Напоминание

"Использование метапредметных связей при подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения."


Автор: Мантрова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ гимназия № 16 "Интерес"
Населённый пункт: город Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метапредметных связей при подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения."
Раздел: среднее образование





Назад




Использование метапредметных связей при подготовке

обучающихся к написанию итогового сочинения.

Мантрова Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №16»Интерес»

Лев Толстой отмечал: «Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Поэтому,

понимая и принимая суть высказывания великого писателя, каждый педагог

по-своему строит

подготовку

школьников

к

написанию

сочинений

на

уроках

русского

языка

и

литературы

на

протяжении всех школьных лет. Важно, чтобы творческие работы учеников были развивающими,

носили

исследовательский

характер

и

ориентировались

на

отдалённую

перспективу

-

на

качественное выпускное сочинение.

Подготовка к итоговому сочинению- важный этап в работе учителя-словесника.

Я, как и

каждый из вас

на

уроках

развития

речи

по

русскому

языку

и

литературе

больше

внимания

уделяю

систематической работе с текстовой информацией

использую аргументированный пересказ, обеспечивающий грамотную передачу информации

с использованием оценки изложенных автором фактов, с привлечением собственных фактов.

увеличила время на работу учащихся по предупреждению речевых и грамматических ошибок

в письменном высказывании, так как общий уровень речевой культуры выпускника во многом

определяется на основе оценки практического освоения им нормативных требований русского

литературного языка

использую

продуктивные

виды

чтения:

поисковое

с

ориентацией

на

отбор

нужной

информации, исследовательское и другие

систематически совершенствую гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной,

литературоведческой и лингвистической литературой.

Слайд №2

Одним словом, в копилке каждого педагога найдётся много интересных методических приёмов,

способствующих качественно подготовить выпускников к итоговому сочинению. Я хочу поделиться

опытом проведения интегрированных уроков литературы-истории- обществознания.

Такие уроки имеют место быть в практике учителей. Известно, что при бинарном обучении

обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогического метода,

метода

целевой

ориентации,

мотивационно-побудительного,

коммуникативного

метода,

метода

контроля, анализа. При бинарном обучении изложение нового материала имеет другую форму, оно

систематизируется, образуя целостную систему по той или иной теме.

Готовя школьников к итоговому сочинению, в октябре-ноябре 2016 года мы с учителем истории и

обществознания Шмелёвым Николаем Геннадьевичем провели 5 бинарных уроков, соответствующих

5 указанным направлениям: «Разум и чувство», «Победа и поражение», «Честь и бесчестие», «Опыт

и

ошибки»,

«Дружба

и

вражда».

Интегрируемые

учебные

предметы

история,

литература,

обществознание строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях. К тому же

изучаемый на данных предметах материал тематически повторяется на разном уровне сложности,

образуя так называемую вертикальную интеграцию. Общим для предметов является и тематический,

и проблемный уровни интеграции.

По

продолжительности интегрированный урок по каждому направлению длился два урочных

часа, объединенных в одно занятие . Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки

одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На

нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию,

изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал,

соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Важным этапом подготовки бинарного урока явилось совместное, тщательное планирование.

Урок мы поделили на дополняющие друг друга части, стараясь избегать дублирования. Выдвинули

проблемы исследования, класс поделили на творческие группы по интересам, которые занимались

поиском

информации,

фактов

и

аргументов,

необходимых

для

проведения

исследования

и

оформлением

результатов.

Такие

уроки,

проведённые

не

ради

внешнего

эффекта,

а

для

систематизации

знаний,

формирования

убеждения

в

связности

предметов

и

целостности

мира,

явились

важным

этапом

в

формировании

мировоззрения

школьников,

развитии

их

мышления,

подготовки

к

экзаменам. Нами

соблюдались

принципы

обучения:

научность,

системность,

логичность,

наглядность.

Высокая

работоспособность

обеспечивалась

за

счет

постоянной

постановки перед учащимися проблем, которые необходимо было решать для выполнения задания.

Учащиеся

имели

возможность

пользоваться

сравнительной

характеристикой

материала

и

применением аналогий, использовали личный опыт и субъективность оценки.

Слайд №3

На данных уроках использовались следующие методы:

методы

словесной

передачи

и

слухового

восприятия

информации

(приёмы:

беседа,

дискуссия);

методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение,

демонстрация);

методы

контроля

(приёмы:

фронтальный

и

индивидуальный

опрос,

практическая

и

самостоятельная работа);

метод стимулирования и мотивации (приёмы: сочетание двух учебных дисциплин на одном

уроке, индивидуальная практическая деятельность; создание ситуации взаимопомощи)

интерактивные фрагменты

практические задания

Направления тем итогового сочинения, предложенные в этом году, предполагали обнаружение

учащимися прежде всего знаний общечеловеческих понятий: разума, чувства, чести, бесчестия,

победы, дружбы…С этими понятиями школьники сталкиваются на уроках обществознания, истории.

