Автор: Гондалева Анна Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 10 "Ёлочка"
Населённый пункт: Озёры
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Организация дополнительного образования по духовно–нравственному воспитанию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Ключевые
слова:
духовно-нравственное
воспитание,
дошкольный
возраст,
дополнительное объединение.
Аннотация: в статье вы можете познакомиться с опытом работы наших педагогов
по дополнительному образованию, которое направлено на воспитание у дошкольников
духовно-нравственной культуры.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,
которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы
заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество
сегодня,
в
разрушении
личности.
Ныне
материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовность
-
это
чувство
внутренней
и
внешней
свободы,
формирующая
субъективность личности.
Нравственность,
по
значению
-
набор
нравов.
Нрав
-
способ
поведения.
Нравственность лежит в сфере деятельности людской и исполнение правил поведения в
обществе.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью
всестороннего воспитания ребенка, предпосылкой возрождения отечественной культуры;
ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его
содержания
в
повседневную
жизнь
детей,
во
все
виды
детской
деятельности
и
традиционные методики дошкольного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что
содержание
образования
должно
обеспечивать
«духовно-нравственное
развитие
личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в
национальную, российскую и мировую культуру».
Одной из задач ФГОС является: объединения обучения и воспитания в целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно –
нравственных
и
социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.
В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на
до стижение
национа льного
во спит ательного
иде а ла,
т.е.
в о с п и т а н и е
высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренѐнного в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
На рубеже XX - XXI веков российское общество пережило глобальные изменения,
а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня
является
сохранение
общенационального
единства
России,
духовное
оздоровление
общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а
внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и
стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.
На
протяжении
многих
лет
в
нашем
детском
саду
ведётся
дополнительное
образование
по
духовно
–
нравственному
воспитанию
детей
среднего
и
старшего
дошкольного возраста.
Начиная со среднего возраста, дети приобщаются к русской народной культуре, к
самобытности. Систематическое и планомерное ознакомление детей с жизнью народа в
разное историческое время развивает познавательные способности детей, человеческие
отношения, так же формируется осознание себя в системе предметного и социального
мира.
Работа объединения "Русская изба" основана на программе «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры» Ольги Львовны Князевой и Марии Давыдовны
Маханевой и направлена на формирование у дошкольников представлений о жизни
народа в разное историческое время (быт, культура, традиции, обряды).
В
условиях
дошкольной
организации
для
эффективной
деятельности
дополнительного образования «Русская изба» была создана особая
атмосфера
для
совместной деятельности детей и взрослых, приближенную к реальной, для того, чтобы
ребенок чувствовал себя участником происходящих событий.
В результате освоения программы «Русская изба» воспитанники получают целый
комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Работа
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
по
духовно-нравственному
воспитанию продолжается на дополнительном объединении "Земляничка".
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает
целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение
многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают
ребенка,
приобщают
его
к
высокой
моральной
культуре
своего
народа,
к
истокам
родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы,
меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с
историей русского народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый
легко
устанавливает
с
ребенком
эмоциональный
контакт,
эмоциональное
общение.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают
внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое
воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые
формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые,
смысловые, звуковые.
Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача.
Ещё одно дополнительное объединение для детей старшего дошкольного возраста -
"Добрый мир", которое функционирует в нашем детском саду и работает на программе
«Добрый мир» Людмилы Леонидовны Шевченко.
Донное
объединение
актуально,
так
как
наше
общество
в
настоящее
время
переживает
духовно-нравственный
кризис:
государство
лишилось
официальной
идеологии
и
духовно-нравственных
идеалов.
Мы
живем
в
мире,
где
очень
часто
торжествует
культ
денег,
беззакония,
безнравственности,
психология
потребителя.
В
связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет
исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной
безопасности страны.
В
процессе
освоения
программы
«Добрый
мир»
на
основе
знакомства
дошкольников с ценностями православной культуры решаются главные задачи развития
личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.
Приобретенные
знание
на
дополнительных
объединениях
дети
передают
в
народных праздниках, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много
об обрядах и традициях своего народа.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о
сохранении,
укреплении
и
развитии
добрых
народных
традиций,
забота
о
передаче
подрастающим поколениям духовного наследия.
Непосредственное участие детей в таких народных праздниках, как «Колядки»,
«Масленица»,
«Осенины»,
оставляет
у
детей
массу
положительных
и
ярких
впечатлений.
Важную роль в духовно - нравственном воспитании играет патриотизм.
Чувства
Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу,
матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением.
Различные
формы
сотрудничества
помогают
в
решении духовно –
нравственных
задач.
Родители
участвуют
в
конкурсах,
совместных
развлечениях
праздниках "Мой папа самый лучший".
Каждый год вместе со всей страной наш детский сад отмечает день Победы в
Великой Отечественной войне.
Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от
увиденного. Дети творят - это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и
закрепит знания и впечатления. Они с большим удовольствием делают подарки своим
близким, организовывают выставки творческих работ.
Каждый год воспитанники ДОО участвуют в конкурсе "Красота божьего мира".
Так
же
мы
сотрудничаем
с
краеведческим
музеем
нашего
города.
Дети
с
удовольствием посещают экскурсии
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире
духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду,
найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на
последующее
развитие
и
духовно-
нравственные
достижения
человека.
Все
это
мы
должны закладывать сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что дети - это наше
будущее!