Напоминание

"Организация и проведение современного урока физкультуры"


Автор: Зеленкова Елена Евгеньевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СШ №18
Населённый пункт: г. Волгодонск Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация и проведение современного урока физкультуры"
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: среднее образование





Назад




ДОКЛАД

Особенности

организации и проведения

уроков физической культуры.

2018г.

Автор составитель:

учитель физической культуры

МБОУ СШ №18г. Волгодонск

Зеленкова Елена Евгеньевна

1

Особенности организации и

проведения уроков физической культуры

В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров и смартфонов,

облегчающих труд и повседневную жизнь ученика, физическая активность учащихся резко

сократилась. Недостаток движения и энерготрат приводит к сбоям в работе всех систем

(мышечной,

сосудистой,

сердечной,

дыхательной)

организма

в

целом,

способствуя

возникновению различных заболеваний. Вот почему столь важным оказывается влияние на

здоровье учеников физическая нагрузка. Физкультура и спорт, становятся единственными

доступными

формами

двигательной

активности,

с

помощью

которых

удовлетворяется

природная

потребность

к

движению

и

нагрузкам.

Учебная

деятельность

учителя

и

учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке.

В

связи

с

введением

ФГОС

открывается

больше

перспектив

у

учителей

в

плане

содержания уроков по физической культуре. Научить детей сознательно относиться к

выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи

современных

уроков.

От

этого,

в

конечном

счете,

зависит

и

будущая

физическая

2

деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в

его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному

предмету. Физкультура - это возможность не только поддержать здоровье детей, но и

способность

учителя

научить

любить

свое

здоровье,

а

главное,

убедить

их

«быть

здоровыми – модно!» Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и

впалой груди, своих комплексов.

Современному

обществу

нужны

образованные,

нравственные,

предприимчивые

люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные решения;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности.

Главной

задачей

школы

современности

является

развитие личности

ученика,

в

соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивации ребенка к

познанию окружающего мира. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда,

когда он актуален. Для этого на уроке нужно объяснять, какое упражнение и зачем делать,

что это дает. Как стать сильными, а как красивыми, развить у них силу, быстроту, гибкость,

ловкость.

Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества

учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках, на внеклассных занятиях и во

внеурочной

деятельности.

Принципиальным

отличием современного

подхода

является

ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под

результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в

практической

деятельности.

Вся

учебная

деятельность

должна

строиться

на

основе

деятельного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса,

главным деятелем.

Чтобы

уроки

физкультуры

проводились

с

максимальной

эффективностью,

необходимо соблюдать определенные требования:

а) быть правильно методически построенным;

б) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь

свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной

степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;

в) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении

возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;

г) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;

д)

содержать

упражнения

и

игры,

содействующие

разностороннему

физическому

развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;

е) носить воспитывающий характер.

ж) уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем;

3

з) в центре внимания урока — дети;

Подготовку к урокам необходимо начинать задолго до начала учебного года. Учитель

внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его

изучения. Много внимания нужно уделять планированию в соответствии с конкретными

условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам идет

процесс знакомства с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее

использует в своей работе.

Готовясь к очередному уроку, надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим

решить, какой материал повторить, а какой изучить. При подготовке составляется план, и

определяются конкретные

задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и

ясно.

Урок,

проведенный

с

высокой

плотностью,

обеспечивает

активную

и

полезную

занятость

учащихся,

всегда

повышает

нагрузку

на

организм,

способствует

воспитанию

организованности и дисциплинированности.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует

усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть

соответствующим

образом

подготовлен.

Постепенность

и

тренировка

основное

физиологическое

правило.

В

первой

части

урока

идет

организационная

подготовка,

создающая у них необходимый

настрой и желание приступить к выполнению

задач. В

середине урока следует приступить к решению основных педагогических задач, что чаще

всего

совпадает

с

самым

большим

напряжением

и

активностью

занимающихся,

в

дальнейшем идет переход в состояние покоя и организованное завершение занятий.

Деление

на

части

является

относительным.

Каждый

отдельно

взятый

урок

вне

зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и

содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

При

подготовке

к

уроку

необходимо

решать

вопросы,

связанные

с

физической

нагрузкой и плотностью.

Приоритетным направлением работы является повышение качества образования через

использование современных

образовательных

технологий

на

уроках

и

внеклассных

занятиях, что способствует развитию физических качеств, повышению интереса к занятиям

физической культуры, развитию творческого потенциала учащихся.

4

Одной из главной задачей учителя – сохранение и укрепление здоровья подрастающего

поколения. Создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода на уроке.

Отсюда возникают основные задачи:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в

школе; (упражнения на правильную осанку, дыхательная гимнастика, укрепление мышц

свода стопы)

5

- снижение уровня заболеваемости учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-

ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные

на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии

проектной

деятельности,

дифференцированного

обучения,

обучения

в

сотрудничестве,

разнообразные игровые и групповые технологии.

6

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на

активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным

интересом.

Составляя

проект,

он

превращается

из

объекта

в

субъект

обучения,

самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом

случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает

возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и

интеллектуально.

Проектная

деятельность

это

создание

проблемных

ситуаций,

активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов,

требующих актуализации знаний, построения гипотез.

7

С учащимися в 5 кл. проводился проектный урок на тему:

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для профилактики осанки.

1.Учащиеся,

работая

в

группах

составляли

комплекс

упражнений

на

профилактику

осанки и укрепление мышц спины.

2. Сделали вывод: Чтобы выработать правильную осанку, лучше всего научиться

следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Такие занятия повышают интерес к уроку, развивают познавательные навыки детей,

позволяют увидеть, осмыслить, применить свой опыт в реальной, практической жизни.

