Напоминание

Развитие интеллектуально – творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности на уроках химии.


Автор: Матвеенко Вера Михайловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ " Головинская средняя общеобразовательная школа" Белгородского района, Белгородской области
Населённый пункт: село Головино Белгородская область, Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интеллектуально – творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности на уроках химии.
Раздел: полное образование





Назад




МОУ « Головинская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области.

Статья

Развитие интеллектуально –

творческих способностей обучающихся

через организацию исследовательской

деятельности на уроках химии.

Учитель химии и биологии Матвеенко Вера

Михайловна

2018

Содержание

Введение................................................................................................................... 3

Глава 5 Организация исследовательской деятельности на уроках химии.........5

Глава 2 Использование исследовательской деятельности в практической

работе учителя химии........................................................................................... 10

Глава III. Заключение............................................................................................ 18

Список литературы -----------------------------------------------------------------------19

Введение

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещения дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель

А. С. Пушкин

Приобщение

талантливых

и

спо собных

ребят

к

н ау ч н о -

исследовательской

деятельности,

разработке

проектов,

выполнению

творческих

работ

позволяет

создать

благоприятные

условия

для

их

самообразования

и

профессиональной

ориентации.

Проблема

интереса

в

обучении

всегда

стояла

перед

школой.

Значение

его

утверждали

многие

ученые

прошлого.

В

самых

разнообразных

трактовках

проблемы

в

классической

педагогике

главную

функцию

его

видели

в

том,

чтобы

приблизить ученика к учению, заинтересовать так, чтобы учение для ученика

стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его

благополучное формирование.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что

интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор

развития активности и самостоятельности учения.

Исследовательская

деятельность

позволяет

развить

у

детей

умение

вычленять

и

решать

наиболее

важные

проблемы

с

учетом

социальных,

экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в

определенной

научной

области.

Ознакомление

с

методами

системного

анализа

(компонентным,

сущностным,

интегративным,

прогнозным)

и

приемами

познания

сложных

систем,

мы

совмещаем

с

обучением

самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с

научной

и

специальной

литературой,

периодической

печатью,

справочниками).

Налаживание

контактов

с

людьми,

составление

анкет,

опросников

и

проведение

их

анализа;

организация

наблюдений,

самостоятельное применение научных приборов и оборудования; проведение

опытов и экспериментов. Исследуя методологические аспекты поставленной

проблемы, изучая и обобщая ценности, находки в передовом опыте учителей,

учитель должен активно и целенаправленно направлять свою деятельность на

развитие и формирование исследовательских интересов учащихся на уроках

химии на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

Именно

использование

нетрадиционных

методов

обучения

ведет

к

активизации

исследовательской

деятельности

на

уроках,

обогащает,

систематизирует

и

закрепляет

знания,

способствует

их

осознанному

применению.

Школьник

становится

активным,

заинтересованным,

равноправным

участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления,

стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать

мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет

большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

Научно-исследовательская

деятельность

направлена

на

образование,

воспитание

и

развитие

учащихся,

на

стимулирование

у

ребенка

познавательной

активности,

индивидуальных

творческих

задатков,

формирование логического, научного мышления.

Глава I.

Организация исследовательской деятельности на уроках

химии

Обучение химии вносит существенный вклад в подготовку учащихся к

трудовой деятельности: они получают определенные знания о веществах и их

взаимодействиях, о законах и теориях, отражающих особенности химической

формы движения материи, о роли химии в решении народнохозяйственных

задач, приобретают умения наблюдать явления, ставить химические опыты,

работать

с

учебником

и

справочной

литературой,

делать

выводы

применительно

к

конкретному

материалу

и

более

общие

выводы

мировоззренческого характера.

Успешное усвоение знаний возможно при активной работе с учебным

материалом, если учащиеся заинтересованы предметом.

Большая роль в повышении качества обучения и воспитания отводится

химическому

эксперименту.

Оптимальная

методика

его

проведения

способствует

не

только

активному

включению

учащихся

в

работу,

но

и

глубокому и прочному усвоению ими знаний, воспитанию наблюдательности,

бережливости, культуры труда.

Любую

форму

работы

на

уроке

можно

характеризовать

как

активную, если она позволяет управлять процессом учения, способствует

развитию самостоятельности мышления, стимулирует учебную деятельность.

Результативность урока определяется тем, чему научились все школьники и

каждый учащийся в отдельности.

Добиться усвоения знаний можно, как известно, разными способами.

