Автор: Панина Людмила Фёдоровна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Методы интенсивного обучения учащихся народного отделения теории музыки на уроках сольфеджио."
Раздел: дополнительное образование
Панина Людмила Фёдоровна
преподаватель теоретических дисциплин
МБУ ДО «Детская школа искусств» №1
г. Димитровград Ульяновской области.
Методы интенсивного обучения учащихся народного отделения теории
музыки на уроках сольфеджио (методические рекомендации).
В своей педагогической практике мне пришлось столкнуться со многими трудностями, про
-блемами в работе с учащимися, обучающимися по классу баян. Начались эти трудности с
первых же уроков, с изучения нот по клавиатуре фортепиано. Я им начала объяснять устрой-
ство ещё одного нового для них инструмента. Это для многих стало проблемой, так как у
многих детей дома нет фортепиано и закрепить теоретический материал, полученный на уро-
ке, у них не было возможности, происходил процесс накопления незнания теоретических
сведений или очень слабое их усвоение. Поэтому для меня возникла необходимость изуче-
ния клавиатуры баяна и применение её на уроках сольфеджио. Пришлось вникнуть в специ-
фику строения клавиатуры инструмента, и она оказалась отличным справочным и наглядным
пособием для изучения и построения интервалов, аккордов, для определения тональностей и
знаков альтерации. Мои баянисты хорошо изучили не только клавиатуру своего инструмен-
та, но и научились по ней строить и определять интервалы и аккорды, знаки в тональности,
находить тональности первой степени родства и т.д.
Особенно хорошим подспорьем клавиатура баяна оказалась при изучении темы «Интерва-
лы». У баяна две клавиатуры: правая и левая. На правой клавиатуре клавиши расположены в
3 ряда и считаются они от мехов баяна. Клавиши, соответствующие семи основным и пяти
производным ступеням звукоряда, расположены поперечными (косыми) рядами, образуя 4
колонки по 3 клавиши в каждой. Благодаря этому интервал между звуками, извлекающимися
двумя ближайшими клавишами любого ряда, равен полуторам тонам, а двумя ближайшими
клавишами по поперечному ряду ( I и II, II и III, III и I рядов) - полутону.
Например:
1. При нажатии клавиш одного ряда образуются малая терция (м.3).
2.Нажатием клавиш смежных рядов (I и II, II и III) образуются интервалы: малая секунда
(м.2), большая терция (б.3), чистая квинта (ч.5), малая септима (м.7).Если эти же интервалы
строятся от звука, извлекающегося нажатием клавиши III ряда, то смежным считается I ряд.
3.нажатием клавиш, расположенных через ряд (I и III, II и I, III и II), образуются интер-
валы: большая секунда (б.2), чистая кварта (ч.4), малая секста (м.6), большая септима(б.7).
При изучении темы «Аккорды» я использую правую клавиатуру баяна. Для облегчения по-
строения аккордов следует учитывать, что большая терция (б.3) всегда образуется сочетани-
ем клавиш двух смежных рядов, а малая терция (м.3) – одного ряда. Аккорды, имеющие в
основании большую терцию (мажорное трезвучие, доминантсептаккорд), образуются соче-
танием клавиш двух смежных рядов; увеличенное трезвучие - сочетанием клавиш трёх ря-
дов
Особенно помогает левая клавиатура в изучении темы «Главные трезвучия лада».
Поскольку клавиши на ней расположены по чистым квинтам в основном и вспомогательном
рядах,
то
это
даёт
возможность
быстро
и
практически
без
ошибок
определять
субдоминантовое и доминантовое трезвучие в любой тональности. Например, определить в
тональности Фа мажор главные трезвучия. Находим в основном ряду кнопку фа – это тоника,
вверх
от
неё
кнопка до
–
это
доминанта,
а
вниз
от фа
–
кнопка си
–бемоль
–
это
субдоминанта. А если учесть, что в косых рядах расположены мажорный и минорный
аккорды, а на вспомогательном басу в косом ряду мажорная терция, то окажется, что
основной аккомпанемент всегда рядом.
Левая клавиатура баяна, а точнее басовый ряд является отличным наглядным пособием
для
определения
тональностей
и
знаков
альтерации
(диезов
#,
бемолей
b)
в
них.
Басы на баяне располагаются в следующей последовательности :фаb, доb, сольb, реb, ляb,
миb,
сиb,
фа,
до,
соль,
ре,
ля,
ми,
си,
фа#,
до#,
соль#,
ре#,
ля#,
ми#,
си#.
Пусть не смущает некоторых существование фаb, доb, ми#, си#: (фаb (понижение фа на
полтона) – это ми, доb (понижение до на полтона) – это си, ми# (повышение ми на полтона) –
это
фа,
си#
(повышение
си
на
полтона)
–
это
до)
-
так
требует
теория
музыки.
Движение по этому ряду (вверх или вниз) начиная с клавиши до позволяет определить на-
звание мажорных тональностей и количество диезов или бемолей в них
В русле рассматриваемой методики баянная клавиатура является первостепенным наг-
лядно - образным вспомогательным средством в изучении и практическом освоении учебно-
го материала наряду с самим инструментом баяном. Благодаря такому простому атрибуту
значительно улучшилось и качество знаний, а, следовательно, повысилась и успеваемость,
сократились пропуски по предмету сольфеджио, поскольку клавиатура:
– предоставляет реальную возможность в условиях коллективной игровой ситуации каждому
ученику «играть» на своем «инструменте», усиливая мотивацию попробовать себя на звуча-
щем оригинале;
- является наиболее активным элементом в приобщении детей к инструменту;
– создает увлеченно - эмоциональное отношение к процессу познания;
–способствует вовлечению в коллективное «действо» даже самых пассивных или застенчи-
вых детей.
Возможность иметь перед собой индивидуальный инструмент (пусть в виде нарисованных
клавиш) и постоянное обращение к нему в ходе урока позволяет каждому ученику непосред-
ственно участвовать в практических формах работы. Такая организация процесса усвоения
знаний вывела значение клавиатуры на уровень ведущего логического ориентира, выполняю-
щего в восприятии детей роль доступного и понятного справочного пособия по музыкальной
грамоте.
В предложенном
методе именно клавиатура несет информацию об интервалах, аккордах,
тональностях.
Усвоение
знаний
в
подобных
условиях
становится
психологически
комфортным
и
в
полной
мере
соответствующим
психофизиологическим
составляющим
мышления школьников.