Автор: Дмитриева Светлана Николаевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МОУ ООШ с.Воецкое
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: Урок
Тема: Мигель де Сервантес. «Дон Кихот» – книга на все времена».
Раздел: среднее образование
Урок -лекция литературы в 6 классе
Тема: Мигель де Сервантес.
«Дон Кихот» – книга на все времена».
Учитель: Дмитриева С.Н.
План:
I.
Вступление. «Святы в нём- любовь и вера»…
II.
Основная часть. Вечная книга
1.
Время и место написания романа «Дон
Кихот». Судьба Мигеля де Сервантеса.
2.
Рыцарь- защитник униженных и
обездоленных.
3.
За что и против чего борется Дон Кихот.
4.
Мудрость речей Дон Кихота.
III.
Заключение. Непреходящая ценность романа
Сервантеса «Дон Кихот».
«Это самый
остроумный и занимательный в мире роман»
П. Мериме.
Посмотрите в учебник 6 класса на последнюю страницу,
где помещена репродукция Е.Е. Моисеенко «Ламанч».
((Учебник 6 класс М. «Просвещение» 2013г..)
Знаете ли вы этого удивительного
человека, изображённого на картине? Вот как описал его
Д. Мережковский в своём стихотворении.
Шлем- надтреснутое блюдо,
Щит- картонный, панцирь жалкий…
В стременах висят, качаясь,
Ноги тощие, как плети.
Но зато, как много детской
Доброты в улыбке нежной,
И в лице худом и бледном
Сколько веры безмятежной.
Он не чувствует, не видит
Ни насмешек, ни презренья;
Кроткий лик его- так светел,
Очи- полны вдохновенья.
Смейтесь, люди, но, быть может,
Вы когда- нибудь поймёте,
Что возвышенно и свято
В этом жалком Дон Кихоте:
Святы в нём- любовь и вера,-
Этой верою согреты
Все великие безумцы,
Все пророки и поэты!
Куда едет Дон Кихот? Почему у него такой
странный вид? Ответы на эти вопросы даст вам книга
Сервантеса «Дон Кихот». Полное название этого романа
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Время
написания романа 1605-1615г.г.
Необычайно и интересно всё, что касается этого
романа и его автора Мигеля де Сервантеса Сааведры,
жившего в далёкой средневековой Испании. Посмотрите
на карту Европы, и вы увидите страну, омываемую
водами Средиземного моря и Атлантического океана.
(Приложение №2.)
Из уроков истории вам кое-что известно о средних
веках. Испания ведёт непрерывные войны с Турцией,
подчиняет себе земли в разных частях земного шара.
Вспомните Христофора Колумба, возглавившего
испанскую морскую экспедицию. «Его величество король
повелел укрепить берега Неаполя, Сицилии и острова
Мальты», - это были тоже испанские владения. Конечно,
неплохо, что расширились границы государства, но какой
ценой! Расплачивался за всё простой народ, который
беспощадно эксплуатировался герцогами и духовенством,
расплачивались своими жизнями солдаты.
Мигель де Сервантес (1547-1616г.) тоже разделил
свою судьбу с судьбой народа. Будущего писателя с самого
детства преследовали нужда и заботы, хотя он сумел
получить неплохое по тем временам образование. Едва
закончив учение, он был завербован в солдаты, и с этого
начались несчастья: многочисленные раны, простреленная
левая рука стала неподвижной; затем был взят в плен
алжирскими морскими разбойниками, пять лет рабства,
выкуп, возвращение на родину, беспросветная нужда, 6
лет на гражданской службе, заточение в тюрьму. Перед
смертью постригся в монахи. Умер в полной нищете, и
даже могила его до сих пор неизвестна. (Приложение
№3.)
Может быть, свои описав похождения, показав
мир жестокости, несправедливости и унижения человека,
Сервантес даже этим мог прославиться. Но великий
писатель- гуманист эпохи Возрождения пишет
своеобразную энциклопедию испанской жизни - роман
«Дон Кихот», притом начинает писать, находясь в тюрьме.
(Приложение №4.)
Проспер Мериме, французский писатель, прочитав
этот роман, сказал: «Это самый остроумный и
занимательный в мире роман». Эти слова сказаны были
через 200 лет после выхода романа, а ещё через 300 лет
уже мы с вами пытаемся познать загадку этой книги,
которая не оставляет равнодушным читателя вот уже
ровно на протяжении 500 лет.
