Напоминание

"Ретроспективный анализ физического развития подростков перенесших блокаду."


Автор: Даурова Евгения Магамедовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ № 35
Населённый пункт: город Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: "Ретроспективный анализ физического развития подростков перенесших блокаду."
Раздел: высшее образование





Назад




Ретроспективный анализ физического развития подростков перенесших

блокаду.

Адыгейский государственный университет.

Даурова Е.М.

В

годы

войны

ученые

медики

писали

о

непосредственных

последствиях

блокады.

В

послевоенные

годы

ими

были

подготовлены

многочисленные кандидатские и докторские диссертации. В ходе этой работы

авторы довольно полно исследовали алиментарную дистрофию,

ее влияние

на здоровье людей,

на заболеваемость и течение болезней.

Алиментарная

дистрофия,

как

причина

массовой

смертности

достаточно

полно

была

изучена в тот период.

К

концу

сороковых

годов

основные

выводы

по

непосредственным

последствиям блокады были сделаны, тематика потеряла свою актуальность.

Вместе с тем зарубежные исследователи продолжают проявлять интерес к

изучению таких вопросов,

как выживание в условиях длительного голода и

отдаленных последствий блокады.

В частности подробно проанализированы

данные о голоде в Нидерландах зимой 1944–1945гг., было зарегистрировано

около

20000 смертных

случаев

среди

населения,

насчитывающего

три

миллиона,

тогда как в Ленинграде – 800000 жертв среди населения в два с

половиной миллиона.

Чтобы полнее понять значение блокады Ленинграда надо взглянуть на

нее с точки зрения борьбы за выживание,

борьбы за здоровье,

борьбы за

благоприятный образ жизни, а не только в аспекте истории войны

.

Сдвиги показателей физического развития являются с точки зрения

оценки последствий войны, одним из критериев этих последствий вообще,

а

для подростков в особенности.

По данным ряда авторов

работавших

в

послевоенное

время

с

детьми,

перенесшими

блокаду,

показатели

веса

подростков в военные годы по сравнению с довоенными свидетельствуют о

более выраженном отставании их по сравнению с показателями роста и

окружности

грудной

клетки.

Кроме

того,

более

резкие

изменения

показателей роста проявлялись у девушек в возрасте 14 лет и у юношей 15

лет.(табл.1)

Данные материалы показывают что условия военного времени влияя

на

динамику

физического

развития,

в

первую

очередь

проявили

свое

отрицательное

действие

на

более

молодом

контингенте,

как

менее

сформировавшемся и более чувствительном.

Рассматривая показатели физического развития подростков по данным

весной и летом 1945 года в Ленинграде было обследовано 7701 подростков

(2861 рабочих

подростков и

4840 учащихся ремесленных училищ и школ

фабрично-заводского обучения) . Из всех обследованных около

2000 детей

оставались в Ленинграде в

1941-1942 годах,

из них

1200 человек прожили

весь блокадный период. Эти обследования проводились согласно программы

Института гигиены труда и профзаболеваний Академии медицинских наук

СССР и охватывает

6759 случаев.

В разработку не попали те подростки,

которые находились в больницах и на амбулаторном лечении.

Как видно из таблицы показатели физического развития подростков 14-

17 лет обследованных в 1945 году отстают от показателей подростков этого

же возраста довоенного периода.

Кроме того,

показатели подростков группы

ФЗО

оказались

менее

благоприятными

по

сравнению

с

работающими

подростками.

Половой диморфизм четко проявляется в этих исследованиях

так

как

показатели

физического

развития

девушек

имеют

более

благоприятную

динамику

по

сравнению

с

показателями

юношей,

в

особенности это касается ростовых показателей.

На наш взгляд во всех этих ежегодных

весенних медосмотрах есть

свои

«плюсы

и

минусы».

«Плюс»

в

том,

что,

поднимая,

архивы

мы

наблюдаем

динамику

физического

развития

отдельных

возрастных

групп

учащихся и рабочих-подростков,

но недостаток в том,

что среднегрупповые

данные

недостаточны,

для

того

чтобы

судить

о

физическом

состоянии

учащихся и рабочих-подростков.

Необходимы индивидуальные данные,

так

как подростки с резким отставанием в физическом развитии остаются без

внимания.

Из

данных

(фонда

221/2-1) мы

получили

сведения

о

физическом

состоянии

подростков,

но

эти

сведения

не

являются

достаточным

для

определения причин физической отсталости подростков,

конечно,

мы имеем

все

основания,

отнести

обнаруженные

нами

нарушения

в

физическом

развитии

к

санитарным

последствиям

войны.

Сделать

это

можно

на

основании того факта,

что в группе детей с низким физическим развитием

оказалось

больше

детей

сирот,

подростков

бывших

в

оккупации

и

проживших в Ленинграде весь период блокады.

На основании всего выше изложенного можно сделать выводы:

1.

Ретроспективный анализ физического развития детей,

перенесших блокаду

имеет

важное

значение

для

современных

медико-биологических

исследований в отношение состояния здоровья нынешнего подрастающего

поколения.

2.

При

характеристике

физического

развития

подростков

нельзя

ориентироваться на средние показатели, их необходимо дифференцировать.

3.

Ретроспектива блокады и ее последствий дает возможность противостоять

основным опасностям постоянно угрожающим населению планеты:

голоду,

террору и болезням.

Литература:

1.

Голованова Г.П.

и Леонтьев В.Л.

Методическое пособие по оценке

физического

развития

детей

дошкольного

и

школьного

возраста.

Под

ред.А.Г.Цейтлина.М.,1960.

2.

А.Г.Цейтлин.

Физическое развитие детей и подростков.

М. - Изд-во

мед.литературы. – 1963. 204с.

3.

В.С.Бродовская – «Динамика физического развития дошкольного

и

школьного возраста в послевоенные годы» ( по данным мед.осмотра в дет.

садах и школах г.Москвы) в 1945 г. Рукопись Г.Ц.Н.И.П.И.

4.

И.Г.Минкович.

Санитарные последствия войны в области гигиены

труда. Ленинград, 1946 г. 242 с.

5.

Фонд 221/2-1.

6.

А.Я.Ханжиева

Показатели

физического

развития

как

критерий

адаптации

к

экстремальным

условиям

существования.

Материалы

конф.ЭКО. Выпуск 10-11. Ставрополь., 2003 г.

.

Таблица 1

Показатели физического развития Ленинградских подростков в довоенное и послевоенное время.

Возраст

(лет)РОСТ

(см)ВЕС

(кг)ОКГ

(см)141516171415161714151617ЮНОШИЛенинградск.

рабочие подростки

1945.144,7149,5154,0157,638,1441,845,449,871,273,075,477,8Ленингр.

уч.

РУ

и

ФЗО

1945.141,0144,9150,2155,434,539,045,547,669,771,474,077,2Ленингр.дети

рабочие

1930.146,9150,9158,2162,838,443,248,456,669,272,274,478,8Московск.учащ.Р

У

1940.152,6157,5161,3163,842,346,650,053,774,277,079,581,7ДЕВУШКИЛени

нградск.

рабочие

подростки

1945.-149,3153,5155,0-45,348,850,7-

76,176,679,9Ленингр.

уч.РУ

и

ФЗО

1945.146,5148,9151,7153,740,544,046,847,372,175,877,078,0Ленингр.дети

рабочие

1930.148,4152,3153,8155,742,545,949,450,469,372,273,272,8Московск.учащ.Р

У 1940.152,0155,2156,0156,443,659,152,164,473,578,679,480,6



В раздел образования