Автор: Прохоренко Анна Алексанлровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. А.И.Герцена
Населённый пункт: Брянская область,город Клинцы
Наименование материала: урок
Тема: Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя
Общеобразовательная школа №2 имени А.И.Герцена г. Клинцы Брянской области
Урок на тему
«Волновое явление. Распространение механических
волн. Длина волны. Скорость волны. »
Подготовила и провела:
Учитель физики
Прохоренко Анна
Александровна
г. Клинцы, 2018 год
Содержание:
Цель урока................................................................................................................3
Методические задачи.............................................................................................. 3
Тип урока..................................................................................................................3
Метод:....................................................................................................................... 3
ХОД УРОКА............................................................................................................ 4
1.
Организационный этап..................................................................................4
2.
Мотивационный этап. Постановка целей, задач урока..............................4
3.
Изучение нового материала.......................................................................... 4
4. Закрепление новых знаний...........................................................................6
5. Подведение итогов урока..............................................................................7
6 Информация о домашнем задании...............................................................7
Самоанализ...............................................................................................................8
Урок
на
тему
«Волновое
явление.
Распространение
механических
волн. Длина волны. Скорость волны. »
2
Цель урока: ввести понятия волна, длина и скорость волны, условие
распространения волны, виды волн, научить учащихся применять формулы
для нахождения длины и скорости волны; изучить причины распространение
поперечных и продольных волн;
Методические задачи:
Образовательные:
ознакомление
учащихся
с
происхождением
термина «волна, длина волны, скорость волны»; показать учащимся явление
р а с п р о с т р а н е н и е
в о л н ы ,
а
т а к ж е
д о к а з а т ь
с
п о м о щ ь ю
опытов распространение двух типов волн: поперечных и продольных.
Развивающие:
содействовать
развитию
речи,
мышления,
познавательных
и
обще
трудовых
умений;
содействовать
овладению
методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать
добросовестное
отношение
к
учебному
труду,
положительной
мотивации
к
учению,
коммуникативных
умений;
способствовать
воспитанию
гуманности,
дисциплинированности,
эстетического восприятия мира.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, презентация.
Демонстрации:
1.
Поперечные и продольные волны.
2.
Распространение поперечных и продольных волн.
План занятия:
1.
Организация начала урока.
2.
Мотивационный этап. Постановка целей, задач урока.
3.
Изучение нового материала
4.
Закрепление новых знаний.
3
5.
Подведение итогов урока.
6.
Информация о домашнем задании.
ХОД УРОКА
1.
Организационный этап
Ученики готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
2.
Мотивационный этап. Постановка целей, задач урока.
Включается видеофрагмент, мультик «лелик и барбарики-Волна» после
просмотра которого учащимся необходимо ответить на вопросы:
1.
Что вы наблюдали на данных видеофрагментах? (Волны)
2.
Какие виды волн вы увидели?
3.
На основании ваших ответов мы попробуем с Вами поставить
цели
для
сегодняшнего
урока,
для
этого
давайте
вспомним
каков
план
изучения понятия, в данном случае понятия волна? (Что такое волна, т.е.
определение, виды волн, характеристики волн)
На сегодняшнем уроке я Вам помогу понятия волна, длина и скорость
волны,
условие
распространения
волны,
виды
волн,
научить
учащихся
применять
формулы
для
нахождения
длины
и
скорости
волны;
изучить
причины
распространение
поперечных
и
продольных
волн; сформировать
добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к
учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности,
дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
3.
Изучение нового материала
Сейчас Вам необходимо по плану, который представлен на экране и на
листочках у Вас на партах и прочитав параграфы 42 и 43 найти необходимую
информацию и выписать её.
План:
1.
Понятие волны
4
2.
Условия возникновения волны
3.
Источник волн
4.
Что необходимо для возникновения волны
5.
Виды волн (определения)
Волна
–
колебания,
которые
распространяются
в
пространстве
с
течением времени. Волны возникают в основном благодаря силам упругости.
Особенности волны:
1.
Механические волны могут распространяться только в какой-
нибудь среде (веществе): в газе, в жидкости, в твердом теле.
2.
В вакууме механическая волна возникнуть не может.
Источником волн являются колеблющиеся тела, которые создают в
окружающем пространстве деформацию среды. (рис)
Для возникновения механической волны необходим:
1. Наличие упругой среды
2. Наличие источника колебаний – деформации среды
Виды волны:
1.
Поперечные – в которых колебания происходят перпендикулярно
направлению движения волны. Возникают только в твердых телах.
2.
Продольные - в которых колебания происходят вдоль направления
распространения
волн.
Возникают
в
любой
среде
(жидкости,
в
газах,
в
твёрдых телах).
Рассматриваем таблицу, обобщающую предыдущие знания. (Смотрим
на презентацию)
Делаем вывод: механическая волна:
процесс распространения колебаний в упругой среде;
при этом происходит перенос энергии от частицы к частице;
переноса вещества нет;
для
создания
механической
волны
необходима
упругая
среда:
жидкость, твердое тело или газ.
А теперь рассмотрим и запишем основные характеристики волн.
