Напоминание

"Ритмика"


Автор: Гуцу Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ г.Донецка
Населённый пункт: г.Донецк Ростовская область
Наименование материала: Общеобразовательная программа
Тема: "Ритмика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная записка

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание

музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является

музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные

движения используются как средства более глубокого ее восприятия и

понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя

Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в

качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор

Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил

задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и

выразительности движений.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое

"чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя

умение выражать себя в движениях.

Работа в области музыкально-ритмического воспитания позволяет решать

такие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне

окружающей действительность;

формировать эстетический вкус;

развивать познавательное отношение к действительности.

Движение под музыку дополняет этот ряд:

дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное

напряжение;

создает приподнятое настроение;

развивает активность, инициативу;

развивает координацию движений, способность произвольно ими

управлять.

Танец способствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу,

координацию движений и другие качества необходимые для формирования

умений и специфических навыков, уверенность в себе. Эти свойства движений

изучены И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменским, Джон Локком, Ж. Ж. Руссо, И. Б.

Базедовым и др.

Возраст 5 - 6 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, ко-

торые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и

волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно.

По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприим-

чивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление

и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, воз-

никает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От

ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при

исполнении танца.

На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы

возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ре-

бенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и

торможения - сила, уравновешенность и подвижность также несколько

совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия,

движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики,

включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость,

выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно

подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо

ставить точные задачи, контролировать ход занятия.

К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей,

но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны

изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять

упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от

медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при

ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении

упражнений, связанных с работой мелких мышц.

На разминке нужно переходить от простого к сложному, от спокойных к

быстрым движениям, а также использовать прием контраста для развития

быстрого переключения.

В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети

обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе

сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других

людей, способны к сопереживанию.

Танцы, входящие в данную программу, доставляют детям радость и

удовольствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру

движений. В программу ритмики включены детские парные

танцы, национальные танцы, танцы – импровизации.

Детский танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею - он

всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет,

в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые

создаются посредством разнообразных пластических движений и

пространственных рисунков - построений.

Особенно полезны народные пляски и танцы, т. к. приобщают детей к на-

родной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции.

Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и

совершенствуют навыки общения детей между собой.

В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски. В них дети

учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с

партнером, терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо

индивидуальные затруднения.

Среди танцев наиболее доступны для исполнения детьми русские,

белорусские, украинские, чешские. Простотой рисунка, жизнерадостностью,

живой и веселой музыкой танцы этих народов вполне соответствуют

требованиям репертуара детских кружков. А польские танцы – краковяк и

мазурка - сложные по своим движениям, можно исполнять только детям стар-

шего возраста. Венгерские, болгарские, румынские, итальянские

танцы своеобразны по ритму и музыке, большинство из них выполняется в

очень быстром темпе. Поэтому их можно рекомендовать только для хорошо

подготовленных детей.

Каждая игра (пляска, упражнения) имеет четкую педагогическую направ-

ленность, является средством, при помощи которого музыкальный

руководитель направляет внимание детей на музыку, учит ребенка правильно

исполнять движение.

В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается

взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный,

практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без

особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

При разучивании новых движений не следует добиваться, чтобы дети овла-

дели ими на одной игре, пляске. Надо те же движения повторять в разных

плясках, соединять с разной музыкой, чтобы движение совершенствовалось

постепенно и чтобы дети учились относиться к нему, как к средству выражать

различные образы, чувства, действия.

В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и совершенство-

вания отдельных движений и с удовольствием упражняются в них. В этом

возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при помощи

которых детям постепенно прививаются некоторые навыки, необходимые им для

правильного исполнения многих движений.

Удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы,

пляски и игры способствуют гармоническому развитию личности. В изящных

или задорных движениях, каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть

свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить харак-

тер. Соприкасаясь с танцевальным искусством, в доступной для детей форме,

они постепенно приобщаются к миру прекрасного.

Овладение детьми движениями под музыку помогает развитию музыкального

восприятия, умению передавать различные средства музыкальной

выразительности, в свободных движениях отображать жанры музыки (марш,

танец, вальс, народный танец, напевную песню), передавать их «языком

движений», мимикой и пантомимикой, в танце и игре музыкальный образ,

способствует проявлению творческих способностей детей в движениях под

музыку в музыкально-двигательной импровизации. В сюжетно-ролевой игре,

танцах, происходит развитие психологических функций (внимания,

восприятия, памяти, воображения, мышления) и эмоционально-

волевой сферы.

Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке

ритмики очень полезны для физического развития, улучшается осанка,

укрепляются мышцы и связки, совершенствуются движения. Постепенно все

начинают легче и грациознее двигаться, становятся раскованными, приобретают

свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных

усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в

эстетических переживаниях и впечатлениях.

