Напоминание

"Хлеб всему голова"


Автор: Хлыстова Татьяна Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР – д⁄с №139"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
Наименование материала: Проект по теме «Откуда хлеб пришел»
Тема: "Хлеб всему голова"
Дата публикации: 05.12.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хлеб – всему голова

Проект

По теме «Откуда хлеб пришел?»

Проект выполнила Хлыстова Т.Н.

Паспорт творческого проекта

«Откуда хлеб пришел?»

Тип проекта – творческий групповой

Длительность – неделя

Участники проекта

Дети

подготовительного

дошкольного

возраста

с

диагнозом ОНР.

Родители.

Цель проекта: формировать знания последовательности

изготовления хлеба и других хлебобулочных изделий.

Задачи:

Закреплять

представление

о

том,

что

хлеб

нужен

каждому человеку.

Воспитывать

бережное

отношение

к

хлебу,

чувство

б л а г о д а р н о с т и

и

у в а ж е н и я

к

л ю д я м

сельскохозяйственного труда.

Учить сотрудничать, уважать чужой труд.

Развивать

любознательность,

желание

выполнять

различные

трудовые

операции,

мелкую

мускулатуру

рук и логическое мышление.

Обогащать познавательный опыт детей.

Формировать

систему

знаний

детей

о

производстве

хлеба.

Развивать у детей нетрадиционное решение.

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным

продуктом.

Совершенствовать трудовые навыки детей.

Приобщать

родителей

к

воспитанию

детей

через

совместные мероприятия.

3

Систематизировать

знания

о

труде

хлебороба,

комбайнера,

т ракторист а,

пекаря,

а г р о н ом а

(последовательность

выращивания

хлебных

злаков,

процесс приготовления из муки хлеба).

Показать значимость сельскохозяйственной техники.

Формировать реалистические представления о природе.

Развивать основные психические процессы – память,

внимание, образное и логическое мышление.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Развивать естественный интерес и любознательность

детей.

Учить доводить порученное дело до конца.

Воспитывать терпение, трудолюбие.

Способствовать

развитию

речи

через

выразительное

чтение стихов, составление рассказов о хлебе.

Обогащать

активный

словарь

новыми

словами,

поощрять пересказы детей, как испечь хлебобулочное

изделие.

Обеспечивать

атмосферу

доброжелательно сти,

комфортности

в

общении:

родитель-родитель,

родитель-педагог, родитель-ребёнок.

Воспитывать чувство гордости за своё Отечество, свой

народ и свою семью.

Вызывать эмоциональный отклик на результат своей

деятельности

4

Перспективный план творческого проекта

«Хлеб – всему голова»

1 этап - Информационно-поисковый

Деятельность педагога

Формулирует проблему, определяет цель и продукт

деятельности.

Анализирует

теоретический

материал

и

создает

информационную базу.

Формулирует задачи: Узнать откуда пришел хлеб на

стол?

Разработать систему занятий по познавательной и

продуктивной деятельности

Деятельность детей

Вхождение в проблему, принятие и уточнение задач

проекта

Поиск путей решения проблемы

Деятельность родителей

Вхождение в проблему

Принятие и уточнение задач проекта

2 этап – Организационный

Деятельность педагогов

Представляет информацию по теме «Хлебобулочные

изделия»

Помогает в решении поставленных задач

Организует совместную деятельность

Деятельность детей

Беседы по систематизации знаний по теме

5

«Хлебобулочные изделия»:

-история появления праздника в России

-традиции празднования

-знакомство с профессиями

-какие

сельскохозяйственные

машины

помогают

людям выращивать хлеб?

Деятельность родителей

Беседа о рецепте хлебобулочного изделия в семье.

П р и вл еч е н и е родителей

к

образовательному

процессу в ДОУ.

Участие

родителей

в

подготовке

фотоальбома

кулинарных изделий.

3 этап – Практический

Деятельность педагога

Руководство и контроль за осуществлением проекта

Руководство театрализованной деятельностью

Руководство

физ.

минуток

и

па льчиковых

упражнений

Руководство

с/р

игр:

«Хлебный

магази н »,

«Кулинария»

Деятельность детей

Решение

задач

в

познавательной,

продуктивной

деятельности:

-чтение художественной литературы

- рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь»,

Машкова «Снедь московские хлеба»

- р а зу ч и в а н и е

с т и хо т в о р е н и й ,

п о с л о в и ц ,

скороговорок, чистоговорок.

-исследование свойств теста

6

-выпечка печенья

Деятельность родителей

Изготовление хлебобулочных изделий по рецепту

4 этап – Презентация проекта

Деятельность педагога

Руководство

презентацией

проекта

«Хлеб

всему

голова»

Деятельность детей

Презентация проекта «Хлеб всему голова»

Выставка

семейных

фотографий

«Мы

с

мамой

пекари»

Деятельность родителей

Презентация

семейных

фотографий

на

выставке

«Мы с мамой пекари»

7

Реализация проекта

Беседы-рассказы в картинках «Как выращивают хлеб».

Чтение художественной литературы о хлебе:

- «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный»,

«Колосок»;

- М. Глинская «Хлеб»;

- В. Ремизов «Хлебный голос»;

- Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат»,

«Сто

колобков»,

«Какой

хлеб

лучше»,

«Сказка

о

пшеничном зернышке»;

- Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

- И. Токмакова «Что такое хлеб»;

- С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»

- С. Михалков «Булка»;

- Белорусская народная сказка «Лёгкий хлеб».

- Русские народные сказки: «Колобок», «Колосок».

- М. Пришвин « Лисичкин хлеб».

- Б.Алмазов «Горбушка»,

- В.Сухомлинский « Моя мама пахнет хлебом»,

- Ю.Крутогоров «Дождь из семян».

Просмотр

коротких,

занимательных,

познавательных

видеофильмов из серии «Шишкин лес»: «Как растёт

пшеница», «О комбайне», «История про хлеб»; «По

секрету

всему

свету.