И здесь наши педагогические задачи пересекаются. Именно с разговора о значении этих слов в

жизни каждого человека мы и отталкивались.

Слайд №4

Формы проведения бинарных уроков были выбраны разные.

По направлению «Победа и

поражение» это был урок-семинар. По направлению «Разум и чувство»- урок-исследование, «Опыт и

ошибки»- урок-дебаты, «Честь и бесчестие»- с элементами урока- суд,, «Дружба и вражда»- урок-

мастер-класс.

Слайд №5

Так, на уроке-семинаре работали 2 группы историков, 2 группы литературоведов, которые

были сформированы заранее.

Слайд №6.

Слайд №7

Литературоведы

получили

задания

в

виде

смысловых

вопросов

по

«Войне

и

миру»

Л.Н.Толстого

и

повести

К.Д.Воробьёва

«Убиты

под

Москвой».

Историки

получили

задание

рассмотреть с исторической точки зрения Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское сражения и

битву под Москвой в 1941году. В каждой группе работал координатор, учащиеся готовили небольшие

презентации. Иллюстрировали их ответы кадры из документальных фильмов, «Войны и мира»

Сергея Бондарчука, фильма «Это мы, Господи», снятого по повести К.Воробьёва.

Слайд №8

Слайд №9

Все

выпускники

анализировали

отрывки

из

произведений,

находили

изобразительно-

выразительные средства языка, используемые автором для выражения основной мысли, оформляли

кластер. Таким образом осуществлялась обратная связь.

Литература

даёт

богатейший

материал

по

направлению

«Победа

и

поражение»,

на

двухчасовом

занятии

невозможно

обсудить

все

произведения.

Индивидуальные

задания,

спланированные заранее, помогли расширить представления школьников по данной проблеме.

Слайд №10

На уроке, связанном с обсуждением направления «Честь и бесчестие» дети рассматривали

моральные

категории.

Было

предложено

дать

характеристику

следующих

моральных

категорий

(работа в мини-группах): добро и зло; долг; честь и достоинство личности; счастье; совесть;

мораль, идеал. Беседа с учащимися организовала их мысль, помогла систематизировать имеющиеся

уже знания, выявила проблемы. (Известно, что нравственная культура личности будет различна у

разных людей. Как вы думаете, почему? (факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы,

цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний)

-Какие качества представляют для вас наибольшую ценность?

- Каждый рожден как бы «начерно», условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще

заслужить это имя. Что, по вашему мнению, для этого нужно делать? (ответы детей)

Слайд № 11

Подытожить наш разговор я предлагаю при помощи синквейна.

Вспомните, о каких категориях морали мы сегодня говорили?. Давайте составим синквейны к

словам: Добро, Зло, Нравственность, Любовь, Милосердие.

Добро- справедливое, позитивное.

Хранить, творить, помогать.

Добро должно победить зло.

Свет

души.

Зло- Коварное, темное. Убивать, страдать, мучиться. Зло- это противоположность добра.

Плохо!

Любовь- Бурная, спокойная. Испытывать, сохранять, проходит. Помогает жить, приносит

счастье.

Дар.

Милосердие- Доброе,

ласковое.

Согревать,

оберегать,

лечить.

Нужно

помогать

нуждающимся людям.

Сострадание. Нравственность- Красивое, правильное. Учить, воспитывать,

помогать. Совершать красивые добрые поступки.

Обсуждение

морально-

нравственных

качеств

человека

помогло

выйти

на

разговор

о

литературных героях . Любимые герои русской литературы были людьми чести.

Классики мировой

художественной

литературы,

в

том

числе

и

русской,

создали

немало

произведений,

где

рассказывается о таких героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства.

Предлагаем учащимся осудить поступки тех героев, которые построили свою жизнь не по законам

чести. (Работа в группах). Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести

уделяется

самое

серьёзное

внимание.

Автор

показывает

двух

русских

офицеров-

Гринёва

и

Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя.

Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что

делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или прийти к бесчестию?

Слайд № 12

Форма «урок-дебаты» был выбран нами для подготовки учащихся к написанию сочинения по

направлению

«Опыт

и

ошибки»

не

случайно.

