Напоминание

"Технологии, сберегающие здоровье в школе"


Автор: Торопцев Александр Викторович
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ Новокурлакская СОШ
Населённый пункт: с. Новый Курлак
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии, сберегающие здоровье в школе"
Раздел: полное образование





Назад




Торопцев А.В.,

Учитель ОБЖ

МКОУ «Новокурлакская СОШ»

Аннинского района

Воронежской области

ТЕХНОЛОГИИ, СБЕРЕГАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в

российской

школе

ставят

вопросы

о

сохранении

здоровья

школьников.

Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников

ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

При

этом

наиболее

значительное

увеличение

частоты

всех

классов

болезней

происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего

среднего образования.

Что же может в этом направлении реализовать школьный учитель? По данным

Института

возрастной

физиологии

РАО,

школьная

образовательная

среда

порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20 –

40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска и

выделить

наиболее

важные,

разместив

их

по

убыванию

значимости

и

силы

влияния на здоровье учащихся.

Это такие факторы, как:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2.

Несоответствие

методик

и

технологий

обучения

возрастным

функциональным возможностям школьников.

3.

Несоблюдение

элементарных физиологических

и

гигиенических

требований к организации учебного процесса.

4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5. Провалы в существующей системе физического воспитания.

6. Интенсификация учебного процесса.

7.

Функциональная

неграмотность

педагога

в

вопросах

охраны и

укрепления здоровья.

8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

9.

Отсутствие

системной

работы

по

формированию

ценности

здоровья

и

здорового образа жизни (ММ. Безруких и др., 2002).

Получается, что традиционная организация образовательного процесса создает

у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке

механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию

хронических болезней.

Решить

эту

проблему

позволяет

использование

здоровьесберегающих

технологий.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ)

К

медико-гигиеническим

технологиям

относятся

контроль

и

помощь

в

обеспечении

надлежащих

гигиенических

условий

в

соответствии

е

регламентациями

СанПиНов.

Медицинский

кабинет

школы

организует

проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи

обратившимся

в

медицинский

кабинет,

проводит

мероприятия

по

санитарно-

гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за

динамикой

здоровья

учащихся,

организует

профилактические

мероприятия

в

преддверии

эпидемий

(гриппа)

и

решает

ряд

других

задач,

относящихся

к

компетенции медицинской службы.

Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-

педагогических

консилиумов,

на

которых

решаются

вопросы,

касающиеся

отдельных учащихся с проблемами здоровья.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку

силы,

выносливости,

быстроты,

гибкости

и

других

качеств,

отличающих

здорового. тренированного человека от физически немощного. Реализуются на

уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Направленность этих технологий – создание экологически оптимальных

условий

жизни

и

деятельности

людей,

гармоничных

взаимоотношений

с

природой. В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые

растения в классах, рекреациях и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях,

гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья

рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни,

то требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету

и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность

учащихся

по

этим

вопросам

обеспечивается

изучением

курса

ОБЖ,

а

за

обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются

на 3 три подгруппы:

организационно-педагогические

технологии

(ОПТ),

определяющие

структуру

учебного

процесса,

частично

регламентированную

в

СанПиНах,

способствующих предотвращению состояния переутомления,

гиподинамии и других состояний;

– психолого-педагогические технологии (ПИТ), связанные с непосредственной

работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут

на

своих

учеников.

Сюда

же

относится

и

психолого-педагогическое

сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные

технологии

(УВТ),

которые

включают

программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию

культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,

предупреждению

вредных

привычек,

предусматривающие

также

проведение

организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков,

просвещение их родителей.

Отдельное

место

занимают

еще

две

группы

технологий,

традиционно

реализуемые

вне

школы,

но

в

последнее

время

все

чаще

включаемые

во

внеурочную работу школы:

– социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии

(CAЛPT) включают

технологии, обеспечивающие

фо рмир о ва ние

и

укрепление

психологического

здоровья

учащихся,

повышение

ресурсов

психологической адаптации личности.

Сюда

относятся

разнообразные

социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной

педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только

школьников, но и их родителей, а также педагогов;

лечебно-оздоровительные

технологии

(ЛОТ)

составляют

самостоятельные

медико-педагогические

области

знаний:

лечебную

педагогику

и

лечебную

физкультуру,

воздействие

которых

обеспечивает

восстановление

физического

здоровья школьников.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем

для

достижения

объединяющей

их

цели:

сохранение

и

укрепление

здоровья

учащихся.

Литература:

. Евдокимов В.И. Безопасность жизнедеятельности : библиогр. указ. отеч.

автореф. пед. дис. (1993-2009 гг.) / Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им.

А.М. Никифорова МЧС России, Гос. науч.- исслед. испытат. ин-т воен. медицины

Минобороны России. - СПб.: Политехника-Сервис, 2010. - 44 с.

2. Профессиональная педагогика: учебник. - М: Ассоциация «Профессиональное

образование», 2004.

3. Новиков А. М. Основания педагогики. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2010.



В раздел образования