Как

получается

хлеб»;

«Как

печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:

- «Золотые колосья» белорусская сказка;

- «История про девочку, которая наступила на хлеб» по

мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;

- «Колобок» русская народная сказка;

- «Хлеб» белорусская сказка;

8

- «Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Рассматривание картин:

- И.И.Шишкин «Рожь»,

- Машков «Снедь московские хлеба»,

- К. Мирошник и Н.Мирошник «Севастопольская

мадонна» или «Хлеб войны»…

Чтение

и

разучивание

стихотворений

о

хлебе

и

хлебобулочных изделиях:

- «Хлеб» Стратонович О.;

- «Пшеница» Я. Аким;

- «Вот он Хлебушек душистый» Погореловский С.;

- «Положит в землю Человек зерно» Аким Я.;

- «В каждом зёрнышке пшеницы» Орлов В.;

- «Я сегодня хлеб не ел» Детская Н.,

-

«Чем

пахнут

ремёсла»,

«Какого

цвета

ремёсла».

Д.Родари,

- С.Я.Маршак «Птицы в пироге», «Сентябрь»,

Заучивание

загадок,

скороговорок,

п о с л о в и ц ,

чистоговорок, примет о хлебе.

9

Представленные материалы

1.

Паспорт проекта

2.

Перспективный план реализации проекта

3.

Художественная литература.

4.

Репродукции картин.

5.

Альбом «Мы с мамой пекари»

10

Приложение

Откуда хлеб пришёл? История.

На

Руси

владели

секретом

приготовления

дрожжевого

теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались

избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь

несколько веков назад возникла специализация хлебных дел

мастеров.

Появились

хлебники,

пирожники,

пряничники,

блинники,

ситники,

калачники.

С

ростом

благосостояния

населения страны доля потребления самого хлеба немного

падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе

рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем

возникает все больше блюд с использованием муки.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных

славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы

свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с

собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали

гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания;

везли

хлеб

вместе

с

приданым

невесты.

Хлеб

часто

использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к

новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в

пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый,

или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что

от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Я решила, как можно больше узнать о хлебе.

Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол, требуется

много времени и сил, поэтому выращивать и убирать хлеб

людям

помогают

умные

машины. Весной,

лишь

только

оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Трактор

тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает

землю. А ведёт его тракторист.

Вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь

можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те

2

ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна

пшеницы.

Сеяли зерно так: через плечо надевали решето и рукой

разбрасывали зерно.

Вот

пшеница

взошла.

Все

лето

созревают

зёрна

в

колосьях. Поле в это время очень красивое.

Вот колосья созрели и на поля выходят зерноуборочные

комбайны.

А

ведёт

эту

машину

-

комбайнёр.

Рядом

с

комбайном

едет

машина,

в

кузов

которой

сыпется

зерно.

Ведёт машину - шофёр.

В

старину

колосья

убирали

серпом

(руками)

жали,

поэтому уборка и называется жатвой.

Машины увозят зерно на элеватор, где оно хранится.

С элеватора зерно везут на мукомольный комбинат, где

мукомолы превращают его в муку.

Раньше молотили зерно на мельнице. Чтобы получить из

зёрен

муку,

нужно

затратить,

очень

много

труда

и

сил.

Обмолот зерна – это один из самых тяжёлых этапов работы.

Этот процесс обычно затягивался до поздней осени или даже

зимы.

Потом

муку

привозят

на

хлебозавод

или

в

пекарню,

пекари там уже замешивают тесто и пекут хлеб, батоны,

булочки.

А в старину хлеб пекли в русской печке, почти каждый

день.

Вот какой долгий путь проходит хлеб, прежде чем попадает

на наш стол?

Но,

к

сожалению,

иногда

можно

увидеть,

как

люди

выбрасывают хлеб, а дети играют кусочками хлеба, топчут

его ногами. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб,

понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Взял

кусок хлеба – съешь его. Не хочешь, есть – не бери. Об этом

3

гласит

поговорка:

«Хлеба

к

обеду

в

меру

бери.

Он

драгоценность, им не сори».

Опытно–практическая

работа

-

выращивание

колосков

пшеницы

Мы взяли зёрна пшеницы и замочили их, поставили в

тёплое место. Через 3 дня они начали прорастать (появились

усики). Мы их высадили во влажную землю и присыпали

землёй, поставили в теплое солнечное место, каждый день

поливали.

Скоро

появились

первые

всходы,

мы

каждый

день

поливали их и наблюдали за ростом.

И

вот

появились

колоски,

сначала

они

были

зелёные,

потом пожелтели. Я взяла один колосок, чтобы рассмотреть

его, а из колоска посыпались зёрнышки.

Мы взяли с мамой кофемолку и перемололи зёрнышки в

муку, я отнесла её в детский сад, где мою муку добавили в

тесто и испекли из неё вкусные булочки для всех ребят.

Теперь я знаю, как долго растёт хлеб и сколько людей

трудится, чтобы хлеба всегда было в достатке в магазине и у

нас дома.

4

Какие сельскохозяйственные машины помогают людям

выращивать хлеб?

Раньше машин не было и хлеб было вырастить очень

трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И

немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать

урожай.

Люди

придумали

удивительные

машины.

Может

быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что

будет помогать всем людям.

Главная машина – трактор.

Трактор – удивительная машина, которая сама для себя

дорогу возит.

Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю.

Это тягач.

Чем

отличается

грузовой

автомобиль

от

трактора

тягача?

Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор

тянет груз за собой.

Но трактор не простой тягач, а вездеход.

Как ты думаешь, почему трактор можно назвать

«вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и

по дороге, и по вспаханному полю.

5

Как же так получается, что трактор везде может проехать,

даже там, где обычная машина не проедет?

У трактора вместо колёс небольшие стальные катки

по

четыре

с

каждой

стороны.

