Автор: Гуцу Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ г.Донецка
Населённый пункт: г.Донецк Ростовская область
Наименование материала: Общеобразовательная программа
Тема: "Ритмика"
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание
музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является
музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные
движения используются как средства более глубокого ее восприятия и
понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя
Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в
качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор
Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил
задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и
выразительности движений.
Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое
"чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя
умение выражать себя в движениях.
Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать
такие задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне
окружающей действительность;
формировать эстетический вкус;
развивать познавательное отношение к действительности.
Движение под музыку дополняет этот ряд:
дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное
напряжение;
создает приподнятое настроение;
развивает активность, инициативу;
развивает координацию движений, способность произвольно ими
управлять.
Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу,
координацию движений и другие качества необходимые для формирования
умений и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений
изучены И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б.
Базедовым и др.
Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, ко-
торые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и
волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно.
По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприим-
чивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление
и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, воз-
никает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От
ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при
исполнении танца.
На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы
возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ре-
бенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и
торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько
совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия,
движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики,
включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость,
выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно
подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо
ставить точные задачи, контролировать ход занятия.
К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей,
но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны
изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять
упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от
медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при
ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении
упражнений, связанных с работой мелких мышц.
На разминке нужно переходить от простого к сложному, от спокойных к
быстрым движениям, а также использовать прием контраста для развития
быстрого переключения.
В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети
обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе
сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других
людей, способны к сопереживанию.
Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и
удовольствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру
движений. В программу ритмики включены детские парные
танцы, национальные танцы, танцы – импровизации.
Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он
всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет,
в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые
создаются посредством разнообразных пластических движений и
пространственных рисунков - построений.
Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к на-
родной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции.
Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и
совершенствуют навыки общения детей между собой.
В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски. В них дети
учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с
партнером, терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо
индивидуальные затруднения.
Среди танцев наиболее доступны для исполнения детьми русские,
белорусские, украинские, чешские. Простотой рисунка, жизнерадостностью,
живой и веселой музыкой танцы этих народов вполне соответствуют
требованиям репертуара детских кружков. А польские танцы – краковяк и
мазурка - сложные по своим движениям, можно исполнять только детям стар-
шего возраста. Венгерские, болгарские, румынские, итальянские
танцы своеобразны по ритму и музыке, большинство из них выполняется в
очень быстром темпе. Поэтому их можно рекомендовать только для хорошо
подготовленных детей.
Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направ-
ленность, является средством, при помощи которого музыкальный
руководитель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно
исполнять движение.
В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается
взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный,
практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без
особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.
При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овла-
дели ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных
плясках, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось
постепенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать
различные образы, чувства, действия.
В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенство-
вания отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом
возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи
которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для
правильного исполнения многих движений.
Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы,
пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных
или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть
свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить харак-
тер. Соприкасаясь с танцевальным искусством, в доступной для детей форме,
они постепенно приобщаются к миру прекрасного.
Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального
восприятия, умению передавать различные средства музыкальной
выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш,
танец, вальс, народный танец, напевную песню), передавать их «языком
движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ,
способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под
музыку в музыкально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре,
танцах, происходит развитие психологических функций (внимания,
восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-
волевой сферы.
Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке
ритмики очень полезны для физического развития, улучшается осанка,
укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все
начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают
свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных
усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в
эстетических переживаниях и впечатлениях.
Программа « РИТМИКА»
Цель занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации
восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и
формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо
обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной
походке, умению выступать перед другими, развить координацию,
музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость
и выносливость.
Задачи
программы :
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их
в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее
яркими средствами выразительности;
развивать основы музыкальной культуры;
развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на
музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды
ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные
понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп,
громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);
формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным
движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
развивать творческие способности в области искусства танца: учить
оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой»
игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные
элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-
образных движений.
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования —
соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального
образа.
Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и
последовательность.
В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле
слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей,
чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура
произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические
соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно
развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык
восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.
Виды музыкально - ритмических движений и основные
двигательные навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх,
хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и
интересных детям.
1.
Музыкальная игра.
Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение
эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.
Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и,
облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных
навыков.
В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр:
игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются
на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается
действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ
персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается
задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой
музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны
между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно
включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется
направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары,
«стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам
принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание
находится в полном соответствии с музыкой.
2.
Пляски, танцы, хороводы.
Своеобразной формой музыкально - ритмических движений являются детские
пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических
танцевальных движений.
Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно
последовательно сгруппировать:
- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит
от структуры музыкального произведения;
- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную
импровизацию;
- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под
народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев,
построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою»
пляску;
- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями,
исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми
движениями;
- детский «бальный танец», включающий разнообразные польки, галопы,
вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки
сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг
польки, шаг галопа);
- характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет
какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец
Петрушки).
В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как
детям трудно запомнить их последовательность.
3. Упражнения.
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе
разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют
дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо
поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.
Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним
справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного
движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, подскоках, а также
тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.
Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая
её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее
яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп,
динамику, метроритм) , передавая это в движениях.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр,
плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку
целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения
можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются
при разучивании данного материала.
Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в
первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание
движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании
возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных
психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в
творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и
навыки.
Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому
развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества
необходимые для формирования умений и специфических навыков.
В старшей группе движения становятся более выразительными,
углубленными и утонченными. В разные моменты жизни детей общение с
музыкой и танцем позволяет решать разные педагогические задачи. Наибольший
вклад, безусловно, будет сделан в формировании личности ребенка при
разумном использовании знаний психического развития.
Движение под музыку дополняет ряд задач занятий ритмикой:
- дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное
напряжение;
- создает приподнятое настроение;
- развивает активность, инициативу;
- развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.
Знание особенностей детского восприятия в 6-7 летнем возрасте позволяет
преподавателю наиболее точно и грамотно использовать методические приемы
обучения.
Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность,
четкость, осмысленность движения помогает использование подражательных
движений или образное сравнение.
Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но должны
быть доступны и содержание, и характер движений. Некоторые дети могут
проявлять манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму
упражнений.
Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является
средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет
внимание детей на музыку.
Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит
успешно, если музыкальный руководитель, соблюдая последовательность задач
музыкального восприятия, одновременно воспитывает и развивает движения
детей, систематически прививая им необходимые навыки.
В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и
совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них.
В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при
помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки,
необходимые им для правильного исполнения многих движений.
Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и
игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и
физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия 30 + 30 мин.(перерыв 10 мин)
Практическая значимость занятий:
Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма
занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно
добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при
исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование
такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения,
используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют
навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и
миниатюрах.
Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках,
участие в развлечениях.
Знания и умения детей:
- уметь ориентироваться в пространстве;
- правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку,
танцевальные элементы, характерные и образные движения;
- сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации
на предложенную музыку;
- выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;
- выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;
- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер
музыкального образа;
- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек:
Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника).
Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков:
Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета
Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски, .
Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен,
погремушки, самодельные и шумовые инструменты,
Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки,
палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура,
листочки…