Напоминание

"ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"


Автор: Бронникова Елена Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Тема: "ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБУДО ДТ

«ИЗМАЙЛОВСКИЙ»

АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА

Г

. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ

ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

(

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТАТЕЛЯМ, БИБЛИОТЕКАРЯМ

).

АВТОР: БРОННИКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА,

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБУДО ДТ «ИЗМАЙЛОВСКИЙ»

г. Санкт – Петербург

2018 г.

Введение.

Из тифлопедагогики известно, что решающую роль в

познании окружающего мира для незрячих детей играет осязание и слух. Они

дают представление о предметах (кроме цвета). Чтобы подготовить незрячего

или

слабовидящего

ребенка

к

школе,

надо

развить

у

него

«тактильную

готовность» к обучению, надо научить такого ребенка

абстрагироваться

от

несущественных признаков объекта, уметь выделить его важные качества и

отнести к определенному классу.

Идея создания специальных пособий (тактильных матерчатых книг,

изготовленных вручную) возникла только в конце XX века и Европе.

Такие книги вызывают огромный интерес у незрячих детей.

Сам термин «тактильная книга» появился не так давно и означают особую

книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как

«осязательный». Будем объективными – материалов в помощь развитию таких

детей очень и очень немного. Есть, конечно, специальные библиотеки, где

собраны

книги

со

специальным

шрифтом

по

Брайлю.

А

что

делать

дошкольникам, которые еще не умеют читать?

Незрячий педагог Ирина Сумарокова из Нижнего Новгорода разработала

проект под красивым названием «Мир кончиками пальцев» - по созданию

рукотворных книг и развивающих настольных игр.

Развивающая книжка – это удивительное пособие. С ним можно играть и учить

одновременно. Это веселое, интересное и комфортное обучение. Позволяет

развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции,

такие , как: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение

применить полученные знания.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный

характер.

Благодаря

тактильным

книгам

ребенок

сможет

получить

представление

об

очень

крупных

и

очень

мелких

предметах.

К

тому

же

некоторые объекты в книгах могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть

и даже пахнуть.

Каждая тактильная книга, конечно, уникальная в своем роде.

2

Создание

таких

книг

требует

особых

знаний

и

технологии

изготовления.

«Правильные» книги помогут почувствовать и понять то, что увидеть дети не

могут.

Основная часть.

При создании книги надо соблюсти следующие правила:

-

безопасность

книги

для

ребенка

(избегать

острых,

колющих,

режущих

материалов)

- контур изображения должен быть четким

-избегать второстепенных деталей.

-цветовой контраст между фоном и объектом должен быть четким.

- крепление изображаемых объектов к странице должно быть максимально

прочным.

- рекомендованный размер страницы книги 21X25 см или 25x30

-рельефное изображение должно помещаться под ладонь.

- уголки страниц должны быть закругленными.

- в страницы должен быть вшит картон.

- для основного фона надо выбирать спокойные, комфортные материалы (лен,

однотонный хлопок светлых тонов)

-рекомендуемый объем книги – 5-6 листов

-

название

книги

можно

оформить

крупными

печатными

буквами.

Буквы

должны быть рельефными и контрастными по отношению к фону обложки.

- использовать материалы, приятные на ощупь, но в тоже время максимально

приближенные по осязанию к фактуре объекта.

- включить игровые моменты (открыть, застегнуть, вложить, найти, сосчитать)

Использовать съемные элементы.

-

обозначайте

низ

страницы

помощью

шнура,

тесьмы)

или

маленького

треугольника внизу каждой страницы. (нижний правый угол)

- не допускайте наслаивания изображений одного на другие.

- книга обязательно должна содержать сопроводительный текст.

- готовые страницы собираются разными способами (шнур, липучка, корешок и

т.д.)

3

- книга может быть в виде «сказочной коробки с героями»

- всегда изображать животных с четырьмя лапами и двумя глазами, оба уха,

рога и т.д.

- широко используются всевозможные карманы, дверцы, кошельки, отверстия,

пуговицы , мешочки, которые можно прикрепить к книге с помощью шнуров,

липучек, заклепок и т.д.

- предусмотреть застежку для книги.

Заключение.

По мере роста незрячего или слабовидящего ребенка

недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым

последствиям,

таким,

как

задержка

психического

развития,

снижения

интеллекта, нарушение развития речи.

Присоединяясь к проекту по созданию специальных книг для детей с

проблемами

зрения,

каждый

неравнодушный

человек

будет

способствовать

адаптации и реабилитации в обществе детей с нарушениями зрения.

А

если

подключить

к

этому

благому

делу

учащихся,

это

поможет

им

же

толерантнее относиться к детям с особенными потребностями.

Студия, которой я руковожу, уже включилась в эту работу. Призываю и других

педагогов поддержать нас. Поможем сделать мир «особенных» детей богаче,

добрее и интереснее.

P.S. В Санкт-Петербурге есть библиотека для слабовидящих и незрячих (ул.

Стрельнинская, д. 12) А в ней – детский отдел «Чудотека». Свяжитесь с ними!!!

Список использованной литературы

:

4

1.

Витковская А.М. Делаем книгу своими руками/Школьный вестник. –

2006.-N7.- С.1-12. – Изготовление своими руками тактильных книг для

маленьких слепых детей.

2.

Изготовление тактильных книг для слепых и слабовидящих детей: метод.

рекомендации/СПбГБС; сост. В.В. Михельсон; Е.В. Шеповалова.- СПб.:

Новая библиотека, 2003.-28 с.: 15 ил.- Библиогр.: с.24-26

3.

Изготовление тактильных рукодельных книг//Комплексное

сопровождение слепого ребенка при подготовке к началу школьного

обучения: метод. пособие/под ред. Ж.Г. Кульковой.- Челябинск: Цицеро,

2011.-С.94.- Библиогр.: с.69-72

4.

Райт С. Проектирование тактильных иллюстраций для детских книг:

метод. руководство/Санкт-Петербургское ГУК «Государственная

библиотека для слепых»; (ред. В.В Михельсон; пер. с англ. Р. Раменской).

– СПб., 2011.- 68 с.: ил.-Библиогр.: с. 66-68

5

6



В раздел образования