Одни

учителя

проводят

многократное

повторение,

закрепление,

требуя

воспроизведения

изученного

материала,

другие

вовлекают

их

в

исследовательскую

деятельность,

и

учащиеся

самостоятельно

решают

встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают

изучаемое.

Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся

будут тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию.

Для этого не только нужно систематически предоставлять им возможность

участвовать в такой работе на уроке, но и обучать всем необходимым.

приемам проведения самостоятельного исследования. Разумеется, речь

в

данном

случае

идет

об

ученическом

исследовании,

значение

которого

выражается

не

в

объективной

ценности

полученных

результатов,

а

в

субъективной необходимости их для развития обучающихся.

Остановимся

на

методических

вопросах,

касающихся

особенностей

самостоятельной

деятельности

исследовательского

характера

и

выясним,

каковы признаки и структура ученического исследования.

Исследовательскую

деятельность

учащихся

можно

понимать

как

совокупность

действий

поискового

характера,

ведущих

к

открытию

неизвестных

учащимся

фактов,

теоретических

знаний

и

способов

деятельности. Учащиеся таким путем знакомятся с основными методами

исследования

в

химии,

овладевают

умениями

самостоятельно

добывать

знания.

Исследовательские

умения

это

система

интеллектуальных,

практических

умений,

необходимых

для

самостоятельного

выполнения

исследования.

Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, их

обобщения

и

с

целью

приобретения

учащимися

умений

применять

полученные знания.

При

создании

системы

исследовательских

заданий

необходимо

различать такие признаки ученического исследования: 1) характер учебного

материала (исследование теоретического вопроса или свойств вещества); 2)

метод проведения (теоретический анализ, эксперимент и др.); 3) объем и круг

вопросов программы, используемых при этом (проведение исследования с

привлечением знаний из одной темы или из различных разделов курса).

При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют

действия в таком порядке:

1. Ознакомление

с содержанием

задания и

формулирование цели

деятельности.

2. Прогнозирование направлений выполнения заданий и выбор методов

исследования.

3. Проведение исследования

и

оценка полученных результатов в

соответствии с поставленными целями.

Учитель создает ситуации, при которых учащимся либо необходимо

выбрать определенный путь решения из ряда возможных вариантов, либо

разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами,

требующими

теоретического

объяснения,

либо

осознать

необходимость

в

систематизации, обобщении знаний, найти закономерности для объяснения

нового факта, явления или процесса. Подобные ситуации вызывают интерес

и стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся. Например,

при исследовании процесса гидролиза солей учащиеся обнаруживают, что

растворы некоторых средних солей имеют кислую или щелочную реакцию

среды. Это не согласуется с имеющимися у них знаниями, и они активно

включаются в поиск теоретического объяснения возникшего противоречия. В

учебный

процесс

как

бы

вводятся

элементы

научного

исследования:

учащиеся

используются

методом

проведения

теоретического

анализа,

выдвигают гипотезу и используют метод экспериментальной ее проверки.

Для проведения исследования недостаточно обладать теми или иными

единичными исследовательскими умениями. Необходимо научить ученика

пользоваться ими в совокупности.

Можно выделить три группы исследовательских умений.

Первая

группа

умений

характеризуется

выполнением

единичных

операций исследования: 1) наблюдение; 2) сравнение фактов, свойств

веществ и явлений; 3) нахождение причинно-следственных связей; 4)

формулирование выводов на основе единичных операций исследования.

Вторая группа исследовательских умений характеризуется сочетанием

различных умений первой группы и включает: 1) умение сформулировать

цель работы; 2) умение выразить зависимость между фактами, явлениями в

виде графика, схемы, таблицы; 3) умение высказать суждение, построить

умозаключение

на

основе

ранее

приобретенных

знаний;

4)

умение

проектировать опыт для подтверждения высказанного суждения; 5) умение

провести опыт и сформулировать вывод.

Третья

группа

исследовательских

умений

характеризует ся

комплексным использованием различных умений первой и второй групп и

включает: 1) умение видеть проблему; 2) умение строить гипотезу; 3) умение

составить план исследования; 4) умение найти способ экспериментального

подтверждения гипотезы; 5) умение не только провести эксперимент, но и

обработать его результаты, сформулировать вывод.

При

выполнении

одного

и

того

же

задания

одни

учащиеся

преимущественно проявляют умения первой группы, другие — второй, а

третьи способны вполне уверенно проводить самостоятельное исследование.

