Напоминание

Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны


Автор: Прохоренко Анна Алексанлровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. А.И.Герцена
Населённый пункт: Брянская область,город Клинцы
Наименование материала: урок
Тема: Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя

Общеобразовательная школа №2 имени А.И.Герцена г. Клинцы Брянской области

Урок на тему

«Волновое явление. Распространение механических

волн. Длина волны. Скорость волны. »

Подготовила и провела:

Учитель физики

Прохоренко Анна

Александровна

г. Клинцы, 2018 год

Содержание:

Цель урока................................................................................................................3

Методические задачи.............................................................................................. 3

Тип урока..................................................................................................................3

Метод:....................................................................................................................... 3

ХОД УРОКА............................................................................................................ 4

1.

Организационный этап..................................................................................4

2.

Мотивационный этап. Постановка целей, задач урока..............................4

3.

Изучение нового материала.......................................................................... 4

4. Закрепление новых знаний...........................................................................6

5. Подведение итогов урока..............................................................................7

6 Информация о домашнем задании...............................................................7

Самоанализ...............................................................................................................8

Урок

на

тему

«Волновое

явление.

Распространение

механических

волн. Длина волны. Скорость волны. »

2

Цель урока: ввести понятия волна, длина и скорость волны, условие

распространения волны, виды волн, научить учащихся применять формулы

для нахождения длины и скорости волны; изучить причины распространение

поперечных и продольных волн;

Методические задачи:

Образовательные:

ознакомление

учащихся

с

происхождением

термина «волна, длина волны, скорость волны»; показать учащимся явление

р а с п р о с т р а н е н и е

в о л н ы ,

а

т а к ж е

д о к а з а т ь

с

п о м о щ ь ю

опытов распространение двух типов волн: поперечных и продольных.

Развивающие:

содействовать

развитию

речи,

мышления,

познавательных

и

обще

трудовых

умений;

содействовать

овладению

методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать

добросовестное

отношение

к

учебному

труду,

положительной

мотивации

к

учению,

коммуникативных

умений;

способствовать

воспитанию

гуманности,

дисциплинированности,

эстетического восприятия мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, презентация.

Демонстрации:

1.

Поперечные и продольные волны.

2.

Распространение поперечных и продольных волн.

План занятия:

1.

Организация начала урока.

2.

Мотивационный этап. Постановка целей, задач урока.

3.

Изучение нового материала

4.

Закрепление новых знаний.

3

5.

Подведение итогов урока.

6.

Информация о домашнем задании.

ХОД УРОКА

1.

Организационный этап

Ученики готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

2.

Мотивационный этап. Постановка целей, задач урока.

Включается видеофрагмент, мультик «лелик и барбарики-Волна» после

просмотра которого учащимся необходимо ответить на вопросы:

1.

Что вы наблюдали на данных видеофрагментах? (Волны)

2.

Какие виды волн вы увидели?

3.

На основании ваших ответов мы попробуем с Вами поставить

цели

для

сегодняшнего

урока,

для

этого

давайте

вспомним

каков

план

изучения понятия, в данном случае понятия волна? (Что такое волна, т.е.

определение, виды волн, характеристики волн)

На сегодняшнем уроке я Вам помогу понятия волна, длина и скорость

волны,

условие

распространения

волны,

виды

волн,

научить

учащихся

применять

формулы

для

нахождения

длины

и

скорости

волны;

изучить

причины

распространение

поперечных

и

продольных

волн; сформировать

добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к

учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности,

дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

3.

Изучение нового материала

Сейчас Вам необходимо по плану, который представлен на экране и на

листочках у Вас на партах и прочитав параграфы 42 и 43 найти необходимую

информацию и выписать её.

План:

1.

Понятие волны

4

2.

Условия возникновения волны

3.

Источник волн

4.

Что необходимо для возникновения волны

5.

Виды волн (определения)

Волна

колебания,

которые

распространяются

в

пространстве

с

течением времени. Волны возникают в основном благодаря силам упругости.

Особенности волны:

1.

Механические волны могут распространяться только в какой-

нибудь среде (веществе): в газе, в жидкости, в твердом теле.

2.

В вакууме механическая волна возникнуть не может.

Источником волн являются колеблющиеся тела, которые создают в

окружающем пространстве деформацию среды. (рис)

Для возникновения механической волны необходим:

1. Наличие упругой среды

2. Наличие источника колебаний – деформации среды

Виды волны:

1.

Поперечные – в которых колебания происходят перпендикулярно

направлению движения волны. Возникают только в твердых телах.

2.

Продольные - в которых колебания происходят вдоль направления

распространения

волн.

Возникают

в

любой

среде

(жидкости,

в

газах,

в

твёрдых телах).

Рассматриваем таблицу, обобщающую предыдущие знания. (Смотрим

на презентацию)

Делаем вывод: механическая волна:

процесс распространения колебаний в упругой среде;

при этом происходит перенос энергии от частицы к частице;

переноса вещества нет;

для

создания

механической

волны

необходима

упругая

среда:

жидкость, твердое тело или газ.

А теперь рассмотрим и запишем основные характеристики волн.

