Напоминание

"Работа над техникой в классе скрипки"


Автор: Мазуренко Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: Калининградская область город Калининград
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Работа над техникой в классе скрипки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГАРМОНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ В КЛАССЕ СКРИПКИ»

Составитель: Мазуренко

Ирина Алексеевна – преподаватель

по классу скрипки

Калининград

2018г.

1

Открытый урок

Тема урока: «Работа над техникой в классе скрипки»

Вид урока: Индивидуальное занятие в классе скрипки.

Цель

урока:

Освоение

и

закрепление

навыков

исполнения

штрихов

и

переходов в III позицию на инструктивном и художественном материале.

Задачи урока:

Обучающие:

Выработка целесообразных движений при изучении штрихов и смене позиций.

Отработать разные виды штрихов и переходов в III позицию, знать способы их

исполнения, добиваясь чистоты интонации, мышечной свободы.

Практическое применение полученных навыков.

Развивающие:

Развитие самоконтроля и самоанализа в закреплении важных игровых навыков

в исполнении штрихов и переходов.

Развитие

индивидуальных

способностей

учащегося

(зрительная,

слуховая,

мышечная память, наблюдательность, самостоятельность мышления), умение

усваивать знания-навыки.

Развитие трудолюбия, целеустремленности;

Воспитательные:

Воспитание индивидуальных свойств личности учащегося (ответственность,

аккуратность).

Воспитание

интереса

к

детальной

работе

над

инструктивным

материалом,

устранение технических трудностей.

Воспитание активного внимания, как на уроке, так и в самостоятельной работе.

Воспитание интонационной устойчивости.

Форма работы:

Индивидуальный урок с ученицей 2 класса Рыжинской Варварой.

Принципы:

Связь теории с практикой, системность

и последовательность, доступность,

сознательность, активность.

2

Методы обучения:

Практический - игра на инструменте

Словесный – постоянное общение в ходе работы на уроке

Сравнение – активный слуховой контроль в процессе исполнения

Средства обучения:

Скрипка,

смычок,

канифоль,

фортепиано,

нотный

материал

(сборники

упражнений, этюдов, пьес)

Ожидаемый результат:

Осознанное, грамотное исполнение штрихов, контроль над свободой движений

рук;

Техническое развитие учащегося, интонационная устойчивость

при смене

позиций;

Поддержание интереса к предмету.

Содержание (ход урока)

I. Вступительная часть

1. Организация урока (настройка инструмента, подготовка нотного материала)

II. Основная часть

1.

Работа над штрихами: деташе, мартле, пунктирным и штрихом сотийе

2.

Работа над переходами в III позицию

3.

Закрепление выработанных навыков, исполнение гаммы, этюдов, пьес.

III. Вывод. Подведение итогов.

Продолжительность занятия 40 минут.

Вступление

Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве, так как

правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии в

единстве с вибрато и определяют культуру звука скрипача. Штрихи в игре на

3

смычковых инструментах – в целом явление художественного порядка, поскольку

их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на

музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой

речи,

произнесённой

без

артикуляции

и

оттенков

речевой

интонации,

так

и

становление мелодической мысли неотделимо от особенностей её произнесения

на инструменте. Таким образом, выявляется художественная функция штрихов –

они предстают как артикуляционное явление интонационного порядка.

Понятие «штрих» имеет несколько значений. Этим термином обозначают

и направление движения смычка (вниз или вверх), и способ звуковедения,

связанный со специфическим приёмом воздействия смычка на струну (легато,

деташе, мартле и пр.), и способ артикулирования звуков внутри музыкальной

фразы. В основной части урока рассмотрим работу над такими штрихами как:

деташе, мартле, пунктирным и штрихом сотийе.

Позицией называется положение левой руки (и пальцев) в определенном

месте грифа. Принято различать позиции в зависимости от положения на грифе

первого пальца левой руки. Перемещение руки от одной позиции к другой

называется

сменой

позиции

или

переходом.

