Напоминание

"Организация дополнительного образования по духовно–нравственному воспитанию дошкольников"


Автор: Гондалева Анна Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 10 "Ёлочка"
Населённый пункт: Озёры
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Организация дополнительного образования по духовно–нравственному воспитанию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Ключевые

слова:

духовно-нравственное

воспитание,

дошкольный

возраст,

дополнительное объединение.

Аннотация: в статье вы можете познакомиться с опытом работы наших педагогов

по дополнительному образованию, которое направлено на воспитание у дошкольников

духовно-нравственной культуры.

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем,

которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы

заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество

сегодня,

в

разрушении

личности.

Ныне

материальные

ценности

доминируют

над

духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

о

доброте,

милосердии,

великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Духовность

-

это

чувство

внутренней

и

внешней

свободы,

формирующая

субъективность личности.

Нравственность,

по

значению

-

набор

нравов.

Нрав

-

способ

поведения.

Нравственность лежит в сфере деятельности людской и исполнение правил поведения в

обществе.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью

всестороннего воспитания ребенка, предпосылкой возрождения отечественной культуры;

ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его

содержания

в

повседневную

жизнь

детей,

во

все

виды

детской

деятельности

и

традиционные методики дошкольного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что

содержание

образования

должно

обеспечивать

«духовно-нравственное

развитие

личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в

национальную, российскую и мировую культуру».

Одной из задач ФГОС является: объединения обучения и воспитания в целостный

образовательный

процесс

на

основе

духовно –

нравственных

и

социокультурных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества.

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на

до стижение

национа льного

во спит ательного

иде а ла,

т.е.

в о с п и т а н и е

высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренѐнного в

духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

На рубеже XX - XXI веков российское общество пережило глобальные изменения,

а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня

является

сохранение

общенационального

единства

России,

духовное

оздоровление

общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а

внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и

стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.

На

протяжении

многих

лет

в

нашем

детском

саду

ведётся

дополнительное

образование

по

духовно

нравственному

воспитанию

детей

среднего

и

старшего

дошкольного возраста.

Начиная со среднего возраста, дети приобщаются к русской народной культуре, к

самобытности. Систематическое и планомерное ознакомление детей с жизнью народа в

разное историческое время развивает познавательные способности детей, человеческие

отношения, так же формируется осознание себя в системе предметного и социального

мира.

Работа объединения "Русская изба" основана на программе «Приобщение детей к

истокам русской народной культуры» Ольги Львовны Князевой и Марии Давыдовны

Маханевой и направлена на формирование у дошкольников представлений о жизни

народа в разное историческое время (быт, культура, традиции, обряды).

В

условиях

дошкольной

организации

для

эффективной

деятельности

дополнительного образования «Русская изба» была создана особая

атмосфера

для

совместной деятельности детей и взрослых, приближенную к реальной, для того, чтобы

ребенок чувствовал себя участником происходящих событий.

В результате освоения программы «Русская изба» воспитанники получают целый

комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Работа

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

по

духовно-нравственному

воспитанию продолжается на дополнительном объединении "Земляничка".

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает

целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение

многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают

ребенка,

приобщают

его

к

высокой

моральной

культуре

своего

народа,

к

истокам

родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы,

меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с

историей русского народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый

легко

устанавливает

с

ребенком

эмоциональный

контакт,

эмоциональное

общение.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают

внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое

воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые

формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые,

смысловые, звуковые.

Приобщение ребенка к народному творчеству очень важная и благородная задача.

Ещё одно дополнительное объединение для детей старшего дошкольного возраста -

"Добрый мир", которое функционирует в нашем детском саду и работает на программе

«Добрый мир» Людмилы Леонидовны Шевченко.

Донное

объединение

актуально,

так

как

наше

общество

в

настоящее

время

переживает

духовно-нравственный

кризис:

государство

лишилось

официальной

идеологии

и

духовно-нравственных

идеалов.

Мы

живем

в

мире,

где

очень

часто

торжествует

культ

денег,

беззакония,

безнравственности,

психология

потребителя.

В

связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет

исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной

безопасности страны.

В

процессе

освоения

программы

«Добрый

мир»

на

основе

знакомства

дошкольников с ценностями православной культуры решаются главные задачи развития

личности - проявление добрых чувств к другим людям и к окружающему миру.

Приобретенные

знание

на

дополнительных

объединениях

дети

передают

в

народных праздниках, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много

об обрядах и традициях своего народа.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о

сохранении,

укреплении

и

развитии

добрых

народных

традиций,

забота

о

передаче

подрастающим поколениям духовного наследия.

Непосредственное участие детей в таких народных праздниках, как «Колядки»,

«Масленица»,

«Осенины»,

оставляет

у

детей

массу

положительных

и

ярких

впечатлений.

Важную роль в духовно - нравственном воспитании играет патриотизм.

Чувства

Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям - отцу,

матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим

окружением.

Различные

формы

сотрудничества

помогают

в

решении духовно

нравственных

задач.

Родители

участвуют

в

конкурсах,

совместных

развлечениях

праздниках "Мой папа самый лучший".

Каждый год вместе со всей страной наш детский сад отмечает день Победы в

Великой Отечественной войне.

Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от

увиденного. Дети творят - это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и

закрепит знания и впечатления. Они с большим удовольствием делают подарки своим

близким, организовывают выставки творческих работ.

Каждый год воспитанники ДОО участвуют в конкурсе "Красота божьего мира".

Так

же

мы

сотрудничаем

с

краеведческим

музеем

нашего

города.

Дети

с

удовольствием посещают экскурсии

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире

духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детском саду,

найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на

последующее

развитие

и

духовно-

нравственные

достижения

человека.

Все

это

мы

должны закладывать сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что дети - это наше

будущее!



В раздел образования