Автор: Бронникова Елена Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Тема: "ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ"
Раздел: дополнительное образование
ГБУДО ДТ
«ИЗМАЙЛОВСКИЙ»
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА
Г
. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТАКТИЛЬНЫХ КНИГ
ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
(
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТАТЕЛЯМ, БИБЛИОТЕКАРЯМ
).
АВТОР: БРОННИКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА,
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГБУДО ДТ «ИЗМАЙЛОВСКИЙ»
г. Санкт – Петербург
2018 г.
Введение.
Из тифлопедагогики известно, что решающую роль в
познании окружающего мира для незрячих детей играет осязание и слух. Они
дают представление о предметах (кроме цвета). Чтобы подготовить незрячего
или
слабовидящего
ребенка
к
школе,
надо
развить
у
него
«тактильную
готовность» к обучению, надо научить такого ребенка
абстрагироваться
от
несущественных признаков объекта, уметь выделить его важные качества и
отнести к определенному классу.
Идея создания специальных пособий (тактильных матерчатых книг,
изготовленных вручную) возникла только в конце XX века и Европе.
Такие книги вызывают огромный интерес у незрячих детей.
Сам термин «тактильная книга» появился не так давно и означают особую
книгу для особого ребенка. Толковый словарь трактует слово «тактильный» как
«осязательный». Будем объективными – материалов в помощь развитию таких
детей очень и очень немного. Есть, конечно, специальные библиотеки, где
собраны
книги
со
специальным
шрифтом
–
по
Брайлю.
А
что
делать
дошкольникам, которые еще не умеют читать?
Незрячий педагог Ирина Сумарокова из Нижнего Новгорода разработала
проект под красивым названием «Мир кончиками пальцев» - по созданию
рукотворных книг и развивающих настольных игр.
Развивающая книжка – это удивительное пособие. С ним можно играть и учить
одновременно. Это веселое, интересное и комфортное обучение. Позволяет
развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции,
такие , как: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация и умение
применить полученные знания.
Известно, что в младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный
характер.
Благодаря
тактильным
книгам
ребенок
сможет
получить
представление
об
очень
крупных
и
очень
мелких
предметах.
К
тому
же
некоторые объекты в книгах могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть
и даже пахнуть.
Каждая тактильная книга, конечно, уникальная в своем роде.
2
Создание
таких
книг
требует
особых
знаний
и
технологии
изготовления.
«Правильные» книги помогут почувствовать и понять то, что увидеть дети не
могут.
Основная часть.
При создании книги надо соблюсти следующие правила:
-
безопасность
книги
для
ребенка
(избегать
острых,
колющих,
режущих
материалов)
- контур изображения должен быть четким
-избегать второстепенных деталей.
-цветовой контраст между фоном и объектом должен быть четким.
- крепление изображаемых объектов к странице должно быть максимально
прочным.
- рекомендованный размер страницы книги 21X25 см или 25x30
-рельефное изображение должно помещаться под ладонь.
- уголки страниц должны быть закругленными.
- в страницы должен быть вшит картон.
- для основного фона надо выбирать спокойные, комфортные материалы (лен,
однотонный хлопок светлых тонов)
-рекомендуемый объем книги – 5-6 листов
-
название
книги
можно
оформить
крупными
печатными
буквами.
Буквы
должны быть рельефными и контрастными по отношению к фону обложки.
- использовать материалы, приятные на ощупь, но в тоже время максимально
приближенные по осязанию к фактуре объекта.
- включить игровые моменты (открыть, застегнуть, вложить, найти, сосчитать)
Использовать съемные элементы.
-
обозначайте
низ
страницы
(с
помощью
шнура,
тесьмы)
или
маленького
треугольника внизу каждой страницы. (нижний правый угол)
- не допускайте наслаивания изображений одного на другие.
- книга обязательно должна содержать сопроводительный текст.
- готовые страницы собираются разными способами (шнур, липучка, корешок и
т.д.)
3
- книга может быть в виде «сказочной коробки с героями»
- всегда изображать животных с четырьмя лапами и двумя глазами, оба уха,
рога и т.д.
- широко используются всевозможные карманы, дверцы, кошельки, отверстия,
пуговицы , мешочки, которые можно прикрепить к книге с помощью шнуров,
липучек, заклепок и т.д.
- предусмотреть застежку для книги.
Заключение.
По мере роста незрячего или слабовидящего ребенка
недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым
последствиям,
таким,
как
задержка
психического
развития,
снижения
интеллекта, нарушение развития речи.
Присоединяясь к проекту по созданию специальных книг для детей с
проблемами
зрения,
каждый
неравнодушный
человек
будет
способствовать
адаптации и реабилитации в обществе детей с нарушениями зрения.
А
если
подключить
к
этому
благому
делу
учащихся,
это
поможет
им
же
толерантнее относиться к детям с особенными потребностями.
Студия, которой я руковожу, уже включилась в эту работу. Призываю и других
педагогов поддержать нас. Поможем сделать мир «особенных» детей богаче,
добрее и интереснее.
P.S. В Санкт-Петербурге есть библиотека для слабовидящих и незрячих (ул.
Стрельнинская, д. 12) А в ней – детский отдел «Чудотека». Свяжитесь с ними!!!
Список использованной литературы
:
4
1.
Витковская А.М. Делаем книгу своими руками/Школьный вестник. –
2006.-N7.- С.1-12. – Изготовление своими руками тактильных книг для
маленьких слепых детей.
2.
Изготовление тактильных книг для слепых и слабовидящих детей: метод.
рекомендации/СПбГБС; сост. В.В. Михельсон; Е.В. Шеповалова.- СПб.:
Новая библиотека, 2003.-28 с.: 15 ил.- Библиогр.: с.24-26
3.
Изготовление тактильных рукодельных книг//Комплексное
сопровождение слепого ребенка при подготовке к началу школьного
обучения: метод. пособие/под ред. Ж.Г. Кульковой.- Челябинск: Цицеро,
2011.-С.94.- Библиогр.: с.69-72
4.
Райт С. Проектирование тактильных иллюстраций для детских книг:
метод. руководство/Санкт-Петербургское ГУК «Государственная
библиотека для слепых»; (ред. В.В Михельсон; пер. с англ. Р. Раменской).
– СПб., 2011.- 68 с.: ил.-Библиогр.: с. 66-68
5
6