УРОКА: К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного тек-

ста

Урок литературного чтения 3 класс « Перспектива»

Учитель начальных классов Зыкова Елена Федоровна

ЦЕЛИ: познакомить с произведением К. Паустовского «Барсучий нос»; учить работать с

текстом, искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяс-

нять значение слов при помощи разных видов словарей; учить работать в паре, группе.

Планируемый результат:

1.Познакомятся с жизнью К.Паустовского, и с рассказом «Барсучий нос».

2.Обучающихся проявят познавательные УУД при изучении произведения, обучающиеся проявляют

коммуникативную культуру читательские и творческие способности в процессе анализа рассказа.

3.Продемонстрируют любовь и бережное отношение к животным.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самопределение, смыслообразование- установление связи между целью

УУД и ёё мотивом, нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обес-

печивающий личностный моральный выбор.)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка, саморегуляция формирование способности к организации своей деятельности )

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания

в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: ( постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой

выражать свои мысли.)

Системно-деятельностные: уметь выражать свои мысли, чувства, применять методы анализа текста,

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Средства:

Книгопечатная продукция: учебник Литературное чтение 1 часть

Экранно- звуковые: презентация.

Технические средства: компьютер,

Методы и приемы урока: проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, сло-

весный, метод стимулирования интереса к чтению, наглядный

Форма работы: индивидуальная, парная ,групповая.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки, маг-

нитная азбука.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

-Расскажите о том, какие научно-познавательные и художественные книги о природе вы

нашли в домашней библиотеке. Представьте одну из них по заданному плану.

3.Речевая разминка

Отгадайте загадку.

Там где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Провожу зиму во сне. (Барсук.)

Прочитайте загадку медленно.

Какие слова и выражения помогли вам отгадать ее?

Начните читать медленно и ускоряйте темп.

Прочитайте с раздражением (весело; с удивлением; с сожалением; с восхищением).

Прочитайте выразительно.

4.Постановка целей урока

-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Люби живое». Прочи-

тайте на с.98 учебника его название. Как вы думаете ,о чем мог рассказать в нем Констан-

тин Паустовский?

-Чему мы будем учиться на уроке?

5.Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С.98-101

-Прочитаем произведение. Проверим ваши предположения.

-Прежде, чем работать с текстом объясним значения некоторых слов.

2.Словарная работа

ДЁГОТЬ –темный, смолянистый жидкий продукт.

ВЕРЕСК- вечнозеленый кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растет в сосно-

вых лесах, на торфяных болотах.

ЧЁЛН- выдолбленная из дерева лодка.

ПУД- старинная единица массы, равная 16 кг.

3.Продолжение работы по теме урока

1.-Прочитаем первую часть рассказа. ( читает учитель)

-Какие приемы использует писатель в этой части? (Автор использует приемы сравнения и

олицетворения.)

-Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду с дегтем, разноцветных окуней со сказочными

японскими петухами, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами.)

-Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово холодного серебристого цвета.)

-Приведите пример олицетворения. (Звезды шевелились и дрожали.)

-Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звезды»?(Наверное, шеве-

лились ветки деревьев, сквозь которые были видны звезды , или так казалось от движе-

ния воздуха.)

- О чем узнали из этой части? Как озаглавим?(Осенняя рыбалка на озере)

2.-Прочитаем вторую часть рассказа. ( по цепочке)

-Почему мальчику автор уделил много внимания? (Мальчик был наблюдательным: пер-

вым заметил барсука, увидел, как зверек лечит нос.)

-Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, все замечал

и умел рассказать об увиденном.

- - О чем узнали из этой части? Как озаглавим? (Ужин у костра)

3.-Прочитайте третью часть рассказа.(самостоятельное чтение)

-Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

-Охарактеризуйте барсука.

- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

-Прочтите, как барсук лечил свой нос.

- Как повели себя другие жители леса, когда барсук взвизгнул от боли? ( Без времени…ис-

пуганные лягушки…и т.д.)

- О чем узнали из этой части? Как озаглавим?(Барсук лечит свой нос)

4.Рефлексия

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-От чьего имени ведется повествование?

-Кем является рассказчик – повествователем или участником событий? (Рассказчик –

участник событий, один из героев произведения.)

5.Подведение итогов урока

-Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил

бы он в этот невероятный случай?

-Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

- Какова основная мысль рассказа?

Красота природы завораживает и остается в душе человека. Необходимо учиться

видеть природу, наблюдать и понимать ее красоту

.

- Завершить урок я хочу словами К.Г. Паустовского «Чем больше знаешь, тем ин-

тереснее жить».

Поэтому больше читайте. Открывайте и познавайте окружающий мир. Это очень

интересно и познавательно.

Домашнее задание

1.Подготовить пересказ от имени мальчика.

2.Нарисовать иллюстрации или принести фотографии, подходящие к произведению.

3.Подготовить сообщение о барсуке: где живет, чем питается, какую пользу приносит.



В раздел образования