Автор: Зеленкова Елена Евгеньевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СШ №18
Населённый пункт: г. Волгодонск Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация и проведение современного урока физкультуры"
Раздел: среднее образование
ДОКЛАД
Особенности
организации и проведения
уроков физической культуры.
2018г.
Автор составитель:
учитель физической культуры
МБОУ СШ №18г. Волгодонск
Зеленкова Елена Евгеньевна
1
Особенности организации и
проведения уроков физической культуры
В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров и смартфонов,
облегчающих труд и повседневную жизнь ученика, физическая активность учащихся резко
сократилась. Недостаток движения и энерготрат приводит к сбоям в работе всех систем
(мышечной,
сосудистой,
сердечной,
дыхательной)
организма
в
целом,
способствуя
возникновению различных заболеваний. Вот почему столь важным оказывается влияние на
здоровье учеников физическая нагрузка. Физкультура и спорт, становятся единственными
доступными
формами
двигательной
активности,
с
помощью
которых
удовлетворяется
природная
потребность
к
движению
и
нагрузкам.
Учебная
деятельность
учителя
и
учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке.
В
связи
с
введением
ФГОС
открывается
больше
перспектив
у
учителей
в
плане
содержания уроков по физической культуре. Научить детей сознательно относиться к
выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи
современных
уроков.
От
этого,
в
конечном
счете,
зависит
и
будущая
физическая
2
деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в
его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному
предмету. Физкультура - это возможность не только поддержать здоровье детей, но и
способность
учителя
научить
любить
свое
здоровье,
а
главное,
убедить
их
«быть
здоровыми – модно!» Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и
впалой груди, своих комплексов.
Современному
обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые
люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные решения;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности.
Главной
задачей
школы
современности
является
развитие личности
ученика,
в
соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивации ребенка к
познанию окружающего мира. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда,
когда он актуален. Для этого на уроке нужно объяснять, какое упражнение и зачем делать,
что это дает. Как стать сильными, а как красивыми, развить у них силу, быстроту, гибкость,
ловкость.
Результаты педагогического процесса в физическом воспитании зависят от качества
учебной и воспитательной работы, проводимой на уроках, на внеклассных занятиях и во
внеурочной
деятельности.
Принципиальным
отличием современного
подхода
является
ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под
результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в
практической
деятельности.
Вся
учебная
деятельность
должна
строиться
на
основе
деятельного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса,
главным деятелем.
Чтобы
уроки
физкультуры
проводились
с
максимальной
эффективностью,
необходимо соблюдать определенные требования:
а) быть правильно методически построенным;
б) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь
свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной
степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;
в) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении
возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
г) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
д)
содержать
упражнения
и
игры,
содействующие
разностороннему
физическому
развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;
е) носить воспитывающий характер.
ж) уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем;
3
з) в центре внимания урока — дети;
Подготовку к урокам необходимо начинать задолго до начала учебного года. Учитель
внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его
изучения. Много внимания нужно уделять планированию в соответствии с конкретными
условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам идет
процесс знакомства с методической литературой, опытом других педагогов и все лучшее
использует в своей работе.
Готовясь к очередному уроку, надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим
решить, какой материал повторить, а какой изучить. При подготовке составляется план, и
определяются конкретные
задачи урока, которые должны быть сформулированы четко и
ясно.
Урок,
проведенный
с
высокой
плотностью,
обеспечивает
активную
и
полезную
занятость
учащихся,
всегда
повышает
нагрузку
на
организм,
способствует
воспитанию
организованности и дисциплинированности.
Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует
усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть
соответствующим
образом
подготовлен.
Постепенность
и
тренировка
–
основное
физиологическое
правило.
В
первой
части
урока
идет
организационная
подготовка,
создающая у них необходимый
настрой и желание приступить к выполнению
задач. В
середине урока следует приступить к решению основных педагогических задач, что чаще
всего
совпадает
с
самым
большим
напряжением
и
активностью
занимающихся,
в
дальнейшем идет переход в состояние покоя и организованное завершение занятий.
Деление
на
части
является
относительным.
Каждый
отдельно
взятый
урок
вне
зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и
содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.
При
подготовке
к
уроку
необходимо
решать
вопросы,
связанные
с
физической
нагрузкой и плотностью.
Приоритетным направлением работы является повышение качества образования через
использование современных
образовательных
технологий
на
уроках
и
внеклассных
занятиях, что способствует развитию физических качеств, повышению интереса к занятиям
физической культуры, развитию творческого потенциала учащихся.
4
Одной из главной задачей учителя – сохранение и укрепление здоровья подрастающего
поколения. Создание условий для реализации здоровьесберегающего подхода на уроке.
Отсюда возникают основные задачи:
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в
школе; (упражнения на правильную осанку, дыхательная гимнастика, укрепление мышц
свода стопы)
5
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-
ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные
на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии
проектной
деятельности,
дифференцированного
обучения,
обучения
в
сотрудничестве,
разнообразные игровые и групповые технологии.
6
Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на
активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным
интересом.
Составляя
проект,
он
превращается
из
объекта
в
субъект
обучения,
самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом
случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает
возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и
интеллектуально.
Проектная
деятельность
–
это
создание
проблемных
ситуаций,
активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов,
требующих актуализации знаний, построения гипотез.
7
С учащимися в 5 кл. проводился проектный урок на тему:
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для профилактики осанки.
1.Учащиеся,
работая
в
группах
составляли
комплекс
упражнений
на
профилактику
осанки и укрепление мышц спины.
2. Сделали вывод: Чтобы выработать правильную осанку, лучше всего научиться
следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.
Такие занятия повышают интерес к уроку, развивают познавательные навыки детей,
позволяют увидеть, осмыслить, применить свой опыт в реальной, практической жизни.
