Напоминание

« Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках ИЗО по теме: «Свет и цвет»


Автор: Крыгина Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бютжетное учреждение дополнительного образования "Центр ППСС"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: « Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках ИЗО по теме: «Свет и цвет»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Администрация города Тулы

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО и

СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Обобщение

педагогического

опыта

«

Развитие

творческих

способностей

младшего

школьника

на

уроках

ИЗО

по

теме

:

«Свет

и

цвет»

Составитель

:

Крыгина

Ольга

Анатольевна

Образование

высшее

Московский

Педагогический

Университет

,

2002

год

окончания

Специальность

-

педагог

ИЗО

и

черчения

с

доп

.

специальностью

-

Народный

костюм

Место

работы

-

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО и

СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Должность

-

Педагог

дополнительного

образования

Общий

стаж

: - 21

год

Педагогический

стаж

– 12

лет

Стаж

работы

в

занимаемой

должности

- 12

лет

Квалификация

педагог

высшей

категории

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- подведение итогов опыта моей работы

- изучение методической литературы

- просмотр сайтов по педагогике и ИЗО

- изучение опыта коллег

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической

значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

Развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства.

Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня - и я пойму.

Творчество

начинается

с

познания.

Главная

задача

учителя

изобразительного

искусства

развить

художественно-творческие

способности школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы

ребенок

был

раскован

для

творческой

работы.

Интерес

учащихся

к

изобразительному,

декоративно-прикладному

и

народному

искусству

происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им

пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи.

Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на

уроках

изобразительного

искусства,

развивают,

у

них

художественные

способности во многом зависит от того, как учитель организует и проведет

урок.

Уроки по изобразительному искусству способствуют расширению кругозора

школьника, его интересов, развитию их мышления, творческого воображения,

развивают

зрительную

память,

формируется

целенаправленность,

аккуратность,

трудолюбие.

Ребята

усваивают

целый

ряд

графических

и

живописных

умений

и

навыков,

учатся

анализировать

предметы

и

окружающий их мир.

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению

методов и методических приемов обучения, которые способствуют более

успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию

умственной

и

практической

деятельности

учащихся.

Д л я успешного

развития творческих способностей учащихся работаю над:

-

развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с

учетом их возможностей;

- приемами осознанного решения различных творческих задач;

-

направляю

и

активизирую творческие

способности учащихся

через

практическую деятельность.

Любой

педагог,

ориентированный

не

только

на

информационное

обогащение

своих

учеников,

но

и

на

их

интеллектуально-творческое

развитие,

стремится

разнообразить

учебные

занятия.

При

этом

должна

учитываться направленность учебных заданий на развитие разных сторон

интеллектуально-творческой

сферы

личности.

Разработка

всевозможных

типов заданий, упражнений требует от учителя проявления методического

творчества, которое в немалой степени определяется его психологической

компетентностью.

Свои

занятия стараюсь сделать

для

каждого

ребёнка

ярким

событием

в

жизни,

побуждающим

к

самостоятельному

творчеству.

Урок

должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой

эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого

слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, игровых

ситуаций.

На

занятиях

изобразительного

искусства

происходит

освоение

учениками различных художественных материалов (гуашевые, акварельные

и акриловые краски, карандаши, восковые мелки, пластилин, глина, цветная

бумага,

картон). В

наше

время

появилось

очень

много

новых

художественных

материалов

для

обогащения

творческого

процесса:

разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной

структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки,

ножницы и т.д Постепенно смена художественных материалов, овладение их

выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм

работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства

и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Я использую различные художественные техники: рисование (в различных

видах

и

жанрах);

аппликация

и

коллаж; лепка

из

пластилина,

глины,

п л а с т и к и ; граттаж; рисование

пальцем;

бумагопластика;

роспись

самостоятельно выполненных изделий по дереву, стеклу, ткани и др.

Важным условием развития художественных способностей ребенка является

индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Чтобы выстроить работу с детьми по нетрадиционным техникам рисования,

должна быть система проведения занятий

Я

начинаю

с

организации

художественно-эстетической

среды,

где

занимаются дети. В комнате размещены детские работы и работы педагога.