5

Какие величины характеризующие волну

Каждая волна распространяется с какой-то скоростью. Под скоростью

v волны понимают скорость распространения возмущения. Скорость волны

определяется свойствами среды, в которой эта волна распространяется. При

переходе волны из одной среды в другую ее скорость изменяется.

Длиной волны λ называется расстояние, на которое распространяется

волна за время, равное периоду колебаний в ней.

Основные характеристики: λ=v*T,

λ-

длина

волны

м, v – скорость

распространения м/с, T – период волны с.

4. Закрепление новых знаний.

Что такое волна?

Условия возникновения волн?

Какие типы волн вы знаете?

Может ли в воде распространяться поперечная волна?

Что называется длиной волны?

Что называется скоростью распространения волны?

Как связать скорость и длину волны?

Рассматриваем 2 вида и определяем где какая волны?

Решите задачи:

1.

Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость

распространения волн равна 340м/с. (68000 м=68 км)

2.

По

поверхности

воды

в

озере

волна

распространяется

со

скоростью 6 м/с. На поверхности воды плавает листок дерева. Определите

частоту и период колебаний листка, если длина волны равна 3м.(0,5 м, 2 с

-1

)

3.

Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с.

Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с (20)

Рассматриваем это интересно:

Волны на поверхности жидкости не

являются ни продольными, ни поперечными. Если бросить на поверхность

воды небольшой мяч, то можно увидеть, что он движется, покачиваясь на

6

волнах,

по

круговой

траектории.

Таким

образом,

волна

на

поверхности

жидкости представляет собой результат сложения продольного и поперечного

движения частиц воды.

5.Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведём итоги.

Какими словами описали бы вы состояние после урока?:

1.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью;

2.

Ах, как я устал от этой суеты…..

3.

Ты понял блаженство занятий, удачи, закон и секрет

4.

Изучать тему «Механические волны» не так то просто!!!

6.Информация о домашнем задании.

Подготовить по плану ответы на вопросы с помощью §§42-44

Хорошо знать формулы и определения по теме «Волны»

По выбору: составить кроссворд на тему «Механические волны»

Задачи:

1.

Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20

колебаний,

а

расстояние

между

соседними

горбами

волн

1,2

м.

Какова

скорость

распространения

волн?

(T=n/t;

T=10/5=2c;

λ=υ*ν; ν=1/Т; λ=υ/T;

υ=λ*T*υ=1*2=2(м/с))

2.

Длина волы 5 м, а её частота 3 Гц. Определите скорость волны.

(1,6 м/с)

7

Самоанализ

Урок

проводился

в

11

классе

по

теме

«Волновое

явление.

Распространение

механических

волн.

Длина

волны.

Скорость

волны.»

Является тринадцатым уроком в разделе физики «Механические колебания и

волны.»

Тип урока: изучение нового материала.

На уроке учитывалась триединая дидактическая цель: образовательная,

развивающая,

воспитательная.

Образовательной

целью

я

поставила

ознакомление учащихся с происхождением термина «волна, длина волны,

скорость

волны»;

показать

учащимся

явление

распространение

волны,

а

также

доказать

с

помощью

опытов

существование

двух

типов

волн:

поперечных и продольных. Развивающей целью я поставила формирование у

учащихся

четкие

представления

об

условиях

распространение

волны;

развитие логического и теоретического мышления, воображения, памяти при

решении

задач

и

закреплении

ЗУНов.

Воспитательной

целью

я

поставила: формировать

добросовестное

отношение

к

учебному

труду,

положительной

мотивации

к

учению,

коммуникативных

умений;

способствовать

воспитанию

гуманности,

дисциплинированности,

эстетического восприятия мира.

Во время урока мы прошли следующие этапы:

1.

Организационный этап

2.

Мотивационный и постановка целей, задач урока. На данном

этапе на основе просмотренного видеофрагмента мы определили цели и

задачи на урок и провели мотивацию.

Используя: словесный метод в виде

беседы, наглядный метод в виде просмотра видеофрагмента.

3.

Изучение нового материала

8

На данном этапе я предусматривала логическую связь при объяснении

нового

материала:

логичность,

доступность,

понятность.

Основными

методами

урока

были:

словесные

(беседа),

наглядные

(демонстрации,

компьютерное моделирование). Форма работы: индивидуальная.

4.

Закрепление нового материала

При закреплении ЗУНов учащихся я использовала интерактивные задания из

мультимедийного пособия в разделе «Механические волны», решение задач у

доски

с

объяснением.

Основными

методами

урока

были:

практические

(решение задач), словесные (беседа по вопросам)

5.

Подведение итогов.

Н а данном этапе использовала словесный метод в виде беседы, ребята

отвечали на поставленные вопросы.

Проведена

рефлексия.

Мы

выяснили,

были

ли

достигнуты

поставленные в начале уроке цели, что для них было сложно на данном

уроке. Двум ученикам были поставлены оценки за задачи и нескольким

ученикам оценки за ответы.

6.

Информация о домашнем задании.

На

данном этапе, учащимся было предложено записать домашнее

задание в виде ответа на вопрос по плану и пару задач на листке. И по

выбору составить кроссворд.

Я считаю, что триединая дидактическая цель на уроке достигнута.

9



В раздел образования