Предполагали,

что

обсуждение

заданной

темы

пойдёт с двух диаметрально противоположных позиций:

А) одна команда приводит аргументы в пользу одного произведения (положительный опыт)

В) другая команда, напротив, - представляет отрицательный опыт, корректно и последовательно

иллюстрирует причины, следствия такого опыта.

Жеребьевка непосредственно перед началом дебатов решает, какую сторону будет защищать команда,

утверждающую или отрицающую.

Процесс обсуждения происходил в соответствии с обоюдно установленным регламентом (например,

каждому выступающему отводится 3-4 минуты), за порядком выступлений следит эксперт.

Цель выступлений участников дебатов - приобретение навыков выстраивать убедительную систему

аргументов такого опыта.

Слайд № 13

Слайд №14

Наиболее удачным для нас оказался урок по направлению «Разум и чувства». Чтобы не растечься по

древу, мы спланировали исследование 3-х тем из названного направления:

Тема 1 - «Что правит миром – разум или чувства?»

Тема 2 – «Стихия чувств и холод разума...»

Тема 3 – «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?»

Слайд №15

При

работе

над

1

темой

нами

использован

такой

методический

приём,

как

«Извлеки

информацию».

Направление

предполагает

раздумье

о

разуме

и

чувстве

как

двух

важнейших

составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и

чувство могут быть рассмотрены

как в гармоническом единстве,

так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема

разума

и

чувства

интересна

для

писателей

разных

культур

и

эпох:

герои

литературных

произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Творческие группы анализировали предложенные произведения и вносили информацию в заранее

подготовленные таблицы.

Слайд №16

Тема 2 – «Стихия чувств и холод разума...»

Разум и чувство. Эти два понятия можно противопоставить друг другу: одному подходит понятие

холодный,

другому

горячий.

Один

следует

чёткой

логике,

другой

диктует

нам

поступки,

неподвластные

той

самой

логике.

И

всё-таки

они

даны

человеку

изначально

в

гармоническом

сочетании, которое утеряно в суетном мире и к которому так стремится мятущаяся душа. И если

кому-то удаётся найти эту гармонию, то он обретает мудрость.

Приём «Слово-магнит»

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «стихия» и «холод»?

Запишите ассоциативный ряд.

СТИХИЯ: огонь, ветер, буря, бедствие, непредсказуемость, безрассудство

ХОЛОД: прохлада, зима, лёд, стужа, охлаждение, равнодушие

Вопросы учителя:

Почему же мы говорим «стихия чувств» и «холод разума»? Как вы понимаете смысл этих

словосочетаний, исходя из того ассоциативного ряда, который мы с вами построили?

Раскрывается ли «стихия чувств» в произведениях И.А.Бунина? Если да, то в каких?

Встречается ли «холод разума» в рассказах писателя?

Только ли в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор описывает человека, подчинившего

свою жизнь разуму?

Слайд №17

Сформулируйте мысль, которую будете доказывать, и запишите её в таблицу

Тема 3 – «Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?»

Слайд №18

Прием «Брошенный камень»

Вопросы учителя

Что, по-вашему, счастье? Пусть каждый из вас запишет по одному слову, которое возникает в

голове при мысли о счастье.

Слайд №19

СЧАСТЬЕ (ассоциации детей):Любовь. Радость. Мир.Семья.Смех.Успех.Свобода.Лёгкость.Здоровье.

Пусть каждый из вас запишет по одному слову или словосочетанию, которое возникает в голове при

мысли о любви.

Слайд №20

ЛЮБОВЬ (ассоциации детей)

Любимая (любимый)

Взаимность

Нежность

Забота

Искренность

Самопожертвование

Счастье

А теперь давайте продолжим нашу работу с опорой на рассказы И.А.Бунина.

Слайд №21

ЛЮБОВЬ (ассоциации, связанные с творчеством Бунина)

Потрясение на всю жизнь

Обида

Кратковременная вспышка

Воспоминания

Великое счастье и трагедия

Страсть

По мнению Бунина, любовь – это трагедия, которая переворачивает, сминает жизнь, это «краткий

гость на земле».

Слайд №22

Опираясь

на

произведения

И.А.Бунина,

ответьте

на

вопрос:

можно

ли

достичь

счастья,

если

прислушиваться к голосу разума? Заполните таблицу.

Слайд 23- работа в тетрадях

Слайд №24

Урок-мастер-класс

завершал

серию

бинарных

уроков.

Здесь

мы

отошли

от

традиционных

вступлений и привели детям примеры настоящей дружбы среди выдающихся людей, исторических

деятелей. Предложили посмотреть видеоролик, буктрейлер о книге Миши Самарского «Радуга для

друга». Вывели их на разговор о том, как они понимают настоящую дружбу, что для этого нужно

делать каждому человеку. Предложили проверить, знают ли они качества, которые должны быть

присущи

истинному

другу.