На

катки

надеты

стальные

ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти

ленты

называются «гусеницы».

Найдите

гусеницы

на

картинке.

Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и

передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам

или по ровной дороге.

Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу.

Гусеницы

это

его

дорога!

Потому

он

и

не

боится

бездорожья! Трактор

работает

в

поле

с

ранней

весны

до

поздней осени.

В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет

трактором.

Много

работы

выполняет

трактор.

Осенью

к

трактору

сзади прикрепляют большой плуг.

Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так

трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена

спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки,

которые им нужны для роста.

6

После

этого

трактор землю боронит.

Если

посевы

озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если

посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К

трактору

прикрепляют борону.

Борона

прочесывает

землю

зубьями как расческой.

И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь

прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора

нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются –

«лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы

сорняки не мешали пшенице расти!

Вот

теперь

трактор

потрудился

на

славу!

Можно

прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.

Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу

зеленым

стебельком.

Подойдет

к

концу

лето,

поспеют

колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать

урожай хлеба.

Тогда

приходит

на

поле

другая

машина

настоящий

великан. Ее называют «комбайн».

7

О комбайне и комбайнерах.

Раньше

людям

было

трудно

собирать

урожай

они

срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали

на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле

делают

умные

машины

великаны «комбайны».

Может

быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который

помогает

маме?

А

на

поле

комбайн

другой

не

такой

как к у х о н н ы й .

О н

з е р н о

у б и р а е т

и

п о э т о м у

называется «зерноуборочный».

Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор, где

зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат,

где

из

него

сделают

муку.

А

готовую

муку

отвезут

на

хлебозавод.

На

хлебозаводе

из

муки

испекут

хлеб.

Хлеб

привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол

приходит.

8

9

Описание картины

На

картине

изображено

золотое

поле

с

созревшей

рожью.

Плодородные

колосья

колышутся

от

легкого

дуновения ветерка, уже ждут, не дождутся сбора урожая. На

обочине

и

еще

в

некоторых

местах

золотые

колосья

под

своим весом наклонились к земле. Такое колыхание колосьев

как будто излучает аромат созревшего урожая.

На переднем плане видна извилистая полевая дорога,

ко т о р а я

п о в и д а л а

н а

с в о е м

п у т и

м н о ж е с т в о

путешественников. Большая часть дороги заросла полевой

травой,

особенно

белыми

ромашками.

Извиваясь,

она

направляется вглубь поля.

Вдоль

извилистой

дороги,

на

ржаном

поле

стоят

величественные

сосны,

которые

напоминают

сторожей.

Справа

старая

сосна

низко

нависает

над

рожью.

Она

совершенно голая с одной стороны.

В небе плывут легкие воздушные облачка. А в глубине

картины

сгустились

тучки,

возможно,

вскоре

пойдет

небольшой дождик.

Автор вложил в картину огромную любовь к природе, к

родному краю.

10

И.И.Шишкин «Рожь», 1878

Вопросы к картине:

Какая же все - таки замечательная эта картина.

- Как бы вы назвали эту картину?

-Что нарисовал художник? (поле с рожью)

- Какое поле на картине? (солнечное, золотистое, яркое,

блестящее, хлебное, ржаное, большое, широкое, бесконечное,

светлое).

- Что вы видите на поле? (дорогу, деревья, небо, рожь)

- Какой вам кажется дорога? (длинная, узкая)

- Что можно сказать о небе?

- На что похожи сосны в поле?

- А какое время изображено на картине? (осень).

- Как вы догадались? (много желтых красок).

11

12

К. Мирошник и Н.Мирошник «Севастопольская мадонна» или «Хлеб войны»…

Описание картины

К этой картине походят строки стихотворения Евгения

Винокурова:

Я помню хлеб. Он черен был и липок —

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был,ведь он был с отрубями,

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

Он черный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, просто, без затей,

Горелой коркой, как в угле древесном,

Испачкавшись — почти что до локтей.

На нем рубаха взмокла холстяная.

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом!

13

Машков. Снедь московские хлеба

14

Описание картины

Смотреть

это

полотно

голодным

категорически

запрещено.

Овальный

стол

темно-красного

цвета

просто

завален

различными

хлебобулочными

изделиями.

Они

провоцируют громадное желание взять крендель с полки и

съесть его с большим аппетитом. Мы видим подовый хлеб,

вкусные сухарики, аппетитную халу, отменные пирожные и

множество других вкусных вещей. Практически невозможно

не

почувствовать

умопомрачительные

ароматы,

которые

витают в воздухе.

У Машкова весь хлеб и булки нарочито преувеличены.

Натюрморт впечатляет богатством и щедростью. Он

просто

притягивает

к

себе

особым

изобилием.

Художник

демонстрирует всем нам особый праздник, которому всегда

есть место в жизни.

15

Стихотворения

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Можно с мёдом есть и с маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

А готовят всё со сдобой

И с начинкою пекут.

Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят -

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят.

Или пряники, печенье -

То, что мама испечёт,

Для детишек объеденье,

Разевай пошире рот!

И. Коньков

***

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой,

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Орлов В.

16

***

Вот он Хлебушек душистый,

Вт он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Погореловский С.

***

С белым хлебом положили

Чёрный хлеб мне на обед.

Удивить меня решили?

Чёрный? В чём его секрет?

Видно, пекарь с неохотой

Пёк и хлеб в печи забыл?

Или же перед работой

Чисто руки не помыл?

Мама тут же объяснила,

Что мука ржаная есть:

«Черный хлеб прибавит силы».

Съел. И завтра буду есть!

Стеценко Г.

17

***

Хлеб

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб

стоит

В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей -

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!

Стратонович О.

***

Я сегодня хлеб не ел,

В лупу на него смотрел.

Весь он в дырочках

узорных…

В ямках – белый, в ямках –

черный.