При организации рабочего места учитываю, чтобы детям были доступны

разнообразные

материалы

и

инструменты

для

работы.

На

доске

воспитанники

вывешивают

свои

работы,

выставки

работ

периодически

меняются. Дети должны видеть результат своего творчества.

Вот несколько методов, которые я использую на занятиях по теме

«цвеет и цвет»:

Информативно – рецептивный метод включает в себя следующие

приёмы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец педагога и показ.

Процесс

показа

более

увлекателен

для

детей.

Наблюдая,

ребёнок

видит

удивительные

превращения

на

листе

бумаги,

например

как

в

технике

«процарапываеие по воску».

Реализуется

этот

метод

так.

Цветными,

восковыми

мелками

покрывается лист бумаги. Это могут быть геометрические фигуры, разного

цвета.

Или

полосы,

или

просто

закрашивается

лист

без

определенной

последовательности.

Очень

важно

чтобы

слой

воскового

мелка

был

как

можно

жирнее.

Затем

лист

покрывается

черной

(синей,

фиолетовой…)

гуашевой краской с добавлением небольшого количества моющего средства.

Затем нужно дать листу высохнуть. А теперь самое интересное. Любым

острым

предметом

процарапываем

рисунок.

Все

линии

получаются

цветными,

что

придает

рисунку

особую

красоту.

Очень

выигрышно

смотрится

на

черном

фоне

космос

или

силуэты

домов

на

ночном

фиолетовом небе

Словесный метод включает в себя беседу, рассказ, художественное слово.

Этот метод практически всегда использую на своих занятиях. Например, как

на этом: «Ребята, сейчас я вам прочитаю стишок который называется

«Потерялась варежка»

Маленькая Варюшка

Потеряла варежку –

Варежку пуховую,

Совершенно новую.

Горько плачет Варюшка:

- Где же моя варежка,

Варежка зеленая,

Бабушкой дарёная?..

Что скажу я бабушке?..

Что скажу я маме?..

- Ах ты, Варя-Варюшка,

Вот же твоя варежка,

У тебя в кармане!

Ребята, а у вас есть варежки? (Ответы детей). А есть ли на них узоры? Какие?

(Ответы

детей).

Сейчас

я

вам

предлагаю

самим

придумать

узоры

для

варежек. На вырезанных рукавичках детки рисуют узоры. Не забывая о том,

что правая и левая варежка должны быть в зеркальном отражении

Художественное слово - сколько точек соприкосновения можно найти между

словами

и

изобразительным

искусством!

Они

дополняют

друг

друга,

активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети

откликаются

на

красоту

поэтических

строк,

они

помогают

осмыслить

воспитанникам свои чувства, прежде чем взять изобразительные материалы в

руки.

Поэтому

при

подготовке

очень

тщательно

подбираю

отрывки

из

художественных произведений, стихотворения, загадки, пословицы.

Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он

включает

в

себя:

прием

повтора,

работу

на

черновиках,

выполнение

формообразующих движений рукой. Приём повтора и работу на черновиках

используются в таких техниках, как «кляксы на стекле-монотипия»,

«печать капустными листьями

»

и т.п. Чтобы получилось красивое изображение, детям приходится несколько раз

повторять одно и то же. Приведу пример использования этих техник. Техника

«кляксы на стекле-монотипия» заключается в том, что ребенок на стекло

ставит несколько цветных пятен (как правило не более 3-4 цветов). Затем сверху

прижимается

белый

лист

бумаги,

приглаживается

(не

сдвигая)

и

резко

отрывается. На бумаге остается очень интересный отпечаток. После высыхания

все

вместе

придумываем,

что

получилось

и

если

нужно

дорисовываем

некоторые

детали

Таким

же

способом

можно

ставить

кляксы

на

бумаге,

прикрывая ее другой бумагой.

Техника «печать капустными листьями» заключается в следующем: ребёнок

покрывает листок дерева краской, затем прикладывает его окрашенной стороной

к

бумаге,

прижимает,

получается

отпечаток.

Если

на

тонированную

бумагу

наносить

такие

отпечатки,

то

можно

создать

целую

картину.

Например:

покрываем

лист

голубой

краской.