Задача учителя и состоит в том, чтобы как можно больше учащихся овладели

умениями третьей группы.

Кроме

названных

умений,

готовность

школьников

к

проведению

исследования характеризуется еще такими показателями:

характером

действий

и

выводов;

степенью

самостоятельности;

привлечением

большего

или

меньшего

объема

опорных

знаний.

В

зависимости от того, какие умения проявляют учащиеся, какого характера

действия

и

какие

выводы

они

могут

сделать,

насколько

самостоятельно

работают и как широко и полно привлекают имеющиеся у них знания, можно

судить

о

достигнутом

ими

уровне

подготовки

к

проведению

самостоятельного исследования.

Эффективных

результатов

по

формированию

исследовательских

умений

можно

добиться

при

целенаправленной

систематической

работе.

Такую

систему

работы

составляют:

проблемное

проведение

уроков

по

изучению теоретических вопросов и фактического материала, проведение

большинства

лабораторно-практических

занятий

исследовательским

методом,

система

домашних

заданий

с

элементами

теоретического

исследования, тренировочные упражнения по отработке отдельных умений.

Во

всех

случаях

учащиеся

выполняют

определенные

исследовательские

задания.

Исследовательская

самостоятельная

работа

учащихся

занимает

на

уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затрата

времени

на

развитие

исследовательских

умений

впо следствии

компенсируется тем, что учащиеся будут быстро в правильно выполнять

работы, потому что повысится осознанность и прочность их знаний, появится

устойчивый интерес к предмету.

В

процессе

обучения

необходимо

постепенно

усложнять

исследовательскую

деятельность

учащихся

и

увеличивать

долю

их

самостоятельности

в

выполнении

задания

в

такой

последовательности:

сначала проведение простейших опытов и соответствующих

рассуждений

под непосредственным руководством учителя с использованием единичных

понятий изучаемой темы; затем выполнение несложных исследований по

плану, предложенному учителем, с привлечением совокупности знаний темы;

наконец, самостоятельное планирование и выполнение исследовательских

заданий, в которых используются знания из разных тем курса.

Таким путем постепенно у учащихся будут формироваться умения, все

более высокого уровня.

Глава 2.

Использование исследовательской деятельности в

практической работе учителя химии

Методика,

способствующая

формированию

у

учащихся

умений

самостоятельно

проводить

исследования,

зависит

от

многих

факторов,

и

прежде всего от особенностей содержания учебного материала. Характер

содержания - теоретический материал или фактический — обусловливает

вариативность

метода

обучения

и

отражается

на

структуре

урока,

включающего исследования учащегося.

Уроки,

на

которых

проводятся

такие

самостоятельные

работы

учащихся,

имеют

ряд

общих

признаков:

создание

проблемной

ситуации,

применение

учащимися

методов

исследования

(теоретический

анализ,

эксперимент).

В

зависимости

от

особенностей

содержания

в

структуре

уроков можно выявить отличия. Как правило, исследование теоретического

вопроса продолжается в течение нескольких уроков, а исследовательская

деятельность

учащихся

будет

сочетаться

с

иными

видами

деятельности.

Исследование свойств того или иного вещества, обычно осуществляется на

одном уроке.

Организация

самостоятельного

исследования

и

управление

деятельностью

учащихся

начинается

с

того,

что

учитель

проводит

логический анализ учебного материала, подлежащего изучению, и на основе

этого ставит задачи, решение которых возможно с помощью проведения

исследования. При этом обязательно намечает промежуточные задачи урока,

уточняет соотношение деятельности учителя и учащихся, выясняет связи

между различными частями урока.

Этапы

подготовки

учителя

к

проведению

урока,

включающего

исследование учащегося, можно выразить схемой:

Этапы подготовки учителя к проведению урока, включающего

исследования учащихся

Анализ

содержания

учебного

материала

(объем,

новизна,

познавательная и практическая значимость в системе знаний), выявление

возможности создания проблемной ситуации

Анализ предшествующего опы- Оценка имеющихся знаний

та использования конкретных и умений учащихся

методических приемов

Планирование этапов работы, выбор способов управления

исследованиями учащихся.

Принятие решения о целесообразности

выбранной структуры урока

Проведение урока

Структура исследования теоретических вопросов в системе уроков

Постановка общей проблемы

Накопление и изучение фактического материала

Выделение вопросов, подле- Выделение вопросов, тре-

жащих теоретическому обоснованию бующих экспериментального

подтверждения

Постановка частных взаимосвязанных проблем (П

1

,

П

2

и т. д.) и их решение

П

1

П

2 и др.