Программа « РИТМИКА»

Цель занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации

восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и

формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо

обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной

походке, умению выступать перед другими, развить координацию,

музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость

и выносливость.

Задачи

программы :

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их

в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее

яркими средствами выразительности;

развивать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на

музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);

учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды

ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные

понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп,

громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным

движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

развивать творческие способности в области искусства танца: учить

оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой»

игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные

элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-

образных движений.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования

соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального

образа.

Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и

последовательность.

В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широком смысле

слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей,

чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура

произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические

соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно

развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык

восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.

Виды музыкально - ритмических движений и основные

двигательные навыки у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх,

хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и

интересных детям.

1.

Музыкальная игра.

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение

эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.

Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и,

облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных

навыков.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр:

игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются

на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается

действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ

персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается

задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой

музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны

между собой. Построение их зависит от содержания. В действие поочерёдно

включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется

направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары,

«стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам

принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание

находится в полном соответствии с музыкой.

2.

Пляски, танцы, хороводы.

Своеобразной формой музыкально - ритмических движений являются детские

пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических

танцевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно

последовательно сгруппировать:

- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит

от структуры музыкального произведения;

- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную

импровизацию;

- свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под

народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев,

построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою»

пляску;

- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями,

исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми

движениями;

- детский «бальный танец», включающий разнообразные польки, галопы,

вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер музыки

сопровождается всё время повторяющимися танцевальными элементами (шаг

польки, шаг галопа);

- характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет

какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец снежинок, танец

Петрушки).

В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как

детям трудно запомнить их последовательность.

3. Упражнения.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе

разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют

дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо

поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.

Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним

справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного

движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, подскоках, а также

тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая

её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее

яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп,

динамику, метроритм) , передавая это в движениях.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр,

плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку

целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения

можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются

при разучивании данного материала.

Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в

первую очередь, от психофизиологических особенностей. Разучивание

движений только тогда будет эффективно, когда оно основано на знании

возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных

психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в

творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и

навыки.

Выполнение двигательных упражнений способствует общему физическому

развитию ребенка, обеспечивает силу, координацию движений и другие качества

необходимые для формирования умений и специфических навыков.

В старшей группе движения становятся более выразительными,

углубленными и утонченными. В разные моменты жизни детей общение с

музыкой и танцем позволяет решать разные педагогические задачи. Наибольший

вклад, безусловно, будет сделан в формировании личности ребенка при

разумном использовании знаний психического развития.

Движение под музыку дополняет ряд задач занятий ритмикой:

- дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное

напряжение;

- создает приподнятое настроение;

- развивает активность, инициативу;

- развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

Знание особенностей детского восприятия в 6-7 летнем возрасте позволяет

преподавателю наиболее точно и грамотно использовать методические приемы

обучения.

Особенность детского восприятия такова, что вырабатывать точность,

четкость, осмысленность движения помогает использование подражательных

движений или образное сравнение.

Занятия ритмикой доставляют детям радость и удовольствие. Но должны

быть доступны и содержание, и характер движений. Некоторые дети могут

проявлять манерность, напряженность и передавать лишь внешнюю форму

упражнений.

Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является

средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет

внимание детей на музыку.

Работа по закреплению и углублению связи движений с музыкой проходит

успешно, если музыкальный руководитель, соблюдая последовательность задач

музыкального восприятия, одновременно воспитывает и развивает движения

детей, систематически прививая им необходимые навыки.

В старшей группе дети уже понимают смысл разучивания и

совершенствования отдельных движений и с удовольствием упражняются в них.

В этом возрасте требуется изучить ряд подготовительных упражнений, при

помощи которых детям постепенно прививаются некоторые навыки,

необходимые им для правильного исполнения многих движений.

Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и

игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и

физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия 30 + 30 мин.(перерыв 10 мин)

Практическая значимость занятий:

Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма

занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно

добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при

исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование

такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения,

используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют

навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и

миниатюрах.

Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках,

участие в развлечениях.

Знания и умения детей:

- уметь ориентироваться в пространстве;

- правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку,

танцевальные элементы, характерные и образные движения;

- сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации

на предложенную музыку;

- выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;

- выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер

музыкального образа;

- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.

Обязательная одежда и обувь для занятия:

Для девочек:

Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника).

Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.

Для мальчиков:

Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета

Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски, .

Музыкальные инструменты и игрушки: ложки, колокольчики, бубен,

погремушки, самодельные и шумовые инструменты,

Атрибуты: платочки цветные, ленты (по две на каждого ребёнка), флажки,

палочки - «шумелки», обручи, мячи, «новогодний дождик», мишура,

листочки…



В раздел образования