Напоминание

"Методы интенсивного обучения учащихся народного отделения теории музыки на уроках сольфеджио."


Автор: Панина Людмила Фёдоровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Методы интенсивного обучения учащихся народного отделения теории музыки на уроках сольфеджио."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Панина Людмила Фёдоровна

преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО «Детская школа искусств» №1

г. Димитровград Ульяновской области.

Методы интенсивного обучения учащихся народного отделения теории

музыки на уроках сольфеджио (методические рекомендации).

В своей педагогической практике мне пришлось столкнуться со многими трудностями, про

-блемами в работе с учащимися, обучающимися по классу баян. Начались эти трудности с

первых же уроков, с изучения нот по клавиатуре фортепиано. Я им начала объяснять устрой-

ство ещё одного нового для них инструмента. Это для многих стало проблемой, так как у

многих детей дома нет фортепиано и закрепить теоретический материал, полученный на уро-

ке, у них не было возможности, происходил процесс накопления незнания теоретических

сведений или очень слабое их усвоение. Поэтому для меня возникла необходимость изуче-

ния клавиатуры баяна и применение её на уроках сольфеджио. Пришлось вникнуть в специ-

фику строения клавиатуры инструмента, и она оказалась отличным справочным и наглядным

пособием для изучения и построения интервалов, аккордов, для определения тональностей и

знаков альтерации. Мои баянисты хорошо изучили не только клавиатуру своего инструмен-

та, но и научились по ней строить и определять интервалы и аккорды, знаки в тональности,

находить тональности первой степени родства и т.д.

Особенно хорошим подспорьем клавиатура баяна оказалась при изучении темы «Интерва-

лы». У баяна две клавиатуры: правая и левая. На правой клавиатуре клавиши расположены в

3 ряда и считаются они от мехов баяна. Клавиши, соответствующие семи основным и пяти

производным ступеням звукоряда, расположены поперечными (косыми) рядами, образуя 4

колонки по 3 клавиши в каждой. Благодаря этому интервал между звуками, извлекающимися

двумя ближайшими клавишами любого ряда, равен полуторам тонам, а двумя ближайшими

клавишами по поперечному ряду ( I и II, II и III, III и I рядов) - полутону.

Например:

1. При нажатии клавиш одного ряда образуются малая терция (м.3).

2.Нажатием клавиш смежных рядов (I и II, II и III) образуются интервалы: малая секунда

(м.2), большая терция (б.3), чистая квинта (ч.5), малая септима (м.7).Если эти же интервалы

строятся от звука, извлекающегося нажатием клавиши III ряда, то смежным считается I ряд.

3.нажатием клавиш, расположенных через ряд (I и III, II и I, III и II), образуются интер-

валы: большая секунда (б.2), чистая кварта (ч.4), малая секста (м.6), большая септима(б.7).

При изучении темы «Аккорды» я использую правую клавиатуру баяна. Для облегчения по-

строения аккордов следует учитывать, что большая терция (б.3) всегда образуется сочетани-

ем клавиш двух смежных рядов, а малая терция (м.3) – одного ряда. Аккорды, имеющие в

основании большую терцию (мажорное трезвучие, доминантсептаккорд), образуются соче-

танием клавиш двух смежных рядов; увеличенное трезвучие - сочетанием клавиш трёх ря-

дов

Особенно помогает левая клавиатура в изучении темы «Главные трезвучия лада».

Поскольку клавиши на ней расположены по чистым квинтам в основном и вспомогательном

рядах,

то

это

даёт

возможность

быстро

и

практически

без

ошибок

определять

субдоминантовое и доминантовое трезвучие в любой тональности. Например, определить в

тональности Фа мажор главные трезвучия. Находим в основном ряду кнопку фа – это тоника,

вверх

от

неё

кнопка до

это

доминанта,

а

вниз

от фа

кнопка си

–бемоль

это

субдоминанта. А если учесть, что в косых рядах расположены мажорный и минорный

аккорды, а на вспомогательном басу в косом ряду мажорная терция, то окажется, что

основной аккомпанемент всегда рядом.

Левая клавиатура баяна, а точнее басовый ряд является отличным наглядным пособием

для

определения

тональностей

и

знаков

альтерации

(диезов

#,

бемолей

b)

в

них.

Басы на баяне располагаются в следующей последовательности :фаb, доb, сольb, реb, ляb,

миb,

сиb,

фа,

до,

соль,

ре,

ля,

ми,

си,

фа#,

до#,

соль#,

ре#,

ля#,

ми#,

си#.

Пусть не смущает некоторых существование фаb, доb, ми#, си#: (фаb (понижение фа на

полтона) – это ми, доb (понижение до на полтона) – это си, ми# (повышение ми на полтона) –

это

фа,

си#

(повышение

си

на

полтона)

это

до)

-

так

требует

теория

музыки.

Движение по этому ряду (вверх или вниз) начиная с клавиши до позволяет определить на-

звание мажорных тональностей и количество диезов или бемолей в них

В русле рассматриваемой методики баянная клавиатура является первостепенным наг-

лядно - образным вспомогательным средством в изучении и практическом освоении учебно-

го материала наряду с самим инструментом баяном. Благодаря такому простому атрибуту

значительно улучшилось и качество знаний, а, следовательно, повысилась и успеваемость,

сократились пропуски по предмету сольфеджио, поскольку клавиатура:

– предоставляет реальную возможность в условиях коллективной игровой ситуации каждому

ученику «играть» на своем «инструменте», усиливая мотивацию попробовать себя на звуча-

щем оригинале;

- является наиболее активным элементом в приобщении детей к инструменту;

– создает увлеченно - эмоциональное отношение к процессу познания;

–способствует вовлечению в коллективное «действо» даже самых пассивных или застенчи-

вых детей.

Возможность иметь перед собой индивидуальный инструмент (пусть в виде нарисованных

клавиш) и постоянное обращение к нему в ходе урока позволяет каждому ученику непосред-

ственно участвовать в практических формах работы. Такая организация процесса усвоения

знаний вывела значение клавиатуры на уровень ведущего логического ориентира, выполняю-

щего в восприятии детей роль доступного и понятного справочного пособия по музыкальной

грамоте.

В предложенном

методе именно клавиатура несет информацию об интервалах, аккордах,

тональностях.

Усвоение

знаний

в

подобных

условиях

становится

психологически

комфортным

и

в

полной

мере

соответствующим

психофизиологическим

составляющим

мышления школьников.



В раздел образования