методом теоре- экспери методом теоре- экспери

тического ментально тического ментально

Достоверное знание Достоверное знание

Теоретическое положение

Применение знаний в дальнейшем исследовании и практике

Структура урока, включающего исследование свойств вещества

Актуализация знаний учащихся

Постановка целей исследования

Проведение теоретического анализа

Построение гипотезы

Составление плана экспериментальной проверки и его выполнение

Обсуждение результатов и формулирование

вывода

Подведение итогов работы учащихся на уроке

Разъяснение домашнего задания

Опишем урок по теме «Соединения железа», на котором учащиеся

выполняют

самостоятельную

работу,

используя

дифференцированные

инструкции.

С целью подготовки учащихся к самостоятельной работе учитель

предлагает выполнить задание, включающее такие вопросы, предварительное

обсуждение которых поможет преодолеть трудности при планировании и

выполнении эксперимента учащимися.

Задание

1. Каков химический характер следующих гидроксидов:

а) Nа ОН, Си(ОН)

2

; б) А1(ОН)

3

, Сг (ОН)

3

; в) Н

3

РО

4

, НNО

3

?

Как опытным путем подтвердить ответ?

2.

Как

практически

осуществить,

реакции,

сущность

которых

выражается следующими уравнениями:

3+

+ЗОН

-

=Fе(ОН)

3

;

Cu

2+

+ 2 OH

-

= Cu (ОН)

2

;

А1

3+

+ЗОН

-

= А1(ОН)

3

?

Сформулируйте вывод: как получить нерастворимое основание?

3. Какую реакцию среды имеют растворы следующих солей:

а) Zп SО

4

, FеС1

а

; б) Nа

2

СО

3

, К

2

S; в)NаС1, КNО

3

?

Как обнаружить реакцию растворов данных солей?

Обсудив результаты самостоятельной работы, учитель подчеркивает,

что гидроксиды могут проявлять различные свойства (кислотные, основные

или

амфотерные).

Для

установления

этих

свойств

необходимо

испытать

отношение конкретного гидроксида к растворам кислот и щелочей.

Нерастворимое

основание

можно

получить,

действуя

щелочью

на

растворимую соль соответствующего металла. Нужно учитывать, что многие

соли подвергаются гидролизу. Особое внимание учитель обращает на то, что

эти выводы учащиеся должны будут использовать в предстоящей работе.

Учащиеся составляют план предстоящей работы, который они либо

осуществляют

полностью

самостоятельно,

либо

используют

одну

из

предложенных инструкций: 1, 2, 3.

Учитель

выдает

инструкций

1,

2,

3

в

виде

книжечки,

где

каждый

вариант записан на отдельном листе и рассчитан на дифференцированный

подход

к

учащимся.

В

инструкции

1

указывается

только

перечень

необходимых реактивов для осуществления эксперимента; в инструкции 2

показана в рисунках последовательность проведения опытов; в инструкции 3

дано подробное описание выполнения опытов.

Выбор варианта инструкции для проведения эксперимента учащиеся

осуществляют

самостоятельно.

Однако

это

не

значит,

что

они

должны

работать только по одной инструкции 1, 2 или 3. Учащимся предоставляется

возможность самим рассчитать свои силы. Все учащиеся сразу начинают

работу,

пользуясь

инструкцией

1.

Если

у

кого-либо

из

них

ощущается

недостаток

в

знаниях

и

умениях

для

выполнения

опыта,

они

могут

обращаться к инструкции 2 или 3.

Инструкция 1

Задание 1

Исследовать свойства гидроксидов железа (II) и (III).

Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Реактивы: Na ОН, Fe С1

2

, Fe С1

3

.

Опыт 2. Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислородом воздуха,

с кислотами.

Реактивы: Fе (ОН)

2

, HС1, Н

2

4

.

Опыт 3. Взаимодействие гидроксида железа (III) с кислотами.

Реактивы: Fе(ОН)

3

, НС1, Н

2

4

.

Задание 2

Исследовать свойства солей железа (II) и (III).

Реактивы: FеС1

2

, FеС1

3

, КСNS, Кз [Fе(СN)

6

], лакмус.

Записать уравнения реакций, выяснить их сущность, систематизировать

наблюдения и сформулировать выводы о свойствах гидроксидов и солей

железа (II) и (III).

Инструкция 2

Задание 1

Исследовать свойства гидроксидов железа (II) и (III).

Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и (III)

Опыт 2. Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислородом воздуха,

с кислотами

Опыт 3. Взаимодействие гидроксида железа (III) с кислотами

Задание 2

Исследовать свойства солей железа (II) и (III).

Опыт 1. Гидролиз солей

Опыт 2. Качественные реакции на Fе

2+

и Fе

3+

Написать

уравнения

реакций,

выяснить

их

сущность,

система -

тизировать

наблюдения

и

сформулировать

вывод

о

свойствах

рассматриваемых соединений железа (II) и (III).

Na OH Na OH H

2

SO

4

HCI Na OH

H

2

SO

4

HCI Na OH

а) б) в)

Fe+ HCI Fe CI

3

Fe (OH)

2

Fe (OH)

3

Fe CI

2

KC NS K

3

[ Fe (NS)

6

]

Лакмусовая Роданид железа

г) бумажка (синяя)

Fe CI

2

Fe CI

3

Fe CI

3

Fe CI

2

Fe (CNS )

3

Fe

2

[Fe (NS)

6

]

До реакции После реакции

Рисунок к инструкции 2, задание 1: а- к опыту 1; б – к опыту 2; в – к

опыту 3; задание 2: е – к опыту 1; д – к опыту 2.

Турнбулева

синь

Инструкция 3

Задание 1

Исследовать свойства гидроксидов железа (II) и (III).

Опыт 1. Получение гидроксидов железа (II) и (III) . К растворам солей

FеС1

2

и FеС1

3

прилейте раствор щелочи Nа ОН. Что наблюдаете? Напишите

уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. Почему возможны эти

реакции?

Опыт 2. Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислородом воздуха и

кислотой. Полученный в первом опыте гидроксид железа (II) поместите в две

пробирки.

Обратите внимание на цвет осадка. В первой пробирке наблюдайте

изменение цвета гидроксида железа (II) в местах соприкосновения его с

воздухом, объясните это явление и напишите уравнение реакции.

Во

вторую

пробирку

к

гидроксиду

железа

(II)

прилейте

раствор

соляной

кислоты.

Что

наблюдаете?

Напишите

уравнения

реакций

в

молекулярном и ионном виде.

Опыт 3. Взаимодействие гидроксида железа (III) с кислотой.

Полученный в первом опыте гидроксид железа (III) поместите в две

пробирки. В первую пробирку с гидроксидом железа (III) прилейте раствор

серной кислоты, а во вторую — соляную кислоту. Что наблюдаете? Напишите

уравнения реакций. Какими свойствами обладает гидроксид железа (III)?

Задание 2

Исследуйте свойства солей железа (II) и (III).

Опыт 1. Гидролиз солей. Испытайте растворы солей FеС1

2

и FеС1

3

на

лакмус. Напишите уравнения реакций гидролиза солей. Сделайте вывод о

силе гидроксидов железа (II) и (III) как оснований.

Опыт 2. Качественные реакции на ионы Fе

2

+ и Fе

3

+. К раствору FеС1

2

добавьте раствор Кз [Fе(СN)

6

] - гексацианоферрат (III) калия. Что

наблюдаете? Запишите сокращенное ионное уравнение реакции, учитывая,

что один из продуктов реакции, турнбулева синь Fе

3

[Fе(СN)

6

]2, выпадает в

осадок. К раствору FеС1з добавьте раствор КСNS - роданида калия. Что

наблюдаете? Запишите сокращенное ионное уравнение реакции, учитывая,

что один из продуктов реакции, роданид железа (III) Fе (СNS)з, мало

диссоциирует на ионы.

Систематизируйте наблюдения и сформулируйте вывод о свойствах

гидроксидов и солей железа (II) и (III).

В процессе обсуждения результатов эксперимента учитель уточняет

сформулированные учащимися выводы, говорит о практической важности

качественных реакций на ионы Fе

2

+ Fе

3+

, о биологической роли ионов железа

Ре

2

+ и Ре

3+

в организме человека.

В конце урока учитель предлагает ответить на следующие вопросы:

1. Как экспериментально определить, содержит ли раствор соли Fе Сl

2

примесь соли FеС1з?

2. В состав некоторых образцов природного мела входит оксид железа

(III). Предложите опыт для качественного определения содержания оксида

железа (III) в образце мела.

Организуя самостоятельную работу с элементами исследования, важно

учитывать не только то, чтобы предлагаемые задания были посильными для

учащихся, но и желание учащихся их выполнять.