В

основной

части

урока

рассмотрим работу над освоением 4-х основных видов смен позиций.

Основная часть

Штрихи

Штрих

Detache

основной

штрих

на

скрипке,

означает

«отделяемый».

Каждый звук играется отдельным смычком, абсолютно ровно и без изменения

силы опоры на струну. Из этого штриха прорастают абсолютно все штрихи.

Овладевая им, ученик должен сразу понимать, что штрихи нужны для того,

чтобы передать музыкальное содержание произведения, играет ли он простую

песенку «Колыбельную» Баклановой или более сложное произведение, он все

должен делать осмысленно. И педагог очень поможет ему, если найдет какие-то

образы, сравнения, метафоры: Например: рисуй смычком, гладь, как утюжком,

намазывай

масло

на

хлеб,

не

отпускай

звук,

как

будто

тебе

жалко

с

ним

расставаться. Движения должны быть свободными, локоть находится на уровне

струны. В конце смычка локоть чуть приподнять почувствовать, как упирается

смычок в струну, как нож входит в масло. Смычок приклеен к струне, плавные

движения в правой руке и активные пальцы в левой. Играем в разных частях

смычка

и

на

разных

струнах,

добиваясь

одинакового

звучания

штриха

и

различая разный тембр звучания скрипки.

4

Этюд №14 А. Комаровского - прекрасный вариант исполнения штриха деташе

на разных струнах и в разных частях смычка.

Штрих Martele - означает «отбиваемый молоточком». Переход

от деташе к

мартле наиболее прост для ученика. Прибавляется только акцент, который не

должен быть резким, он должен быть активным, рука после атаки идет вперед.

Этот штрих придает уверенность, решительность ученику в своих действиях:

правая рука должна хорошо чувствовать струну. Образец штриха - энергичная, без

призвуков

атака

и

продолжающий

ее

сочный,

наполненный

звук.

Следует

отдельно отработать мгновенную смену напряжения при «уколе» на свободное,

уверенное ведение смычка. Смычок как стрела летит из лука!

Упражнения Шрадика, игра по открытым струнам, пьесу «Марш солдатиков» Р.

Шумана

- используем

как

тренировочный

материал

для

исполнения

штриха

мартле.

Пунктирный штрих соединяет в себе и detache и martele.

Можно связать этот штрих с образом – тянем мышку за хвост. Это штрих требует

активности большого пальца правой руки - он является инициатором движения,

практически все движения пальцев правой руки идут от большого пальца, но

важно

помочь

и

движением

предплечья.

Смычок

нужно

вести

прямо

-

энергичным, активным движением вверх и вниз. Раздельный пунктирный штрих

исполняется концом смычка, при этом кисть должна быть свободной, но не

разболтанной.

Нужно

подчеркивать

интонационную

связь

между

коротким

и

последующим длинным звуками. В пунктирном штрихе на один смычок перед

коротким

звуком

следует

делать

паузу,

чтобы

подготовиться

к

атаке,

здесь

действия кисти и пальцев являются отголосками движений крупных частей руки.

Упражнения Шрадика, игра по открытым струнам, пьеса Р. Шумана «Марш» -

прекрасный тренировочный материал отработки пунктирного штриха.

Штрих

Сотийе

в

переводе

с

французского

«подпрыгивающий»,

это

виртуозный штрих. Переход от деташе к сотийе не так легко и быстро происходит.

Чтобы перейти от крупного штриха деташе к сотийе требуется много времени,

начинать изучение надо со штриха деташе - легкого, воздушного. Вспомнить, как

мама

встряхивает

градусник.

Движения

большого

пальца

и

всех

остальных

пальчиков образуют общий ансамбль, они должны быть легкими и свободными. В

середине смычка находим место, которое называется пружина, здесь смычок будет

прыгать сам, его надо будет только направлять, указательный пальчик легкий,

кисть свободная - легко встряхиваем кисть, плечо не напрягать. Контролируем

четкость

движения

пальцев

левой

руки,

они

опережают

смычок,

ни

какого

давления на смычок, играть легко!