Предложили

слова,

обозначающие

какие-то

качества

человека,

записывать в нужную колонку.

1колонка 2 колонка

Истинный друг- Ложный друг

Понимание,

Деликатность,

Мелочность,

Близость

взглядов,

Зависть,

Прощение,

Доброта,

Равнодушие,

Благородство,

Подхалимство,

Болтливость,

Сдержанность,

Нахальство,

Эгоизм,

Искренность, Приветливость, Честность, Лесть

Истинный друг — это тот человек, который …..Ложный друг (фальшивый) - это тот человек,

который. На основе записанных слов докончите предложения.

А теперь ответьте на вопрос:

Согласны ли Вы с высказыванием Шота Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся

другом»?

Обоснуйте свой ответ.

Ваши ответы какой частью сочинения являются? (тезис сочинения)

Итак, мы с вами сегодня пишем сочинение на тему: Согласны ли Вы с высказыванием Шота

Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

Давайте

с

вами

теперь

подберем

эпиграф

к

нашему

сочинению.

Им

могут

служить

высказывания известных людей или же пословицы и поговорки. Конечно, эпиграф не обязательный

элемент сочинения, но его наличие приносит большую пользу. Во-первых, сочинение выигрывает

эстетически.

Во-вторых,

эпиграф

похож

на

путеводную

звезду.

Он

помогает

выстраиваться

композиции, как бы цементирует ее, заставляя все, не связанное с темой сочинения, оставлять за

бортом. Уместный, красивый и глубокомысленный эпиграф – это украшение сочинения. Вспомните,

как украшает эпиграф «Капитанскую дочку» Пушкина. Так что подготовку к сочинению желательно

начинать с поиска эпиграфа

(учащиеся выбирают из предложенный высказываний подходящий эпиграф)

Слайд №25

Учитель.

Хорошо. А теперь напишите вступление и тезис (учащиеся работают на рабочих листах):

____________? _______________? Почему ________________________________? Именно над этими

вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

По моему мнению, друг — это тот человек, который _________________________

_______________________________________________________________________________________

_________________________________________________.А с врагами у нас складываются абсолютно

противоположные взаимоотношения, которые основаны на ____

____________________________- Я соглашусь с высказыванием Шота Руставели о том, что «из

врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь _______________________

________________________________________________________________________________

Фальшивый

друг

будет

играть

свою

роль,

а

потом

в

один

момент

может

взять

и

___________________________________. Верность моих суждений можно подтвердить примерами

из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и

ложной дружбы.

Теперь

предлагаю

подумать,

какие

аргументы

можно

привести

по

данной

теме?

Назовите

произведение и героев, между которыми мы наблюдали именно такие взаимоотношения. («Война и

мир»-

Пьер

Безухов

и

Анатоль

Курагин,

«Евгений

Онегин»-

Онегин

и

Владимир

Ленский,

«Капитанская дочка»-Петр Гринев и Алексей Швабрин)

Слайд №26

В

качестве

примера

может

послужить

произведение

великого

русского

писателя

Александра

Сергеевича

Пушкина

«Капитанская

дочка».

Петр

Гринев,

главный

герой

пове сти,

___________________________________________________________. Оба они _________, происходят

из ____________________ У них ___________________и они тесно общаются. От лица Гринева,

автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Их мнимая дружба продолжалась до

тех пор, пока _________________________________. Именно в этот момент Швабрин начинает

________________________________.

Он____________________________________________.

Когда

крепость захватили бунтовщики, он ____________________________________. Алексей Швабрин

___________________________, по выражению самого Пугачева, «при первой же неудаче ...свою

шею выкупит моею головою». Так, автор _____________________________________

_________________________________________________________________.

Молодцы! Какую часть сочинения осталось написать еще?

Слайд №27

В заключение хочется сказать, что ________________________________________

________________________________________. Мне кажется, что________________________

____________________. Хотелось бы, чтобы _________________________________________.

Завершив серию бинарных уроков, мы увидели маленькие результаты наших трудов:

Слайд №28

комбинированные уроки

1.

Способствовали формированию ключевых компетенций учащихся

2.

Помогли повысить мотивацию к изучению литературы.

3.

Способствовали повторению содержания художественных произведений.

4.

Стимулировали интерес учащихся к самостоятельному решению проблем, к собственному

приобретению знаний,

5.

Научили школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой,

коллективный)

6.

Научили выстраивать композицию итогового сочинения.

7.

Пополнили понятийный аппарат учащихся.

8.

Продолжили развитие аналитических способностей



В раздел образования