5
Какие величины характеризующие волну
Каждая волна распространяется с какой-то скоростью. Под скоростью
v волны понимают скорость распространения возмущения. Скорость волны
определяется свойствами среды, в которой эта волна распространяется. При
переходе волны из одной среды в другую ее скорость изменяется.
Длиной волны λ называется расстояние, на которое распространяется
волна за время, равное периоду колебаний в ней.
Основные характеристики: λ=v*T,
λ-
длина
волны
м, v – скорость
распространения м/с, T – период волны с.
4. Закрепление новых знаний.
Что такое волна?
Условия возникновения волн?
Какие типы волн вы знаете?
Может ли в воде распространяться поперечная волна?
Что называется длиной волны?
Что называется скоростью распространения волны?
Как связать скорость и длину волны?
Рассматриваем 2 вида и определяем где какая волны?
Решите задачи:
1.
Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость
распространения волн равна 340м/с. (68000 м=68 км)
2.
По
поверхности
воды
в
озере
волна
распространяется
со
скоростью 6 м/с. На поверхности воды плавает листок дерева. Определите
частоту и период колебаний листка, если длина волны равна 3м.(0,5 м, 2 с
-1
)
3.
Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с.
Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с (20)
Рассматриваем это интересно:
Волны на поверхности жидкости не
являются ни продольными, ни поперечными. Если бросить на поверхность
воды небольшой мяч, то можно увидеть, что он движется, покачиваясь на
6
волнах,
по
круговой
траектории.
Таким
образом,
волна
на
поверхности
жидкости представляет собой результат сложения продольного и поперечного
движения частиц воды.
5.Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведём итоги.
Какими словами описали бы вы состояние после урока?:
1.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью;
2.
Ах, как я устал от этой суеты…..
3.
Ты понял блаженство занятий, удачи, закон и секрет
4.
Изучать тему «Механические волны» не так то просто!!!
6.Информация о домашнем задании.
Подготовить по плану ответы на вопросы с помощью §§42-44
Хорошо знать формулы и определения по теме «Волны»
По выбору: составить кроссворд на тему «Механические волны»
Задачи:
1.
Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20
колебаний,
а
расстояние
между
соседними
горбами
волн
1,2
м.
Какова
скорость
распространения
волн?
(T=n/t;
T=10/5=2c;
λ=υ*ν; ν=1/Т; λ=υ/T;
υ=λ*T*υ=1*2=2(м/с))
2.
Длина волы 5 м, а её частота 3 Гц. Определите скорость волны.
(1,6 м/с)
7
Самоанализ
Урок
проводился
в
11
классе
по
теме
«Волновое
явление.
Распространение
механических
волн.
Длина
волны.
Скорость
волны.»
Является тринадцатым уроком в разделе физики «Механические колебания и
волны.»
Тип урока: изучение нового материала.
На уроке учитывалась триединая дидактическая цель: образовательная,
развивающая,
воспитательная.
Образовательной
целью
я
поставила
ознакомление учащихся с происхождением термина «волна, длина волны,
скорость
волны»;
показать
учащимся
явление
распространение
волны,
а
также
доказать
с
помощью
опытов
существование
двух
типов
волн:
поперечных и продольных. Развивающей целью я поставила формирование у
учащихся
четкие
представления
об
условиях
распространение
волны;
развитие логического и теоретического мышления, воображения, памяти при
решении
задач
и
закреплении
ЗУНов.
Воспитательной
целью
я
поставила: формировать
добросовестное
отношение
к
учебному
труду,
положительной
мотивации
к
учению,
коммуникативных
умений;
способствовать
воспитанию
гуманности,
дисциплинированности,
эстетического восприятия мира.
Во время урока мы прошли следующие этапы:
1.
Организационный этап
2.
Мотивационный и постановка целей, задач урока. На данном
этапе на основе просмотренного видеофрагмента мы определили цели и
задачи на урок и провели мотивацию.
Используя: словесный метод в виде
беседы, наглядный метод в виде просмотра видеофрагмента.
3.
Изучение нового материала
8
На данном этапе я предусматривала логическую связь при объяснении
нового
материала:
логичность,
доступность,
понятность.
Основными
методами
урока
были:
словесные
(беседа),
наглядные
(демонстрации,
компьютерное моделирование). Форма работы: индивидуальная.
4.
Закрепление нового материала
При закреплении ЗУНов учащихся я использовала интерактивные задания из
мультимедийного пособия в разделе «Механические волны», решение задач у
доски
с
объяснением.
Основными
методами
урока
были:
практические
(решение задач), словесные (беседа по вопросам)
5.
Подведение итогов.
Н а данном этапе использовала словесный метод в виде беседы, ребята
отвечали на поставленные вопросы.
Проведена
рефлексия.
Мы
выяснили,
были
ли
достигнуты
поставленные в начале уроке цели, что для них было сложно на данном
уроке. Двум ученикам были поставлены оценки за задачи и нескольким
ученикам оценки за ответы.
6.
Информация о домашнем задании.
На
данном этапе, учащимся было предложено записать домашнее
задание в виде ответа на вопрос по плану и пару задач на листке. И по
выбору составить кроссворд.
Я считаю, что триединая дидактическая цель на уроке достигнута.
9