А

с

помощью

капустных

листов

делаем

деревья, обмакивая листок в белую гуашь. Печатать можно не только листьями,

но

и

другими

природными

формами:

веточкой,

колоском,

и

даже

еловой

шишкой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, в каком -

либо моменте работы на занятии. Это творческое, неосознанное мышление,

процесс поиска оригинального решения задач. Например, ребятам на занятии

раздаются листы с уже нарисованными предметами (спираль, треугольник, овал

и т.п.). Используя уже нарисованное, они должны не просто дорисовать фигуры,

а объединить их одной темой

Еще один нетрадиционный метод

«День и ночь» Ребятам предлагается нарисовать деревенский пейзаж, с домиком

посередине. Сложность состоит в том, что правая половина рисунка – это день.

А левая половина – это ночь. Это задание дает ребятам понять, как меняются

цвета в зависимости от света (в данном случае от времени суток)

И еще метод

«Рыбки». Рассказываю ребятам про 2х рыбок (бабочек, жучков…), которые

живут

в

теплом

и

холодном

море.

Чем

отличается

рыбка

«теплая»

от

«холодной». Очень хорошее задание на знание теплых и холодных цветов.

Техническая

сторона

изобразительной

деятельности

подчинена

задаче

создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор

того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, я

подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено

особенно

выразительно,

интересно,

красиво,

доставит

детям

эстетическое

удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо

усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Часто на своих занятиях стараюсь настроить детей эмоционально. Для

этого я использую на занятиях музыку (музыкотерапию). Музыкальные образы

и

музыкальный

язык

соответствует

возрасту

детей.

На

занятиях

музыка

настраивает

детей

на

единый

лад:

успокаивает

возбужденных,

мобилизует

заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также

сопровождает

процесс изобразительного творчества на занятии. Игровые приёмы помогают в

работе с детьми. Ведь игра — это важнейший метод развития воображения и

познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка

на самые важные ориентиры — нравственные и эстетические.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят

в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому

ребенку

возможность

активно,

самостоятельно

проявить

себя

и

испытать

радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся,

особенно

слабые,

проявили

большое

желание

и

стремление

учиться

и

не

отставать

от

лучших

учеников,

научить

ребенка

работать

самостоятельно

с

полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с

наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех

видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой

прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда

жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и

воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом

ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно

внимательно,

изучив

реальность,

подняться

над

ней

на

крыльях

фантазии.

Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и

неожиданных

заданий. Привожу

несколько

заданий,

выполняя

которые

систематически

и

целенаправленно,

дети

развивают

воображение,

вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти

от образца и работать по собственному замыслу.

Кроме индивидуальной работы часто использую метод коллективных и

групповых работ. Важным условием формирования творческих способностей

являются стимулы.

Одна из форм поощрения – это участие в выставке. Выставки проводятся

регулярно:

тематические,

к

праздникам,

для

школьников,

для

родителей.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и

оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные работы

могут

быть

использованы

как

подарки

для

родных

и

друзей,

применяются

в

оформлении помещения и становятся прекрасным ее украшением.

Пробуем такие формы проведения занятий как арамотерапия, цветотерапия ,

использование музыкального сопровождения.

Каждый ребёнок интересен как личность - со своими чувствами и мыслями, со

своим пониманием мира. На занятиях дети и путешественники, и открыватели, и

творцы. Они думают, рассуждают, творят красоту, радуются и находят в этом

творении счастье.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к

различным

видам

деятельности,

поддержка

одаренных

учащихся

являются

важнейшей

задачей.

Чёткая

и

продуманная

организация

образовательного

процесса

оказывает

на

учащихся

существенное

воспитательное

влияние,

способствует

формированию

творческого

потенциала

будущих

рабочих

и

специалистов.

- Опыт моей работы подойдет как и начинающим педагогам, так и педагогам

уже с определенным опытом работы

- Применить этот опыт можно в общих группах младшего школьного возраста

и на индивидуальных занятиях.

Ведущая педагогическая идея опыта – центральная основная мысль,

вытекающая из опыта; это выделение главного, наиболее существенного в

деятельности конкретного педагога.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании методов

инновационных технологий обучения, способствующих формированию у

обучающихся новых компетентностей для создания условий развития

творческой активности на занятиях рисованием.

