Напоминание

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ


Автор: Балашова Лариса Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Статья
Тема: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Раздел: дополнительное образование





Назад




НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С

ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Балашова Л. М.,

концертмейстер,

МБУ ДО ДШИ №1 г.о. Самара,

г. Самара

Работа

концертмейстера

в

хоровом

классе

имеет

ряд

особенностей,

которые

связаны

со

спецификой

хорового

исполнительства.

Это

и

присутствие

дирижера,

руководящего

репетициями,

и

различные

тембровые

и

динамические

возможности

каждой

хоровой

партии

и,

конечно, тот факт, что вокальная партия непосредственно связана со

словом,

стихотворным

текстом.

Для

успешной

концертмейстерской

деятельности на этом поприще концертмейстер обязан знать

азы

дирижирования,

дирижерские

жесты.

Пианист-концертмейстер

в

процессе работы должен овладеть и навыком общения с младшим и

старшим детскими хоровыми коллективами.

Наиболее сложным является начальный этап работы с хоровым

коллективом

.

Задача

хормейстера

и

концертмейстера

привить

учащимся любовь к музыке, заинтересовать их. В процессе хоровых

занятий

необходимо

уделять

внимание

определению

основной

идеи

песни, выделению «ключевого» слова, нахождению образных сравнений,

ассоциаций, литературных или художественных произведений.

Любое хоровое занятие начинается с распевания, направленного на

формирование

вокально-хоровых

навыков,

правильной

певческой

позиции.

Концертмейстер

на

данном

этапе

работы

является

полноправным

соратником

дирижера,

задает

нужный

темп

работы,

украшает

простые

упражнения

богатой

музыкальной

фактурой,

настраивает партии хора по гармоническому и мелодическому звучанию.

Нередко

концертмейстеру

приходится

самостоятельно

распевать

хористов; при этом он использует те распевания, которые дает хору

педагог. Концертмейстеру пригодится умение транспонировать мелодии

в

различные

тональности.

Так

же

важно

владеть

методикой

вокала,

учитывать

возрастные

особенности

коллектива,

обладать

навыком

правильной певческой позиции, используемой для показа упражнений, а

также,

обладать

навыком

«слепой

игры»,

так

как

все

внимание

приходится на хор, а не на клавиатуру инструмента.

Далее

следует разучивание

произведений

текущего

репертуара.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист

должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать

авторский

музыкальный

текст,

создать

целостный

художественный

образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации, штрихи,

цезуры, агогику и др. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально

приблизить

звучание

инструмента

к

хоровой

звучности.

Показывая

хоровую

партитуру,

концертмейстер

обязан

подчиняться

основным

вокально-хоровым

законам

(певучесть,

плавное

голосоведение,

исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и

т.д.).

В исполнения хоровых партитур на фортепиано важно умение

играть хоровые аккорды. В

такой партитуре нужно подчеркнуть

не

верхний голос, как привык каждый пианист, а мелодию баса, что связано

с тембровыми особенностями голосов в хоровом звучании. Необходимо

объемное

осмысление

партитуры:

как

вертикальное,

так

и

горизонтальное. Фортепианный звук, в отличие от звука человеческого

голоса, отрывистый, угасающий — этим он обязан специфике удара

молоточка о струну. Компенсировать эти недостатки инструмента может

опытный

концертмейстер,

в

совершенстве

вл а д е ю щ и й

исполнительским аппаратом, навыком чтения хоровых партитур.

Затем

следует

кропотливая,

детальная,

трудоемкая

работа

над

разучиванием произведения. Чаще всего дирижер начинает работу по

хоровым

партиям.

Концертмейстер

должен

чутко

реагировать

на

возможные

огрехи

хоровой

партии,

через

показ

на

фортепиано

корректировать чистоту интонирования, ритм, нюансы исполнения.

В

случаях, не зависящих от чисто технических причин, концертмейстеру

приходится

находить

разные

способы

устранения

фальшивых

нот:

показать гармоническую опору в аккомпанементе, связь с предыдущими

тонами, продублировать мелодию и т.д.

Одной из серьезных проблем для детского хора часто является

ритмическая сторона исполнения. Хористы недостаточно осознают, что

музыка вне ритма не существует, что ритмическая четкость, ясность

определяет ее смысл, характер. Поэтому концертмейстеру необходимо

отучать

детей

от

небрежного

отношения

к

ритму,

объяснять

выразительное значение точек, пауз, фермат и т.д., чтобы они стали

необходимой принадлежностью исполнения музыки.