Посмотрю в бараночке,

В булке… Тоже – ямочки.

Я у бабушки спросил:

— И пирог дырявым был?

Засмеялась бабушка:

— И блины-оладушки!

Что же это за секрет?

Надо в тесто посмотреть.

Мама тесто замесила,

Набирало тесто силу!

Круглой шапкой поднялось,

Разрослось и расползлось.

Край из миски выпадал…

Кто же вверх его толкал?

— Мама, в лупу посмотри!

Выползают пузыри!

Что же прячут пузыри?

Воздух! Он у них внутри.

Вот откуда в хлебе ямки,

Вот откуда в хлебе дырки!

Потому что там, внутри,

Пузыри-богатыри!

Нина Детская

18

***

Булка

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой?- спросили

дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь!- человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Михалков С.

***

Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое —

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться

дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

Шорыгина Т.

19

Загадки

Из меня пекут ватрушки.

И оладьи и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.

(Мука)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит.

(Колос)

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижет

пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос.

(Комбайн)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом(Колос)

Лежит мужичок в золотом

кафтане,

Подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь — так и не

встанет. (Сноп)

Зимой — бело,

Весной — черно,

Летом — зелено,

Осенью — стрижено.

(Поле)

Одно бросил — целую горсть

взял.

(Зерно)

Зубья имеют, а зубной

боли не знают.

(Грабли)

Он — сильней десятка коней:

Где в полях пройдет весной

Летом хлеб встает стеной.

(Трактор)

Ты не клюй меня, дружок,

голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к

солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я,

будет целая семья.

(Зерно)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

До красна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

(Пекарь)

Золотист он и усат,

В ста карманах — сто

ребят.

(Колос)

20

Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной…

(Батон)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто)

Если буханку ножом

измельчить,

Эти кусочки в печи

подсушить,

Смело с собою в поход их

бери,

Ведь получаешь всегда…

(Сухари)

Сдобная булочка и

завитая,

Формой восьмерочку

напоминает.

Пышут румянцем

верхушка, бочок —

Это же русский витой…

(Кренделек)

От формочки бочок весь в

рубчик,

Но с ним невкусным будет

супчик.

«Гав, гав!» — попросит песик

Рекс

С изюмом выпеченный…

(Кекс)

Это печенье в глазури

обычно,

В виде лепешки, фигурки

привычной.

Сладкое, мятное…

Ставь быстро чайник,

Если к столу принесет

кто-то… (Пряник)

В день веселых именин

Выпекают хлеб один,

Поскорее называй

Выпекают …. (Каравай)

Без выходных из года в

год

Работает хлебозавод.

Ванилью пахнет улочка,

Когда печется…(Булочка)

В домике том,

Что на кухне стоит,

Чёрненький хлеб

И батончик «гостит».

( Хлебница)

Аппетитный и румяный,

Тесто сдобрено сметаной.

Ешь его, пока горяч,

Пышный бабушкин…

(Калач)

21

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье!

(Баранка или бублик)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

(Хлеб)

То, о чем загадка здесь,

Хорошо с чайком поесть,

С виду – маленький батон

И с начинкой сладкой он.

(Рулет)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог)

С открытою начинкою

лепешка,

Посередине — творога

немножко.

Всех пирожков известная

подружка

Питательная, вкусная…

(Ватрушка)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Озерко молочное,

Берега калачные.

(Ватрушка)

На подбор все эти братцы,

Жалко с ними расставаться,

Все с начинкою дружки —

Ароматны… (Пирожки.)

К пасхе, на радость

хозяйке, томимся в печи,

вы спросите кто мы?

(Куличи)

22

Рассказы и сказки

Хлеб

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его

на улицу.

Гриша

ел

хлеб.

Хлеб

был

вкусный

и

душистый,

с

блестящей

корочкой.

Скоро

мальчик

наелся,

а

хлеба

еще

оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть.

Что

делать

с

хлебом?

Гриша

подумал

и

бросил

хлеб

на

землю.

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил:

«Кто хлеб бросил?»

-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу.

Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба

много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты

хлеб в грязи топчешь».

Гриша

заплакал:

«Я

не

знал,

что

с

хлебом

делать.

Досыта наелся, а он оставался…»

— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал

— это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь.

— В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей

деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его

Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас

съем».

- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть

можно.

— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой

бежал жеребенок Лыска.

23

— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша

протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел

и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах,

как вкусно».

М. Глинская

Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:

Почему Гриша бросил хлеб на землю?

Как бы ты поступил на месте Гриши?

Что сказал мальчику дядя Матвей?

Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?

Почему хлеб надо беречь?

Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из

остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный

пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или

другим животным.

Рассказ учит обращаться с хлебом бережно,

потому что на его выращивание и производство,

люди тратят много сил! Не крошить хлеб за столом;

никогда не выбрасывать; брать столько хлеба,

сколько можешь съесть.

24

Лисичкин хлеб

Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер

вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжёлую

сумку и стал своё добро выкладывать на стол.

— Это что за птица? — спросила Зиночка.

— Терентий, — ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живёт в лесу, как

бормочет весной, как берёзовые почки клюёт, ягодки осенью

в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом.

Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький,

с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал

посвистеть. Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и

красных, и чёрных.

Ещё у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и

голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой

ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и

сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.

— Сами лечатся, — ответил я. — Придёт, бывает, охотник,

захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на

топор

сумку

повесит,

а

сам

ляжет

под

деревом.

Поспит,

отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из

ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и

ранку эту затянет.

Тоже нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных

трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки,

валерьянка,

Петров

крест,

заячья

капуста.

И

как

раз

под

заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной

это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес, —

голодно,

а

возьму

забуду

съесть

и

назад

принесу.

А

Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный

25

хлеб, так и обомлела:

— Откуда же это в лесу взялся хлеб?