5

Упражнения Шрадика, игра по открытым струнам, этюды-пьесы А. Комаровского

«Вперегонки», П. Шольца «Непрерывное движение» можно

использовать как

тренировочный материал для изучения этого штриха.

Переходы. Смена позиций.

В работе над сменами позиций должны быть определены два

основополагающих момента:

1.

Воспитание четкого предощущения крайних границ интервала и слухового

контроля происходящего.

2.

Воспитание

четкой

двигательной

координации

и

общего

настроя

всех

частей руки, особенно кисти и пальцев.

Важно подчеркнуть, что практически при любом движении левая рука

действует целостно, изолированных движений пальцев (тем более других частей

руки)

физически

быть

не

может.

Любое

движение

является

комплексным,

сблокированным с предыдущим и последующим.

В основе техники переходов в позиции лежит координация между

вертикальным движением – падением и подъемом пальцев, и горизонтальным

движением

перемещение

руки

вдоль

грифа

на

играющем

пальце.

Для

достижения большей плавности и слитности переходов рекомендуется:

-начинать

переходить

тем

пальцем,

который

берет

последний

звук

данной

позиции;

-во время перехода слегка ослабить нажим скользящего по струне пальца, в то же

время, не теряя им ощущение струны.

Учить смены позиций следует в медленном темпе, чтобы иметь

возможность проследить за движениями руки, кисти, пальцев, а также за чистотой

интонации. Существует 4 вида смены позиций:

1.

Смена позиций во время звучания открытой струны;

2.

Скольжением одного и того же пальца;

3.

Переходы вверх с нижележащего пальца на вышележащий палец и переходы

вниз с вышележащего пальца на нижележащий палец;

4.

Переходы вверх с

вышележащего пальца

на нижележащий палец и

переходы вниз с нижележащего пальца на вышележащий палец.

Работу над переходами в III позицию начнем с подготовительных упражнений –

мягкое поглаживание

шейки скрипки и скольжение пальцев по грифу, таким

образом, чтобы ученик касался инструмента только своей кожей. Движение левого

локтя

при

этом

плавные,

мягкие,

свободные.

Голова

и

шея

ученицы

без

напряжения.

После

такого

подготовленного

упражнения

можно

приступить

к

изучению переходов во время звучания открытой струны.

6

Переходим к

упражнениям

из сборника Л. Гуревич, Н. Зиминой

«Скрипичная

азбука»

вып.2.

Упражнения

написаны

в

форме

небольших

песенок,

имеют

образные

названия,

что

повышает

интерес

к

изучаемым

приемам. Занятия приобретают живость, эмоциональный отклик учащегося.

«Этюд-марш»

Мягкое, плавное движение левого локтя; скольжение кисти вдоль грифа, не

сжимая его указательным и большим пальцем, кисть ровная - без прогибов.

Контролируем

интонацию,

слушая

интервал

Ч..8.

Очень

внимательно

интонируем мажорный тетрахорд – тон, тон, полутон в восходящем движении

мелодии, слушаем Б.3 (мажор).

«Качели»

Рука

находится

в III

поз.

Выстраиваем

мажорный

тетрахорд.

Находим

натуральный

флажолет

и

возвращаем

руку

в

исходное

положение III

поз.

Отрабатываем работу левого локтя. Для исполнения флажолета на струне соль,

левый локоть следует отводить немного вправо, под скрипку. Флажолеты –

звуки, получаемые в результате легкого прикосновения (не прижатия!) пальца к

открытой струне (в определенной точке) – натуральный флажолет.

«Киска»

Упражнение требует особого внимания. Смена позиции скольжением одного и

того же пальца. Связывающий позиции палец должен во время скольжения

(перехода) несколько ослабить свой нажим на струну и вместе с тем не терять

ее ощущения.

«Песенка простая»

Работаем над свободным передвижением локтя, мягкое скольжение пальцев при

смене

позиций.

Переходы

осуществляются

двумя

способами:

скольжением

одного пальца и через открытую струну.

