Автор: Торопцев Александр Викторович
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ Новокурлакская СОШ
Населённый пункт: с. Новый Курлак
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии, сберегающие здоровье в школе"
Раздел: полное образование
Торопцев А.В.,
Учитель ОБЖ
МКОУ «Новокурлакская СОШ»
Аннинского района
Воронежской области
ТЕХНОЛОГИИ, СБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в
российской
школе
ставят
вопросы
о
сохранении
здоровья
школьников.
Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников
ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
При
этом
наиболее
значительное
увеличение
частоты
всех
классов
болезней
происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего
среднего образования.
Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным
Института
возрастной
физиологии
РАО,
школьная
образовательная
среда
порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 –
40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска и
выделить
наиболее
важные,
разместив
их
по
убыванию
значимости
и
силы
влияния на здоровье учащихся.
Это такие факторы, как:
1. Стрессовая педагогическая тактика.
2.
Несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
функциональным возможностям школьников.
3.
Несоблюдение
элементарных физиологических
и
гигиенических
требований к организации учебного процесса.
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Провалы в существующей системе физического воспитания.
6. Интенсификация учебного процесса.
7.
Функциональная
неграмотность
педагога
в
вопросах
охраны и
укрепления здоровья.
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
9.
Отсутствие
системной
работы
по
формированию
ценности
здоровья
и
здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).
Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает
у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке
механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию
хронических болезней.
Решить
эту
проблему
позволяет
использование
здоровьесберегающих
технологий.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ)
К
медико-гигиеническим
технологиям
относятся
контроль
и
помощь
в
обеспечении
надлежащих
гигиенических
условий
в
соответствии
е
регламентациями
СанПиНов.
Медицинский
кабинет
школы
организует
проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи
обратившимся
в
медицинский
кабинет,
проводит
мероприятия
по
санитарно-
гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за
динамикой
здоровья
учащихся,
организует
профилактические
мероприятия
в
преддверии
эпидемий
(гриппа)
и
решает
ряд
других
задач,
относящихся
к
компетенции медицинской службы.
Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-
педагогических
консилиумов,
на
которых
решаются
вопросы,
касающиеся
отдельных учащихся с проблемами здоровья.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку
силы,
выносливости,
быстроты,
гибкости
и
других
качеств,
отличающих
здорового. тренированного человека от физически немощного. Реализуются на
уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
Направленность этих технологий – создание экологически оптимальных
условий
жизни
и
деятельности
людей,
гармоничных
взаимоотношений
с
природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые
растения в классах, рекреациях и участие в природоохранных мероприятиях.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях,
гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья
рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни,
то требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету
и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность
учащихся
по
этим
вопросам
обеспечивается
изучением
курса
ОБЖ,
а
за
обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются
на 3 три подгруппы:
–
организационно-педагогические
технологии
(ОПТ),
определяющие
структуру
учебного
процесса,
частично
регламентированную
в
СанПиНах,
способствующих предотвращению состояния переутомления,
гиподинамии и других состояний;
– психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной
работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут
на
своих
учеников.
Сюда
же
относится
и
психолого-педагогическое
сопровождение всех элементов образовательного процесса;
–
учебно-воспитательные
технологии
(УВТ),
которые
включают
программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию
культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,
предупреждению
вредных
привычек,
предусматривающие
также
проведение
организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков,
просвещение их родителей.
Отдельное
место
занимают
еще
две
группы
технологий,
традиционно
реализуемые
вне
школы,
но
в
последнее
время
все
чаще
включаемые
во
внеурочную работу школы:
– социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии
(CAЛPT) включают
технологии, обеспечивающие
фо рмир о ва ние
и
укрепление
психологического
здоровья
учащихся,
повышение
ресурсов
психологической адаптации личности.
Сюда
относятся
разнообразные
социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной
педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только
школьников, но и их родителей, а также педагогов;
–
лечебно-оздоровительные
технологии
(ЛОТ)
составляют
самостоятельные
медико-педагогические
области
знаний:
лечебную
педагогику
и
лечебную
физкультуру,
воздействие
которых
обеспечивает
восстановление
физического
здоровья школьников.
Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем
для
достижения
объединяющей
их
цели:
сохранение
и
укрепление
здоровья
учащихся.
Литература:
. Евдокимов В.И. Безопасность жизнедеятельности : библиогр. указ. отеч.
автореф. пед. дис. (1993-2009 гг.) / Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им.
А.М. Никифорова МЧС России, Гос. науч.- исслед. испытат. ин-т воен. медицины
Минобороны России. - СПб.: Политехника-Сервис, 2010. - 44 с.
2. Профессиональная педагогика: учебник. - М: Ассоциация «Профессиональное
образование», 2004.
3. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2010.