— Что же тут удивительного?

Ведь есть же там капуста!

— Заячья...

— А хлеб — лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и

начала есть.

— Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой чёрный хлеб

дочиста. Так и пошло у нас:

Зиночка, копуля такая, часто и

белый-то хлеб не берёт, а как я

из леса Лисичкин хлеб принесу,

съест всегда его весь и похвалит:

— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!

Михаил Пришвин

Главная мысль сказки "Лисичкин хлеб" в том, что даже

самая простая пища кажется во много раз вкуснее, если с ее

появлением связана сказка. Тогда и еда становится сказочно

вкусной.

26

Как волк вздумал хлеб печь.

Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления

представлений о выращивании хлеба у малышей.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

— Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб.

Говорит волк человеку:

— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб?

Научи меня!

— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. —

Сперва надо вспахать землю…

— А когда вспашешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо рожь посеять.

— А когда посеешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.

— А когда вырастет, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её убрать.

— А когда уберёшь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её смолотить.

— А когда смолотишь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо испечь хлеб.

— А когда испечёшь, можно есть?

— Можно.

Подумал волк, подумал и говорит:

— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как

до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Литовская сказка

27

Вопросы по сказке

• Как начинается сказка?

• О чём попросил волк человека, когда встретил его в лесу?

• Понравился ли волку хлеб? Что захотел волк?

• Давай вместе расскажем волку, как получается хлеб:

«Сперва надо землю..., потом рожь..., потом эту рожь

нужно..., потом её нужно..., потом ещё нужно хлеб...»

• Почему волк решил обходиться без хлеба?

• Что тебе показалось смешным в этой сказке?

28

Ароматный хлеб

Жила-была в нашей слободе семья трудовая. Вот как-то

все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да

внучок малой, Тимоша. Смышлёный мальчишка был.

Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу

ароматному.

В

доме

была

тишина,

лишь

стук

часов

слышен.

Тимоша

т и х о н ь к о

г о в о р и т :

— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя

там не видел. Там Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук

зеленеет, но тебя, и твоих братьев-сестёр: Булочек, Батонов,

Караваев я там не встречал. А я внимательно смотрел. И в

саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда ты

к нам пожаловал, Хлебушко?

— Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце

трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из

маленького зёрнышка.

И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком

маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё

тысячи

таких

колосьев

с

налитыми

зёрнами

собрали,

обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а

уж из муки и хлеб испекли.

— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем

попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё

бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим

трудом! Я только теперь это понял.

Ирис Ревю

29

Колосок

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок

Голосистое Горлышко.

Мышата

только

и

знали,

что

пели

да

плясали,

крутились да вертелись.

А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней

будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал

петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я

нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

— Нужно его обмолотить.

— А кто будет молотить? — спросил петушок.

— Только не я! — закричал один.

— Только не я! — закричал другой.

— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

— Эй,

Круть,

эй,

Верть,

глядите,

сколько

я

зерна

намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

— Теперь

нужно

зерно

на

мельницу

нести,

муки

намолоть!

— А кто понесёт? — спросил петушок.

30

— Только не я! — закричал Круть.

— Только не я! — закричал Верть.

— Ладно,

сказал

петушок,

я

снесу

зерно

на

мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.

А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через

друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто

замесить да пироги печь.

— Кто будет месить? — спросил петушок.

А мышата опять своё:

— Только не я! — запищал Круть.

— Только не я! — запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

— Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как

печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.

Испеклись

пироги,

петушок

их

вынул,

выложил

на

стол, а мышата тут как тут.

И звать их не пришлось.

— Ох и проголодался я! — пищит Круть.

— Ох и есть хочется! — пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто

нашёл колосок.

— Ты нашёл! — громко закричали мышата.

— А

кто

колосок

обмолотил?

снова

спросил

петушок.

— Ты обмолотил! — потише сказали оба.

— А кто зерно на мельницу носил?

— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.

— А

тесто

кто

месил?

Дрова

носил?

Печь

топил?

Пироги кто пёк?

— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.

— А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и

Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Украинская народная сказка

Эта сказка нас учит тому, что надо быть

трудолюбивыми, не лениться, помогать друг другу и тогда

всего добьетесь.

Вопросы по сказке

Как называется сказка?

Как зовут петушка и мышат?

Что нашёл петушок во дворе на земле?

Кто нашёл колосок во дворе на земле?

Кто колосок обмолотил?

Кто зерно на мельницу понёс?

Кто тесто мешал? Дрова колол? Печь топил? Пироги пёк?

А что отвечали Круть и Верть? Во что они играли, вместо

32

того чтобы помогать петушку?

Чем закончилась сказка?

Теплый хлеб

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки,

немецкий

снаряд

разорвался

на

околице

и

ранил

в

ногу

вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а

отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, - ушёл,

закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не

работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она

лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза

посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был

скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его

колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и

терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату

чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал

ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит

мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы,

или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку.

По

деревне

говорили,

что

конь

ничей,

а

вернее

-

общественный,

и

каждый

считал

своей

обязанностью

его

покормить. К тому же конь - раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по

прозвищу

"Ну

Тебя".

Филька

был

м о л ч а л и в ы й ,

недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну

тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на

ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал

сердитым

басом:

"Да

ну

тебя!

Ищи

сам!".

Когда

бабка

выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и

бормотал: "Да ну тебя! Надоела!".

33

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым.

Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на

печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на

друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла

чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался

молоть

хлеб,

-

хозяйки

жаловались,

что

мука

кончается,

осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В

один

из

таких

тёплых

серых

дней

раненый

конь

постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не

было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба,

круто посыпанный солью.

Филька

нехотя

встал,

вышел

за

калитку.

Конь

переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя!

Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам.

Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб

далеко в рыхлый снег и закричал:

- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой

хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в

Бережках

те

удивительные

дела,

о

каких

и

сейчас

люди

говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было

ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно,

протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в

изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный

ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился

обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело

кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с

крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И

всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных

34

полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг

друга.

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал:

"Да ну тебя!" - и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но

сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист - так

свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя

по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла

добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи

небо

зазеленело,

как

лёд,

звёзды

примёрзли

к

небесному

своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не

видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому

снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в

стенах, и они трещали и лопались.

Бабка,

плача,

сказала

Фильке,

что

наверняка

уже

замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды

нет,

мука

у

всех

вышла,

а

мельница

работать

теперь

не

сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали

выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где

ещё оставалось немного тепла. "Да ну вас! Проклятые!" -

кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька

забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал

причитания бабки.

- Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый

мороз, - говорила бабка. - Заморозил колодцы, побил птиц,

высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не

цвели

ни

деревья,

ни

травы.

Семена

в

земле

пожухли

и

пропали.

Голая

стояла

наша

земля.

Обегал

её

стороной

всякий зверь - боялся пустыни.

- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.

- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через

35

нашу

деревню

старый

солдат,

попросил

в

избе

хлеба,

а

хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай

одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на

пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!". - "Мне хлеб с полу поднять

невозможно,

-

говорит

солдат.

-

У

меня

вместо

ноги

деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик.

"Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", -

отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, -

засмеялся

мужик.

-

Тут

тебе

камердинеров

нету".

Солдат

покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а

одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор,

свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила

деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И

мужик тот помер.

- Отчего же он помер? - хрипло спросил Филька.

- От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и

добавила:

-

Знать,

и

нынче

завелся

в

Бережках

дурной

человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

- Чего ж теперь делать, бабка? - спросил Филька из-под

тулупа. - Неужто помирать?

- Зачем помирать? Надеяться надо.

- На что?

- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

- А как его исправить? - спросил, всхлипывая, Филька.

- А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый,

учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до

мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За

окнами воздух был синий, густой, страшный.

В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная,

как невеста, розовыми венцами.

36

Филька

запахнул

тулупчик,

выскочил

на

улицу

и

побежал

к

мельнице.

Снег

пел

под

ногами,

будто

артель

весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за

рекой.

Казалось,

воздух

замёрз

и

между

землёй

и

луной

осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы

подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы

видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от

стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол

Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая

снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в

сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька

охнул,

присел

от

страха

на

корточки,

затаился.

Панкрат

отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

- Садись к печке, - сказал он.- Рассказывай, пока не

замёрз.

Филька,

плача,

рассказал

Панкрату,

как

он

обидел

раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

- Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит,

что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что?

Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы

все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в

этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная

морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать

- неизвестно.

Константин Георгиевич Паустовский

37

Сказка учит правильно жить, с добром относиться к

людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо

делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться

покаяться и исправить ошибку. Сказка учит нас доброте,

милосердию, ответственности за свои слова и поступки,

уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении

благородных целей.

Вопросы по сказке

Что реального в сказке «Теплый хлеб»?

1. Война, раненый конь, голод, злоба людская, равнодушный

мальчик

2. Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

3. Бабушка Фильки

4. Решение мальчика идти за помощью к людям.

5. Помощь Панкрата и других жителей деревни: совместная

работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни

мельницы и жителей всей деревни.

6. Радость прощения, примирения. Чуткость коня.

Что в сказке «Теплый хлеб» фантастического?

1. Мельник-колдун; свист, вызывающий стужу и

наказывающий злого человека. Ветер, мороз, мыши.

2. Рассказ бабки о происшествии 100-летней давности

(легенда).

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня,

которой никто не верит.

4. Лисица, заметившая тень сороки и долго думавшая над

тем, куда ж это в такую стужу подалась сорока.

38

Чистоговорки о хлебе.

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая.

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады.

ША – ША – ША - наша осень хороша.

АТА – АТА – АТА - осень дарами богата.

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай.

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай.

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи.

РУ – РУ – РУ - я колосья соберу.

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп.

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы.

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы.

КА – КА – КА - белая мука.

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы.

ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях.

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу.

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха.

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры.

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист.

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать.

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях.

39

ЖОК –ЖОК – ЖОК - это пирожок.

ШКИ – ШКИ – ШКИ - мама жарит пирожки.

ЖОК –ЖОК – ЖОК - кушай дочка пирожок.

ЧИ – ЧИ – ЧИ - пекуться в печке калачи.

АЧ – АЧ – АЧ – вкусный будет наш калач.

ШКИ – ШКИ – ШКИ — мы любим пирожки.

ЧИ – ЧИ – ЧИ — мы любим калачи.

ЧИ – ЧИ – ЧИ — на праздник будут калачи.

ГА –ГА –ГА - Хочешь, Галя пирога?

ГУ – ГУ – ГУ - есть их больше не могу.

ГИ – ГИ – ГИ - не нужны мне пироги.

ГУ – ГУ –ГУ - и я тоже не могу.

ГА – ГА – ГА - га где же оба пирога?

40

Скороговорки о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье,

Да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

По улице гулкой

Бежал пёсик Булька.

За песиком Булькой

Шла бабушка с булкой

Тимошка Прошке

Крошит в окрошку крошки.

Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

41

Приметы о хлебе

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы

одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку

ногами.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но

колос не будет богат зерном.

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим –

заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его

силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет

бедность.

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились — пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки

выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне —

зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

42

Физминутки и пальчиковые гимнастики

Колоски

— Давайте представим, что мы

в поле.

Я превращаю вас в маленькие

зернышки и сажаю в землю.

дети присаживаются.

— Теплое солнышко пригрело

землю, дождик полил.

Зернышки росли, росли и стали

колосками.

дети встают,

поднимают руки вверх.

— Колоски тянутся к

солнышку.