«То взлет, то посадка»

Отрабатываем

различные

виды

переходов.

Смена

позиции

осуществляемая

переходом

с

вышележащего

пальца

на

нижележащий

палец,

и

наоборот,

переходом с нижележащего пальца на вышележащий: при исполнении перехода

в

восходящем

направлении

следует

осуществлять

подмену

одного

пальца

другим во время скольжения – смены позиции. В нисходящем направлении

скользит палец исходной позиции, а палец последующей позиции четко падает

на свое место.

Смена позиции переходом с нижележащего пальца на вышележащий

палец:

связь

позиций

осуществляется

скольжением

пальца,

берущего

последнюю ноту в исходной позиции, и четким падением того пальца, на

7

котором заканчивается переход. Как тренировочный материал изучаем гамму

ре мажор с переходом в 3 позицию.

После многократных повторений и закрепления навыков смены позиции

переходим к изучению Этюда №53 Ю. Сулимова (сб. В. Якубовской «Вверх по

ступенькам»)

Этот этюд технически осложнен переходами разных видов. Имеет

четырехдольный размер.

Изучение этюда можно начать учить pizz, а затем перейти на игру

смычком. Проработав детально весь текст, добившись чистоты интонации в

умеренном темпе можно немного сдвинуть темп.

Этюд приобретет более интересное звучание, если разнообразить игру

динамическими оттенками. Думаю, что такая творческая инициатива пойдет

только на пользу. Динамическое развитие можно построить по классическому

сценарию:

движение

вверх

крещендо,

вниз

диминуэндо.

Фразировка

построена по 2, 4 такта.

Вывод. Подведение итогов.

В данной работе показан принцип подбора упражнений, пьес, и этюда в

ходе работы над штрихами и сменой позиций, в которых ставятся конкретные

задачи

для

выработки

основных

двигательных

навыков.

Работа

над

инструктивным

материалом

должна

осуществляться

осмысленно,

чтобы

отрабатываемый

вид

техники

прочно

закладывался

в

систему

стабильных

игровых и двигательных навыков. По мере накопления и расширения базы

простых

игровых

и

двигательных

навыков

ученица

более

уверенно

будет

двигаться вперед. Правильно подобранные упражнения и технический материал

помогут

ребенку

накопить

некоторый

опыт,

а

также

помогут

наработать

правильную технику исполнения штрихов и переходов.

Подводя итог занятию, отмечаем следующее: запланированная работа

выполнена

полностью,

с

пониманием

изучаемого

материала.

Она

обогатит

арсенал

исполнительских приемов ученицы. Ключ к решению технических

проблем лежит в правильных мыслительных и слуховых установках учащейся,

которые

должны

сочетаться

с

непрерывным

совершенствованием

ее

двигательных ощущений, навыков и умений.

8

Список литературы

1.Ауэр

Л.

Моя

школа

игры

на скрипке.

Интерпретация

произведений

скрипичной классики. - М.: Музыка, 2009; Классика-ХХI, 2008

2.Баринская А. «Начальное обучение скрипача»/ А. Баринская – М.: «Музыка»,

2009.

3.Гуревич Л., Зимина, Н. «Скрипичная азбука. Вторая тетрадь»/Л. Гуревич, Н.

Зимина - М.: «Композитор», 2008.

4.Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации.

Л., «Музыка», 2010.

5.Григорьев В. Ю.«Методика обучения игре на скрипке»/ В. Ю.Григорьев - М.:

«Классика – ХХI », 2008.

6.Григорян

А.

«Начальная

школа

игры

на

скрипке»/

А.

Григорян.

М.:

«Советский композитор», 2009.

7. Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке С.-Пб., «Композитор» 2009.

8.Степанов

Б.

Основные

принципы

практического

применения

смычковых

штрихов. М., «Музыка, 2009.

9.Турчанинова

Г.О.

О

первоначальном

этапе

развития

виртуозной

техники

юного скрипача//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М., 2008.

9



В раздел образования