Напоминание

Общечеловеческий характер гуманизма Булгакова в романе «Белая гвардия»


Автор: Поросоцкая Алина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Буденновске
Населённый пункт: город Буденновск
Наименование материала: научная статья
Тема: Общечеловеческий характер гуманизма Булгакова в романе «Белая гвардия»
Раздел: полное образование





Назад




Общечеловеческий характер гуманизма Булгакова

в романе «Белая гвардия»

Роман М. Булгакова «Белая гвардия» создавался в течение 3-х лет 1923 –

1925 годах. В то время Михаил Афанасьевич думал, что эта книга станет главной

в его судьбе, говорил, что от этого произведения «небу станет жарко». Спустя

годы он называл его «неудавшимся». Скорее всего, Булгаков М.А считал, что той

эпопеи, как у Льва Николаевича

Толстого, которую он собирался создать, не

получилось.

Писатель был свидетелем революционных событий на Украине. Свое

мнение

по

поводу

увиденного

и

пережитого

М.Булгаков

описал

в

рассказах

«Красная

корона»

(1922),

«Необыкновенные

приключения

доктора»

(1922),

«Китайская история» (1923), «Налёт» (1923). Первый роман со смелым названием

«Белая гвардия» стал единственным в то время произведением, в котором М.А.

Булгакова

интересовали переживания человека в условиях бушующего мира,

когда рушится основа миропорядка.

Одним из главных мотивов творчества М. Булгакова — ценность дома,

семьи и простых человеческих привязанностей. Герои «Белой гвардии» теряют

тепло домашнего очага, отчаянно пытаясь сохранить его. Произнося молитву

Богородицы, Елена произносит: «Слишком много горя сразу посылаешь, мать-

заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что?.. Мать взяла у нас, мужа у

меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю. А теперь и

старшего отнимаешь. За что?.. Как мы будем вдвоём с Николом?.. Посмотри, что

делается кругом, ты посмотри... Мать-заступница, неужто ж не сжалишься?..

Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?» [1, с. 187]

Роман начинается со слов: «Велик был год и страшен год по Рождестве

Христовом 1918, от начала же революции второй». [1, c. 201]Тем самым как бы

предлагаются

две

системы

летосчисления,

отсчёта

времени,

две

системы

ценностей: новая - революционная и традиционная.

Давайте

вспомним,

как

в

начале XX

века

А.И.

Куприн

показал

в

произведении «Поединок» русскую армию — прогнившей, разложившейся. Во

время Гражданской войны в 1918 году, на полях сражений оказались те же люди,

которые

составляли

дореволюционную

армию

и

вообще

все

российское

общество. Но у Булгакова, на страницах его романа перед читателем предстают

не

купринские

герои,

а

скорее

чеховские.

Интеллигенция,

которая

ещё

до

революции тосковала по ушедшему миру, понимавшая, что необходимо что-то

менять, оказалась в самом центре Гражданской войны. Она, так же как и Михаил

Афанасьевич,

не

политизирована,

живет

своей

жизнью.

И

вот

теперь

она

оказалась в мире, в котором нет места нейтральным людям. Турбины и их друзья

отчаянно защищают все самое дорогое, поют «Боже, царя храни», срывают ткань,

которая

скрывает

портрет

Александра I.

Они

не

приспосабливаются,

как

чеховский

герой

«дядя

Ваня».

Но,

как

и

он,

Турбины

обречены.

Только

интеллигенция

Антона

Павловича

была

обречена

на

пустое,

бесцельное

существование, а интеллигенция Михаила Афанасьевича — на поражение.

Писателю по душе уютная турбинская квартира, но быт для него важен

не сам по себе. Символом прочности бытия в произведении «Белая гвардия»

является быт. Михаил Афанасьевич не оставляет читателям иллюзий будущего

семьи Турбиных. Необратимо разрушается непоколебимость быта и бытия: бьется

посуда, смываются надписи с изразцовой печки. Дом Турбиных с

кремовыми

шторами — их крепость, прибежище от вьюги, метели, которая бушует снаружи,

но спрятаться от неё всё равно нельзя.

В

произведении

«Белая

гвардия»

метель

символизирует

время.

У

писателя вьюга символизирует не сметания всего отжившего, не преображения

мира, а жестокое начало, насилие. «Ну, думается, вот перестанет, начнётся та

жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а

кругом становится всё страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь

под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». [1, c. 205]

Сила метели

ломает жизнь Города и жизнь семьи Турбиных, но белый снег

Михаил Афанасьевич не выделяет как символ очищения.

«Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять

лет

после

окончания

Гражданской

войны,

когда

не

утихли

ещё

боль

и

жар

взаимной

ненависти,

он

осмелился

показать

офицеров

белой

гвардии

не

в

плакатной личине “врага”, а как обычных, хороших и плохих, мучающихся и

заблуждающихся, умных и ограниченных людей, показал их изнутри, а лучших в

этой

среде

с

очевидным

сочувствием.

Что

же

нравится

в

этих

пасынках

истории, проигравших свой бой, Булгакову? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-

Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность

чести», — отмечает литературный критик Лакшин В.Я. [2, c. 348] Представление

о чести — та точка отсчёта, определяющая отношение автора к своим героям и

взятая за основу в разговоре о системе образов.

Но при всей симпатии писателя «Белой гвардии» к своим героям задача

его не в том, чтобы решить, кто прав, а кто виноват. По мнению М.А. Булгакова,

Петлюра и его приспешники,

не считаются

виновниками совершающихся

ужасов. Это порождение стихии бунта, которое обречено на скорое исчезновение

с исторической арены. Если бы эта война не началась,

Козырь, который был

нехорошим школьным учителем, никогда не стал бы палачом и никогда бы не

подумал, что его призвание — война. Очень многие поступки героев вызваны к

жизни Гражданской войной. «Война — мать родна» для Болботуна,

Козыря и

других петлюровцев, доставляющим удовольствие убивать беззащитных людей.

Ужас войны в том, что она создаёт ситуацию вседозволенности и расшатывает

основы человеческой жизни.

Поэтому для писателя не принципиально, на чьей стороне его герои. Во

сне Алексея Турбина Создатель говорит Жилину: «Один верит, другой не верит, а

поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается

казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые — в

поле брани убиенные. Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт». [1, c.

198] И представляется, что этот взгляд очень близок писателю.

В.Я. Лакшин писал: «Художественное зрение, склад творческого ума

всегда объемлет более широкую духовную реальность, чем можно удостоверить

свидетельством в простом классовом интересе. Есть пристрастная, имеющая свою

правоту классовая истина. Но есть общечеловеческая, бесклассовая мораль и

гуманизм,

выплавленный

опытом

человечества».[2, c. 350]На позициях такого

общечеловеческого гуманизма стоял М.А. Булгаков.

Литература

1.

Булгаков М.А. Белая гвардия. - М.: Наш дом - L'ageD'homme, 1998. 288с.

2.

Лакшин В.Я. Литературно-критические статьи. — М.: Гелеос, 2004. 571с.



В раздел образования