Автор: Поросоцкая Алина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Буденновске
Населённый пункт: город Буденновск
Наименование материала: научная статья
Тема: Общечеловеческий характер гуманизма Булгакова в романе «Белая гвардия»
Раздел: полное образование
Общечеловеческий характер гуманизма Булгакова
в романе «Белая гвардия»
Роман М. Булгакова «Белая гвардия» создавался в течение 3-х лет 1923 –
1925 годах. В то время Михаил Афанасьевич думал, что эта книга станет главной
в его судьбе, говорил, что от этого произведения «небу станет жарко». Спустя
годы он называл его «неудавшимся». Скорее всего, Булгаков М.А считал, что той
эпопеи, как у Льва Николаевича
Толстого, которую он собирался создать, не
получилось.
Писатель был свидетелем революционных событий на Украине. Свое
мнение
по
поводу
увиденного
и
пережитого
М.Булгаков
описал
в
рассказах
«Красная
корона»
(1922),
«Необыкновенные
приключения
доктора»
(1922),
«Китайская история» (1923), «Налёт» (1923). Первый роман со смелым названием
«Белая гвардия» стал единственным в то время произведением, в котором М.А.
Булгакова
интересовали переживания человека в условиях бушующего мира,
когда рушится основа миропорядка.
Одним из главных мотивов творчества М. Булгакова — ценность дома,
семьи и простых человеческих привязанностей. Герои «Белой гвардии» теряют
тепло домашнего очага, отчаянно пытаясь сохранить его. Произнося молитву
Богородицы, Елена произносит: «Слишком много горя сразу посылаешь, мать-
заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что?.. Мать взяла у нас, мужа у
меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю. А теперь и
старшего отнимаешь. За что?.. Как мы будем вдвоём с Николом?.. Посмотри, что
делается кругом, ты посмотри... Мать-заступница, неужто ж не сжалишься?..
Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?» [1, с. 187]
Роман начинается со слов: «Велик был год и страшен год по Рождестве
Христовом 1918, от начала же революции второй». [1, c. 201]Тем самым как бы
предлагаются
две
системы
летосчисления,
отсчёта
времени,
две
системы
ценностей: новая - революционная и традиционная.
Давайте
вспомним,
как
в
начале XX
века
А.И.
Куприн
показал
в
произведении «Поединок» русскую армию — прогнившей, разложившейся. Во
время Гражданской войны в 1918 году, на полях сражений оказались те же люди,
которые
составляли
дореволюционную
армию
и
вообще
все
российское
общество. Но у Булгакова, на страницах его романа перед читателем предстают
не
купринские
герои,
а
скорее
чеховские.
Интеллигенция,
которая
ещё
до
революции тосковала по ушедшему миру, понимавшая, что необходимо что-то
менять, оказалась в самом центре Гражданской войны. Она, так же как и Михаил
Афанасьевич,
не
политизирована,
живет
своей
жизнью.
И
вот
теперь
она
оказалась в мире, в котором нет места нейтральным людям. Турбины и их друзья
отчаянно защищают все самое дорогое, поют «Боже, царя храни», срывают ткань,
которая
скрывает
портрет
Александра I.
Они
не
приспосабливаются,
как
чеховский
герой
«дядя
Ваня».
Но,
как
и
он,
Турбины
обречены.
Только
интеллигенция
Антона
Павловича
была
обречена
на
пустое,
бесцельное
существование, а интеллигенция Михаила Афанасьевича — на поражение.
Писателю по душе уютная турбинская квартира, но быт для него важен
не сам по себе. Символом прочности бытия в произведении «Белая гвардия»
является быт. Михаил Афанасьевич не оставляет читателям иллюзий будущего
семьи Турбиных. Необратимо разрушается непоколебимость быта и бытия: бьется
посуда, смываются надписи с изразцовой печки. Дом Турбиных с
кремовыми
шторами — их крепость, прибежище от вьюги, метели, которая бушует снаружи,
но спрятаться от неё всё равно нельзя.
В
произведении
«Белая
гвардия»
метель
символизирует
время.
У
писателя вьюга символизирует не сметания всего отжившего, не преображения
мира, а жестокое начало, насилие. «Ну, думается, вот перестанет, начнётся та
жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а
кругом становится всё страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь
под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». [1, c. 205]
Сила метели
ломает жизнь Города и жизнь семьи Турбиных, но белый снег
Михаил Афанасьевич не выделяет как символ очищения.
«Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять
лет
после
окончания
Гражданской
войны,
когда
не
утихли
ещё
боль
и
жар
взаимной
ненависти,
он
осмелился
показать
офицеров
белой
гвардии
не
в
плакатной личине “врага”, а как обычных, хороших и плохих, мучающихся и
заблуждающихся, умных и ограниченных людей, показал их изнутри, а лучших в
этой
среде
—
с
очевидным
сочувствием.
Что
же
нравится
в
этих
пасынках
истории, проигравших свой бой, Булгакову? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-
Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность
чести», — отмечает литературный критик Лакшин В.Я. [2, c. 348] Представление
о чести — та точка отсчёта, определяющая отношение автора к своим героям и
взятая за основу в разговоре о системе образов.
Но при всей симпатии писателя «Белой гвардии» к своим героям задача
его не в том, чтобы решить, кто прав, а кто виноват. По мнению М.А. Булгакова,
Петлюра и его приспешники,
не считаются
виновниками совершающихся
ужасов. Это порождение стихии бунта, которое обречено на скорое исчезновение
с исторической арены. Если бы эта война не началась,
Козырь, который был
нехорошим школьным учителем, никогда не стал бы палачом и никогда бы не
подумал, что его призвание — война. Очень многие поступки героев вызваны к
жизни Гражданской войной. «Война — мать родна» для Болботуна,
Козыря и
других петлюровцев, доставляющим удовольствие убивать беззащитных людей.
Ужас войны в том, что она создаёт ситуацию вседозволенности и расшатывает
основы человеческой жизни.
Поэтому для писателя не принципиально, на чьей стороне его герои. Во
сне Алексея Турбина Создатель говорит Жилину: «Один верит, другой не верит, а
поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается
казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые — в
поле брани убиенные. Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт». [1, c.
198] И представляется, что этот взгляд очень близок писателю.
В.Я. Лакшин писал: «Художественное зрение, склад творческого ума
всегда объемлет более широкую духовную реальность, чем можно удостоверить
свидетельством в простом классовом интересе. Есть пристрастная, имеющая свою
правоту классовая истина. Но есть общечеловеческая, бесклассовая мораль и
гуманизм,
выплавленный
опытом
человечества».[2, c. 350]На позициях такого
общечеловеческого гуманизма стоял М.А. Булгаков.
Литература
1.
Булгаков М.А. Белая гвардия. - М.: Наш дом - L'ageD'homme, 1998. 288с.
2.
Лакшин В.Я. Литературно-критические статьи. — М.: Гелеос, 2004. 571с.