дети протягивают руки

вверх .

— Сильно припекло солнышко,

завяли наши колоски.

дети постепенно

опускают сначала: руки,

голову, плечи, туловище.

— И вот полил дождик, ожили

колоски.

Снова тянутся они к

солнышку.

В поле выросли замечательные

колоски.

Улыбнитесь друг другу.

Зёрнышко

В землю зёрнышко попало,

(приседают)

Прорастать на солнце стало

(руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал

(медленно встают)

К свету и теплу тянулся

(тянутся вверх)

И красавцем обернулся.

43

Замесим тесто

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки

(хлопки ладонями)

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно

(имитируют помешивание по

кругу)

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол

(присели)

Тесто убежало

(лёгкий бег на месте)

Начинай сначала.

Колосок

Вырос в поле колосок,

(Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок.

(Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок,

Закачался колосок.

(Поднимают руки вверх,

качают)

Мы в поле придем,

(Ходьба на месте)

Колоски соберем,

(Наклон)

Муки натолчем,

(Кулаком одной руки стучат

по ладони другой)

Каравай испечем,

Гостей приглашаем,

(Сжимают кисти рук)

Караваем угощаем.

(Вытягивают руки вперед,

ладони вверх)

44

«Плюшки»

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и

разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают

ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

(Поочерёдно разгибают

пальчики обеих рук,

начиная с мизинца)

Всё мы испечём в печи.

(Обе ладошки

разворачивают вверх)

Очень вкусно!

(Гладят живот)

«Хлеб»

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и

колосился,

Дети слегка покачивают

руками,

поднятыми вверх.

А потом обмолотили,

Постукивают кулаками

друг о друга.

Он в зерно вдруг

превратился.

Выполняют упражнение

«Пальчики здороваются

Из зерна – в муку и тесто,

Сжимают и разжимают

кулаки.

В магазине занял место.

Вытягивают

руки вперёд, ладонями

вверх.

Вырос он под синим небом,

Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам –

хлебом.

Вытягиваю руки вперёд

ладонями вверх

45

«Гости»

К Жене гости прибежали,

(Пальцы бегут по столу.)

Все друг другу руки жали.

(Рукопожатие.)

- Здравствуй, Жора!

- Здравствуй, Жанна!

- Рад, Серёжа!

-Рад, Снежана!

(Пальцы по очереди

здороваются с большими

пальцами обеих рук.)

- Не хотите ль пирожок?

(Из ладоней сложить

пирожок.)

- Может, коржик?

(Показать раскрытые

ладони.)

- Иль, рожок?

(Пальцы сложить в виде

рожка.)

Вот драже вам на ладошку,

(Постучать по ладони одной

руки кончиками пальцев

другой руки)

Всё берите понемножку.

(Двумя пальцами – большим и

указательным, большим и

средним и т.д.- осторожно

брать драже)

С ручек все стряхнули

крошки

(Энергично встряхнуть

кистями рук).

И захлопали в ладошки.

(Хлопают в ладоши).

46

«Отличные пшеничные»

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

(«пекут пироги»)

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(разводят руки в

стороны, пожимают

плечами)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(поочередно загибают

пальцы на обеих руках

одновременно)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними

тоже.

(делают манящие

движения руками)

Тесто замесили мы,

(«месят тесто»)

Сахар не забыли мы,

(«посыпают сахар»)

Пироги пшеничные

(«пекут пироги»)

В печку посадили мы.

(разворачивают руки

ладонями вверх)

Печка весело горит,

(попеременно ударяют

кулак о кулак и ладонь о

ладонь)

Наша мама говорит:

(грозят указательным

пальцем)

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(«посыпают крошки»)

47

«Бублик»

Баранку,

(Большой и указательный

пальцы образуют круг.)

Батон

Большой и средний пальцы

образуют круг.)

И буханку

(Большой и безымянный

пальцы образуют круг)

Пекарь из теста

(Большой и мизинец

образуют круг.)

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.)

«Тесто»

Тесто замесили мы,

Сжимаем, разжимаем

кулачки

Сахар не забыли мы,

Имитация посыпания

Пироги пшеничные

Соединили ладошки вместе

В печку посадили мы.

Руки вперед, вверх ладонями

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Имитация стряпни

пирожков

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Поднимание, опускание плеч

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора

И другие, все кто может,

Пусть приходят с ними

тоже. Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся

воробьям достанутся.

Показать ладонь, загибать

пальцы

48

Пословицы

«Будет хлеб — будет и песня!» Известно, что хлеб был

раньше

и,

пожалуй,

остается

по

сей

день

важнейшим

продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том,

насколько благоприятным будет год, не придется ли жить

впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из

муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в

доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка

такая, будет хлеб, остальное приложится.

«Чужие

хлебы

приедчивы»

В

каждой

семье

хлеб

пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат

на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья,

естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего

хлеба

и

считала

свой

рецепт

самым

вкусным.

Отсюда

и

выражение

пошло.

Оно

не

означает,

что

соседский

хлеб

плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а

свой домашний — уже привычный и самый вкусный.

«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь» Того,

что сделано, уже не изменишь.

«Хлеб везде хорош — и у нас и за морем» Культуры

везде

разные,

правители

разные,

но

суть

человеческая

и

основные ценности едины.

«Хлеб

всему

голова» Пожалуй,

это

самая

популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо

не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без

него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье,

потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда

сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен

был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть

из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая.

Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны

начинались

из-за

плодородных

земель,

на

которых

выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в

котором

росла

рожь,

он

обрекал

поселение

на

голод.

И

потому,

во

многих

политических

и

военных

конфликтах

причиной было желание улучшить благосостояние, а значит

хлеб как символ этого благосостояния.

«Говорят — хлебы варят, а щи пекут» Многие из

народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не

правдой.

