Автор: Зыкова Елена Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СО №45
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности художественного текста. К.Паустовский "Барсучий нос".
Раздел: начальное образование
ТЕМА УРОКА: К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного тек-
ста
Урок литературного чтения 3 класс « Перспектива»
Учитель начальных классов Зыкова Елена Федоровна
ЦЕЛИ: познакомить с произведением К. Паустовского «Барсучий нос»; учить работать с
текстом, искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяс-
нять значение слов при помощи разных видов словарей; учить работать в паре, группе.
Планируемый результат:
1.Познакомятся с жизнью К.Паустовского, и с рассказом «Барсучий нос».
2.Обучающихся проявят познавательные УУД при изучении произведения, обучающиеся проявляют
коммуникативную культуру читательские и творческие способности в процессе анализа рассказа.
3.Продемонстрируют любовь и бережное отношение к животным.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самопределение, смыслообразование- установление связи между целью
УУД и ёё мотивом, нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обес-
печивающий личностный моральный выбор.)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка, саморегуляция формирование способности к организации своей деятельности )
Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания
в устной и письменной форме)
Коммуникативные действия: ( постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой
выражать свои мысли.)
Системно-деятельностные: уметь выражать свои мысли, чувства, применять методы анализа текста,
оценивать собственную и коллективную деятельность.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.
Средства:
Книгопечатная продукция: учебник Литературное чтение 1 часть
Экранно- звуковые: презентация.
Технические средства: компьютер,
Методы и приемы урока: проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, сло-
весный, метод стимулирования интереса к чтению, наглядный
Форма работы: индивидуальная, парная ,групповая.
Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки, маг-
нитная азбука.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
-Расскажите о том, какие научно-познавательные и художественные книги о природе вы
нашли в домашней библиотеке. Представьте одну из них по заданному плану.
3.Речевая разминка
Отгадайте загадку.
Там где сосен сильный запах,
В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Провожу зиму во сне. (Барсук.)
Прочитайте загадку медленно.
Какие слова и выражения помогли вам отгадать ее?
Начните читать медленно и ускоряйте темп.
Прочитайте с раздражением (весело; с удивлением; с сожалением; с восхищением).
Прочитайте выразительно.
4.Постановка целей урока
-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Люби живое». Прочи-
тайте на с.98 учебника его название. Как вы думаете ,о чем мог рассказать в нем Констан-
тин Паустовский?
-Чему мы будем учиться на уроке?
5.Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
С.98-101
-Прочитаем произведение. Проверим ваши предположения.
-Прежде, чем работать с текстом объясним значения некоторых слов.
2.Словарная работа
ДЁГОТЬ –темный, смолянистый жидкий продукт.
ВЕРЕСК- вечнозеленый кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растет в сосно-
вых лесах, на торфяных болотах.
ЧЁЛН- выдолбленная из дерева лодка.
ПУД- старинная единица массы, равная 16 кг.
3.Продолжение работы по теме урока
1.-Прочитаем первую часть рассказа. ( читает учитель)
-Какие приемы использует писатель в этой части? (Автор использует приемы сравнения и
олицетворения.)
-Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду с дегтем, разноцветных окуней со сказочными
японскими петухами, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами.)
-Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово холодного серебристого цвета.)
-Приведите пример олицетворения. (Звезды шевелились и дрожали.)
-Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звезды»?(Наверное, шеве-
лились ветки деревьев, сквозь которые были видны звезды , или так казалось от движе-
ния воздуха.)
- О чем узнали из этой части? Как озаглавим?(Осенняя рыбалка на озере)
2.-Прочитаем вторую часть рассказа. ( по цепочке)
-Почему мальчику автор уделил много внимания? (Мальчик был наблюдательным: пер-
вым заметил барсука, увидел, как зверек лечит нос.)
-Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, все замечал
и умел рассказать об увиденном.
- - О чем узнали из этой части? Как озаглавим? (Ужин у костра)
3.-Прочитайте третью часть рассказа.(самостоятельное чтение)
-Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?
-Охарактеризуйте барсука.
- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?
-Прочтите, как барсук лечил свой нос.
- Как повели себя другие жители леса, когда барсук взвизгнул от боли? ( Без времени…ис-
пуганные лягушки…и т.д.)
- О чем узнали из этой части? Как озаглавим?(Барсук лечит свой нос)
4.Рефлексия
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
-От чьего имени ведется повествование?
-Кем является рассказчик – повествователем или участником событий? (Рассказчик –
участник событий, один из героев произведения.)
5.Подведение итогов урока
-Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил
бы он в этот невероятный случай?
-Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?
- Какова основная мысль рассказа?
Красота природы завораживает и остается в душе человека. Необходимо учиться
видеть природу, наблюдать и понимать ее красоту
.
- Завершить урок я хочу словами К.Г. Паустовского «Чем больше знаешь, тем ин-
тереснее жить».
Поэтому больше читайте. Открывайте и познавайте окружающий мир. Это очень
интересно и познавательно.
Домашнее задание
1.Подготовить пересказ от имени мальчика.
2.Нарисовать иллюстрации или принести фотографии, подходящие к произведению.
3.Подготовить сообщение о барсуке: где живет, чем питается, какую пользу приносит.