Автор: Даурова Евгения Магамедовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ № 35
Населённый пункт: город Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: "Ретроспективный анализ физического развития подростков перенесших блокаду."
Раздел: высшее образование
Ретроспективный анализ физического развития подростков перенесших
блокаду.
Адыгейский государственный университет.
Даурова Е.М.
В
годы
войны
ученые
медики
писали
о
непосредственных
последствиях
блокады.
В
послевоенные
годы
ими
были
подготовлены
многочисленные кандидатские и докторские диссертации. В ходе этой работы
авторы довольно полно исследовали алиментарную дистрофию,
ее влияние
на здоровье людей,
на заболеваемость и течение болезней.
Алиментарная
дистрофия,
как
причина
массовой
смертности
достаточно
полно
была
изучена в тот период.
К
концу
сороковых
годов
основные
выводы
по
непосредственным
последствиям блокады были сделаны, тематика потеряла свою актуальность.
Вместе с тем зарубежные исследователи продолжают проявлять интерес к
изучению таких вопросов,
как выживание в условиях длительного голода и
отдаленных последствий блокады.
В частности подробно проанализированы
данные о голоде в Нидерландах зимой 1944–1945гг., было зарегистрировано
около
20000 смертных
случаев
среди
населения,
насчитывающего
три
миллиона,
тогда как в Ленинграде – 800000 жертв среди населения в два с
половиной миллиона.
Чтобы полнее понять значение блокады Ленинграда надо взглянуть на
нее с точки зрения борьбы за выживание,
борьбы за здоровье,
борьбы за
благоприятный образ жизни, а не только в аспекте истории войны
.
Сдвиги показателей физического развития являются с точки зрения
оценки последствий войны, одним из критериев этих последствий вообще,
а
для подростков в особенности.
По данным ряда авторов
работавших
в
послевоенное
время
с
детьми,
перенесшими
блокаду,
показатели
веса
подростков в военные годы по сравнению с довоенными свидетельствуют о
более выраженном отставании их по сравнению с показателями роста и
окружности
грудной
клетки.
Кроме
того,
более
резкие
изменения
показателей роста проявлялись у девушек в возрасте 14 лет и у юношей 15
лет.(табл.1)
Данные материалы показывают что условия военного времени влияя
на
динамику
физического
развития,
в
первую
очередь
проявили
свое
отрицательное
действие
на
более
молодом
контингенте,
как
менее
сформировавшемся и более чувствительном.
Рассматривая показатели физического развития подростков по данным
весной и летом 1945 года в Ленинграде было обследовано 7701 подростков
(2861 рабочих
подростков и
4840 учащихся ремесленных училищ и школ
фабрично-заводского обучения) . Из всех обследованных около
2000 детей
оставались в Ленинграде в
1941-1942 годах,
из них
1200 человек прожили
весь блокадный период. Эти обследования проводились согласно программы
Института гигиены труда и профзаболеваний Академии медицинских наук
СССР и охватывает
6759 случаев.
В разработку не попали те подростки,
которые находились в больницах и на амбулаторном лечении.
Как видно из таблицы показатели физического развития подростков 14-
17 лет обследованных в 1945 году отстают от показателей подростков этого
же возраста довоенного периода.
Кроме того,
показатели подростков группы
ФЗО
оказались
менее
благоприятными
по
сравнению
с
работающими
подростками.
Половой диморфизм четко проявляется в этих исследованиях
так
как
показатели
физического
развития
девушек
имеют
более
благоприятную
динамику
по
сравнению
с
показателями
юношей,
в
особенности это касается ростовых показателей.
На наш взгляд во всех этих ежегодных
весенних медосмотрах есть
свои
«плюсы
и
минусы».
«Плюс»
в
том,
что,
поднимая,
архивы
мы
наблюдаем
динамику
физического
развития
отдельных
возрастных
групп
учащихся и рабочих-подростков,
но недостаток в том,
что среднегрупповые
данные
недостаточны,
для
того
чтобы
судить
о
физическом
состоянии
учащихся и рабочих-подростков.
Необходимы индивидуальные данные,
так
как подростки с резким отставанием в физическом развитии остаются без
внимания.
Из
данных
(фонда
221/2-1) мы
получили
сведения
о
физическом
состоянии
подростков,
но
эти
сведения
не
являются
достаточным
для
определения причин физической отсталости подростков,
конечно,
мы имеем
все
основания,
отнести
обнаруженные
нами
нарушения
в
физическом
развитии
к
санитарным
последствиям
войны.
Сделать
это
можно
на
основании того факта,
что в группе детей с низким физическим развитием
оказалось
больше
детей
сирот,
подростков
бывших
в
оккупации
и
проживших в Ленинграде весь период блокады.
На основании всего выше изложенного можно сделать выводы:
1.
Ретроспективный анализ физического развития детей,
перенесших блокаду
имеет
важное
значение
для
современных
медико-биологических
исследований в отношение состояния здоровья нынешнего подрастающего
поколения.
2.
При
характеристике
физического
развития
подростков
нельзя
ориентироваться на средние показатели, их необходимо дифференцировать.
3.
Ретроспектива блокады и ее последствий дает возможность противостоять
основным опасностям постоянно угрожающим населению планеты:
голоду,
террору и болезням.
Литература:
1.
Голованова Г.П.
и Леонтьев В.Л.
Методическое пособие по оценке
физического
развития
детей
дошкольного
и
школьного
возраста.
Под
ред.А.Г.Цейтлина.М.,1960.
2.
А.Г.Цейтлин.
Физическое развитие детей и подростков.
М. - Изд-во
мед.литературы. – 1963. 204с.
3.
В.С.Бродовская – «Динамика физического развития дошкольного
и
школьного возраста в послевоенные годы» ( по данным мед.осмотра в дет.
садах и школах г.Москвы) в 1945 г. Рукопись Г.Ц.Н.И.П.И.
4.
И.Г.Минкович.
Санитарные последствия войны в области гигиены
труда. Ленинград, 1946 г. 242 с.
5.
Фонд 221/2-1.
6.
А.Я.Ханжиева
Показатели
физического
развития
как
критерий
адаптации
к
экстремальным
условиям
существования.
Материалы
конф.ЭКО. Выпуск 10-11. Ставрополь., 2003 г.
.
Таблица 1
Показатели физического развития Ленинградских подростков в довоенное и послевоенное время.
Возраст
(лет)РОСТ
(см)ВЕС
(кг)ОКГ
(см)141516171415161714151617ЮНОШИЛенинградск.
рабочие подростки
1945.144,7149,5154,0157,638,1441,845,449,871,273,075,477,8Ленингр.
уч.
РУ
и
ФЗО
1945.141,0144,9150,2155,434,539,045,547,669,771,474,077,2Ленингр.дети
рабочие
1930.146,9150,9158,2162,838,443,248,456,669,272,274,478,8Московск.учащ.Р
У
1940.152,6157,5161,3163,842,346,650,053,774,277,079,581,7ДЕВУШКИЛени
нградск.
рабочие
подростки
1945.-149,3153,5155,0-45,348,850,7-
76,176,679,9Ленингр.
уч.РУ
и
ФЗО
1945.146,5148,9151,7153,740,544,046,847,372,175,877,078,0Ленингр.дети
рабочие
1930.148,4152,3153,8155,742,545,949,450,469,372,273,272,8Московск.учащ.Р
У 1940.152,0155,2156,0156,443,659,152,164,473,578,679,480,6