Педагог

и

концертмейстер,

работая

над

выразительным

произнесением текста, дикцией, должны уметь разбудить у учеников

фантазию,

воображение,

помочь

проникнуть

в

образное

содержание

произведения

и

использовать

выразительные

возможности

слова,

не

только хорошо произнесенного, но и «окрашенного» настроением всего

произведения.

Для правильного прохождения произведения очень важно, чтобы

хористы

привыкали

слушать

не

только

себя,

но

и фортепианное

сопровождение, чтобы они поняли, что партия рояля не фон, а очень

важная часть той музыки, которую они исполняют. Поэтому необходимо

обращать

внимание

на

некоторые

паузы,

гармонические

модуляции,

отдельные аккорды, интервалы, объяснять неожиданно появляющиеся

знаки альтерации как в вокальной строчке, так и в аккомпанементе, ибо

каждый из них имеет свое музыкальное назначение.

В классной работе концертмейстер может произвольно изменять и

облегчать трудные места, чтобы не останавливать движения музыки,

часто упрощая ее выше нормы дозволенного и не очень заботясь о

полноценной

звучности

рояля.

Исполняя

же

эти

произведения

в

концертном

зале,

концертмейстер

должен

создать

полноценную

звучность

аккомпанемента,

стремясь

по

возможности

к

оркестровой

масштабности рояля.

Большую

роль

в

процессе

обучения

играет концертная

и

просветительская

деятельность

хорового

коллектива.

Во

время

концертных выступлений хора концертмейстер должен быть особенно

внимателен и чуток. Учащиеся от волнения могут забыть темп, вовремя

не

вступить,

«сползти»

с

тональности.

Концертмейстер

должен

компенсировать,

если

это

необходимо,

темп,

а

часто

настроение

и

характер, а в случае надобности незаметно подыграть мелодию.

Умение быстро реагировать на различные неожиданности – одно

из

необходимых

качеств

концертмейстера

хорового

класса.

Также

концертмейстер

помогает

педагогу

в

выборе

хорового репертуара.

Используя свои знания в области хоровой музыки, он может подсказать и

посоветовать

то

или

иное

произведение.

При

выборе

репертуара

обязательно надо учитывать степень подготовленности детского хора,

его возможности, интересы и восприимчивость.

Если хористы творчески активны, можно пройти за урок несколько

произведений.

Концертмейстеру

необходимо

умение

мгновенно

переключаться

на

принципиально

иные

стилистические

и

жанровые

особенности произведения, тем самым подготавливая хор к грамотному

исполнению.

Концертмейстер

в

данном

случае

является

первым

интерпретатором музыки, который доносит до хоровых исполнителей

замысел

композитора.

Этого

нельзя

достичь

без

предварительного

глубокого анализа музыкального текста, эпохи композитора, глубоких

теоретических знаний, а также чутья музыканта-профессионала.

Являясь помощником педагога, концертмейстер не только учит с

хором

репертуар,

но

и

в

значительной

мере

помогает

учащимся

усваивать указания преподавателя.

В

профессиональные

задачи

концертмейстера

входит

создание

психологически

комфортного

микроклимата

для

всех

участников

творческого

процесса.

Большую

роль

в

этом

играет

дружелюбное,

ровное отношение ко всем хористам, индивидуальный подход, учитывая

особенности

характера

каждого

из

певцов,

совместные

обсуждения

успехов

и

неудач

коллектива,

и,

конечно

же,

увлеченность

своей

профессией и искренняя любовь к музыке.

З на ние специфических

певческих

проблем

и

задач

должно

органично войти в сознание каждого концертмейстера, работающего с

детским хором. Стать хорошим хоровым концертмейстером может лишь

тот, кто понимает всю сложность и многообразие этой профессии и по-

настоящему любит хоровое искусство.

Литература:

1.

Кубанцева

Е.И.

Концертмейстерство

музыкально-творческая

деятельность // Музыка в школе. – 2001. - №2. – С. 38-40.

2.

Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и

хором // Музыка в школе. – 2001. - №5. – С. 72-75.

3.

Крючков

Н.

«Искусство

аккомпанемента

как

предмет

обучения».

Москва, 2003 г.

4.

Л ю бл и н с к и й

А . П . Те о р и я

и

п р а кт и ка

а к ко м п а н е м е н т а :

Методологические основы. – Л.: Музыка, 1972. - 80 с. (Разделы № 2, 3,)

5.

Самарцева

Т.

«Методические

рекомендации

по

концертмейстерской

работе в дополнительном образовании». Оренбург, 2009 г.



В раздел образования