Напоминание

"Организация самостоятельной работы студентов на занятиях иностранного языка"


Автор: Суркаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБ ПОУ "Волжский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация самостоятельной работы студентов на занятиях иностранного языка"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад на тему

«Организация самостоятельной работы студентов на занятиях иностранного

языка»

Согласно Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по образовательным программам среднего профессионального

образования

(Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 14 июня 2013 г. № 464), самостоятельная работа является

одним из видов учебных занятий студентов.

Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Иностранный

язык» проводится с целью:

-

систематизации

и

закрепления

основ

фонетики,

грамматических

и

лексических навыков;

-

углубления

и

расширения

фонетических,

грамматических

и

лексиченских знаний;

-

формирования умений использовать двуязычные словари, специальную

литературу;

-

развития

познавательных

способностей

и

активности

студентов:

творческой

инициативы,

самостоятельности,

ответственности

и

организованности;

-

формирования

самостоятельности

мышления,

способностей

к

саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-

развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа по учебной дисциплине «Иностранный язык»

направлена на расширение словарного запаса, совершенствование устной и

письменной

речи,

совершенствование

умений

переводить

тексты

профессиональной и повседневной направленности.

В зависимости от целевой установки различают просмотровое,

изучающее,

ознакомительное

и

поисковое

чтение. Обучение

чтению

предполагает развитие следующих умений:

- выделять основные факты;

- отделять главную информацию от второстепенной;

- предвосхищать возможные события, факты;

- раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

- понимать аргументацию;

- извлекать необходимую, интересующую информацию;

- определять своё отношение к прочитанному.

Особое внимание должно уделяться развитию умения понимать основное

содержание текстов, включающих незнакомую лексику. Зрелое умение читать

предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от

одного

вида

к

другому

в

зависимости

от

изменения

цели

получения

информации из данного текста.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения

предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

1

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний,

необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение

смысловых

и

языковых

трудностей

его

понимания

и

одновременно

на

формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания».

В

них

учитываются

лексико-грамматические,

структурно-смысловые,

лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего

чтению текста.

В

текстовых

заданиях

обучаемым

предлагаются

коммуникативные

установки,

в

которых

содержатся

указания

на

вид

чтения

(изучающее,

ознакомительное,

просмотровое,

поисковое),

скорость

и

необходимость

решения определённых познавательно-коммуникативных задач в процессе

чтения.

Кроме

этого

обучаемые

выполняют

ряд

упражнений

с

текстом,

обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения

навыков и умений.

Послетекстовые

задания

предназначены

для

проверки

понимания

прочитанного, для контроля степени сформированности умений чтения и

возможного

использования

полученной

информации

в

будущей

профессиональной деятельности.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное

понимание

всей

содержащейся

в

тексте

информации

и

критическое

её

осмысление.

Это

вдумчивое

и

неспешное

чтение,

предполагающее

целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и

логические

связи

текста.

Его

задачей

является

также

формирование

у

обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании

иностранного текста.

Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация,

содержащаяся

в

тексте,

но

никак не

языковой материал.

Изучающее

чтение отличается повторным перечитыванием частей текста, установлением

смысла

текста

путём

анализа

языковых

форм,

намеренным

выделением

наиболее

важных

тезисов.

Именно

изучающее

чтение

учит

бережному

отношению к тексту.

Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует

отметить, что его нижний предел составляет 50-60 слов в минуту.

Для изучающего чтения подбирают тексты, имеющие познавательную

ценность,

информативную

значимость

и

представляющие

наибольшую

трудность как в содержательном, так и в языковом отношении.

Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения,

условно можно разделить на 3 основные группы, соответствующие характеру

переработки информации (степень полноты, точности и глубины):

1)

восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

2)

извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

3)

осмысление извлечённой информации.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при

котором

предметом

внимания

читающего

становится

всё

речевое

произведение

(книга,

статья,

рассказ)

без

установки

на

получение

2

определённой

информации.

Это

чтение

«для

себя»,

без

предварительной

специальной установки на последующее использование или воспроизведение

полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая

стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого

прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нём основную информацию,

то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что

именно говорится в нём по данным вопросам и т.д. Оно требует умения

различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно

художественные

произведения,

газетные

статьи,

научно-популярную

литературу, когда они не представляют предмета специального изучения.

Переработка

информации

текста

совершается

последовательно

и

непроизвольно. При этом намеренное внимание к языковым составляющим

текста, элементы анализа исключаются. Темп ознакомительного чтения для

английского

и

французского

языков

составляет

180

слов

в

минуту,

для

немецкого – 150, для русского 120.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о

читаемом

материале.

Его

целью

является

получение

самого

общего

представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это

беглое,

выборочное

чтение.

Оно

обычно

имеет

место

при

первичном

ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли

в

ней

интересующая

читателя

информация,

и

на

этой

основе

принять

решение – читать её или нет. Оно также может завершаться оформлением

результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием

первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Этот вид

чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца, так

и владения значительным объёмом языкового материала.

Полнота понимания при смотровом чтении определяется возможностью

ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего,

какие

части

текста

могут

оказаться

в

этом

отношении

наиболее

информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и

осмысления с привлечением других видов чтения.

Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту,

учебные

задания

должны

быть

направлены

на

формирование

умений

извлекать

и

использовать

материал

текста

источника

в

соответствии

с

конкретным коммуникативным заданием.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по

специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве

текстов

вполне

определённых

данных

(фактов,

характеристик,

цифровых

показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной

информации.

Читающему

известно

из

других

источников,

что

такая

информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой

структуры данных текстов, он сразу же обращается к определённым частям

или разделам, которые

подвергаются изучающему чтению без детального

3

анализа. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения

ориентироваться

в

логико-смысловой

структуре

текста,

выбрать

из

него

необходимую информацию по определённой проблеме, выбрать и объединить

информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как задания, так

как

поиск

той

или

иной

информации,

как

правило,

осуществляется

по

указанию

преподавателя.

Поэтому

оно

обычно

является

сопутствующим

компонентом при развитии других видов чтения.

Кроме просмотрового, ознакомительного, изучающего и поискового видов

чтения можно отметить ещё один вид чтения – критическое чтение. Это вид

коммуникативного чтения, который предполагает оценку прочитанного путём

соотнесения содержания и смысла текста с личной точкой зрения читающего

на события и проблемы, обсуждаемые в тексте, с собственными знаниями и

собственным

жизненным

опытом.

Обоснованная

оценка

прочитанного

невозможна без полного и точного понимания текста, уяснения замысла и

позиции автора, знания литературных приёмов и особенностей авторского

стиля.

Вместе с тем критическое чтение – это разновидность учебной

деятельности, которая характеризуется теми же особенностями, что и любая

деятельность, то есть имеет цель, мотив, определённые способы выполнения

действий

и

операций,

направленных

на

достижение

определённого

результата, но они носят специфический характер.

Осуществление целостной деятельности, в качестве которой выступает

критическое

чтение,

возможно

лишь

при

условии,

во-первых,

автоматизированного овладения студентами операциями, характерными для

чтения,

как

вида

речевой

деятельности;

во-вторых,

при

условии

осуществления управляемой его организации на основе системы заданий,

указывающих на способ выполнения действий и тем самым содействующих

овладению рассматриваемым видам речевой деятельности.

4



В раздел образования