· идея сотрудничества педагогов и учащихся на основе взаимного уважения

и доверия;

· идея учения без принуждения, основанная на переживании радости

познания мира, на подлинном интересе;

· идея максимальной помощи ученику в познании и самоутвержде-нии;

· идея свободного выбора;

· идея коллективного и индивидуального самоанализа деятельности

учащихся

Теоретическая база.

Теоретической основой опыта считаю исследования известного психолога Л.С.

Выготского,

который

исследовал

психолого-педагогические

основы

развития

творческого воображения детей.

- Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок»,

Т.С.

Комарова,

М.Б.

Зацепина

«Художественная

культура.

Интегрированные

занятия

с

детьми

5-7

лет.

Книга

для

воспитателей

дошкольных

учреждений,

педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов»,

-

Т.С.

Комарова

«Детское

художественное

творчество».

Авторы

этих

трудов

придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей

детей,

рассматривали

специфику

организации

занятий

по

изобразительной

деятельности

Основополагающие педагогические теории:

· «Теория развития познавательного интереса» - Т.В. Щукина;

· «Теория оптимизации обучения» - Ю.К. Бабанский;

· «Теория проблемного обучения» - М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н.

Скаткин, А.М. Матюшкин;

· «Теория активизации учебно-воспитательного процесса» - Т.И. Шамова

и др.

При выполнении работы использовались разные методы исследования:

- изучение теоретического материала по теме;

- обобщение приёмов и форм работы по выработке у обучающихся

практических умений и навыков;

Технология опыта – система конкретных педагогических действий,

организация, содержание, формы, методы, приёмы обучения, воспитания.

Цель: развитие творческих способностей младшего школьника.

Образовательная задача:

Воспитательная задача:

Развивающая задача:

1. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Представление конечного результата.

2. Организация учебно-воспитательного процесса. Способ включения

учащихся в учебную деятельность, его анализ.

3. Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор

в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их

применения.

Методы обучения: словесный, репродуктивный, эвристический,

исследовательский.

Результативность.

Сравнивая результаты изобразительной деятельности детей в начале года и в

конце, можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной

деятельности. По результатам видно, что в начале года у детей преобладает

низкий и средний уровень, высокий уровень почти у единиц детей, и то не по

всем показателям. В конце года средний и высокий уровни заметно повысились.

На основе проделанной работы я увидела, что дети лучше стали понимать, что

такое

«Свет

и

цвет»

и

насколько

это

важно

на

занятиях

изобразительным

искусством. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели

опыт

эстетического

восприятия.

У

детей

повысился

не

только

уровень

художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого

воспитанника.

-

Дети

приобрели

ценный

опыт

творческого

воплощения

замыслов,

опыт

партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной

деятельности,

стали

раскрепощенными,

инициативными,

научились

более

свободно выражать свои мысли.

- У детей развилось чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия,

чувство фактурности и объёмности.

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее,

оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего

индивидуального видения.

- Воспитанники научились терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

-

Дети

научились

создавать

новое,

оригинальное,

проявлять

творчество,

фантазию.

По итогам проведённой работы видно, что «Цвет и свет», это две основные

составляющие изобразительного искусства и ребята лучше понимают эту тему –

если занятия проходят в виде игры, различными способами и используются

различные материалы.

Все

это

активизирует

познавательный

интерес,

формирует

эмоционально

положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному

развитию воображения и восприятия

В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного

развития творческого воображения детей являются:

Нетрадиционная подача темы: «Свет и цвет» с использованием различных

техник и материалов.

Я заметила, что учащиеся стали творчески всматриваться в окружающий мир,

приобрели

опыт

эстетического

восприятия.

У

детей

повысился

не

только

уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост

каждого воспитанника.

-

Дети

приобрели

ценный

опыт

творческого

воплощения

замыслов,

опыт

партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной

деятельности,

стали

раскрепощенными,

инициативными,

научились

более

свободно выражать свои мысли.

- У детей развилось чувство колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и

объёмности.

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее,

оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего

индивидуального видения.

- Воспитанники научились терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

-

Дети

научились

создавать

новое,

оригинальное,

проявлять

творчество,

фантазию.



В раздел образования