Заключение

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый

вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате

функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе

исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется

лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределённой ситуации, а

исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст

функционирования

субъекта

в

этой

ситуации,

то

исследовательская

деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она

логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность)

исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли

выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется

для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях

неопределённости.

Исследовательская

деятельность

не

исчерпывается

наличием

факта

поисковой

активности,

она

предполагает

также

анализ

получаемых

результатов,

оценку

на

их

основе

развития

ситуации,

прогнозирование

(построение гипотез) в соответствии, с этим дальнейшего её развития. Сюда

же

можно

присовокупить

моделирование

и

реализацию

своих

будущих,

предполагаемых действий — коррекцию исследовательского поведения. В

дальнейшем

всё

это,

будучи

проверено

на

практике

(наблюдение

и

эксперимент) и вновь оценено, выводит

ПОИСКОВУЮ

активность на новый

уровень.

Собственные

наблюдения

за

обучающимися

позволяют

сделать

вывод

о

том,

что

исследовательская

деятельность

позитивно

влияет

на

процесс становления ребёнка. Учащиеся включённые в исследовательскую

деятельность, внимательнее слушают, наблюдают, отвечают на вопросы и

формулируют

их,

грамотнее

анализируют

и

оценивают

факты,

события,

явления,

чётче

составляют

план

ответа,

культурнее

и

общительнее

с

окружающими.

При

повышении

роли

химического

эксперимента,

исследований

в

современных условиях обучения появляются и проблемы. На наш взгляд это

необходимость увеличения учебного времени, которого явно не хватает для

проведения

полноценных

исследований

и

обсуждения

их

результатов.

Недостаточное оснащение школьных химических лабораторий необходимым

оборудованием

и

реактивами.

Для

выхода

из

сложившегося

положения

предлагаю следующее:

1.

Увеличение

учебного

времени:

увеличение

числа

часов,

отведенных на изучение химии в базисном учебном плане возвращение

трех часов в неделю в 8 – 9 классах.

2.

Сокращение

времени

на

изучение

теоретического

материала в 8 – 9 классах, использование его на практическую часть.

3.

Разработки

новых

методик

постановки

экспериментов

и

исследований.

4.

Проведение

научно

исследовательской

работы

с

учащимися во внеурочное время.

5.

Необходимо

пересмотреть

очерёдность

изучаемых

тем

в

программе

О.С.

Габриеляна

для

8

класса,

так

как

в

двух

первых

учебных

четвертях

отсутствует

демонстрационный

и

лабораторный

эксперимент, так необходимый начинающим химикам.

Библиографический список

1.

Борздун В.Н., Борздун Л.А. Исследовательская деятельность в

школе; критерии оценки.- Методист, 2003, № 6,с. 48

2.

Ильиных

М.М.

Развитие

исследовательских

способностей

школьников – Начальная школа плюс до и после 2007, № 9, с. 19.

3.

Кузьмин

Н.Н.

Исследовательская

работа

в

школе

как

необходимый элемент инновационной деятельности учителя – Образование и

общество, 2004, № 4, с. 46.

4.

Леонтович А.В. Моделирование исследовательской деятельности

учащихся: практические аспекты – Школьные технологии, 2006, № 6, с.89.

5.

М а р ва р о ва

А . Р. ,

П е т р о ва

О . Г.

З н ач е н и е

у ч е б н о

исследовательской

деятельности

в

образовательном

пространстве.

Специалист, 2007,

№ 5, с. 16

6.

Пентин

А.Ю.

Исследовательская

и

проектная

деятельность:

структура и цели. – Школьные технологии, 2007, № 5, с. 111

7.

Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в

современном образовании - Школьные технологии, 2004, № 4, с.82.

8.

Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской

деятельности учащихся – Педагогические технологии, 2005, № 4, с. 36.

9.

Тяглова

Е.В.

Исследовательская

деятельность

учащихся

по

химии; методическое пособие/ Москва «Глобус», 2007, - 224 с.

10.

Файн

Т.А.

Исследовательский

подход

в

обучении

Практика

административной работы в школе 2003, № 6, с. 14.

11.

Хлорин М.В. Характерные черты исследовательского подхода;

обучение на основе решений проблем – Школьные технологии, 2004, № 1,

с.11.

12.

Чудов В. Проектно – исследовательская деятельность школьников

– Народное образование, 2005, № 1, с.133.

13.

Яппаров М.Г. Внимание исследовательской работе – Специалист,

2006, № 4, с.15.



В раздел образования