Произведение рассказывает о необыкновенных, но
зачастую печальных приключениях разорившегося
дворянина Алонсо Кихано, который, начитавшись
рыцарских романов, вообразил себя защитником
униженных и обездоленных- благородным
странствующим рыцарем. Книжный мир рыцарских
романов сливается для Дон Кихота с действительностью,
которую он абсолютно не может понять. И невольно
задаёшься вопросом: «Кто же безумен?» В странных,
порой нелепых поступках Дон Кихота проявляется гораздо
больше человечности, гуманности и благородства, чем в
поступках многих других «разумных» персонажей романа.
Воображение Дон Кихота претворяло всё, что он
видел в фантастическом рыцарском царстве волшебников
и принцесс: ветряные мельницы ему представляются
злыми великанами. Постоялый двор- величественным
замком, а служанки- принцессами.
Порой Дон Кихот кажется смешным и жалким в
своей наивности и беззащитности. Но только человек без
сердца может посмеяться или не понять этого милого
пожилого господина, вся трагедия которого заключалась в
том, что книжные идеалы справедливости не имели ничего
общего с пошлой, жестокой и грубой жизнью.
Да, может быть, и смешно, может быть, и не реальны
действия Дон Кихота, но ведь он хочет бескорыстно
служить высокому идеалу. И пусть средства, применяемые
Дон Кихотом, нелепы, зато цель его высока.
Дон Кихот старается «выпрямлять кривду и
заступаться за обиженных». Сервантес всячески
подчёркивает высокие нравственные качества,
великодушие Дон Кихота, его искреннее желание
принести человечеству пользу. По словам Санчо Пансы,
его господин обладает « голубиным сердцем». В минуты
умственного просветления, когда Дон Кихот забывает свои
рыцарские фантазии, он необычайно привлекателен,
человечен и разумен. Его речи полны гуманизма.
Прочитайте, какие советы даёт он Санчо Пансе перед
вступлением того в управление «губернаторством».
Читаем: «Загляни внутрь себя и постарайся себя познать,
познание есть наитруднейшее из всех, какие только могут
быть»…, и свобода, Санчо, есть одна из самых
драгоценных щедрот…» А вот его слова в эпизоде с
каторжанами: «…превращать же в рабов тех, кого господь
и природа создали свободными, представления мне крайне
жестоки». Подать Дон К
Дон Кихот поэтизировал женщину, благоговел
перед ней, видел в ней принцессу. А быть Дульсинеей
Тобосской мечтает, мне кажется, каждая девушка.
Так в чём же непреходящая ценность романа
Сервантеса Дон Кихот»? Да в том, что во все века
передовые люди своего времени боролись за те же
ценности, что и «Дон Кихот»: за гуманность,
нравственность, служение высокому идеалу, за
искренность, доброту, любовь и свободу, о которой сам
Сервантес сказал: « Свобода… есть одна из самых
драгоценных щедрот, которое небо изливает на людей: с
нею не могут сравниться никакие сокровища».
Оценивая роман «Дон Кихот», Фёдор
Достоевский писал: «Во всём мире нет глубже и сильнее
этого сочинения. Это пока последнее и величайшее слово
человеческой мысли, это самая горькая ирония, которую
мог выразить человек, и если б кончилась земля, и
спросили там, где-нибудь, людей: «Что вы, поняли ли
вашу жизнь на земле и что об ней заключили?»- то человек
мог бы молча подать Дон Кихота: «Вот моё заключение о
жизни и – можете ли вы за него осудить меня?» Вот
поэтому роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» можно
считать книгой на все времена.
Подумайте над следующими вопросами:
1.
Может ли «Дон Кихот» существовать в этом мире и
может ли мир существовать без него?
2.
Почему герои упрекают доброго идальго, искренне
желающего помочь им?
3.
«Кто он- «Дон Кихот» Ламанчский? Кто же он-
безумец, чудак или благородный, мужественный
рыцарь, защитник свободы и справедливости?»
4.
Почему перед смертью Сервантеса о нём говорили,
что умирает последний рыцарь и совесть Испании?
5.
Может ли похвастаться благородством сегодняшний
день, нашего с вами времени?
6.
Какое крылатое выражение появилось благодаря
роману Сервантеса? Что оно означает? (Сражаться с
ветряными мельницами
Литература:
1.
Агибалова Е.В., Донской Г.М. история средних
веков. Москва 1985г.
2.
Библиотека мировой литературы для детей. Москва
«Детская литература» 1980г.
3.
Мериме Проспер. Жизнь и творчество Сервантеса.
Москва 1963г.
4.
Мигель де Сервантес Сааведра . Роман
«Хитроумный идальго «Дон Кихот Ламанчский».
Москва «Детская литература» 1980г.
5.
Нартов К.М. Зарубежная литература в школе.
Москва 1976г.
6.
Степанова В.Е. , Шевеленко А.Я. «История средних
веков (хрестоматия). Москва «Просвещение»
Приложение №1.
Приложение №2.
Приложение №3.