«Не для Иисуса, а для хлеба куса» Так говорят о

поступках людей, в основе которых лежит меркантильный

интерес,

личная

выгода

или

нажива.

Но,

при

этом,

сам

человек

преподносит

целью

поступка

какие-либо

высшие

идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях,

которые

пытаются

заработать

на

вере

или

надежде

человеческой.

«Круто

замешено,

да

не

пропечено»

Дело

могло

сначала

выглядеть

очень

интересно

и

перспективно,

возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате

у с и л и я

н е

б ы л и

о п р а в д а н ы ,

и

и т о г

о к а з а л с я

разочаровывающим.

«Без закваски хлеба не месят» Без подготовки к делу

не приступают.

«Горька работа, да хлеб сладок,» — говорили наши

предки. Тяжелым трудом добывали они себе пищу, потому

что помнили, не посеяв, не пожнешь. Во многих поговорках

хлеб и труд неразрывно связаны, потому что без второго не

получишь

первого.

Уважительное

отношение

к

труду

воспитывали в детях с ранних лет. Труд любой почитался,

потому

что

он

приносил

хлеб.

В

поговорках

поощряется

трудолюбие. Считается, что хороший работник без еды не

останется. А вот лень не в почете, нахлебники никому не

нужны.

Дидактические игры

«Угадай на вкус» (пшеничный, ржаной хлеб, батон,

булочка и т.д.)

«Угадай на ощупь» (муляжи хлебных изделий)

«Кто назовёт больше блюд?» (из муки)

«Из чего сварили кашу?» (Знать виды круп)

«Как превратить муку в тесто?» (приготовление

кислого теста)

«Цена хлеба»

- Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой

крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленинград,

когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека.

Мне больно, когда я случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен, бесстыжий

Эй, ты, попирающий корку нагою

Ты топчешь достоинство наше людское

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

«Расставь правильно»

Цель:

расставить

картинки,

отражающие

проце сс

выращивания

хлеба

в

нужной

последовательности.

Дети

выполняют задание у доски.

51

«Все по полочкам»

Бабушка

купила

в

булочной

пшеничный

хлеб,

ржаной

каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники.

На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон?

Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на

первой полке были изделия

прямоугольной формы,

на второй – круглой,

на третьей – овальной.

хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик,

пряник, сушка)

хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка

хлеба, пирог, печенье)

хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон,

пряник)

«А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному.

Хлеб

румяный,

свежий,

душистый,

аппетитный,

мягкий,

черствый,

белый,

горячий,

витаминный,

воздушный,

ароматный,

вкусный,

аппетитный,

лакомый,

сладкий,

соленый,

кислый,

пахучий,

ржаной,

пшеничный,

сытный,

черный, белый, теплый, холодный, старый, твердый, добрый,

небывалый,

отличный,

нужный,

чужой,

свой,

хороший,

плохой,

великолепный,

вкуснейший,

сырой,

подгорелый,

столичный, бородинский богатый, высокий, горький, густой,

дармовой, добрый, желтый, золотистый, золотой, колосистый,

легкий, налитой, насущный, небывалый, нелегкий, обильный,

родительский,

скудный,

созревший,

теплый,

трудный,

трудовой, тяжелый, тяжкий, хороший, честный, чужой.

52

(и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие,

румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые,

черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и

т.д.).

«Назови ласково»

Хлеб -… (хлебушек);

Пирог –… (пирожок);

Калач - … (калачик);

Блин -…(блинчик);

Булка - … (булочка);

Батон - …(батончик);

Торт - … (тортик);

Лепешка – (лепешечка);

Баранка - …(бараночка);

Ватрушка - … (ватрушечка);

Бублик - …(бубличек);

Пряник - …(пряничек).

«Раз,два,три-сказка выходи»

Умение

назвать

сказки

и

произведения,

в

которых

герои

стряпают, пекут, а может и сами сделаны из теста.

«Золушка» (мелкая моторика)

Посчитать зерна, выложить буквы и цифры,

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице

(ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес,

«усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для

домашней

птицы,

каравай,

колос,

метелка,

овсяная

каша,

воздушные хлопья, лакомство для лошади.

53

«Четвертый лишний»

картофель, морковь, ячмень, свекла;

просо, рожь, баклажан, пшеница;

рис, кукуруза, яблоко, рожь;

гречиха, слива, виноград, персик;

ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

«Что мы делали — не скажем,

а как делали — покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий — Царь.

Команда детей, предварительно договорившись между собой,

подходят к Царю. Между ними происходит следующий

диалог:

— Здравствуй, Царь.

— Здравствуйте, дети. Где вы были?

— На мельнице (или в другом месте, где происходят

задуманные действия).

— Что вы делали?

— Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем.

«Из чего сварили кашу?»

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную — (просо)

Гречневую — (гречиха)

Перловую — (ячмень)

Геркулесовую — (овес)

Манную — (пшеница)

Овсяную — (овес)

Кукурузную — (кукуруза)

54

«Отгадай, что это?»

Цель: учить согласовывать прилагательное и

существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое

чутье.

Ржаное — это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные — это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?

«Придумай слово»

Развиваем словотворчество.

Как называется посуда для хлеба?

(– хлебница).

как называется прибор, который режет хлеб?

(– хлеборезка).

Завод, где делают хлеб

( - хлебозавод).

Человека, который выращивает хлеб, работает на поле

( - хлебороб).

А как можно назвать человека, который печет хлеб?

( - хлебопек).

55

«Отгадай профессию»

На тракторе работает – кто? (тракторист),

На комбайне работает – кто? (комбайнер)

Землю пашет – кто? (землепашец).

Разводит овощи – кто? (овощевод).

Разводит свеклу – кто? (свекловод).

За семенами следит – кто? (семеновод).

На поле работает – кто? (полевод).

Выращивает лён кто? (льновод).

Сады выращивает – кто? (садовод).

56



В раздел образования