Рождение

современного

урока

начинается

с

осознания

и

правильного,

четкого

определения его конечной цели – чего необходимо добиться; затем установления средства –

что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как нужно

действовать, чтобы цель была достигнута. Данная

образовательная

технология, развитие

мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни

8

(умение

принимать

взвешенные

решения,

работать

с

информацией,

анализировать

различные стороны явлений и др.)

Описание полной и точной

техники упражнений показываю последовательность

действий

наглядно.

Применяю

методы

разбора

упражнений,

подсказываю,

помогаю

выполнять,

но

при

этом

учитываю

физическое

развитие

и

уровень

физической

9

подготовленности ребёнка. Методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое

воздействие.

Ученики

сами

следят

за

собственным

здоровьем

за

время

занятий

и

составляют свои комплексы упражнений. Объясняя новый материал, изучая и закрепляя

его, обращая внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений,

учащиеся учатся анализировать и оценивать их. Это вызывает интерес к занятиям, к

активности и желание работать над собой самостоятельно.

10

Большое значение в решении задач физического воспитания в работе с учениками

имеют

игровые и групповые образовательные технологии. Они включают в себя все

основные

виды

движений:

ходьбу,

бег,

прыжки,

метания,

лазанье,

равновесие.

Игры

способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и

11

инициативы,

дружбы

и

товарищества.

Значение

игры

неисчерпаемо.

Не

стоит

их

оценивать, как развлечением. В том и состоит уникальность игры, являясь развлечением,

может перерасти в обучение.

Игры

помогают

на

длительное

время

запоминать

изученный

материал.

Игровая

деятельность

дает

возможность

анализировать,

открывает

возможность

для

самостоятельных открытий, умение работать в команде, порождают рост мотиваций.

При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих

правил:

простота и доступность правил;

каждый ребенок должен быть активным участником игры;

исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей;

безопасность используемого инвентаря;

игра не должна унижать достоинства играющих.

В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если дети

достаточно хорошо подготовлены; подвижная игра (в младших классах). Урок без игры

превращается в нудную работу, которую дети не могут выполнять долго. Обучая детей,

учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее (паузы, перестроения), делая урок

динамичным, интересным.

При

планировании

содержания

урока

(разработке

плана-конспекта)

следует

останавливаться в первую очередь на тех методах организации занятий, которые повышают

двигательную

и

интеллектуальную

активность

учащихся,

способствуют

воспитанию

самостоятельности и проявлению творчества в достижении намеченной цели. Одним из

таких методов является использование групповых технологий на всех этапах урока.

12

При проведении эстафет учащиеся

работали с карточками (собирали их по цвету,

потом

выполняли

в

группах

задания

-

это

могут

быть

домашние

задания,

материал

олимпийского движения, определения и понятия о физической культуре).

Такие уроки

повышают интерес к усвоению знаний, к добросовестной подготовке домашних заданий.

Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему

ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия,

13

поощряет

стремление

к

успеху.

Игры

в

команде,

групповые

технологии

на

уроках

физической

культуры,

а

при

обучении

игры

в

баскетбол

особенно, дают

возможность

повысить

интерес

к

предмету,

сдружить

коллектив,

развить

стремление

к

соревновательности,

способствовать

воспитанию

упорства,

смекалки,

чувства

ответственности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше

всех, и желание достичь успеха.

Одним

из

направлений

в

улучшении

физического

воспитания

учащихся

образовательных

школ

и обеспечение

полного

освоения

знаний

и

умений является

использование

дифференцированного

подхода

на

уроках

физической

культуры.

Дифференцированный и индивидуальный подход важен для обучающихся, как с низкими,

так и с высокими результатами в области физической культуры.

14

Работа

на

уроках

физической

культуры с

учетом

дифференцированного

подхода

к

учащимся складывается в первую очередь из способов организации и дозирования нагрузок.

Дети же находясь в группе равных не испытывают психологического дискомфорта. При

оценке

физической

подготовленности

учитывается

как

максимальный

результат,

так

и

прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют

приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и

теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и

умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Эффективно применять

методы поощрения, словесные одобрения. Всё это формирует у школьников положительное

отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.

Таким

образом, дифференцированный

подход

в

обучении

несомненно

повышает

мотивацию к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к

повышению

уровня

физической

подготовленности

учащихся,

но

к

пониманию

необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.

Главный принцип обучения: не умел - научился - применил. Если же учитель, кроме

того, замечает и отмечает динамику обучения, то урок физкультуры становится для ученика

постоянным источником радости.

В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если дети

достаточно хорошо подготовлены; подвижная игра (в младших классах). Урок без игры

превращается в нудную работу, которую дети не могут выполнять долго. Обучая детей,

учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее (паузы, перестроения), делая урок

динамичным, интересным.

Заканчиваться урок должен организованно. Опытные учителя говорят: «как закончился

урок,

так

начнется

и

следующий

в

этом

классе».

Необходимо

создать

условия

для

постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями

физическими упражнениями, к последующей работе на других уроках. Этому способствуют

спокойная ходьба, малоподвижные игры, упражнения на внимание и т.п. Построив детей,

учитель подводит итоги урока, хвалит класс или отдельных учеников, обозначает резервы

для

совершенствования.

На

этом

урок

заканчивается.

эмоция

физический

воспитание

школьник.

В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, организуется

подготовка

команд

к

школьным

и

городским

соревнованиям.

Спортивно-массовые

мероприятия,

выступление

на

соревнованиях

во

многом

способствует

привлечению

школьников к регулярным занятиям спортом

В работе со школьниками необходимо помнить мудрость древних:

«Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь

15



В раздел образования