Рождение
современного
урока
начинается
с
осознания
и
правильного,
четкого
определения его конечной цели – чего необходимо добиться; затем установления средства –
что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как нужно
действовать, чтобы цель была достигнута. Данная
образовательная
технология, развитие
мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни
8
(умение
принимать
взвешенные
решения,
работать
с
информацией,
анализировать
различные стороны явлений и др.)
Описание полной и точной
техники упражнений показываю последовательность
действий
наглядно.
Применяю
методы
разбора
упражнений,
подсказываю,
помогаю
выполнять,
но
при
этом
учитываю
физическое
развитие
и
уровень
физической
9
подготовленности ребёнка. Методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое
воздействие.
Ученики
сами
следят
за
собственным
здоровьем
за
время
занятий
и
составляют свои комплексы упражнений. Объясняя новый материал, изучая и закрепляя
его, обращая внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений,
учащиеся учатся анализировать и оценивать их. Это вызывает интерес к занятиям, к
активности и желание работать над собой самостоятельно.
10
Большое значение в решении задач физического воспитания в работе с учениками
имеют
игровые и групповые образовательные технологии. Они включают в себя все
основные
виды
движений:
ходьбу,
бег,
прыжки,
метания,
лазанье,
равновесие.
Игры
способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и
11
инициативы,
дружбы
и
товарищества.
Значение
игры
неисчерпаемо.
Не
стоит
их
оценивать, как развлечением. В том и состоит уникальность игры, являясь развлечением,
может перерасти в обучение.
Игры
помогают
на
длительное
время
запоминать
изученный
материал.
Игровая
деятельность
дает
возможность
анализировать,
открывает
возможность
для
самостоятельных открытий, умение работать в команде, порождают рост мотиваций.
При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих
правил:
простота и доступность правил;
каждый ребенок должен быть активным участником игры;
исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей;
безопасность используемого инвентаря;
игра не должна унижать достоинства играющих.
В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если дети
достаточно хорошо подготовлены; подвижная игра (в младших классах). Урок без игры
превращается в нудную работу, которую дети не могут выполнять долго. Обучая детей,
учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее (паузы, перестроения), делая урок
динамичным, интересным.
При
планировании
содержания
урока
(разработке
плана-конспекта)
следует
останавливаться в первую очередь на тех методах организации занятий, которые повышают
двигательную
и
интеллектуальную
активность
учащихся,
способствуют
воспитанию
самостоятельности и проявлению творчества в достижении намеченной цели. Одним из
таких методов является использование групповых технологий на всех этапах урока.
12
При проведении эстафет учащиеся
работали с карточками (собирали их по цвету,
потом
выполняли
в
группах
задания
-
это
могут
быть
домашние
задания,
материал
олимпийского движения, определения и понятия о физической культуре).
Такие уроки
повышают интерес к усвоению знаний, к добросовестной подготовке домашних заданий.
Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему
ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия,
13
поощряет
стремление
к
успеху.
Игры
в
команде,
групповые
технологии
на
уроках
физической
культуры,
а
при
обучении
игры
в
баскетбол
особенно, дают
возможность
повысить
интерес
к
предмету,
сдружить
коллектив,
развить
стремление
к
соревновательности,
способствовать
воспитанию
упорства,
смекалки,
чувства
ответственности, поощряют желание выполнять свое дело, свое поручение хорошо, лучше
всех, и желание достичь успеха.
Одним
из
направлений
в
улучшении
физического
воспитания
учащихся
образовательных
школ
и обеспечение
полного
освоения
знаний
и
умений является
использование
дифференцированного
подхода
на
уроках
физической
культуры.
Дифференцированный и индивидуальный подход важен для обучающихся, как с низкими,
так и с высокими результатами в области физической культуры.
14
Работа
на
уроках
физической
культуры с
учетом
дифференцированного
подхода
к
учащимся складывается в первую очередь из способов организации и дозирования нагрузок.
Дети же находясь в группе равных не испытывают психологического дискомфорта. При
оценке
физической
подготовленности
учитывается
как
максимальный
результат,
так
и
прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют
приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и
теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и
умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Эффективно применять
методы поощрения, словесные одобрения. Всё это формирует у школьников положительное
отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Таким
образом, дифференцированный
подход
в
обучении
несомненно
повышает
мотивацию к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к
повышению
уровня
физической
подготовленности
учащихся,
но
к
пониманию
необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.
Главный принцип обучения: не умел - научился - применил. Если же учитель, кроме
того, замечает и отмечает динамику обучения, то урок физкультуры становится для ученика
постоянным источником радости.
В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если дети
достаточно хорошо подготовлены; подвижная игра (в младших классах). Урок без игры
превращается в нудную работу, которую дети не могут выполнять долго. Обучая детей,
учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее (паузы, перестроения), делая урок
динамичным, интересным.
Заканчиваться урок должен организованно. Опытные учителя говорят: «как закончился
урок,
так
начнется
и
следующий
в
этом
классе».
Необходимо
создать
условия
для
постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями
физическими упражнениями, к последующей работе на других уроках. Этому способствуют
спокойная ходьба, малоподвижные игры, упражнения на внимание и т.п. Построив детей,
учитель подводит итоги урока, хвалит класс или отдельных учеников, обозначает резервы
для
совершенствования.
На
этом
урок
заканчивается.
эмоция
физический
воспитание
школьник.
В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, организуется
подготовка
команд
к
школьным
и
городским
соревнованиям.
Спортивно-массовые
мероприятия,
выступление
на
соревнованиях
во
многом
способствует
привлечению
школьников к регулярным занятиям спортом
В работе со школьниками необходимо помнить мудрость древних:
«Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь
15